Здавалка
Главная | Обратная связь

Стремление к покорности



Сюда относится всякое усердие на пути Аллаха, в том числе и расходование на благие дела.

Приведём примеры.

Жена Пророка r Джувайрия бинт аль-Харис g передаёт, что однажды Пророк r вышел от неё, когда она обращалась к Аллаху с мольбами на том месте, где обычно совершала молитву. Зайдя к ней около полудня, он спросил: «Ты всё ещё здесь?» Она ответила: «Да». Тогда он сказал ей: «Я научу тебя словам, которые следует произносить трижды: “Пречист Аллах — столько раз, сколько существует творений, Пречист Аллах — столько, сколько нужно для того, чтобы Он удовольствовался, Пречист Аллах — столько, сколько весит Его Трон, Пречист Аллах — столько, на сколько простираются Его Слова»[35] [Муслим].

Анас ибн Малик d передаёт, что однажды Пророк r увидел в мечети натянутую между двух столбов верёвку и спросил: «Что это за верёвка?» Люди сказали: «Это верёвка Зейнаб, которая держится за неё, когда устаёт от молитв». Тогда Пророк r сказал: «Отвяжите эту верёвку, и пусть каждый из вас молится, пока будет сохранять бодрость, а если устанет, пусть сядет» [Аль-Бухари; Муслим].

‘Аиша g передаёт, что однажды Пророк r зашёл к ней, когда у неё сидела одна женщина из бану Асад, и спросил: «Кто это?» Она ответила: «Это такая-то, и она не спит по ночам». И она рассказала о молитве этой женщины. Посланник Аллаха r сказал: «Так не пойдёт… Из всех дел выбирайте то, что вам по силам, ибо, клянусь Аллахом, Аллаху не наскучит [вознаграждать вас], пока [поклонение Ему] не наскучит вам» [Аль-Бухари; Муслим].

Покорность стала для женщины-мусульманки частью её самой, и она почувствовала, как свет этой покорности наполняет её душу. И, стремясь увеличить этот свет, она искала приближения к Аллаху и всячески демонстрировала свою покорность Ему, и даже плакала, если ей не удавалось совершать какое-нибудь из дел, относящихся к проявлениям этой покорности.

В одном из хадисов упоминается о том, как ‘Аиша отправилась совершать прощальный хадж вместе с Посланником Аллаха r: «Потом Посланник Аллаха r зашёл к ‘Аише и увидел, что она плачет. Он спросил её: “Что с тобой?” Она сказала в ответ: “У меня началась менструация, и люди вышли из состояния ихрама, а я нет, и я не совершила обход вокруг Каабы, а теперь люди идут совершать хадж”. Посланник Аллаха r сказал: “Это предписал Аллах всем дочерям Адама… Соверши полное омовение, затем объяви о намерении совершить хадж и исполняй обряды хаджа”. Очистившись, она совершила обход вокруг Каабы и пробег между холмами Сафа и Марва. После этого Посланник Аллаха r сказал ей: “Теперь ты совершила и хадж, и ‘умру”. Она сказала: “О Посланник Аллаха r, но мне как-то не по себе от того, что я не совершила обход вокруг Каабы для ‘умры”. Тогда Посланник Аллаха r велел: “О ‘Абду-р-Рахман, отправься с ней в Тан‘им, чтобы она совершила ‘умру”. Это было в ночь, когда он остановился в Хасбе» [Аль-Бухари; Муслим].

И после этого женщина-мусульманка говорит: «Я желала бы быть всеми забытою!»

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) зашёл к ‘Аише перед самой её смертью, когда она уже испытывала предсмертные муки. Она сказала: «Я боюсь, что он станет хвалить меня». Ей сказали: «Двоюродный брат Посланника Аллаха r и один из наиболее уважаемых мусульман…» Она сказала: «Впустите его…» Он спросил: «Как ты?» Она ответила: «Всё хорошо, если только я была богобоязненной». Он сказал: «Тебя ждёт благо с позволения Всевышнего Аллаха… Супруга Посланника Аллаха r, и он не женился на девственнице, кроме тебя, и твоё оправдание пришло с небес…»

Как только он вышел, вошёл Ибн аз-Зубайр, и она сказала: «Ибн ‘Аббас зашёл и похвалил меня, и я пожелала быть всеми забытою…» [Аль-Бухари].

Забота о мужьях

При Пророке r женщина-мусульманка вволю пила из чистейшего источника пророчества и бережно растила дерево богобоязненности в своём сердце. Это дерево принесло благодатные плоды, среди которых и то, что женщина-мусульманка была прекрасной женой — верующей, послушной, усердно поклоняющейся Аллаху и покорной Ему, Всевышнему, аккуратно исполняющей все свои обязанности, будь то обязанности перед религией или обязанности перед мужем.

А в наше время жена нередко становится обузой для мужчины и источником тревог и забот. Она скверно относится к нему, и каждый день возлагает на него многочисленные обязанности и отягощает его непомерными расходами. Вместо того чтобы стать успокоением и радостью для спутника жизни, она лишь утяжеляет бремя, которое ложится на мужчину в земной жизни. А обременённому — и особенно обременённому тем, в чём на самом деле нет необходимости, — всегда труднее идти вперёд и тем более подниматься в гору, чем тому, чьи плечи свободны. Человеку дана сила, но сила эта имеет предел, и недаром говорят о «соломинке, которая сломала спину верблюду», то есть стала для него последней каплей, сделавшей его груз действительно непосильным и безнадёжно покалечившей его спину. Здоровье также не вечно. И современной женщине стоит задуматься об этом. Желаниям человека нет предела, и имеющий гору золота мечтает иметь ещё одну и жалеет о том, что у него нет второй. Однако жизненный срок человека и его возможности ограничены, и ему всё равно ни за что не осуществить все свои мечты и не исполнить все свои желания.

Разумеется, у каждого человека есть обязанности, которые он должен исполнять и от которых ему никуда не деться. Но женщина всегда может умерить свои притязания, вовремя одёрнуть себя, когда этот мир начнёт ослеплять её своим блеском. Она может вспомнить о тленности его благ и отказаться от чего-то из того, что ей хотелось бы иметь, но в чём нет реальной необходимости. Сделав это, она снимет часть бремени с любимого человека, облегчит его жизнь, поможет ему сберечь силы и здоровье, и эта небольшая жертва с её стороны не принесёт ей и её семье ничего, кроме пользы и радости.

