ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ
«РАСТВОРЫ ЭЛЕКТРОЛИТОВ»
Лабораторная работа № 1. Сильные и слабые электролиты
Опыт 1. Окраска индикаторов в различных средах. В одну пробирку налейте 5-6 капель 2 н. H2SO4, в другую – такой же объем 2 н. NaOH, в третью – такой же объем дистиллированной воды. Во все три пробирки добавьте по 1 капле раствора фенолфталеина. Отметьте цвет раствора в каждой пробирке. Аналогичный опыт проделайте с индикатором метиловым оранжевым. Результаты наблюдений занесите в таблицу:
Опыт 2.Определение pH растворов кислот HCl, H2SO4, CH3COOH
На часовое стекло положить полоски универсального индикатора, нанести на них 1-2 капли испытуемого раствора и тотчас же сравнить окраску бумаги со шкалой универсального индикатора. Сделать выводы о силе электролитов. Записать уравнения диссоциации.
Опыт 3.Определение рН растворов оснований NaOH, Ca(OH)2, NH4OH
На часовое стекло положить полоски универсального индикатора, нанести на них 1-2 капли испытуемого раствора и тотчас же сравнить окраску бумаги со шкалой универсального индикатора. Сделать выводы о силе электролитов. Записать уравнения диссоциации.
Лабораторная работа № 2. Смещение ионного равновесия. Ионные реакции с образованием слабого электролита
Опыт 1. Налейте в две пробирки по 5-6 капель 0,1 н. раствора гидроксида аммония и по 1-2 капли раствора фенолфталеина. Затем в одну из пробирок бросьте 1 кристалл хлорида аммония. Пробирку встряхните несколько раз. Наблюдайте ослабление интенсивности окраски раствора. Гидроксид аммония – слабый электролит. В его растворе имеет место равновесие: NH4OH ↔ NH4++OH–. Ионы ОН– и обусловливают окраску фенолфталеина. Добавление NH4Cl, который диссоциирует на ионы NH4+ и Cl–, значительно увеличивает концентрацию ионов NH4+ в растворе. А это нарушает равновесие между молекулами NH4OH и ионами NH4+ и OH–, смещая его влево, т.е. ионы NH4+ и OH– соединяются и образуют недиссоциированные молекулы NH4OH. В результате концентрация ионов ОН– в растворе очень сильно понижается и окраска раствора бледнеет.
Опыт 2. Налейте в две пробирки по 5-6 капель 0,1 н. раствора уксусной (CH3COOH) кислоты и по 1-2 капли раствора метилового оранжевого. Затем в одну из пробирок введите 2-3 кристаллика ацетата натрия (CH3COONa). Пробирку встряхните несколько раз. Сравните интенсивность окраски в пробирках. Объясните причину изменения окраски раствора.
Опыт 3.Ионные реакции с образованием слабого электролита а) Положите в пробирку несколько кристаллов хлорида аммония (NH4Cl) и прилейте раствор гидроксида натрия (NaOH). Определите выделяющийся газ по запаху, слегка нагрев пробирку. б) Опустите в пробирку несколько кристаллов ацетата натрия (CH3COONa) и прилейте разбавленную серную кислоту. Напишите уравнение реакции. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|