Здавалка
Главная | Обратная связь

Равновесие по Маршаллу

Слайд 1. Название.

Слайд 2 Биография

Маршалл родился 26 июля 1842 года в лондонском районе Бермондси. Учился в Итоне и Кембриджском университете, который окончил в 1865 году; преподавал математику в Кембридже, политическую экономию в университетском колледже Бристоля, с 1885 по 1908 годы возглавлял кафедру политэкономии в своем родном университете. Более всего известен тем, что объединил классическую теорию и маржинализм. Маршалл известен как один из основателей экономической науки.

Слайд 3 Научная деятельность

Главным вкладом Маршалла в экономическую науку является создание дуалистической концепции - соединение воедино классической теории и маржинализма. Он считает, что рыночная ценность товара определяется равновесием предельной полезности товара и предельных издержек на его производство. Графическим эквивалентом данного положения является знаменитый график, именуемый «крест Маршалла» или «ножницы» Маршалла. Крупнейший представитель неоклассического направления Альфред Маршалл (1842—1924) известен прежде всего как автор теории рыночного ценообразования. Большую часть жизни он преподавал экономическую теорию в Кембриджском университете. В 1890 году вышел его главный труд «Принципы экономической науки», который выдержал много изданий и в течение нескольких десятилетий служил основным учебником в США, Англии и других странах.

А. Маршалл считал необходимой государственную заботу о «сторонах жизни бедных рабочих, в которых им трудно обеспечить себя самим», иное он расценивал как «ошибочное и безнравственное» с т. з. «общих» интересов.

Маршалл ввёл в экономическую теорию категории:

  • «эластичность спроса» (По поводу эластичности спроса Альфред Маршалл говорил: «Эластичность спроса велика при высоких ценах, велика или по крайней мере значительна при средних ценах, но по мере снижения цен сокращается и эластичность спроса, причем она постепенно вовсе исчезает, если падение цен настолько сильно, что достигается уровень насыщенности спроса». Стоит заметить, что он также считал, что следует уделять внимание тому факту, что эластичность спроса различна для представителей различных социальных слоев.),
  • «потребительский излишек» (Потребительским излишком Маршалл называет «разницу между ценой, которую покупатель готов был бы уплатить, лишь бы не обойтись без данной вещи, и той ценой, которую он фактически за нее заплатил». Эта разница представляет собой «экономическое мерило добавочного удовлетворения». В качестве примера Маршалл приводит покупателя чая. Полезность первого фунта оценивается покупателем в 20 шиллингов, второго – в 14, третьего – в 10 и т.д. Если предположить, что на рынке сложилась цена чая – 2 шиллинга за фунт и покупатель, описанный выше, покупает 7 фунтов чая, заплатив за это 14 шиллингов. Тогда общая полезность равна 59 шиллингов (20+14+10+6+4+3+2=59), а потребительский излишек равен 45 шиллингам (59- 14=45). Его можно трактовать как дополнительное удовольствие, которое потребитель получает, покупая за свои 14 шиллингов чай, описанный выше, а не какой-либо другой товар.
  • Маршалл ввел впервые понятие равновесной цены – это та максимальная цена, которую готов платить потребитель исходя из субъективной оценки полезности товара одновременно это та минимальная цена, по которой потребитель согласен продать товар исходя из уровня издержек на его производство.

 

Слайд 4 Крест Маршалла (ножницы Маршалла)

«Крест Маршалла» в экономике — популярный графический образ, используемый в экономике для объяснения конфликта интересов участников рынка; графическое соотношение кривых спроса и предложения относительно ценового фактора в ситуации рыночного взаимодействия (точка пересечения кривых спроса и предложения показывает равновесную рыночную цену).

Рыночный механизм, действуя в условиях неограниченной конкуренции, устанавливает зависимость спроса и предложения от уровня цены. В свою очередь, движение цены определяется соотношением спроса и предложения. — компромисс между «ценой спроса» и «ценой предложения». «Цена спроса» определяется полезностью товара и является максимальной ценой, которую готов уплатить за товар покупатель. «Цена предложения» определяется издержками производства и представляет собой минимальную цену, за которую продавец еще может продать свой товар. При столкновении продавца и покупателя, цены спроса и цены предложения и определяется цена равновесия — рыночная цена. Сводя воедино два различных подхода к пониманию экономики, Альфред Маршалл говорит об одинаковой значимости полезности и затрат при определении цены товара. Теорию Маршалла называют теорией частичного равновесия, поскольку установление равновесной цены возможно только на уровне фирмы, т. е. на микроуровне. Издержки производства Маршалл определяет как усилия и жертвы, необходимые для производства товара со стороны рабочего и капиталиста. По Маршаллу отрицательные эмоции, связанные с производством возникают и у рабочего, непосредственно выполняющего ту или иную работу и у капиталиста, на которого данный рабочий трудится, но уровень их различен. У рабочего: расходование собственной рабочей силы, отказ от приятного времяпрепровождения, тяжесть труда, сопутствующие ему неприятные ощущения; у капиталиста: большую часть прибыли (дохода) должен не потреблять, а вкладывать в производство с риском для себя.

