Здавалка
Главная | Обратная связь

Бахиш крита Дхаути.



КУМАРИЛА

 

ПУТЬ ШИВЫ

 

(Антология древнеиндийских классических текстов)

 

* ГХЕРАНДА САМХИТА * ХАТХА ЙОГА ПРАДИПИКА * ШИВА САМХИТА * ЙОГА СУТРА * АНАНДА-ЛАХАРИ * ШАТ ЧАКРА НИРУПАНА * ВИДЖНАНА БХАИРАВА ТАНТРА * ШАНКАРА — НЕЗАОЧНОЕ ПОСТИЖЕНИЕ. * ШАНКАРА — АТМА БОДХА

 

Киев

 

В ФОНД БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕСТВА ВЕДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

На обложке — трансцендентальный образ Бога, символ Абсо­лютного Сознания, отражённый в индийской иконографии. Полуме­сяц, украшающий главу Шивы — это амрита, напиток бессмертия. Трезубец — символ господства над тремя мирами (подземным, зем­ным и небесным), тремя временами (прошедшим, настоящим и бу­дущим) и тремя состояниями сознания (бодрствованием, сном со сновидениями и сном без сновидений). Кобра — знак вечного обнов­ления и преграждения дороги всякому, кто дерзнёт приблизиться к Шиве, не отказавшись предварительно от эгоистических побуждений. Третий глаз Шивы, испепеляющий своим пламенем все вещи обыч­ного мира, символизирует абсолютное видение, которое снимает различие между субъективным и объективным (их представляют левый и правый глаза Бога).

 

Научно-популярное издание

 

ПУТЬ ШИВЫ (Антология древнеиндийских классических текстов)

 

Составители:

Стрельцов К. Г. и Русских Н. П.

Перевод с санскрита Ригин А.

Корректор Цвилынюк Н. П.

Общество ведической культуры

Издательство «Экслибрис»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 

ПУТЬ ШИВЫ (предисловие пе­реводчика)

 

ГХЕРАНДА-САМХИТА

 

О йоге тела

Асаны

Мудры

Пратьяхара

Пранаяиа

Дхьяна-йога

Самадхн-йога

 

ХАТХА-ЙОГА ПРАДИПИКА

 

Асаны

Пранаяма

Мудры

Самадхи

 

ШИВА-САМХИТА

 

1. Единственное существование

Расхождение мнений

Йога — единственно вер­ный метод

Карма-канда

Джнана-канда

Йога и майя

Определение Парама-ханса

Возникновение или эво­люция

Карма даёт дживе тело

2. Микрокосм

Дживатма

3. Практика йоги

Гуру

Адхикари

Место

Пранаяма

Вещи, от которых надо отречься

Средства

Первая, вторая и тре­тья ступени

Вайю-снддхи, или совер­шенства

Гхата авастха

Паричайя

Нишпатти

Асаны

4. Мудры

Йони-мудра

Пробуждение Кундалини

Маха-мудра

Маха-бандха

Маха-ведха

Кхечари-мудра

Джаландхара-мудра

Мула-бандха

Внпарнта-карани

Уддияна-бандха

Шакти-чалана-мудра

5. Бхога

Дхарма

Четыре вида йоги

Четыре типа учеников.

Пратикопасана

Раджа-йога

Тайна

Различные виды Дхараны

Шесть Чакр

Муладхара

Свадхистхана

Манипура

Апахата

Вишуддха

Аджна

Сахасрара

Тайное Тривени. Праяг

Мистическая луна.

Раджа-йога и Раджа-дхирадж-йога

Мантра

 

ЙОГА-СУТРА ШРИМАД ПАТАНДЖАЛИ

 

1. Самадхипада, или о со­зерцании

2. Садханапада, иля о ду­ховном ученичестве

3. Вибхутипада, или о со­вершенных способностях

4. Кайвальяпада. или об освобождении

 

АНАНДАЛАХАРИ или ВОЛ­НА БЛАЖЕНСТВА

 

ШАТ ЧАКРА НИРУПАНА

Свами Пурнананды (описание шести чакр)

 

ВИДЖНАНА БХАЙРАВА ТАНТРА

(112 Путей Шивы в изло­жении Пола Репса)

 

НЕЗАОЧНОЕ ПОСТИЖЕНИЕ

Шанкара-ачарьи

 

АТМА-БОДХА

Шанкара ачарьи

 

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 

 

Изливателя амриты милосердия, властного

прекратить множество мучений,

Почитаемого мудрыми ради получения

плода знания,

принимающего любые формы,

Сопровождаемого танцующими бхактами,

Живущего

На вершинах гор, со спутанными

развевающимися волосами

Благого, синегорлого (Шиву), всегда

страстно жаждет

Тебя мой разум как птица чатака.

