Здавалка
Главная | Обратная связь

Стиль ситуативной коммуникации



1. Сотрудничество

2. Конфронтация

3. Ассимиляция


178


Новые разработки


Систематизация наблюдений


179


 


4. "Параллельная игра"

5. "Борьба за территорию"

6. Другое______________

Комментарий к Протоколу

Интерпретацию Протокола количественного анализа можно

посмотреть в предыдущей главе.

СТИЛЬ СИТУАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Стиль ситуативной коммуникации (ССК) отражает обгний характер взаимодействия "вокруг песочницы'. В зависимости от того, каким образом вели себя участники группы по отношению друг к другу, мы определяем ССК как сотрудничество, конфронтация, ассимиляция, "параллельная игра", "борьба за территорию". Если ни один из выделенных стилей не отражает наблюдаемое Вами, можно вписать Ваше определение ССК в графу "другое". СОТРУДНИЧЕСТВО

Если в песочнице все участники группы слушали друг друга; тот, кто предлагал свою идею, был выслушан; члены группы уважали друг друга — мы можем говорить о СОТРУДНИЧЕСТВЕ.

КОНФРОНТАЦИЯ

Если в группу "попали" два или более лидера; наблюдалось открытое или скрытое противостояние, напряжение; даже разразился конфликт —группа спонтанно разделилась на подгруппы, — скорее всего, Вы наблюдаете стиль КОНФЮНТАЦИИ.

АССИМИЛЯЦИЯ

Если мы видим песочную картину с единым центром; предложения участников группы как будто объединились в одну общую идею; "территории" членов группы не выделены, размыты; все подчинены одной идее и царит полное взаимопонимание — это стиль АССИМИЛЯЦИИ.

"ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ИГРА"

В этом случае на песочной картине можно увидеть несколько "параллельных миров" — автономных стран, которые друг другу не мешают. Иногда между ними есть сред-


ства коммуникации (дороги, мосты, проходы), а иногда они отсутствуют вообще. Бывает, что два члена группы находятся между собой в конфронтации, а другой (или двое других) спокойно строят свои "Сказочные страны". Если Вы наблюдаете именно это, можно отметить два стиля ситуативной коммуникации: конфронтация и "параллельная игра". Иногда тот, кто ведет "параллельную игру", потихоньку может захватывать территории спорящих.

"БОРЬБА ЗА ТЕРРИТОРИЮ"

В этом случае участники группы прежде всего стремятся захватить территории друг друга. Они рке не выясняют друг у друга, "кто самее", как в случае конфронтации. Идет борьба за власть и территорию, сопровождающаяся агрессивными вспышками и конфликтами.

Систематизация наблюдений и дальнейшие "шаги"

Важно, чтобы наблюдение за ССК в одной группе заняло не менее 3—5 сеансов. Если все это время ССК сохранялся — можно говорить о его устойчивости, неситуативности.

Наиболее деструктивный ССК — "борьба за территорию". В этом случае наиболее сложно "умерить страсти". Чаше всего члены группы плохо совместимы друг с другом. Если в группе есть явный "зачинщик" конфликта, имеет смысл поработать с ним (и с его родителями) индивидуально. Чтобы "перейти" от "борьбы" к сотрудничеству, от Вас потребуется очень много терпения и мастерства. Может быть, лучше даже Вам стать одним из членов группы, "задать тон" позитивной коммуникации и посмотреть, насколько чутко участники группы реагируют на Ваше присутствие. Если они продолжают "бороться", группы можно расформировать и рекомендовать всем ее участникам индивидуальные занятия. Параллельно индивидуальным занятиям этих детей можно включать в другие группы, исследуя ССК. Если и в других труппах ребенок демонстрирует деструктивное поведение — с ним пока нужно заниматься только индивидуально. Сначала он может создавать песочные картины один (как в клас-



Новые разработки


Систематизация наблюдений


181


 


сической индивидуальной форме). Потом Вы можете строить совместные картины, "проживая" модели позитивной коммуникации. Только после этого его можно будет присоединять к детским группам.

