Здавалка
Главная | Обратная связь

Правовое регулирование в социальной защите инвалидов



 

Известно, что отношение к инвалидам является определенным критерием оценки цивилизованности общества. Инвалидность считается одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей между человеком-инвалидом и обществом. Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения и других социальных факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства.[27] В целях создания условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышения уровня их жизни принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (24 ноября 1995 г., № 181-ФЗ) и утверждена федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006 – 2010 годы» (29 декабря 2005 г., № 838).

Однако, правовое регулирование не ограничилось только данными нормативными документами, вопросы социального и материального обеспечения были включены в другие сферы, в частности пенсионное законодательство, трудовое, нормативно-правовые акты касающиеся проблем образования, культуры, спорта, материнства, отцовства и детства.

Базовой правовой основой во всем мире является, несомненно, Конвенция о правах инвалидов.

Решение о разработке международно-правового акта, посвященного защите прав инвалидов, было вызвано тем, что, несмотря на теоретическое закрепление за ними всех прав человека, на практике инвалиды оказываются лишены многих основных прав и свобод (например, право на свободу передвижения, получение образования, доступ к информации, право на труд и т.д.). Фактическое исключение людей с инвалидностью из полноценной жизни и поддержание их зависимости от различных социальных выплат являются весьма дорогой практикой, как для членов их семей, так и для государства в целом. Поэтому предоставление таким людям возможности в максимальной степени реализовывать свои права и вносить вклад в развитие общества, безусловно, выгодно и с экономической точки зрения.

Началом разработки Конвенции о правах инвалидов следует считать 2001 г., когда Правительство Мексики предложило Генеральной Ассамблее ООН создать специальный комитет для рассмотрения предложений о создании подобного универсального международного договора. В 2002 г. состоялось первое заседание этого комитета, а в августе 2006 г. работа по подготовке проекта была завершена, что позволило ГА ООН 13 декабря 2006 г. принять текст Конвенции о правах инвалидов (далее - Конвенция 2006 г.) и Факультативный протокол к ней, которые были открыты для подписания 30 марта 2007 г. Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 г., на 30-й день после присоединения или ратификации 20 государствами. По состоянию на декабрь 2012 г. 127 государств и Европейский союз участвуют в Конвенции, 76 - в Факультативном протоколе. Процесс присоединения к Конвенции идет весьма активно, например, в 2012 г. она была ратифицирована 18 государствами, в том числе Россией, о чем свидетельствует Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ.

Конвенция 2006 г. и Факультативный протокол стали существенным дополнением к действовавшим на момент их принятия международно-правовым актам в сфере защиты прав человека. В преамбуле к Конвенции упоминаются такие документы: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. Тем не менее, несмотря на наличие этих актов, устанавливающих обязательства государств в области защиты прав человека, необходимо было принятие специального международно-правового акта, посвященного защите такой уязвимой группы населения, как инвалиды. До разработки Конвенции 2006 г. вопросам защиты прав инвалидов также уделялось внимание. Например, Конвенция о правах ребенка 1989 г. явилась первым универсальным договором в сфере прав человека, где было четко сказано о запрете дискриминации детей по признаку инвалидности, о признании их права на полноценную жизнь, помощь и особую защиту.

Согласно конвенционному определению инвалидность - это эволюционирующее понятие, она является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Иными словами, инвалидность определяется как барьеры, препятствующие полноценному участию человека, имеющего нарушения здоровья, в жизни общества (например, человек в инвалидном кресле может столкнуться с трудностями при попытке устроиться на работу не по причине своего здоровья или уровня квалификации, а из-за существующих барьеров, таких, как неприспособленный общественный транспорт, вход в помещение и т.д.).

К инвалидам в свою очередь относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, взаимодействие которых с различными барьерами может мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Это принципиально важный, на наш взгляд, момент, поскольку приведенное определение не является исчерпывающим, оно не закрепляет четко круг лиц, защите которых посвящена Конвенция 2006 г. Причина этого в том, что человек с теми или иными нарушениями здоровья в одном государстве может признаваться инвалидом, а в другом - нет. Иными словами, разработчики Конвенции исходили из того, что круг лиц, находящихся под ее защитой, в разных государствах неодинаков. Определения, использующиеся в обиходе в отношении инвалидов ("калека", "прикованный к инвалидному креслу" и др.), акцентируют внимание именно на инвалидности, а не на человеке, что способствует поддержанию негативных стереотипов, распространенных в современном мире. Небезупречны в этом плане и определения, бытующие в национальном законодательстве государств. Именно поэтому разработчики Конвенции обратили внимание на то, что инвалидность следует рассматривать как результат взаимодействия между определенным лицом и его окружением.