Сегодня, когда мир этот с его благами, нужными и ненужными, окружает нас со всех сторон, важно не забыть об умеренности, которой учит наша религия и к которой призывал Пророк r. Нет ничего лучше золотой середины. И если человек начнёт потакать своим желаниям, то так и будет всю жизнь гнаться за мирским и никогда не насытится. А если он изберёт своим путём умеренность, то принесёт благо и себе, и своим близким. Тяжёлая ноша в конце концов утомит и лишит сил любого, а если облегчить её до разумных пределов, то человек будет нести её долго и без особой усталости, и сможет радоваться жизни и радовать своих близких, вместо того чтобы, сжав зубы, тащить из последних сил воз, в котором на самом деле лежит столько ненужного. В этом мире у каждого своя ноша, у кого-то тяжелее, у кого-то легче, но её можно и нужно облегчать, особенно когда она и так достаточно тяжела. И никто не облегчит ношу мужчины так, как это может сделать его жена, если будет внимать голосу веры и разума.

Порой жена становится препятствием на пути мужчины в его карьере и продвижении вверх по социальной лестнице и мешает ему выйти в лидеры и занять главенствующие позиции. Мы часто слышим фразу: «За каждым великим мужчиной стоит женщина». Это верно, однако важно понять, что имеется в виду не любая женщина, а та праведная и благородная женщина, которая встаёт позади мужчины и упорно толкает его вперёд, чтобы он опережал других и занимал лидирующие позиции в разных областях. Это женщина, которая помогает, чем может, поддерживает, советует, старается создать подходящую атмосферу для упорного и плодотворного труда и необходимого отдыха, без которых подобное продвижение представляется затруднительным. К сожалению, большинство современных женщин не подходят под это описание. Во времена Посланника Аллаха r на заре ислама таких достойных женщин было намного больше.

Первые мусульманки во времена Пророка r вставали позади мужей и помогали им всем, чем только могли помочь, в том числе имуществом, если оно у них было, а также своим трудом. В те времена женщина утешала мужа, поддерживала, помогала приспособиться к жизни на чужбине и смягчала остроту тоски по родине, которая порой одолевала её мужа. Она шла вместе с ним по пути истины и давала ему почувствовать, что он — не один. Эти женщины трудились вместе со своими мужьями не покладая рук до тех пор, пока первый робкий свет истины не превратился в высокий маяк — маяк истинного пути. Эти достойные и благородные женщины и после этого продолжали трудиться и щедро отдавать, не ожидая ни благодарности, ни ответного даяния.

Когда к Пророку r в первый раз пришло Откровение, он испугался и вернулся к своей жене Хадидже, всё ещё дрожа от пережитого потрясения, с тревожно бьющимся сердцем. Он воскликнул: «Укройте меня, укройте меня!» — и его укрыли. Немного успокоившись, он рассказал ей обо всём и сказал: «Я испугался за себя!»

Хадиджа сказала: «Нет, нет! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, говоришь только правду, несёшь бремя (помощи слабым и бедным) и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды!»[36] После этого Хадиджа отвела его к своему двоюродному брату Вараке ибн Науфалю. Хадиджа сказала ему: «О сын моего дяди, выслушай своего племянника!» Варака спросил его: «О племянник, что ты видишь?» И Посланник Аллаха r рассказал ему о том, что он видел. Тогда Варака сообщил Мухаммаду r благую весть о том, что он — Пророк этой общины.

Ан-Навави (да помилует его Аллах) сказал: «Учёные сказали, что слова Хадиджи означают: тебя не постигнет ничего дурного, ведь Аллах вложил в тебя столько достоинств и благих черт. И она упомянула некоторые из них. Это указание на то, что нравственные достоинства и благие качества помогают избежать всякого зла.

Из этих слов также можно понять, что в некоторых случаях, когда в этом есть польза, разрешается хвалить человека в лицо.

И в её словах можно увидеть утешение того, кто боится чего-то, и сообщение ему благой вести, а также упоминание о том, что помогает обрести благополучие.

В словах Хадиджи — величайшее доказательство её совершенства, весомости её мнения, силы её духа, её стойкости и глубокого понимания сути вещей».

Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «Хадиджа g привела присущие Мухаммаду r нравственные достоинства и благонравие в качестве доказательства того, что человек, обладающий такими качествами, никогда не будет опозорен. Благодаря полноте своего разума и неиспорченности своей изначальной инстинктивной природы она понимала, что благие дела, нравственные достоинства и благородство согласуются с почётом от Аллаха, Его поддержкой и благодеянием. И они не согласуются с позором и оставлением без помощи, но согласуются с их противоположностями.

Когда Всевышний Аллах наделяет человека прекрасными качествами и человек этот благонравен и вершит благие дела, то его приличествует почтить и облагодетельствовать. А тот, кого Он наделил скверными качествами, и кто обладает скверным нравом и вершит дурное, тому приличествует воздаяние, соответствующее его делам и нраву.

За свой разум и искренность Хадиджа удостоилась того, что Господь передал ей Своё приветствие через двух своих посланников: Джибриля и Мухаммада r».

И Хадиджа была далеко не единственной женщиной, поступавшей подобным образом в столь непростых ситуациях. Было много других достойных женщин, которые старались опередить друг друга в благих делах.

Так женщина вставала за спиной мужа, поддерживала, успокаивала его и утешала, когда с ним случалось что-то серьёзное и внушающее страх. Если перед ним вставал трудный вопрос, и он нуждался в совете, то она не скупилась на советы, причём советы её были искренними, добрыми, мудрыми и полезными и приносили благо. И нередко совет жены играл важную роль в великих деяниях мужчины.

Вспомним историю матери верующих Умм Салямы g, которая дала Посланнику Аллаха r благой совет, после того как он заключил мирный договор с мекканскими язычниками в Худайбии.