Если Вы наблюдаете устойчивую конфронтацию, не нужно торопиться приписывать участникам группы недостаточную степень развития коммуникативных навыков или расформировывать группу. Противостояние часто является следствием наличия в группе нескольких лидеров, которые бессознательно "делят сферы влияния". Иногда, после определенных трений, лидеры "заключают перемирие" и начинают довольно успешно сотрудничать. Если этого не произошло спонтанно за 6—8 сеансов, им необходимо помочь. Можно дать им общее задание: поставить на картину фигурку существа, нуждающегося в помощи, или фигурку злодея, от которого нужно спасать сказочный мир и пр. Основное условие: не ругаться, помогать, иначе — ничего не получится. Когда ситуация разрешается, важно отметить, проговорить, что именно их сотрудничество стало залогом успеха.

Таким образом, конфронтация предполагает "обучение" участников группы навыкам сотрудничества на примере "проживания", "разрешения" конкретных сказочных ситуаций.

Сотрудничество и ассимиляция отражают либо хорошо сформированные навыки позитивной коммуникации, либо высокую степень совместимости, сплоченности группы. Обычно эти ССК можно наблюдать в зрелых группах, к этому приходят через серию занятий.

В случае "параллельной игры" важно стимулировать у участников группы желание узнать мир соседа, строить коммуникации между территориями. Но делать это нужно осторожно. Часто дети сами, постепенно узнавая друг друга, превращают "параллельную игру" в общую. В любом случае, насильно, против желания человека внедряться на его кусочек Сказочной страны не стоит. Имеет смысл подольше понаблюдать за естественной динамикой развития взаимодействия в песочнице. Длительная изоляция миров друг от друга (более 8 сеансов) встречается очень редко. Если только один или два участника группы обособляют свои миры, это может


отражать стремление к дополнительной безопасности, уязвимость, ранимость. Однако при достаточной степени доверия в группе они идут на взаимодействие. Также как и в случае конфронтации, участникам этой группы можно предложить совместное задание.

Если Вам повезло — Вы сразу же столкнулись с позитивными ССК (сотрудничество, ассимиляция), можно "проигрывать" с группой на песке известные художественные, психокоррекционные и дидактические сказки, различные жизненные ситуации и пр. Все это способствует значительному расширению репертуара поведенческих моделей, накоплению жизненного опыта и развитию познавательной сферы личности.

Дидактические сказки на песке: принципы обучения чтению

Играя с песком, дети легче усваивают дидактический материал. Для самых маленьких и "особых" детей (с проблемами интеллектуального развития) особенно важно научиться читать, а впоследствии и писать правильно. Хочу предложить Вам принцип сочинения и проигрывания сказок, направленных на обучение грамоте. На базе этого принципа можно создавать дидактические сказки для изучения иностранного языка, обучения арифметике и пр. Работа может проводиться как в группе, так и индивидуально.

Совместно с ребенком Вы строите Сказочную страну и параллельно рассказываете примерно следующую сказку.

«В одной Сказочной стране, где текла река (или озеро, или было море — в зависимости от того, что захочет построить ребенок), стоял красивый лес (были поля и долины), жил маленький гномик (или другой сказочный герой). (В это время Вы достаете фигурку и ставите ее в песочницу.) У гномика был домик (в это время Вы предлагаете ребенку поставить домик: в любое место песочного листа). Он в нем жил (Вы ставите фигурку рядом с домиком, или просите это сделать ребенка). Рядом с домиком росло дерево (прекрасный сад и пр. — Вы просите ребенка "посадить" дерево). Гномик о нем заботился, поливал



Новые разработки


Систематизация наблюдений


183


 


его, разговаривал с ним, укрывал, когда было холодно. У нашего гномика было интересное имя — его звали С. Он носил курточку с изображением своею имени (Вы прозрачным скотчем наклеиваете на спину фигурки заранее изготовленную Вами букву "С")- Но самое удивительное было то, что гномик мог произносить, говорить только свое имя: "С-с-с!" Когда он радовался солнышку, выходя утром на крыльцо (ребенок в это время манипулирует фигуркой), он произносил радостно: "С-с-с!". Когда ему было холодно, он прятался у себя в домике, разводил огонь в печи и дрожал. А при этом опять произносил только свое имя: "С-с-с". Когда он злился, он говорил: "С-с-с!". Когда ему было приятно, он ел что-то вкусненькое и получал от этого удовольствие, он говорил: "С-с-с!" (Важно вместе с ребенком произносить этот звук в различных эмоциональных состояниях, чтобы он "ожил".) Но оставим на некоторое время гномика С и познакомимся с еще одним героем нашей сказки.