ШАНКАРА — Шивананда Лахари, 52

 

 

Внешний мир, объемлющий человека, как и внутрен­ний мир его, указывает на иерархичность: на нашей Земле множество форм жизни, но корень и Мать всем им — Земля; в Космосе множество планет, но в нашей плане­тарной системе корень и Мать им всем — Солнце; наша вселенная вращается вокруг загадочной планеты Поляр­ная Звезда, которая является мощным центром притя­жения всех звёздных россыпей, но которая в свою оче­редь также вращается вокруг иного, более мощного цен­тра иных притяжений. Эта грандиозная картина Макро­косма зеркально отражена в структуре Микрокосма, или Человека, в котором проницательные мыслители давно обнаружили свои планеты, созвездия, орбиты, галакти­ки... В этом сложном мире взаимосвязей, сгармонизированных кажущимися противоречиями, есть нечто ТАКОЕ, что позволяет миру сохранять свою целостность при диа­лектической двойственности. Это НЕЧТО является ЕДИ­НОЙ СУЩНОСТЬЮ ВЕЧНОГО ПРИНЦИПА ЖИЗНИ, именуемого по-разному в зависимости от национальной культуры, уровня сознания, места, времени и т. д.

 

Во всех авторитетных Священных Писаниях особо подчёркивается значимость СУЩНОСТИ и её приоритет пред носителем этой СУЩНОСТИ. Так, например, в Евангелии от Матфея (12,32) сказано: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сём веке, ни в будущем».

 

Один из величайших духовных Учителей Шри Шанкара-Ачарья говорил: «Познавший Сущность стал выше печали». На таком сверхуровне сознания Божественное пропитывает человеческое и изречение Христа «Я и Бог — Одно», как и знаменитое ведическое «Тат твам ази» (Ты есть То) или «Ахам Брахма асми» (Бог во мне) представляются вполне идентичными, несмотря на раз­личие традиций и методов постижения СУЩНОСТИ.

 

Вникая в сокровенный смысл поучений Упанишад, Кришны, Будды, Христа, Лао Цзы, Магомета, Баха-Уллы, суфиев и др., невольно проникаешься мыслью, что все они говорят об одном и том же, но ПО-РАЗНОМУ, двигаясь от одного и того же Центра, но по разным радиусам: «пути Господа неисповедимы». Истинный духовный Учитель всегда обращался к людям на волне Любви, прекрасно понимая, что важен не радиус, ведущий к Любви, а САМА ЛЮБОВЬ, которая повсюду... Однако, величайшей помехой на Пути всегда являлась гордыня, этакое духовное чванство, когда адепт того или иного вероучения навязывает другому адепту или простолюди­ну свои взгляды, своё понимание Сущности, жон­глируя духовными авторитетами. Неискушённое ухо соблазняется подобным слушанием и погружается незаметно для себя в пучину фанатизма вследствие собственного невежества. Один из самых добросовестных и прони­цательных исследователей ведической культуры Шри Шанкара-ачарья писал по этому поводу: «Ни один ра­зумный человек не может считать, что его секта измери­ла Бога вдоль и поперёк и результат этого измерения выразила в своём собственном безупречном кредо».

 

К сожалению, сектантское Движение, растаскивая Истину по своим молитвенным казармам, размывает все­ленскую универсальность этой Истины, превращая Её в королевство больших и малых зеркал, не позволяя обыч­ному человеку понять, где истина, а где её подделка. Ви­димо, эту несчастную ситуацию имел в виду великий Будда, когда говорил: «Если глупец овладевает знания­ми, они сводят его с ума...»

 

Вера, оплодотворённая ЗНАНИЕМ, и знание, опло­дотворённое ВЕРОЙ — вот что необходимо человеку для естественного прорастания в Божественное! Человек — промежуточное звено между животностью и божествен­ностью и потому включает в себя как первое, так и вто­рое, и мудрецы всех времён предлагали и предлагают человеку средний путь, лезвие бритвы, узкие врата, ибо на этой стезе отсекаются разветвлённые кроны наших необузданных желаний и вновь проясняется Цель вечного духовного поиска... САМОГО СЕБЯ! Потерянного, несчастного, заблудшего, но ИЩУЩЕГО СЕБЯ повсюду среди теней.

