Здавалка
Главная | Обратная связь

Практическая работа



КОМИ ФИЛИАЛ

Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра химии, физики, биологии

Методические указания для студентов1 курса

Специальности (направления подготовки) 060101 – Лечебное дело

к практическому (лабораторному) занятию

по дисциплине Химия

ТЕМА: Растворы. Способы выражения концентрации. Приготовление раствора заданной концентрации.

ЦЕЛЬ: Научиться навыкам проводить расчеты, необходимые для приготовления растворов различных концентраций и умению готовить такие растворы.

 

ЗАДАЧИ:

1. Ознакомиться со способами выражения концентрации растворов.

2. Овладеть навыками экспериментального измерения плотности раствора при помощи ареометра.

3. Освоить метод интерполяции.

4. Ознакомиться с мерной посудой, овладеть навыками ее использования.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. до изучения темы: Понятия массовой доли, количества вещества, концентрации раствора и их взаимную связь.

2. после изучения темы: Понятия: раствор, растворитель, растворенное вещество; особенности структуры воды в жидком и твердом состояниях; растворимость твердых веществ, газов в воде; факторы, влияющие на растворимость; способы выражения концентрации растворов: по растворению точной навески (объема) сухого вещества, кристаллогидрата, газа; из концентрированного раствора путем его разбавления; из разбавленного раствора путем его концентрирования; из фиксанала.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

Проводить необходимые расчеты для приготовления раствора с заданной концентрацией раствора. Пользоваться аналитическими весами, мерной посудой (пипетки, бюретки) и химическими приборами (ареометр).

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

Вводный контроль.

Проверка исходного уровня проводится в письменной форме (тест) по основным вопросам химии растворов, видов концентрации растворов (количество вещества, массовая доля, молярная концентрация).

Беседа по теме занятия.

1. Влияние температуры на растворимость веществ. Растворимость газов.

2. Состав какого раствора – насыщенного, ненасыщенного, пересыщенного устойчив по отношению к небольшому изменению условий.

3. Раствор сахара в стакане оставили на некоторое время. Вскоре на дне стакана образовался осадок кристаллов. Что вы можете сказать о растворе над осадком.

4. При случайном встряхивании сосуда с раствором из него выпало большое количество кристаллов. Охарактеризуйте этот раствор.

5. Способы выражения количественного состава растворов.

Практическая работа

1) Выполнить лабораторную работу № «Приготовление раствора NaCl с заданной массовой долей»

2) Цель работы: Приготовить заданную массу раствора с заданной массовой долей NaCl из его концентрированного раствора путем разбавления.

 

3) Методика проведения работы:

1. Определение массовой доли NaCl [%] исходного концентрированного раствора по его плотности, измеренной при помощи ареометра

Применение ареометра основано на том, что плавающее тело погружается в жидкость до тех пор, пока масса вытесненной им жидкости не станет равной массе самого тела.

Ареометр – стеклянная трубка с расширением внизу, частично заполненного дробью (ртутью). В узкой части – шкала с делениями. Наименьшее значение плотности ρ нанесено вверху шкалы, наибольшее – внизу. Глубина погружения ареометра зависит от природы жидкости: с уменьшением плотности жидкости ареометр погружается глубже.

1.1. Пустой чистый цилиндр ополаскивают 3-5 мл концентрированного раствора, затем наливают в него достаточное (для свободного перемещения ареометра) количество раствора, медленно погружают в раствор чистый сухой ареометр со шкалой плотностей, наиболее близкой ожидаемой плотности раствора. При этом тонкая часть ареометра придерживается двумя пальцами до тех пор, пока не будет ощущаться выталкивающая сила (всплывание). Уровень жидкости должен находиться в пределах шкалы ареометра. По нижнему уровню мениска раствора на шкале ареометра производится отсчет плотности. В случае, если ареометр всплывает или уровень раствора не доходит до шкалы, следует использовать ареометр со шкалой, рассчитанной на большую плотность. Если ареометр тонет в растворе или уровень жидкости оказывается выше градуированной шкалы, следует воспользоваться ареометром, рассчитанным на меньшую плотность. Результаты измерений плотности вносят в таблицу.

После употребления промыть ареометр дистиллированной водой, осушить с помощью фильтровальной бумаги и поместить в специальный штатив.

1.2. По измеренной плотности, пользуясь справочной таблицей плотностей растворов поваренной соли, находят значение массовой доли соли в растворе.

Если показания ареометра не совпадают с табличными значениями, то массовую долю определяют методом интерполяции, суть которого сводится к определению промежуточного значения по двум крайним (см. рис. 1).

Рис. 1. Зависимость плотности раствора ρ от массовой доли соли

 

Допустим, при помощи ареометра определено значение плотности раствора соли ρх = 1,195 г/мл, что не соответствует табличным значениям плотностей. Крайние табличные значения плотностей по отношению к измеренному – ρ1 = 1,180 г/мл и ρ2 = 1,197 г/мл. Им соответствуют массовые доли соли ω1=24% и ω2=26%. Считая, что в указанных пределах между плотностью и массовой долей раствора зависимость линейная (рис. 1), составляют пропорцию и рассчитывают массовую долю ωх приготовленного раствора:

ω2 – ω1 ρ2 – ρ1
ωх - ω1 ρх – ρ1

 

, откуда

Таким образом, находят массовую долю соли в концентрированном растворе, равную ωх.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.