На другом конце этой Сказочной страны тоже стоял домик (мы просим ребенка поставить домик туда, куда он считает нужным). И рядом с ним росло прекрасное дерево (ребенок "сажает" его). А жил в этом ломике другой гномик (Вы достаете фигурку и ставите ее рядом с домиком). Звали его — О. Также как и гномик С, гномик О умел произносить, говорить только свое имя. Когда ему было весело, он говорил: "О-о-о-о!" Когда он грустил, он тихонько говорил: "О-о-о." Когда он узнавал что-то новое, удивлялся, он говорил: "О-о-о-о!" Гномик О носил курточку с изображением своего имени (Вы наклеиваете прозрачным скотчем на спину фигурке заранее изготовленную букву "О"). Но оставим ненадолго гномика О и посмотрим, кто еще живет в этой Сказочной стране.

Посмотрите, в нашей стране есть еще один домик (который Вы сейчас незаметно поставили на другой край песочницы) ! Кто же в нем живет? Кто поливает все эти прекрасные цветы (ребенок "сажает" цветы около домика) ? Это еще один житель Сказочной страны. Познакомьтесь — гномик К! Он носит курточку с изображением своего имени. И, как и


другие жители этой Сказочной страны, может произносить только свое имя: "К-к-к!" Как от говорит, когда радуется? А когда грустит? А когда сердится? А когда удивляется?

Как-то раз гномикам наскучило сидеть по своим домикам, и они пошли страну посмотреть, да себя показать. Ведь им так хотелось иметь друзей. (В это время, совместно с детьми, Вы начинаете передвигать фигурки гномиков по песочнице.)

Вот, на поляне встретились два гномика С и О. Они очень удивились друг другу, и каждый из них, естественно, произнес свое имя. (Дети говорят удивленно: "С-с-с!" и: О-о-о!") Наши гномики были очень любопытны, они подходили все ближе и ближе друг к другу. Каждому далее захотелось прикоснуться к другому, проверить, не сон ли это?! И когда их руки соединились вдруг..! Каждый из них произнес: "С-о!" и: "О-с!" Когда их руки соединялись, они могли произносить не только свое имя, но и имя другого! А когда руки разъединялись, каждый мог произносить только свое имя: "С-с!" и: "О-о!"

Гномиков очень обрадовало то, что они могут произносить что-то новое. И они, взявшись за руки, пошли по дорожке, весело распевая: "С-с-о-о! О-о-с-с!"

В это время гномик К тоже гулял и вот вышел на дорожку, по которой шли гномики С и О.

Когда гномик К увидел весело шагающих и поющих С и О, он очень удивился и произнес: "К-к-к!" А С и О уже знали, какие интересные веши происходят, когда соединяются руки. Поэтому они подбежали к гномику К и взяли его за руки. Но вдруг...

Вдруг все загрохотало, засверкало. Гномики закрыли глаза и плотнее прижались друг к другу. Но все стихло также внезапно и быстро, как и началось. Гномики открыли глаза и удивленно произнесли: "СОК!" И вдруг.,, у каждого из них в руке оказалось по стаканчику вкусного сока! (На фигурке стаканчика с соком должно быть написано СОК — это имена всех трех гномов).

Они выпили сок. И радостно заплясали. Разъединяя руки, они произносили только свои имена. Но когда им хотелось


 

Новые разработки

сока,они соединяли руки. Они поняли, что умеют творить настоящие чудеса!

А когда солнышко закатилось, наступил вечер, наши гномики разошлись по своим домам. Теперь они могли видеться друг с другом, когда им захочется.

Мы попрощаемся с нашими гномиками, а в другой раз поучаствуем в их следующих приключениях. Ведь в этой Сказочной стране еще много тех, с кем мы не знакомы...»

Замечательный психолог, дефектолог, игротерапевт и логопед Татьяна Грабенко отмечает, что обучаемые по данному принципу дети сразу начинают грамотно писать (так как мы связываем правильное фонетическое звучание и графическое изображение буквы); благодаря "проигрыванию" звуков в различных эмоциональных состояниях, они становятся "живыми", и дети их с радостью правильно воспроизводят. Кроме того, детям становится, наконец, понятно, почему звуки нужно произносить правильно: ведь это имена сказочных героев. Произнося их неправильно, можно не только обидеть гномика, но и вызвать какого-то другого (даже злобного) сказочного жителя.