Закончив составлять соглашение о перемирии, Посланник Аллаха r велел своим сподвижникам: «Встаньте и заколите свой жертвенный скот, а потом обрейте головы». Но никто из них не двинулся с места, несмотря на то, что Посланник Аллаха r повторил своё требование трижды[37]. Увидев, что никто из них не встал, Посланник Аллаха r зашёл к Умм Саляме, рассказал ей о том, как повели себя люди по отношению к нему, и Умм Саляма сказала: «О Пророк Аллаха, хочешь ли ты, чтобы это твоё веление выполнили? Выйди наружу и никому не говори ни слова, пока сам не принесёшь в жертву своего верблюда и не позовёшь своего цирюльника, чтобы он обрил тебе голову». Тогда Посланник Аллаха r вышел наружу и не заговорил ни с кем из них, пока не сделал всё это: он заколол своего верблюда и позвал своего цирюльника, который обрил ему голову. Увидев это, его сподвижники поднялись со своих мест, принесли в жертву своих животных и стали брить друг другу головы… [Ахмад; аль-Бухари].

Сначала мусульмане воздержались от заклания и обривания голов. Но потом всё изменилось благодаря способности Умм Салямы давать своему мужу, Посланнику Аллаха r, мудрые советы, которой наделил её Всевышний Аллах.

Умм Саляма не промолчала — да этого и нельзя было ожидать от подобной женщины. Она не сказала Посланнику Аллаха r: «Это твоё дело. Предпринимай что хочешь» — а именно в таком духе отвечают сегодня мужьям многие современные женщины, за исключением тех, кого Аллах уберёг от этого. Она со всей искренностью и чистосердечием дала мужу совет, указав ему выход, который казался ей самой наиболее подходящим. Так женщина-мусульманка творила жизнь и изменяла ход событий своими советами. Рассматривая подобные случаи, мы начинаем понимать, в чём заключался секрет особого, недостижимого по своей высоте положения этого первого поколения мусульман — благородных сподвижников и сподвижниц. Ознакомившись с этой историей, мы видим, как одна из жён Посланника Аллаха r посредством своего совета повлияла на жизнь мусульманской общины и на происходящие с ней события. Так что же говорить о мужчинах, принадлежавших к этому уникальному поколению? Они были настоящими героями!

И это далеко не всё, что делали первые мусульманки для своих мужей. Они хранили верность им и терпели нужду вместе с ними, и трудились вместе со своими бедными мужьями до тех пор, пока Всевышний Аллах не обогатил их по милости Своей. И эти благородные женщины постоянно старались найти выход из трудных ситуаций и помочь тем самым своим мужьям. Они прилагали усилия, чтобы облегчить и улучшить жизнь своей семьи.

Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен Аллах ею и её отцом) сказала: «Когда аз-Зубайр женился на мне, не было у него на земле ни имущества, ни раба и ничего другого, кроме его коня. Я задавала корм его коню и ухаживала за ним, размельчала финиковые косточки для его верблюда[38] и кормила его, черпала воду, зашивала кожаную бадью для воды. И я замешивала тесто, однако я не умела хорошо печь хлеб, и его пекли для нас мои соседки из числа ансаров, которые были достойными женщинами, и я носила на голове финиковые косточки с земли, которую Посланник Аллаха r выделил аз-Зубайру. Она находилась на расстоянии двух третей фарсаха от моего дома. Однажды я несла эти косточки на голове и встретила по дороге Посланника Аллаха r, которого сопровождали несколько человек из числа ансаров. Пророк r подозвал меня и сказал верблюду: “Ихх, ихх!” — желая посадить меня в седло. Однако я постеснялась ехать вместе с мужчинами, вспомнив об аз-Зубайре и его ревности, ибо был он одним из самых ревнивых мужчин. Посланник Аллаха r понял, что я стесняюсь, и поехал дальше, а я пришла к аз-Зубайру и сказала: “Когда я несла на голове финиковые косточки, мне повстречался Посланник Аллаха r с группой своих сподвижников. Он заставил своего верблюда опуститься на колени, чтобы я села, но я постеснялась его, вспомнив о твоей ревности”. Аз-Зубайр сказал: “Клянусь Аллахом, то, что ты несла финиковые косточки, тяжелее для меня, чем то, что ты могла бы поехать с ним!” И я продолжала работать так, пока впоследствии Абу Бакр не прислал мне слугу, чтобы он вместо меня присматривал за конём, и, сделав это, он как будто отпустил меня на свободу» [Аль-Бухари].

Асма g выполняла всю эту работу безропотно, с усердием и довольством. Нигде не сообщается, что она хоть раз отказалась исполнять взятые на себя обязанности или выказала раздражение из-за тяжёлой работы. Она встала плечом к плечу со своим мужем аз-Зубайром, который в то время был очень беден, и так она трудилась до тех пор, пока Абу Бакр не прислал ей слугу, который снял с неё часть обязанностей — но только часть, а не всё.

Похожая история передаётся о Фатыме, дочери Посланника Аллаха r.

‘Али ибн Абу Талиб d передаёт, что Фатыма g стала жаловаться на то, что из-за ручной мельницы у неё болит рука. Через некоторое время к Пророку r привели пленных, и она пошла к нему[39], но не застала его и, встретив ‘Аишу, рассказала об этом ей. ‘Али сказал: «Когда Посланник Аллаха r вернулся домой, ‘Аиша рассказала ему о том, что к ней приходила Фатыма. Тогда Посланник Аллаха r пришёл к нам, когда мы уже лежали в своих постелях. Мы хотели подняться, но Посланник Аллаха r сказал: “Оставайтесь на своих местах”, а сам сел между нами, и я даже ощутил прохладу его ступни кожей груди. Потом он сказал: “Не научить ли вас чему-то лучшему, нежели то, о чём вы просили меня? Когда будете ложиться спать, произносите слова ‹Аллах Велик› по тридцать четыре раза, а слова ‹Пречист Аллах› и ‹Хвала Аллаху› — по тридцать три раза, и это будет для вас лучше, чем слуга”» [Аль-Бухари; Муслим].

Несмотря на трудности, женщина-мусульманка не меняла своей позиции и не попрекала мужа его бедностью, и не смотрела на него свысока из-за своего имущества или благородного происхождения. Она жила с ним, проявляя терпение, и делила с ним радость и горе, пока Всевышний Аллах не обогащал их.