 

Тот, кого мы так упорно ищем, находится в нас са­мих: «Царство Божие внутри вас». Вечное покаяние, пас­сивное упование на Бога и монотонная ритуальная прак­тика не помогут, если душа затянута тучами уныния и безысходности, если вся жизнь — сплошное ожидание манны небесной... Необходим повседневный труд само­очищения на всех уровнях: физическом, умственном и нравственном. Нет более или менее важных уровней,— все важны на своём месте, всё должно быть сгармонизировано.

 

Таков ПУТЬ ШИВЫ, системы, рационалистической ;по существу, уделяющей первостепенное значение запросам интеллекта и философскому осмыслению, а не обрядности и ритуалам.

 

Шива символизирует океан мудрости, куда несут свои могучие воды четыре реки познания: Хатха-йога, Раджа-йога, Кундалини-йога и Мантра-йога, об ароматах которых и повествует сборник «Путь Шивы», могущий устранить с лица души покровы «просвещённого» невежества, подобно тому, как свежий ветер разгоняет тучи, заслоняющие сверкающий лик солнца и сумеречный холодный свет вновь обновляется ярким и тёплым освещением...

 

Однако, чтобы произошло это преобразование в нас, необходимо внимательное прилежное чтение и, главное, упорное размышление над прочитанным. Такое познание «достигается «не мрачным фанатизмом, не бессмысленным преклонением перед догмами какой-либо системы или современной склонностью к сомнениям, не объек­тивными научными размышлениями, не принятием на - веру каких-либо теорий и гипотез, не культом каких-либо личностей, но при помощи внутреннего пробуждения Души» (Ф. Гартман). В наш век душевной и духовной сумятицы и умственной растерянности эти слова весьма актуальны. Человек не может жить без ясного осознания Смысла жизни и его практического воплощения, но если смысл жизни человека не совпадает с его духовным предназначением, то и практическое воплощение его не принесёт человеку удовлетворения, как не принесут ему удовлетворения все мнимые идеалы, заслоняющие САМОГО ЧЕЛОВЕКА и отодвигающие ЕГО ДУШУ в сто­рону ради призрачной и сомнительной морковки счас­тья...

 

Однако, пусть вдумчивый читатель не спешит следо­вать всему тому, о чём он прочтёт в сборнике «Путь Ши­вы», ибо реализовать эти рекомендации можно лишь под руководством опытного учителя, ЗНАЮЩЕГО Йогу не только теоретически, но и интегрально-практически. Встреча с таким Учителем неизбежна, если ученик се­рьёзно работает над собой, не внося беспокойства в ок­ружающий его мир иных влечений и не смущая умы неис­кушённых несвоевременными откровениями. ТАКОЙ уче­ник может однажды обнаружить Учителя в самом себе и тогда терпение и скромность должны помочь ему из­бежать незавидной участи лжепророков и лжемессий и остаться простым в своём истинном величии и великим в своей истинной простоте.

Мы надеемся, что уникальные тексты сборника «Путь Шивы» покажутся читателю не только интересными, но и весьма важными и эффективными для целей самосо­вершенствования по четырём взаимосвязанным направ­лениям: физический, чувственный, умственный и духовный уровни.

Да благословит всех нас Единый Господь!

 

Чандра

 

 

ПУТЬ ШИВЫ

 

Шива всегда считался покровителем йогинов, поэтому путь Йоги, подразумевающий настойчивую практику, са­модисциплину и аскетизм, можно назвать «Путём Ши­вы» в отличие от иного пути, предполагающего спонтанное растворение в потоке существования и следование естественному ходу вещей.

 

Гхеранда самхита» и «Хатха Йога Прадипика» — наиболее авторитетные тексты по Хатха йоге. Точное время их создания неизвестно, но вероятно «Гхеранда самхита» была написана между 7 и 15 веками н. э., «Хатха йога Прадипика», автором которой является Свами Сватмарама, была создана позднее, в 17 или 18 веке. По содержанию к этим текстам примыкает «Шива самхита», которая является сборником из разных такстов — это заметно по различию стиля — написанных, вероятно, в разное время разными авторами.

 

В этих трех текстах есть много общего — они говорят об одном и том же, о практике Йоги, о чакрах, о Кундалини — но те, кто хочет серьезно разобраться в Йоге, смогут в каждом из них найти для себя важные подробности. «Йога сутры», автором которых считается Патанджали, написана между 2 в. до н. э. и 2 в. н. э. Это клас­сический текст по Раджа-йоге, в которой инструментом достижения является не тело и не Кундалини Шакти, а само сознание. Хотя «Йога Сутры» — самый древний из публикуемых здесь текстов, он не случайно помещен после текстов по Хатха-йоге, в которых говорится, что Хатха-йога — это лишь ступень для достижения Раджа-йоги.