Игра в песок, постановка разнонаправленных сказок на песке — естественное для человека (особенно маленького) занятие. В чрезвычайно редких случаях Вы встретитесь с отказом. Данная методология позволяет не только стабилизировать психоэмоциональное состояние, но и значительно повысить мотивацию к дидактическим и коррекционным занятиям. Поднос с песком рекомендуется иметь в кабинете каждому педагогу и психологу еще и для того, чтобы была возможность "поговорить с самим собой"...


Заключение

Изложенная в книге методология позволяет составлять как комбинированные эклектические курсы сказко-терапии, так и работать в рамках одного из обозначенных направлений.

Можно выделить 4 вида курсов сказкотерапии:

— дидактические курсы, предназначенные для педагогов раз
личных дисциплин, обучение и абилитацию детей-инва-
лидов с мультидефектами,

— развивающие курсы, адресованные детям "в норме",
для развития креативности и адаптативных навыков,

— коррекционные, направленные на коррекцию деструк-
тивных форм поведения и эмоциональных нарушений,

— психотерапевтические, адресованные взрослым пациентам
и подросткам, находящимся в кризисных ситуациях.

В рамках курсов сказкотерапии осуществляется интег-ративный подход к личности, а также сказочно-метафорическое моделирование системы отношений ребенка и взрослого к миру и социуму. В настоящий момент метод защищен Авторским свидетельством №1201152 Комитета Госдумы РФ.

В структуру развивающих, психокоррекционных и терапевтических курсов сказкотерапии в технологической последовательности входят пять блоков.



Заключение


Заключение


187


 


 


1. Блок психологической диагностики реализует функ-
цию сбора материала о затруднениях или потребнос-
тях развития и индивидуального развития и самовы-
ражения. Он включает: выполнение проективных тес-
тов в форме сказок, беседу с родителями, членами
семьи, драматизацию в форме сказок актуальных си
туаций и др. (1—5 занятий).

2. Блок психолого-педагогической коррекции направлен на
обогащение спектра позитивных приемов взаимодействия,
представленных в сказочной форме (психодинамические
и статические медитации, создание сказочного контекста
и путешествие по Сказочной стране, решение сказочных
задач; 5—10 занятий).

3. Блок социально-психологической адаптации служит для
закрепления новых форм позитивного поведения и вза-
имодействия, адаптации индивидуального стиля жизни
к условиям социума. В состав блока входят следующие
приемы: встречи со сказочными существами, сочине-
ние сказок, различные формы рассказывания сказок,
построение картин из песка (песочная терапия) и
пр.(5—10 занятий).

4. Блок творческого самовыражения реализует задачу разви-
тия творческих проявлений в повседневной жизни, уси-
ления спонтанности и сепарации от условий тренингово-
го процесса. В состав блока входят следующие приемы:
самостоятельное составление картин из песка, самостоя-
тельная постановка спектаклей, рисование сказок объем-
ными красками и пр.(3—7 занятий).

5. Блок работы с родителями, членами семьи и социальным
окружением выполняет задачу позитивной ассимиляции
ребенка в привычную социальную среду (обучение роди-
телей доступным формам работы со сказкой, использова-
ние сказок как корректного способа разрешения внутри
семейных проблем). Работа с родителями может произво-
диться параллельно занятиям с детьми. Например, Вы
проводите 4 занятия с детьми, а каждое 5-е занятие — с
родителями. По мере "взросления" членов группы (повы-
шения уровня групповой зрелости и сплоченности) мож-


но проводить объединенные занятия родителей с детьми (например, изготовление кукол и постановка спектаклей, театрализованные игры, совместное рисование и пр.).

Если Ваш курс рассчитан на длительное время, можно делать перерывы между занятиями. Например, Вы занимаетесь 2—3 месяца (1 раз в неделю), потом делаете 2—4 недели перерыв. Это нужно для того, чтобы не происходило "привыкание" к Сказочной стране и не обесценивалась значимость "волшебства". Всегда имеет смысл оставлять "действие незавершенным", поэтому перерыв нужно делать тогда, когда Вы чувствуете, что живость восприятия, острый интерес к занятиям чуть притупляется. Ваши занятия не должны быть обыденными. Каждый раз — это живой экспромт, совместная импровизация на хорошо подготовленном материале.