Это были уникальные женщины, жившие на заре ислама. А сегодня мы видим тысячи и тысячи случаев неподобающего отношения к мужу и неблагодарности ему. Женщина перечит мужу, спорит с ним и отказывается слушаться его. Сколько среди них сварливых, склочных и вздорных…

Первая мусульманка вставала плечом к плечу с мужем, деля с ним все заботы и трудности. Она успокаивала его, когда он испытывал потрясение или чего-то боялся. При этом она не обращала внимания на своё благородное происхождение и на богатство дома, в котором она жила до замужества. Она берегла себя и мужа и направляла свой дом — корабль своей семейной жизни — к спасительному берегу, стараясь никогда не сбиваться с верного курса.

Женщина-мусульманка на заре ислама заботилась не только о нуждах мужа, но и о его чувствах, и старалась снискать его довольство и ни в коем случае не задевать его чувства. Она тщательно избегала всего, что могло стать причиной обиды. Вспомним приведённую в этой главе историю о том, как Асма отказалась ехать вместе с Пророком r, который хотел подвезти её на своём верблюде, видя, что она несёт тяжести. Она сказала: «Однако я постеснялась ехать вместе с мужчинами, вспомнив об аз-Зубайре и его ревности, ибо он был одним из самых ревнивых мужчин».

А в другой версии говорится: «Я прислуживала аз-Зубайру в доме, и ещё у него был конь, и я присматривала за ним, и не было для меня дела тяжелее, чем уход за конём. Я заготавливала для него траву и ухаживала за ним». Передатчик сказал: «А потом у неё появилась прислуга. К Пророку r привели пленников, и он дал ей служанку. Она рассказывала: “И она избавила меня от ухода за конём и его кормления. А однажды ко мне пришёл какой-то человек и сказал: ‹О Умм ‘Абдуллах! Поистине, я бедный человек и хотел бы торговать в тени твоего дома›. Я ответила: ‹Если я разрешу тебе, то аз-Зубайру это не понравится… Приходи снова и обратись ко мне с этой просьбой в присутствии аз-Зубайра›. И он пришёл позже и сказал: ‹О Умм ‘Абдуллах! Поистине, я бедный человек и хотел бы торговать в тени твоего дома›. Я ответила: ‹Да неужели нет для тебя во всей Медине дома, кроме моего?› Аз-Зубайр сказал ей: ‹Что с тобой, почему ты не позволяешь этому бедному человеку торговать здесь?› И он торговал, пока не разбогател. А потом я продала ему рабыню, и когда аз-Зубайр вошёл, вырученные за неё деньги лежали у меня на коленях. Он сказал: “Подари это мне”. Я же сказала: “Поистине, я уже отдала это в качестве милостыни”» [Муслим].

Вспомним также уже упомянутую историю Умм Сулейм. Её сын от Абу Тальхи заболел и умер, когда Абу Тальхи не было дома. Она попросила своих домочадцев ничего не говорить Абу Тальхе от смерти сына. Она хотела сама сообщить ему об этом. Они выполнили её просьбу. И когда Абу Тальха пришёл, она украсила себя для него, и он лёг с ней. И только потом, подготовив его к печальному известию, она сообщила ему о том, что случилось в его отсутствие.

Это была очень умная и достойная женщина.

Анас рассказывает: «Когда умер сын Абу Тальхи от Умм Сулейм, она сказала своим близким: “Не говорите Абу Тальхе о его сыне, пока я сама не скажу ему”. Когда он вернулся, она подала ему ужин. Он поел и попил, после чего она украсила себя для него так, как никогда прежде, и он лёг с ней. А когда Умм Сулейм увидела, что он сыт и удовлетворён, она сказала: “О Абу Тальха, скажи мне, если люди что-то дадут взаймы какой-либо семье, а потом потребуют вернуть долг, следует ли членам этой семьи отказывать им в этом?” Он сказал: “Нет”. Она сказала: “Тогда терпи и надейся на награду Аллаха, ибо ты потерял сына”. И он разгневался, а потом сказал: “И ты сообщаешь мне о смерти моего сына только после того, как я осквернился!” И после этого он пошёл к Посланнику Аллаха r и обо всём рассказал ему. Посланник Аллаха r сказал: “Да благословит Аллах эту вашу ночь!” И после этого Умм Сулейм забеременела».

Она родила сына, которого Посланник Аллаха r назвал ‘Абдуллахом.

Посмотрите, какой сильной и стойкой женщиной была Умм Сулейм. С каким терпением и надеждой на награду от Аллаха переносила она тяготы и испытания, которые постигали её! И Всевышний Аллах щедро вознаградил её за это. Один человек из числа ансаров рассказывал: «И я видел их девятерых сыновей, каждый из которых стал чтецом Корана».

Это уникальный пример из жизни жён-мусульманок. Женщина терпеливо переносит утрату любимого дитя, скрывая свою печаль, чтобы смягчить потрясение для мужа, и усердно трудится, чтобы снискать довольство Всевышнего Аллаха, дабы Он даровал прекрасную замену ей и её мужу.

Ибн Хаджар сказал: «Умм Сулейм побудили к этому её беспримерное терпение, привычка всецело полагаться на Всевышнего Аллаха и предавать себя на Его волю, а также надежда на то, что Он дарует ей благую замену. Если бы она сразу сообщила Абу Тальхе о том, что произошло, это был бы неожиданный удар для него и, к тому же, она не достигла бы своей цели. А так Аллах, зная об искренности её намерения, исполнил её желание и сделал её потомство благодатным для неё» [Фатх Аль-Бари. Т. 3. С. 204].

Женщина-мусульманка хранила верность мужу и помогала ему, как только могла, в том числе и своим имуществом, если оно у неё было.