 

Снова обращается к теме Изначальной Силы Кундалини «Анандалахари»— «Волна блаженства». Так на­званы первые 41 шлока гимна «Сундарьялахари» («Вол­на красоты»), авторство которого приписывается Шанкаре. Текст этот весьма популярен среди последователей тантрической йоги.

Шанкара (Шанкарачарья) родился около 788 г. в Мала-баре (теперь штат Керала, Южная Индия), умер в 820 г. Философ и поэт, создатель учения Адвайта Веданты, Шанкара был автором многочисленных произведений от комментариев на Упанишады до комментариев на «Ка­ма-сутру».

 

А. Авалон считал «Волну блаженства» древнейшим и авторитетнейшим тантрическим текстом, на котором в большой мере базировалась вся последующая традиция тантрической литературы. Это не означает, что тантрйческая йога берет начало только со времен Шанкары— но известные тексты тантрической литературы были на­писаны уже после Шанкары.

 

Существует около 35 комментариев на «Волну блажен­ства», в том числе такие известные, как комментарии Лакшмидхары, Кайвальяшрамы, Аппайя-Дикшита и дру­гие. Наиболее популярным считается комментарий Кай-вальяшрамы, называющийся «Saubhadya-vardhani», написанный в 1504—1532 г.г. в Ориссе. Следует отметить комментарий Пандита Анантакришна Шастри, в кото­ром содержатся замечания, весьма ценные для практи­ки йоги.

Развивается учение о Кундалини и чакрах в тексте «Шат Чакра Нирупана» — «Описание шести чакр». Его автор, Свами Пурнананда родился около 1500 г. и. э. По­лучив от своего Гуру Брахмананды посвящение и сме­нив мирское имя Йогананда на Пурнананда, он пересе­лился в Камарупу (Ассан). Здесь, в Васишташраме Свами Пурнананда достиг своей йогической реализации, и остальную часть жизни странствовал по Индии. «Шат Чакра Нирупана» — часть более обширного трак­тата «Шри Таттва Чинтамани», написанного в 1577 году. Кроме этого Пурнананда — автор тантрических текстов «Шиамарахасья», «Шактакрама», «йогачара» и «Шактананда-тарангини».

 

«Виджняна Бхайрава Тантра» — один из основных тек­стов кашмирского тантризма. Он был написан около 10 в. н. э. Здесь публикуется краткое изложение «Видж­няна Бхайрава Тантры», составленное в 50-х годах на-1&его века Полом Репсом, который познакомился с этим текстом во время своего путешествия по Кашмиру. Сам текст «Виджняна Бхайрава Тантры» по своему объемунамного больше 112 сутр Пола Репса.

 

Александр Ригин, 1 ноября 1993, Киев

 

 

ГХЕРАНДА-САМХИТА

Приветствие.

 

Я склоняюсь в благоговении перед Ади-Ишварой (Из­начальным Господином) 1, первым возвестившим учение Хатха-йоги. Оно подобно первой ступени на лестнице, ведущей к высотам Раджа-йоги.

 

1 Далее информация в скобках, как и сноски, принадлежат пере­водчику.— Ред.

 

 

1.

О ЙОГЕ ТЕЛА.

 

1.1. Однажды пришел Чанда Капали в место отшельни­чества мудреца Гхеранды и склонился перед ним с поч­тением. Чанда Капали сказал:

1.2. О наивысший среди йогинов! О учитель йоги! Я хо­тел бы услышать теперь о йоге тела, которая ведет к по­знанию истины (Таттва-Джнана).

1.3. Гхеранда ответил:

Это очень хорошо, о сильнорукий, что ты спрашиваешь меня об этом. Я сообщу тебе это, сын мой. Слушай вни­мательно.

1.4. Нет уз, равных узам Майи; нет силы выше, чем Йога; нет друга лучше, чем мудрость; нет врага хуже, чем эго­изм (Ахамкара).

1.5. Изучая азбуку, можно познать все науки; так же овладением этой Йогой достигается познание истины.

1.6. Тела живых существ возникают из добрых и злых дел; из этих же дел возникает судьба (Карма) и это всегда идет по кругу, как колодезное колесо.

1.7. Точно также, как кувшин колодезного колеса ходит вверх и вниз, движимый силой быка (вращающего колодезное колесо), так и душа, движимая силой судьбы (Кармы), проходит через рождения и смерти.

1.8. Постоянно разрушается тело, как распадается в воде необожженный кувшин. Обожги тело в огне йоги и так соверши его очищение.