Продолжительность курса может колебаться от 2 месяцев до 2—3 лет. Численность групп: для дидактических курсов — до 30 человек, для развивающих курсов — до 8 человек, для коррекционных курсов — до 4 человек, для психотерапевтических — до 12 человек.

Однако групповая форма работы не отрицает индивидуальную.

В последнее время сказкотерапия получает все большее распространение. И это неудивительно, ведь метафора доступна, а нижняя возрастная граница применения методологии — 2—2,5 года, тогда как верхняя возрастная граница пока не обнаружена. Сейчас сказкотерапия ориентирована как на людей с нормальным интеллектуальным развитием, так и на глубоко умственно отсталых людей, имеющих мультидефекты. Разработкой сказкотерапевтических программ и адаптацией сказок для "особых" детей занимается Оксана Смирнова (ее материал Вы найдете в "Приложении"). Замечательный логопед, сурдопедагог и психолог Татьяна Гра-бенко составляет сказочно-игровые программы. Ею оформлена новая коррекционно-развивающая технология "Сказ-котерапевтическая фонетическая ритмика". Интересные исследования сказок и их архетипической природы делает филолог, психолог Виолетта Минина. Елена Михайлова


создает сказкотерапевтические курсы для женщин и исследует "сказочные" модели, живущие в женском бессознательном. Разрабатываются специальные сказкотерапевтические программы для людей, занимающихся бизнесом. В Вологодской области, поселке Шексна, сказкотерапия применяется удивительными и мужественными психологами для коррекции малолетних правонарушителей...

Я буду рада, если отзывы о книге и рассказ о своей работе Вы пришлете по адресу: 197198, С.-Петербург,

Пионерская, 2—6.

Сейчас много споров ведется о том, какой должна быть психотерапия XXI века. Развитие Души, общение с ребенком "на равных", познание Тайны, безусловно, являются принципами психологии следующего тысячелетия. И все больше коллег, психологов, психотерапевтов и педагогов говорят о том, что сказкотерапевтический подход наиболее актуален для нового века. Попробуйте, быть может, он приглянется и

Вам...

Удачи Вам!


 

Список литературы

1. Бюлер Ш. Сказка и фантазии ребенка. М., 1925.

2. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком / Дошкольное воспитание. 1948. 9.

3. Пропп В. Морфология сказки. М., 1969.

4. Клайн В. Как подготовить вашего ребенка к жизни. М., 1992.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

6. Эльконин Б.Д., Эльконина Л. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъективность действий / Вестник МГУ, серия 14. Психология. 1993. 2.

7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказки звездной страны Зодиакалии. СПб., 1997.

8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

9. Юнг К.-Г. Феноменология духа в сказке. М., 1996.

10. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1992.

11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

12. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.

13. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.

14. Вилсуорт Л. Вилли и его друзья. М., 1994.

15. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. М., 1996.

16. Миле Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. М., 1996.

17. Пезешкян Н. Торговец и попугай. М., 1992.

18. Беттельхейм Б. О пользе колдовства. Нью-Йорк, 1982.

19. Кэмпвел Р. Герой с тысячью лиц. М., 1997.

20. Аллан Д. Ландшафт детской души. СПб., 1998.

21. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара, 1996.

22. Добряков И.В., Лазарева И.П. Здоровые роды — счастливый малыш. СПб., 1998.



Список литературы


 



23. Шарп Д. Типы личности. СПб., 1996.

24. Гнездилов А.В. Петербургские сновидения. СПб.,
1996.

25. Гнездилов А.В. Дым старинного камина. СПб., 1998.

26. Гнездилов А.В. Путь на Голгофу. СПб., 1995.

27. Элькин В.М. Уроки Макса Люшера. СПб., 1998.

28. Фон Франц М.-Л. Психология сказки. СПб., 1998.

29. Родари Д. Грамматика фантазии. М., 1978.

30. Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельно
сти. М., 1980.

31. Спиваковская А.С. Профилактика детских невро
зов. М., 1990.

32. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные наруше
ния у детей и их коррекция. М., 1990.

33. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического
развития ребенка. М., 1997.

34. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира де
тей. Ярославль, 1996.

35. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб.,
1994.

36. Гарбузов В.И. От младенчества до старости. Л., 1991.

37. Э.Грюнелиус. Вальдорфский детский сад. М., 1992.

38. Зимбардо Ф., Застенчивость. М., 1991.

39. Ле Шан. Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума.

40. Лич П. Младенец и ребенок. СПб., 1993.

41. Лосева В.К. Рисуем семью. М., 1995.

42. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

43. Шульц-Вильд Л. Наш ребенок. М., 1992.

44. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказ
ки. ЛГУ, 1986.

45. Неелов Е-.М. Натурфилософия русской волшебной
сказки. Петрозаводск, 1989.

46. Теория метафоры. Прогресс. М., 1990.


Приложения

Дмитрий Фролов

Святая вода

Сказки для детей и взрослых в стихах (по мотивам народного фольклора)

Кто из нас не любит замечательную сказочную поэму Петра Ершова "Конек-Горбунок"? Аура волшебства, юмор, живой язык — все это привлекает детей и взрослых. К сожалению, произведений, подобных этому, мало.

Дмитрий Фролов "оживил ершовский стиль", переработал русские народные сказки-притчи, наполнил их современным смыслом и юмором.

В "Сказе про Белого Коня" Вы найдете уникальную стихотворную иллюстрацию к главе о том, как строится сказочный сюжет.

Известно, что стихотворная форма легче воспринимается и детьми с проблемами развития и воспитания. Данный сказкотерапевтический материал будет полезен не только родителям, воспитателям, педагогам, но и дефектологам.


Приложения


Святая вода



193


 


Как барин коней высиживал

Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор, Едет, значит, на базар Продавать там свой товар...

Сам Егор — мужик степенный И товарец вез отменный: Тыквы толстые, большие, Жарким солнцем налитые. Тыквы эти просто чудо, Каждая — не меньше пуда!..

А навстречу, из Рязани, Барин мчал на тройке ранней. Барин был хотя и шумный, Но не так чтоб очень умный. И хвастлив еще без меры, Хоть и православной веры.

Въехал, значит, из-за гор На телеге дед Егор, Глядь, и барин подкатил И тот час же допросил:

— А ответь мне, коль не врешь,
Что на рынок ты везешь?
Больно странный твой товар,
Распугаешь весь базар!

— А чего мне, барин, врать,
Тут и нечего скрывать:

Не диковинки какие, Просто... яйца земляные.

Яйца — аглицкие, точно!

А купил я их нарочно:

Из яиц, с умом, коль, взяться, —

Кони добрые родятся!..


Я уж вывел трех коней, Нет в округе их резвей, Аглицкие скакуны! Но... боятся бороны, Не крестьянский это конь... Хоть ретив он, как огонь!..

Вот везу их продавать, Что добру зря пропадать...

Барин мерит по себе: Он — на аглицком коне Мчит, как вихрь, напролом, Рукоплещет ипподром!

Барин прямо весь трясется, Так коней ему неймется:

— Яйца все беру подряд,
Заворачивай назад!

Но наш дедушка Егор Был, как старый лис, хитер:

— Все бы ладно, барин, но
Есть условие одно:

Чтобы добрым быть коням, Высидеть их должен сам!

Строй гнездовье на сосне И сиди недели две, Коли встанешь до поры, Так уж, барин, не взыщи: Добрый конь не народится, Это все-таки не птица!..

Барин тыквы закупил И в деревню потрусил.

От опушки метров сто Было аиста гнездо. Подлатал там дыры плотник:

— Лезьте, барин, коль охотник..,


Сказкотерапия»


194


Приложения


Святая вода


195


 


Барин из последних сил Сам все тыквы затащил, Поглядел на темный лес И, кряхтя, в гнездо полез.

Третий день сидит он кряду, Греет тыквы толстым задом, С непривычки занемел, Знать, на гнездах — не сидел. Сон беднягу так и валит, Вообщем, отключился барин...

Ночь настала на дворе, Барин спит в своем гнезде, Заяц дремлет под сосной, Все объято темнотой...

Видит барин в полусне, Как на аглицком коне Он летит за кругом круг. Толпы зрителей вокруг Машут барину: "Вперед! Ты выходишь на рекорд!"