Важно, что инвалидность не рассматривается как недостаток человека. В связи с этим установлена обязанность государств - участников Конвенции принимать меры для обеспечения инвалидам возможности всесторонне участвовать во всех сферах жизни (ст. 9 "Доступность"). Подчеркнем, что требование об устранении препятствий и барьеров, мешающих доступности, пронизывает каждую статью Конвенции.

В Конвенции 2006 г. перечислены гражданские, политические, социально-экономические и культурные права, т.е. не устанавливаются какие-либо особые права для лиц с инвалидностью. При этом фиксируются обязательства государств обеспечивать равное пользование правами человека для всех лиц с инвалидностью, а также определяются сферы, где необходимо осуществлять специальные мероприятия, с тем чтобы обеспечить инвалидам возможность реально пользоваться своими правами, и в которых следует усилить защиту прав инвалидов по причине их частых нарушений. Так, ст. 21 Конвенции, посвященная свободе выражения мнений и доступу к информации, предусматривает обязанность государств снабжать инвалидов информацией, предназначенной для широкой публики, в доступных форматах и с использованием специальных технологий, учитывающих разные формы инвалидности, побуждать СМИ к превращению своих услуг в доступные для инвалидов и др.; ст. 25 Конвенции, закрепляя право на наивысший достижимый уровень здоровья, устанавливает, в частности, такую специальную меру, как организация услуг в сфере здравоохранения как можно ближе к местам проживания инвалидов.

В Конвенции зафиксирована важность развития международного сотрудничества в поддержку национальных усилий по реализации ее целей и задач. Приоритетом является не создание специализированных программ для инвалидов (реабилитация), а установление требования, чтобы все программы развития, основывающиеся на международном сотрудничестве, учитывали интересы инвалидов и были доступны для них.

Кроме того, предусматривается возможность привлечения к процессу международного сотрудничества организаций инвалидов. Раскрывая содержание некоторых общих принципов Конвенции 2006 г., перечень которых приведен в ее ст. 3, следует начать с принципа недискриминации, который закреплен во всех международных договорах о защите прав человека. Соответственно, дискриминация по признаку инвалидности определяется как любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении, т.е. во внесении, когда это необходимо, модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод (ст. 2 Конвенции). Предположим, если с работником происходит несчастный случай, приводящий к инвалидности, в результате чего он оказался прикованным к инвалидному креслу, то в этом случае работодатель обязан оборудовать помещение пандусами, а также осуществить иные модификации, с тем чтобы такой работник мог продолжать трудовую деятельность. Отказ от осуществления подобных мер может послужить основанием для обращения работника в суд и может быть квалифицирован как дискриминация, если осуществление подобных мер не представляло для работодателя несоразмерного или неоправданного бремени.

Поскольку весьма распространена дискриминация по гендерному признаку, в Конвенцию включена специальная статья, посвященная женщинам-инвалидам, есть и отдельная статья, касающаяся детей-инвалидов. Принцип полного и эффективного вовлечения и включения в общество имеет целью привлечь инвалидов к участию во всех сферах жизни общества и в процесс принятия различных решений наравне с другими. Например, Конвенция закрепляет право на участие в политической и общественной жизни.

К иным общим принципам Конвенции относятся: уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности и независимости; уважение особенностей инвалидов; равенство возможностей; доступность; равенство мужчин и женщин и уважение развивающихся способностей детей-инвалидов. Следует обратить внимание на важнейшие конвенционные положения, устанавливающие обязанность государств-участников регулировать деятельность частного сектора в целях защиты прав инвалидов. Этому посвящены следующие положения: обязательство государств принимать меры для устранения дискриминации по признаку инвалидности со стороны любого лица, организации или частного предприятия; обязанность государств принимать меры к побуждению всех органов массовой информации к изображению инвалидов, согласующемуся с целью Конвенции; обязанность государств принимать меры к обеспечению того, чтобы частные предприятия, предлагающие объекты и услуги, открытые или предоставляемые для населения, учитывали все аспекты доступности для инвалидов; обязанность государств-участников обеспечивать, чтобы специалисты здравоохранения предоставляли инвалидам услуги того же качества, что и другим лицам, посредством, среди прочего, повышения осведомленности о правах человека, достоинстве, самостоятельности и нуждах инвалидов за счет обучения и принятия этических стандартов для государственного и частного здравоохранения; обязанность государств принимать надлежащие меры, в том числе законодательные, направленные на стимулирование найма инвалидов в частном секторе с помощью надлежащих стратегий и мер, которые могут включать программы позитивных действий, стимулы и иные меры. Далее рассмотрим вопрос состояния законодательства различных государств по рассматриваемой проблеме. Одно из основных обязательств стран-участниц Конвенции 2006 г. – принятие всех надлежащих законодательных, административных и иных мер для осуществления прав, признаваемых в данном международно-правовом акте.