Зейнаб, жена ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен Аллах ими обоими), сказала: «Однажды я была в мечети и увидела там Пророка r, который сказал: “О женщины, подавайте милостыню, даже если вам нечего подать, кроме своих украшений”. Возвратившись, я сказала ‘Абдуллаху ибн Мас‘уду: “Пойди и спроси Посланника Аллаха r, послужит ли для меня заменой милостыни то, что я буду расходовать на тебя и на сирот, которые находятся на моём попечении? Если да, то я так и сделаю, а если нет, тогда я отдам эти деньги кому-то другому”. ‘Абдуллах сказал: “Спроси Посланника Аллаха r сама”. И я отправилась к Пророку r, и у его дверей встретилась с одной женщиной из числа ансаров, желавшей задать ему такой же вопрос. Мы уважали Посланника Аллаха и робели в его присутствии… Когда к нам вышел Биляль, мы сказали ему: “Пойди к Посланнику Аллаха r и скажи ему, что у дверей две женщины, которые спрашивают, послужит ли для них заменой милостыни то, что они будут расходовать на мужей и сирот, находящихся на их попечении. И не говори ему, кто мы». После этого он вошёл к Посланнику Аллаха r и задал ему этот вопрос. Посланник Аллаха r спросил: “Кто они?” Биляль сказал: “Женщина из числа ансаров и Зейнаб”. Посланник Аллаха r спросил: “Какая именно Зейнаб?” Биляль сказал: “Жена ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда”. Тогда Посланник Аллаха r сказал: “Да, и ей уготованы две награды: одна за поддержание связей с родственниками, а другая за милостыню”» [Аль-Бухари; Муслим].

Женщина-мусульманка старалась снискать довольство Господа и таким образом. Многие дороги ведут к Его довольству. И она старалась пройти по каждой из них. До нас не дошло ни одного сообщения о том, что какая-нибудь из первых мусульманок смотрела на своего мужа свысока из-за своего имущества или попрекала его тем, что расходует на него свои средства. И вместе с тем из дошедших до нас сообщений следует, что в подобных случаях эти благородные женщины старались скрыть это, оберегая чувства мужей. Мы видим, как в этой истории Зейнаб, жена ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, придя со своим вопросом к Посланнику Аллаха r, попросила Биляля не говорить Пророку r, кто именно задал этот вопрос: «И не говори ему, кто мы».

Зейнаб и эта женщина из числа ансаров хотели, чтобы их деяния совершались с искренним намерением, только ради Аллаха, и при этом заботились о чувствах своих мужей, а потому не хотели сообщать, кто они.

Такими были первые мусульманки, сподвижницы Пророка r и матери верующих. Они — пример для всех мусульманок. И не приличествует современным мусульманкам отворачиваться от этих солнц (да будет доволен Аллах ими всеми) и брать пример с неверующих женщин Запада или Востока, считая их более достойным примером для подражания.

И мусульманину не следует искать жену среди женщин, слепо подражающих безбожницам в поведении и внешнем виде, и отказываться при этом от благодатной, носящей целомудренный покров женщины, считающей первых мусульманок лучшим примером для себя.

Приведённые выше истории, разумеется, только примеры того, как эти благородные и достойные женщины относились к своим мужьям и что они делали для них. Они хранили верность своим мужьям и были глубоко преданны им. Женщина-мусульманка всеми силами старалась утешить мужа, когда случалась беда, и облегчить бремя этой беды. Она беседовала с мужем, поддерживая его, и помогала ему во всех его делах. Она неуклонно соблюдала его права. Более того, она сохраняла свою преданность мужу и старалась делать ему добро не только при его жизни, но даже после его смерти. Например, Умм Саляма часто поминала своего покойного мужа Абу Саляму и хорошо отзывалась о нём. Так, она говорила: «Кто из мусульман лучше Абу Салямы? Первая семья, переселившаяся к Посланнику Аллаха r» [Муслим].

Умм Саляма g передаёт: «Когда умер Абу Саляма, я сказала: “Чужестранец, в чужой земле… Я буду оплакивать его так, что об этом заговорят!” И когда я уже приготовилась оплакивать его, пришла одна женщина из окрестностей Медины, желая помочь мне в оплакивании его. Встретив её, Посланник Аллаха r сказал: “Ты хочешь ввести шайтана в дом после того, как Аллах изгнал его оттуда?”, повторив эти слова дважды. И после этого я воздержалась от оплакивания и не стала плакать» [Ахмад; Муслим].

Когда Посланник Аллаха r посватался к Умм Хани, она сказала: «Я уже немолода, и у меня дети». Тогда Посланник Аллаха r сказал: «Лучшие из женщин, ездивших на верблюдах, — праведные женщины Курайша, которые проявляют нежность к ребёнку и заботятся об имуществе мужа». Абу Хурайра говорил: «А Марьям, дочь ‘Имрана[40], никогда не ездила на верблюде» [Аль-Бухари].

Такими были эти жёны, жившие на заре ислама, через них Всевышний Аллах возвысил маяки правильного пути, которые сохранили героев ислама и защитников правильных убеждений в первые десятилетия с начала пророческой миссии Мухаммада r. Они — пример для всех мусульман, и тот, кто будет брать пример не с них, непременно собьётся с правильного пути, и никто не выведет его на правильный путь. Это были люди, общающийся с которыми обретал счастье и получал огромную пользу. И если мы хотим следовать истинным путём, мы должны брать пример с них и идти по их стопам.

Минута отдыха

Посланники Всевышнего, учитывая чувствительность их сердец и важность их миссии, даже больше, чем другие люди нуждались в поддержке, ободрении и человеческом тепле. Ведь прикладывая колоссальные усилия, чтобы осуществить важные изменения в жизни общин и народов, они вынуждены были преодолевать множество препятствий, и нет пути труднее и тернистее, чем их путь.

Женщины, жившие на заре ислама, хорошо понимали это. Мусульманка, принадлежавшая к тому первому благодатному поколению верующих, вставала позади мужа и давала ему необходимую поддержку, материальную и моральную, в доме и за его стенами. И она не забывала о том, как важна для её мужа минута отдыха, которая помогает прогнать боль и тревоги и приносит радость, оживление и решимость. Она беседовала с мужем, стараясь ободрить и развлечь его словами и действиями.