 

Пусть реальный объем продаж Q1 ниже равновесного уровня Qe, тогда цена спроса Pd, отражающая готовность покупателей приобрести этот товар, будет выше цены предложения Ps. Это будет стимулировать продавцов увеличивать объем продаж.

И наоборот, если объем продаж Q2 выше равновесного уровня Qe, то цена спроса Pd, будет меньше цены предложения Ps.

Pd < Ps

Подобная рыночная ситуация заставит продавцов сократить объем продаж до точки равновесия.

 

Условие равновесия по Маршаллу представляет собой равенство цены спроса цене предложения:

Pd(Q) = Ps(Q)

 

Слайд 5 Устойчивость равновесия

Он предположил, что продавцы реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Так, при объеме предложения Q1 цена спроса P2 больше цены предложения P1, и продавцы будут увеличивать объем предложения до достижения точки Е. Если цена спроса меньше цены предложения, предложение будет, наоборот, сокращаться, пока рынок не окажется в состоянии равновесия в точке Е.

Очевидно, что продажные (фактические рыночные) цены не всегда совпадают с равновесными, т. е. рынок далеко не всегда находится в состоянии равновесия. Кто мешает, например, производителю установить цену на 20% выше равновесной? Ведь обычно существует некоторая доля покупателей, согласных заплатить эту цену.

Однако рынок тяготеет к состоянию равновесия. Или иначе, состояние рыночного равновесия имеет тенденцию к устойчивости. Чтобы обосновать это утверждение, посмотрим, что происходит в случае нарушения рыночного равновесия.

А. Маршалл считал, что реагируя на нарушение рыночного равновесия, продавцы маневрируют не ценами, а объемом предложения. При любом объеме производства ниже равновесного (например, при Q1) цена предложения меньше цены спроса (Ps < Pd). Это весьма выгодно для продавцов: выставив свои товары на продажу по цене Pd, они легко продадут их, получив огромную прибыль. Столь выгодная ситуация заставит фирмы наращивать производство и, вероятно, привлечет на данный рынок производителей других отраслей. Предложение будет расти, а цены понемногу падать, пока не дойдут до равновесного уровня.

Аналогичным образом, когда реальный объем производства (Q2) превысит равновесный уровень, цена предложения будет выше цены спроса (Ps>Pd). Как и всегда в рыночной, спросоограниченной экономике реально это будет означать, что продать товары удастся лишь по цене спроса Pd, т. е. ниже себестоимости. Очевидно, что желающих производить товары на таких условиях окажется немного. Предложение будет падать, пока не достигнет равновесного уровня. Цена при этом постепенно поднимется до равновесной.

Изменения объема предложения (механизм А. Маршалла) выступают на первый план в длительном периоде. Ведь в длительном периоде можно построить производственные мощности для удовлетворения любого объема спроса. Главное, чтобы это принесло прибыль. А при таких условиях именно цена становится главным ориентиром. В зависимости от того, насколько она привлекательна, производство либо наращивают, либо сокращают. Иначе, цена выступает как заданная, а предложение товаров  как переменная величина.

 

Слайд 6 Факторы, влияющие на спрос и предложение

Чтобы определить факторы, кᴏᴛᴏᴩые могут влиять на величину спроса и предложения на рынке какого-то определенного блага, кроме цены, Маршалл предложил включить в данный анализ другие показатели. К таковым показателям он относил следующие:

1.цены ресурсов, кᴏᴛᴏᴩые потребуются для производства;

2.цены на товары, кᴏᴛᴏᴩые способны заменить данный товар;

3.цены на дополнительные товары;

4.доход потребителей;

5.вкусы, желания, потребности покупателей, причем как нынешних, так и будущих.

По мнению Маршалла, равновесие цены может быть применено к какому-то определенному промежутку времени. Одним из самых важных вкладов Альфреда Маршалла в развитие экономической теории принято считать способ учета факторов времени, который он использовал в своем экономическом анализе. В пятом томе своей работы, в которой описывается теория спроса и предложения, Маршалл говорит о том, что это имеет смысл только для какого-то определенного промежутка времени (например, мясной рынок, в котором запасы не могут существовать длительное время).

Альфред Маршалл продолжил свои исследования, чтобы понять, что будет со спросом, если изменятся вкусы, доход, число потребителей, цены на аналогичные и дополняющие товары, и что будет с предложением, если изменятся цены на ресурсы, налоги, субсидии и т. д. Исходя из всего этого Альфред Маршалл сделал вывод, что кривые на графике сместятся, поэтому изменится уровень равновесной цены.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.