Российская Федерация ратифицировала международную Конвенцию только в 2012 году, однако уже ранее начала создавать нормативно-правовую базу по этому вопросу.

В Российской Федерации вопросы правового регулирования в этой сфере определены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы", данными, представленными в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г., от 30 ноября 2010 г., от 22 декабря 2011 г.

Особое место во всех вышеперечисленных документах занимает проблема социальной защиты и реабилитации инвалидов и детей-инвалидов в целях создания для них равных возможностей в различных сферах их деятельности.

Последние годы характеризуются ростом численности инвалидов в Российской Федерации, что является одним из ведущих негативных индикаторов общественного здоровья. В Российской Федерации в настоящее время насчитывается более 13 млн. инвалидов, что составляет около 9% населения страны. Ежегодно в учреждениях медико-социальной экспертизы освидетельствуется более 4 млн. человек, из них впервые признаются инвалидами около 1 млн. человек, повторно - 2,5 млн. граждан.

При анализе вопросов правовой регламентации в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации следует учитывать ряд моментов. В соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Основным международно-правовым актом является Конвенция "О правах инвалидов". Российская Федерация ратифицировала Конвенцию "О правах инвалидов" Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ. В связи с принятием данного Федерального закона происходит становление нового стратегического пути социального развития России.

Поскольку социальная политика государства формируется через законодательные акты разного уровня, для разработки обоснованных предложений и рекомендаций по их изменению необходим глубокий анализ действующей нормативной базы и ее практического исполнения. В целях реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1201 в России создана комиссия по делам инвалидов. Согласно Указу основными задачами комиссии являются подготовка предложений по формированию и проведению государственной политики в отношении инвалидов, определение способов, форм и этапов ее реализации; подготовка предложений по выработке основных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере предоставления инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, социального обеспечения инвалидов и установления им мер государственной поддержки на основании анализа положения дел и обобщения практики применения законодательства Российской Федерации в указанной сфере.

Государственная политика в отношении социальной защиты инвалидов в Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Основополагающим законодательным актом является Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Вышеуказанный Закон определяет компетенцию федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов, обозначает основы медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, устанавливает права инвалидов по оказанию им медицинской помощи, обеспечению беспрепятственного доступа к информации, объектам социальной инфраструктуры, образования, труда и занятости, социально-бытового обслуживания, создания общественных объединений.

Помимо Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" права инвалидов устанавливают и ряд иных федеральных законодательных актов, регулирующих смежные с социальной защитой инвалидов отношения. Так, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, в частности, в части предупреждения инвалидности, социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан. В частности, нормы кодекса обозначают права инвалидов в части: сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. 92); неполного рабочего времени (ст. 93); работы в ночное время (ст. 96); привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113); предоставления дополнительных отпусков (ст. 128). Также закреплена обязанность работодателей создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 224).

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" устанавливает инвалидам льготы при поступлении в образовательные учреждения (ст. 16). Нормы Закона (ст. 20) устанавливают возможность реализации профессиональных образовательных программ, в т.ч. для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в специальных (коррекционных) учреждениях профессионального образования для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Нормы Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (ст. 31) предусматривают реализацию мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

На законодательном уровне закреплены также вопросы социального обслуживания инвалидов. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для них исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сформировали пенсионное законодательство, в соответствии с которым в Российской Федерации установлены следующие виды пенсий: трудовая пенсия по инвалидности; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия. В сфере социальной защиты инвалидов возникает большое число процедурных отношений по разработке индивидуальной программы реабилитации и контролю за ее реализацией, переосвидетельствованию граждан учреждениями медико-социальной экспертизы, динамическому наблюдению за ходом реализации индивидуальной программы реабилитации, принятию решений о предоставлении того или иного вида реабилитационных услуг и доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры.

Основным программным документом в отношении инвалидов в настоящее время является государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175, практические результаты которой обеспечат инвалидам равные с другими гражданами права и возможности. При этом предусматривается, что инвалид сможет получить относительную независимость в быту, в городе (другом населенном пункте), в условиях обучения и трудовой деятельности. В связи с этим необходимо создание условий для инвалида в жилой градостроительной, образовательной и производственной среде.

Разработчиками законопроектов поднимались вопросы совершенствования законодательства в части кодификации социально значимых категорий инвалидности в зависимости от вида и тяжести ограничений жизнедеятельности, технического регулирования в области реабилитации инвалидов, деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной инфраструктуры, организации статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом (ведение федерального реестра инвалидов).[26, с 27].

Таким образом, нормативная правовая база в Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов постоянно развивается и трансформируется, включая все новые сферы законодательства.

Вместе с тем в современном российском обществе существует объективная потребность в разработке концепции правового регулирования государственной политики, направленной на реализацию конституционных принципов социальной защиты инвалидов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.