Перечень форм работы студентов
Процессы интеграции и расширение Европы.
Т.Н.Дубликаш
№№
Модуля
| Модули и темы
| № недели
| Дата
|
| Тема 1:Введение: Социология процессов Европейской интеграции. Тема 1.1:Транснациональные процессы и «аксиоматика национальных государств» (Beck, 2000) Парадигма «включающей глобализации» («inclusive globalization») (Robertson, Albrow, Castells).
|
|
|
| Семинар.Темы для дискуссии:
- Является ли Европейская интеграция продуктом глобализации? (Hirst, Thompson, 1996. Starie, 1999)
- Является ли создание ЕС свидетельством предела мира на новые конкурентные региональные блоки или прогрессивной гармонизации мирового порядка? (Albrow)
|
|
|
| Тема 2:Подходы к изучению Евроинтеграции. Неофункциональный и межгосударственный (интергавернментальный) подходы. EC как «интернационализация государства» (Albrow). Идея нового средневековья или «арестованный федерализм» (Anderson). Governmentality theorists (Dean, Rose) – Европа не как государство или многоуровневый полис, а как множественность агентов, вовлеченных в процесс управления.
|
|
|
|
|
|
|
| Семинар.Темы для дискуссии:
· Возможно ли Европейское государство? (Stone-Sweet, Sandholtz, Majone, Anderson, Dehousse).
· ЕС – наднациональное, квази-федеральное, расширенное национальное, регулятивное или сетевое государство?
|
|
|
| Тема 3:Проблемы в создании «Европейского полиса». Идея Европейской унификации и ее критика. Политика создания общеевропейской идентичности и проблема национализма (Laffan, Giorgi, Siedentop, Moravcsik). Идея «продвинутого либерализма» (Dean, Rose).
|
|
|
| Семинар.Темы для дискуссии:
- Возможно ли Европейское общество? (Delanty, Mann)
- Сингулярное Европейское общество или плюральные общества Европы?
- Европа наций или «Европа регионов»? (Smith, 1999).
- Европейское общество как объединенное и связанное целое или как серия не-интегрированных, фрагментированных и автономных общественных сфер?
|
|
|
| Тест по модулю 1.
|
|
|
| Тема 4:История создания ЕС, этапы интеграции. Три «столпа» ЕС, создание Экономического и Валютного Союза, появление социального измерения, работа над созданием Европейской автономии в сфере обороны. Динамика расширения круга участников и функций ЕС. Гармонизация законодательства, схема формирования бюджета, структурные фонды.
|
|
|
| Семинар.Темы для дискуссии:
· Пятое расширение ЕС. Проанализировать фазу переговоров одного из вступивших в ЕС государств.
|
|
|
| Тема 5:Институциональная структура ЕС. Полномочия и функции Еврокомиссии, Европейского Совета, Совета Европы, Европейского парламента, Европейского Суда, институтов национального уровня. Нормативно-правовая база ЕС. Механизмы многоуровневого управления. Наднациональные, национальные, субнациональные центры принятия решений. Централизация или децентрализация институтов власти? Понятие «субполитики» (Beck) и процессы автономизации. Проблема «дефицита демократии».
|
|
|
| Семинар.Темы для дискуссии:
· Показать паттерны и механизмы взаимодействия между различными уровнями принятия решения, используя пример одного из государств-участников.
|
|
|
| Тема 6: Политики ЕС. Европейское экономическое пространство. Создание общего рынка, валютного и таможенного союзов. Общие политики в сфере безопасности, защиты прав граждан, охраны окружающей среды, торговли, сельского хозяйства, рыболовства, транспорта, энергетики, науки и технологий, образования и пр. Внешняя политика ЕС. Политика помощи развитию.
|
|
|
| Семинар.Темы для дискуссии:
- Проанализировать конкретную политику ЕС и ее возможные последствия для Украины в случае применения.
|
|
|
| Тема 7:Субъекты политического поля ЕС. Государства-участники, государства-неучастники, государства-кандидаты. Политические партии, НПО, группы интересов, массовые движения, сетевые структуры, регионы и пр. Развитие гражданского общества ЕС. Проблема коллективного действия, социальной интеграции. Роль индивида в Европейском общественном пространстве. EC как космополитическая демократия (Held, Archibugi) или агонистическая (соревновательная) демократия (Mouffe)?
|
|
|
| Семинар.Темы для дискуссии:
· Проанализировать возможности и трудности реализации определенных форм коллективного действия в условиях существующей институциональной структуры ЕС. Используйте конкретные примеры.
|
|
|
| Тема 8:Проблемы «дезорганизированного капитализма» (disorganized capitalism): вопросы миграции, безработицы, социального исключения, неравенства, социальной помощи и пр. (Esping-Anderson, Castells, Albrow). Идея «Европейской модели общества» (Еврокомиссия). Борьба между сторонниками нео-либерального и регулируемого капитализмов.
|
|
|
| Семинар.Темы для дискуссии:
· Сравнить процессы миграции, незанятости, социального исключения, неравенства и пр. в Украине и ЕС, Украине и различных государствах-членах ЕС.
|
|
|
| Тема 9:Модели динамики роста ЕС (Appadurai, Axford, Huggins, Barry, Castells, Urry). Политика расширения Европы. Политика соседства. Споры между последователями расширения союза (максимальное включение всех стран) и представителями институционального идеализма (Европа менее обширная с более глубоким уровнем кооперации).
|
|
|
| Семинар.Темы для дискуссии:
· Место Украины в общеевропейском пространстве.
|
|
|
| Итоговый тест
|
|
|
Перечень форм работы студентов
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|