Гикнул барин что есть сил И в азарте-то вскочил, Заскакал по тыквам лихо — Не привык он ездить тихо!

Тут гнездо и обломилось Да на зайца-то свалилось, Тыквы — вдребезги, конечно, Барин лег, как сноп, сердечный.

Заяц в ркасе привстал И, как лошадь) ускакал, Слышал барин быстрый скок, Да впотьмах узреть не смог...


Подтащился он к сосне:

— Ох, и горюшко же мне,
Что за чудо-жеребенок —
Только нынче из пеленок,
Только вылупиться смог,

А такой уж резвый скок! Кабы высидел срок я, Что за конь был у меня!

Плач — не плач, а не вернешь, Хоть и очень конь хорош...

Охал барин час-другой И побрел тишком домой:

— Завтра мужика найду
И еще яиц куплю!
Хоть труды и тяжелы,
Кони больно хороши!..



Приложения


Святая вода


197


 


Святая вода

Хорошо, чтоб иногда Шла из крана-то вода Не простая, как всегда, А — святая бы вода!

Где-то, как-то в Старой Руссе Жили-были дед с бабусей.

Смолоду все ладно жили, Вместе ели, вместе пили, Слова грубого — ни-ни, Славно ладили они.

Но с годами все трудней Быть бодрей и веселей, Рано стали уставать, Все вдруг стало раздражать.

Как тут было не ругаться, Просто — некуда деваться!..

Дальше — больше, Чаше — дольше...

Наругавшись от души, Отдыхали на печи, Дед подолгу не орет: Возраст все-таки не тот.

А ведь зла-то не держали, Зря друг друга обижали.

Вот нальет бабуля щей, Молвит просто: "Жри, Кощей, Каб не лаял беспричинно, Не страдала б я безвинно, Коль умерил бы свой пыл, Суп бы, может, не остыл!"


Дед вскочил, как молодой: "Значит, я всему виной?! Ах, ты, старая оса, Разложила телеса! Что ты машешь языком, Ровно в ступе помелом?!"

Бабка, ясное же дело, Оскорблений не терпела, И кастрюля теплых щей Лихо шла ему взашей...

Дед, понятно, вожжи брал И за бабкою бежал...

В общем, так они и жили, Вроде как при деле были, День за днем пошли разборки, Жизнь их стала очень горькой...

Огород дед не копает, Бабка стряпать не желает, Не наколют даже дров, В доме холод, будь здоров.

И еды уж нет в избе, Толстый лед намерз в трубе, Фикус в горнице зачах, Все хиреет на глазах.

Славу Богу, от беды Люди добрые спасли: Надоумили бабулю К старцу ехать за пилюлей, Что от свары помогает И здоровье укрепляет.

Вот бабуля, помолясь. Поутру и собралась. Проплутала день-другой И нашла тот скит святой.



Приложения


 


199


 


Старец выслушал бабулю, Дал кузнечиков кастрюлю И промолвил ей: "У-гу, Коль смогу, то помогу".

Налил прямо из-под крана Ей водицы два стакана: "На, вот, только не разлей, Это средство — всех сильней! Коль ругаться подопрет, Набери водицы в рот, Час продержишь, аль — другой, Все пройдет само собой. Воду, значит, не глотай И на брань не отвечай! А пилюли — ерунда, Коль Святая есть вода!"

Дед который день молчал, Ничегошеньки не знал: Черти бабку унесли — Не с кем душу отвести!

Лишь раздался скрип ворот, Дед тотчас разинул рот: "Где ты, старая, пропала, Аль в избе работы мало?! Печь не топлена сто лет, Третий день я жду обед!"

Бабка только услыхала, Мигом в рот воды набрала, Дед — мрачнее сатаны, А бабуле — хоть бы хны!

Покричал дедуля властно, Да впустую все, напрасно: Бабка набожно молчала, Словно в рот водь! набрала!

Смолкнул дед в своем углу -Что пыхтеть-то одному.


Утром бабка вдруг сама Свору с дедом завела, По привычке раскричалась, За горшок с борщом хваталась.

Только рог раскрыл дедуля, Спохватилася бабуля, Так хлебнула той воды, Слезы даже потекли.