1.9. Вот средство для этого (очищения), состоящее из 7 частей: очищение, настойчивость, твердость, стойкость, легкость, познание, незапятнанность — садхана (трени­ровка), состоящая из 7 частей.

 

1.10. Составные элементы 7-частной садханы:

— Шесть действий (Шат-карма) дают очищение.

— Асаны дают силу

— Мудры дают стойкость

1.11.— Пратьяхара — покой.

— Пранаяма дает легкость

— Дхиана — восприимчивость своей Сущности.

Самадхи дает неокрашиваемость (незапятнаность, «нирлиптата»), которая есть освобождение (Мокша).

1.12. Дхаути, Басти, Нети, Лаулики, Тратака и Капалабхати — 6 действий очищения, которые нужно выполнять.

1.1З. Дхаути бывает 4 видов:

— наружное очищение (Антар-Дхаути, омовение).

— очищение зубов (Дант-дхаути)

— очищение сердца (Хрид-дхаути)

—очищение заднего прохода (Мула-садхана) .

1.14. Внутреннее Дхаути тоже имеет 4 части:

—очищение воздухом (Ватасара)

—очищение водой (Варисара)

— очищение огнем (Агнисара)

— Бахиш Крита.

 

Ватасара Дхаути.

 

1.15. Со ртом в форме вороньего клюва пей воздух очень медленно, двигай животом и затем заставь этот воздух выйти через задний проход.

1.16. Ватасару следует держать в тайне. Она делает тело свободным от нечистот, изгоняет всякого рода болезни и разжигает огонь пищеварения.

 

Варисара Дхаути.

 

1.17. Наполни горло водой и пей ее медленно. Двигая воду в желудке, этим движением заставь ее выйти из заднего прохода.

1.18. Варисару следует хранить в тайне. Она очищает тело и посредством ее тщательного выполнения дости­гается сияющее божественное тело (Дэва-деха).

1.19. Из всех Дхаути Варисара наилучшая. Кто стара­тельно выполняет ее, тот очищает свое тело и достигает сияющего божественного тела (Дэва-деха).

 

Агнисара Дхаути.

1.20. Тесно прижми узел пупа к позвоночнику (втягивая живот) 100 раз. Это — Агнисара Дхаути, которая прино­сит йогину успех в йоге, устраняет болезни желудка и усиливает огонь пищеварения.

1.21. Эту Дхаути нужно сохранять в тайне — ее трудно достичь даже богам. Но выполнением ее несомненно до­стигается сияющее божественное тело.

 

Бахиш крита Дхаути.

 

1.22. Выполнив Каки-мудру (вдыхая через рот в форме вороньего клюва) — наполни желудок воздухом. Задер­жи его там на полтора часа и выпусти снизу (через зад­ний проход). Эта Дхаути должна держаться в строгой тайне и никогда не разглашаться.

1.23. Затем войди в воду до пупа и позволь прямой киш­ке выйти наружу. Мой ее руками, пока она не станет чистой, затем втяни ее обратно в тело.

1.24. Это промывание должно храниться в тайне, его трудно достичь даже богам. Посредством этой единствен­ной в своем роде Дхаути достигается сияющее божест­венное тело (Дэва-деха).

1.25. Но пока человек не может задерживать воздух в желудке на полтора часа, великая Бахишкрита Дхау­ти невыполнима.

 

Данта-дхаути.

 

1.26. Мытье корней зубов, корня языка, обеих отверстий глаз, лобных пазух и обеих ушей — пять видов Данта-дхаути.

 

Данта-Мула-Дхаути.

 

1.27.Чисти корни зубов порошком катеху или чистой гли­ной, пока грязь не будет удалена.

1.28. В практике йоги чистка корней зубов считается ве­личайшей Дхаути. Знающий Йогу, на рассвете всегда должен заботиться о своих зубах. В упражнениях очи­щения эта Дхаути упоминается всеми йогинами.

 

Джива Садхана.

 

1.29. А теперь я расскажу тебе, как очищается язык. Вы­тягивание языка на всю длину предохраняет от болез­ней, старости и смерти.

1.30. Три пальца — указательный, средний и безымянный — правильным образом вставь в глотку и медленно три корень языка. Этим трением слизь постепенно уда­ляется.

1.31. Три язык свежим коровьим маслом и все время при этом дои его. Затем вытягивай его железными щипцами все больше и больше.

1.32. Делай это всегда на восходе и заходе солнца. Если делать это постоянно, язык удлинится.

 

Карна Дхаути.

 

1133. Указательным и безымянным пальцами три отвер­стия обеих ушей. Если это делать постоянно, тебе откро­ется внутренний звук Нада.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.