Например, ‘Аиша g рассказывала историю о том, что однажды одиннадцать женщин собрались и пообещали друг другу ничего не скрывать о своих мужьях. Первая сказала: «Мой муж будто мясо худого верблюда на вершине горы. И гора не полога, и мясо не жирно»[41]. Вторая сказала: «Я ничего не скажу о своём муже, поскольку боюсь, что иначе не остановлюсь[42], пока не упомяну обо всех его недостатках». Третья сказала: «Мой муж слишком высок, и если я стану говорить (о его недостатках)[43], то получу развод, а если буду молчать, то он не даст мне развода, но и как к жене относиться не будет». Четвёртая сказала: «Мой муж подобен ночи в Тихаме: он не горяч и не холоден, и он не внушает мне ни страха, ни отвращения»[44]. Пятая сказала: «Когда мой муж приходит, он подобен леопарду, а когда выходит, уподобляется льву, и он не спрашивает меня о том, что поручил мне»[45]. Шестая сказала: «Во время трапезы мой муж ест много разных яств, когда он пьёт, то пьёт до дна, а когда спит, заворачивается в свою одежду и не протягивает руки, чтобы дотронуться до меня»[46]. Седьмая сказала: «Мой муж человек недалёкий[47]. Ему присущи все существующие недостатки, и он может поранить тебе голову или тело, а может сделать и то, и другое»[48]. Восьмая сказала: «Мой муж пахнет, как зарнаб[49], а на ощупь он мягок, как заяц». Девятая сказала: «Мой муж имеет дом с высокими колоннами[50] и носит длинную перевязь для меча;[51] в доме его много золы[52], и дом его стоит близко от места, в котором проводят собрания»[53]. Десятая сказала: «Моего мужа зовут Малик, а каков Малик? Что о нём ни скажи, он всё равно лучше. Его верблюды много времени проводят в загонах, а немного — на пастбище[54], и, слыша звуки лютни, они предчувствуют гибель»[55]. Одиннадцатая сказала: «Моего мужа зовут Абу Зар‘ — а кто такой Абу Зар‘? Мои уши отягощены множеством украшений, которые он подарил мне, а руки мои располнели[56]. Он превознёс меня, и я стала гордиться собой. Он нашёл меня в ютившейся у самой горы семье, у которой было немного овец, и привёл в семью, которая владела лошадьми и верблюдами и молотила зерно. У него меня не оскорбляют за то, что я говорю; я сплю утром допоздна[57] и пью вволю! Мать Абу Зар‘а — а какова мать Абу Зар‘а? Её сосуды полны, а дом просторен[58]. Сын Абу Зар‘а — а каков сын Абу Зар‘а? Его постель узка, как извлечённый из ножен меч, а насытиться он может и ножкой четырёхмесячного козлёнка. Дочь Абу Зар‘а — а какова дочь Абу Зар‘а? Она покорна отцу и матери и полна, а красота её вызывает гнев другой жены[59] её мужа. Невольница Абу Зар‘а — а кто такая невольница Абу Зар‘а? Она не пересказывает другим наших речей, не расходует напрасно нашу еду и не оставляет мусора в нашем доме. Но однажды Абу Зар‘ вышел из дома, когда в мехах сбивали масло[60], и встретил женщину с двумя сыновьями, подобными леопардам. Она держала их у талии, а они играли двумя гранатами[61]. После этого он развёлся со мной и женился на ней. После него я вышла замуж за благородного человека, скакавшего на неутомимом коне и державшего в руке копьё. Он пригнал ко мне много верблюдов, подарил мне по паре каждого вида скота и сказал: “Ешь сама, о Умм Зар‘, и оделяй свою семью”. Но если бы я собрала всё, что он дал мне, это не наполнило бы и самого маленького сосуда Абу Зар‘а!”».

‘Аиша сказала: «Посланник Аллаха r сказал мне: “Для тебя я был тем же, чем Абу Зар‘ был для Умм Зар‘”» [Аль-Бухари; Муслим].

Ибн Хаджар сказал: «Из хадиса можно сделать много полезных выводов, в том числе… о важности хорошего отношение мужчины к своей жене посредством доставления радости и разговоров о дозволенном, если только это не приводит ни к чем запретному, а также шуток время от времени и всего, что приятно для души, а также заигрывания с женой и демонстрации любви к ней — разумеется, если только это не приводит ни к чему скверному, вследствие чего женщина может поступить скверно по отношению к мужу и отвернуться от него. В хадисе также содержится побуждение женщин к преданности мужьям, дабы они не смотрели на других мужчин и были благодарны своим мужьям за то, что те делают для них…» [Фатх Аль-Бари. Т. 9. С. 164].

Можно привести ещё один пример.

‘Аиша g рассказывала: «Как-то я сказала: “О Посланник Аллаха, если бы ты спустился в долину, в которой стоит уже частично объеденное дерево, и там же ты обнаружил бы нетронутое дерево, к какому из них ты пустил бы своего верблюда?” И он ответил: “К тому, с которого ещё никто не ел”» [Аль-Бухари].

Дело в том, что Посланник Аллаха r никогда не женился на девственнице, кроме неё.

Как видно из этих историй, нет никаких препятствий для того, чтобы мужу и жене посидеть немного вместе в тихой и спокойной обстановке, подальше от всех тревог и суеты, отключившись на некоторое время от забот, связанных с работой, семьёй и детьми. Как прекрасно, когда женщина смывает тревоги мужа и всю грязь мира этого, которой он невольно касается, ласковым словом, спокойной улыбкой, занимательным рассказом, приятной шуткой. Как прекрасно, когда женщина украшает себя для мужа, надевает красивую одежду, умащает себя благовониями и предстаёт перед ним аккуратной и привлекательной, и при этом хранит и поддерживает в своём сердце любовь к нему, как поддерживают огонь в камине. И как прекрасно, когда женщина делает всё, чтобы мужчина любил свой дом и испытывал привязанность к нему, чтобы его тянуло домой и мысль о доме вызывала у него самые приятные ассоциации. Это особенно важно, если учесть, что имея уютный дом с тёплой атмосферой, мужчина проводит меньше времени вне дома за бесполезными занятиями.

Не приличествует женщине-мусульманке допускать, чтобы муж постоянно видел её дома в поношенной и мятой одежде, неумытой и непричёсанной, а также хмурой и недовольной, без улыбки на лице. И ей не следует часто повышать голос и создавать лишний шум, а также принимать в его присутствии страдальческий вид человека, вечно печального и отягощённого тысячью проблем и забот.