И волшебная вода Снова бабке помогла: Только голос подал дед, Бабка — шасть ему обед Да лепешек из печи: "Ешь покамест горячи".

Дед задумался глубоко, Как-то стало одиноко, Три лепешки прожевал, Сам с собою рассуждал:

"Что-то мы живем не так, Не житье, а просто — мрак. Ругань в доме день-деньской, А пора бы — на покой, Бабка, юн, совсем усохла Да к тому ж еще оглохла. Долго так не протянуть, Надо делать что-нибудь, Чем ругаться-то с утра, Лучше уж колоть дрова. Вон, какой-то итальяно, Что-то вроде — Чемодана, На ночь дров как порубает. Говорит, что помогает. Надо спробовать разок, Может, есть какой-то толк?Г

Рада бабка, рад и дед: Склок у них в помине нет!



Приложения


Святая вода


201


 


Колет дед весь день дрова, Бабка пляшет у котла, Огород зазеленел, Свежий хлеб в печи поспел.

А чудес-то нет нигде, Дело все — в Святой воде! Так бабуся утверждает: А она-то — понимает.

Дед с бабулей, коль не врут, До сих пор там и живут.

Тут и сказочке — конец, А кто слушал — молодец!

Разбитое корыто

Брел охотник по опушке.

Нет — ни птицы, ни — зверюшки,

Дома тоже — ни шиша,

Лишь три мухи, два мыша...

Вдруг под елкой небольшой Видит он: сидит косой!

Тут охотник затаился, На колени опустился, Ружьецо толкнул вперед, Тихо к зайчику ползет...

Сам же мыслит про себя: "Заяц будет пуда два, А продам я — за полтину И куплю хоть пару свинок. Те приплод потом дадут, Я не плохо заживу...

Оженюсь, поставим дом, Кучу деток заведем: Парни — в поле целый день, Девки будут прясть кудель...


Стадо дойное возьмем, Маслобойню заведем, Разрастется хутор мой, Не объедешь стороной!

Да с хозяйством-то таким Не управиться одним, Батраков придется брать, Может трех, а то... и пять.

Я, конечно же, — в окне, Как Добрыня на коне, Сверху мне весь двор видать, Легче будет управлять...

Дети, жаль, — озорники, уж такие шутники, Батраков начнут шпынять, Всяко станут приставать...

Я-то в бедности пожил, Знаю их хозяйский пыл... Если что, я сверху цыкну, По-отцовски им прикрикну:

"Эй, ты, Ванька-Колька — стойте! Ну-ка, рты свои закройте!"

Так "хозяин" осерчал, Что в сердцах-то закричал!

Заяц взвился, как комета, Был косой — и больше нету...

Наш мужик аж зарыдал: "Я так тихо подползал, И, ведь, нет еще детей,

Все испортил, дуралей..."

* * *

Ох, уж эти шалуны! Вечно жди от них беды, Каб отца-то не гневили, На каком дворе бы жили!



Приложения


.Святая вода


203


 


Илья Муромец разбушевался (шутка)

Заглянуло как-то Солнце К Илье Муромцу в оконце: "Ну, и спать ты, милый свет, Скоро уж, гляди, — обед.

Ну-ка, встань! Кваску прими, Духу свежего вдохни, Пробегись в Дремучий лес, Глянь дозором все окрест!"

Разлепил Илья глаза: Время позднее, роса уж просохла на дворе, Петухи отпели все.

Засбирался он в дозор, Несть врагам царев укор, Взял копье и меч булатный, Боевой топорик ратный, Да пучок сухой крапивы: Средство от нечистой силы.

Вот и лес Дремучий слева, Сколько битв здесь отгремело, Соловей шумел — Разбойник, Слава Богу, уж покойник.

Но сегодня — лес не тот, Лес Илья не узнает, То ли ураган гулял — Все деревья поломал.

Вон, Горыныч лег ничком, Шеи связаны узлом, Разметались по опушке Курьи ножки от избушки.


Из ступы торчит нога, Стонет там Баба-Яга, А Кашей застрял в гнезде

И висит на бороде.

Подивился вслух Илья: " Где, однако же, был я?!" Подошел сперва к ступе И помог Бабе-Яге.

Бабка всхлипнула скозь дрожь: "Как, Илюша, ты хорош!" И, размазывая слезы: "Вот когда, как счас тверезый..."







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.