Дома первых мусульман были наполнены теплом и живыми, искренними чувствами, а их обитатели отличались благонравием и имели много достоинств и хороших черт. Посмотрите на то, как первые мусульманки сумели превратить свои дома в уютные гнёздышки, уподобив их живым, тёплым, наполненным любовью сердцам. В этой чудесной атмосфере все заботы и печали растворялись сами собой и исчезали без остатка.

Мы уже упоминали историю о том, как Умм Сулейм постаралась смягчить для мужа известие о смерти их сына. Она сделала всё, чтобы не омрачать его возвращение домой. Она не стала с порога сообщать ему, усталому и голодному, печальное известие, а сперва хорошо накормила его, украсила себя для него, чтобы он насытился и отдохнул. И только после того, как он лёг с ней, и она увидела, что он сыт и удовлетворён и настал подходящий момент рассказать ему о том, что произошло, она исполнила эту обязанность, но и это сделала с мудростью. Сначала она спросила: «О Абу Тальха, скажи мне, если люди что-то дадут взаймы какой-либо семье, а потом потребуют вернуть долг, следует ли членам этой семьи отказывать им в этом?» Он сказал: «Нет». Она сказала: «Тогда терпи и надейся на награду Аллаха, ибо ты потерял сына».

Умм Сулейм не кинулась навстречу мужу со слезами, криками и причитаниями, едва он переступил порог, как поступают в наше время многие женщины в подобных ситуациях. Она повела себя, как и следует вести себя терпеливой и мудрой женщине-мусульманке, и обнаружила проницательность и деликатность, которые почерпнула из благодатного светоча пророчества. И Всевышний Аллах воздал ей благом за это, и даровал ей благодать в её потомстве.

В связи с этим каждая мусульманка должна спросить себя: похожа ли я на этих глубоко верующих и достойных женщин эпохи пророчества или же мне очень далеко до них?

И ответить на этот вопрос каждая женщина должна действиями прежде слов.

Женщина-мусульманка! Пусть твоя искренность и усердие свидетельствуют о том, что ты живёшь среди нас. Ты нужна нам, ибо мы не сможем следовать прямым путём, если ты не будешь следовать им вместе с нами… А Всевышний Аллах заботится обо всех нас и хранит нас.

Теплота чувств

Сегодня многие женщины требуют слишком многого от своих мужей — для самих себя, для дома, для детей и так далее. И речь не о необходимых и даже не о нужных вещах, а о том, в чём нет реальной потребности и без чего можно и нужно обойтись. Эта ситуация хорошо известна. Если мужчина, приходя домой, слышит только требования, которым нет конца, он теряет желание приходить в этот дом и находиться в нём. В результате возникшего отвращения к дому мужчина привыкает проводить как можно больше времени за его пределами. Попросту говоря, бежит из дому.

Как результат, семья перестаёт быть крепкой и теряет сплочённость — за исключением тех, кого Аллах помиловал и уберёг от этого. Она становится всё более хрупкой с каждым днём. Её опоры слабеют, и первый же порыв ветра сметает её, словно карточный домик.

Женщинам-мусульманкам, жившим на заре ислама, удавалось оберегать свои дома от подобной опасности и окружать их надёжным забором, благодаря которому им оказывались не страшны даже сильные ветры. Этот забор поддерживал их дома, не давая им упасть и разрушиться. Первые мусульманки использовали все доступные средства, чтобы возводить и укреплять этот забор. Некоторые примеры приложенных ими усилий мы уже видели в предыдущих главах.

В те времена верующие женщины не забывали время от времени напоминать мужьям о своей любви к ним и демонстрировать альтруизм, понимая, что этим они укрепляют узы брака и протягивают друг к другу мосты любви, укрепляющие их союз.

Приведём несколько примеров.

Посланник Аллаха r всегда спрашивал разрешения у той своей жены, у которой должен был находиться в этот день, разрешения посетить кого-то из остальных его жён, после того как был ниспослан аят: «Ты можешь по своему желанию отложить посещение любой из них [жён Пророка], и удержать возле себя ту, которую пожелаешь. Если же ты пожелаешь ту, которую ты прежде отстранил, то это не будет для тебя грехом. Это лучше для того, чтобы глаза каждой из них радовались и чтобы они не печалились и были довольны тем, что ты даруешь им…» (сура 33 «Союзники», аят 51).

‘Аиша g говорила: «Что касается меня, то поистине, я не желаю никому отдавать своё право на тебя, о Посланник Аллаха» [Аль-Бухари; Муслим].

Первые мусульманки выражали действиями свою любовь к мужьям и готовность пожертвовать чем-то ради них. Они не ограничивались словами, потому что знали, что слова ничего не стоят, если их не подтверждают действия.

Мы уже приводили примеры того, как первые мусульманки стремились снискать довольство своих мужей и предпочитали их самим себе, как они протягивали мужьям руку помощи и давали им искренние и мудрые советы.

А в наше время большинство женщин ограничиваются словами — пустыми словами о любви, ничем не подтверждёнными — и семьи слабеют и разваливаются на глазах.

Поэтому многие учёные обратили внимание на этот важный вопрос. Затронул его и Ибн аль-Каййим в своей книге «Ад-да ва ад-дава = Недуг и лекарство».

Никто не может отрицать, что брачный союз — это связь двух сердец — сердец, которые связывает между собой любовь и милосердие и объединяет спокойная, приносящая умиротворение жизнь. Как сказал Всевышний Аллах: «Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Поистине, в этом — знамения для людей размышляющих» (сура 30 «Римляне», аят 21).

Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «Если говорить о любви к жёнам, то любящий их не заслуживает упрёка. Более того, это как раз один из признаков человеческого совершенства. Всевышний Аллах оказал милость Своим рабам даровав им жён. Он сказал: “Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Поистине, в этом — знамения для людей размышляющих” (сура 30 “Римляне”, аят 21).

Всевышний Аллах сделал женщину успокоением для мужчины. Его сердце успокаивается благодаря ей. И Он создал между ними чистую любовь. Это любовь, смешанная с милосердием. Всевышний Аллах сказал после того как упомянул о женщинах, которые разрешены мужчине, и о тех, которые запрещены: “Аллах желает дать вам разъяснения, повести вас путями ваших предшественников и принять ваши покаяния, ведь Аллах — Знающий, Мудрый. Аллах желает принять ваши покаяния, а потакающие своим страстям желают, чтобы вы сильно уклонились в сторону” (сура 4 “Женщины”, аяты 26–27).

Когда Посланника Аллаха r спросили о том, кого из людей он любит больше всего, он ответил: “‘Аишу”. А о Хадидже он говорил: “Мне была дарована любовь к ней”.

Любовь к женщинам для мужчины — признак человеческого совершенства.

А Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: “Лучшие в этой общине те, у кого больше женщин”.

Пророк r походатайствовал за влюблённого, чтобы женщина, которая была объектом его любви, вернулась к нему, однако она отказалась. Это история Мугиса и Бариры. Увидев, как он идёт за ней после того как она рассталась с ним, и слёзы текут по его щекам, Посланник Аллаха r сказал: “Вернулась бы ты к нему”. Барира спросила: “О Посланник Аллаха, ты приказываешь мне?” Он сказал: “Я только ходатайствую”. Тогда она сказала: “Не нужен он мне!” Пророк r сказал своему дяде аль-‘Аббасу: “О ‘Аббас, разве тебя не удивляет, что Мугис так любит Бариру, а Барира так ненавидит Мугиса?” [Аль-Бухари].

Посланник Аллаха r не осуждал его за любовь к Барире, несмотря на то, что к этому времени они уже расстались.

Всевышний Аллах сказал: “Вы не сможете относиться к жёнам одинаково справедливо даже при сильном желании” (сура 4 “Женщины”, аят 129).

Имеется в виду любовь и половая близость.

Влюблённость в женщин можно разделить на три категории. Одна из них является приближением к Аллаху и проявлением покорности Ему. Это любовь мужчины к своей жене (или наложнице). Это полезная влюблённость, поскольку она облегчает достижение целей, ради которых и было предписано вступать в брак. И она удерживает взгляд и сердце мужчины от устремления к любой женщине, кроме жены. Поэтому такая влюблённость считается похвальной и пред Аллахом и среди людей.

Но есть и другая категория влюблённости. Она ненавистна Аллаху и отдаляет того, кто привержен ей, от Его милости. Она приносит огромный вред человеку и в религии, и в мирском. Это влечение к мальчикам-подросткам[62]…

Лекарство от этого недуга: испрашивание помощи у Поворачивающего сердца, искренность в испрашивании у Него защиты, занятие поминанием Его и стремление снискать Его любовь и приблизиться к Нему…

Третья разновидность влюблённости — разрешённая сама по себе, но мужчина не может завладеть объектом этой любви. Это, например, влюблённость того, кто увидел изображение красивой женщины или случайно посмотрел на саму женщину, и это стало причиной его влюблённости в неё, однако эта влюблённость не подталкивает его к ослушанию Аллаха. Человек ничего не может поделать с такой влюблённостью, и его не подвергают наказанию за неё. Самое полезное для него — бороться со своим чувством и стараться занять себя чем-то более полезным. Он обязан скрывать это чувство, сохранять целомудрие и терпеливо переносить это испытание, и Аллах поможет ему в этом и вознаградит его за его терпение, проявленное ради Аллаха, целомудрие, отказ потакать своей страсти и предпочтение довольства Аллаха и того, что у Него».

Женщины в этом подобны мужчинам. До нас дошло немало сообщений о любви женщин-мусульманок к своим мужьям и их ревности. Так, в нашем распоряжении имеется несколько сообщений, из которых следует, что мать верующих ‘Аиша g любила Пророка r и ревновала к другим его жёнам.

Масрук (да помилует его Аллах) называл её любимицей Посланника Аллаха r.

Сама ‘Аиша рассказывает: «Однажды Халя бинт Хувайлид, сестра Хадиджи попросила разрешения войти к Посланнику Аллаха r, и он узнал манеру Хадиджи, обрадовался и сказал: “О Аллах… Это же Халя”. И меня охватила ревность, и я сказала: “Почему ты до сих пор вспоминаешь одну из старух Курайша с красными дёснами, давно умершую, когда Аллах даровал тебе взамен нечто лучшее?!”» [Аль-Бухари; Муслим].

Мужчине нужно чувствовать, что жена любит его точно так же, как ей нужно чувствовать его любовь к ней. Эту потребность увеличивают многочисленные искушения, которые подстерегают мужчину за пределами дома на каждом шагу и порой берут верх даже над разумным человеком.

Если мы хотим стабильной жизни, благополучия и счастья для наших семей, нам жизненно необходима теплота чувств. Сколько семей распадается из-за того, что этому вопросу не уделяется должное внимание!

Теплота чувств — это надёжный забор, это неприступная крепость, которая защищает семью от любого зла и препятствует её разрушению и распаду.

Разумная и мудрая женщина — та, которая обливает мужа тёплым потоком своих нежных чувств, уберегая его тем самым от того, чтобы смотреть на других женщин или думать о них. Она делает всё, чтобы он не испытывал скуки, когда находится дома, и день за днём увеличивает в его сердце привязанность к дому и семье.

Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах) сказал: «Если разумная женщина находит праведного мужа, который подходит ей, то она должна стараться снискать его довольство и избегать всего, что обижает его или причиняет ему беспокойство. Потому что, когда она обижает его или делает что-то неприятное для него, он начинает испытывать скуку. Это чувство остаётся в его душе, и может случиться, что он расстанется с ней, когда представится возможность, или предпочтёт ей другую, и возможно также, что он найдёт замену ей, тогда как она не найдёт для себя замены ему. Известно, что порой и хорошее может наскучить, так что говорить о неприятном?»[63]

Никто не может отрицать потребность мусульманской семьи в теплоте чувств, в живом участии, искренности и нежности, которые поддерживают огонёк супружеской любви — разумеется, все эти проявления должны оставаться в рамках Шариата Всевышнего.

Разве приличествует женщине-мусульманке, которая видит, как её муж работает на износ и возвращается каждый вечер усталым физически и морально, не делать ничего для того, чтобы ободрить его, обеспечить ему полноценный отдых, помочь расслабиться и прогнать прочь его тревоги и печали?..







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.