Здавалка
Главная | Обратная связь

Мой брачный дар — ислам



Первые мусульманки активно участвовали в жизни общины: приобретали полезное знание, отправлялись в военные походы, чтобы оказывать мужчинам необходимую помощь. Они отказались сидеть сложа руки, ничего не предпринимая, и пассивно наблюдать за происходящими вокруг событиями и непрекращающимся противостоянием веры и неверия. Женщины посещали собрания, на которых передавалось полезное знание, и старались запомнить столько из Сунны Пророка r, сколько позволяла им память. Женщина помогала мужчине везде и во всём, и её можно было увидеть даже на полях сражения, где она поила жаждущих и оказывала помощь раненным.

Первые мусульманки украсили свои и без того прекрасные деяния, внеся свой вклад в призыв людей к религии Аллаха. В те времена мусульманка старалась быть надёжным и правдивым посланцем своей религии, рассказывать людям об исламе и призывать их к его принятию. И даже когда кто-то из неверующих делал ей предложение, женщина-мусульманка не упускала возможность призвать его к исламу. Более того, она ставила предполагаемому жениху условие о принятии ислама и говорила, что если он станет мусульманином, это и будет его брачным даром ей, и ничего другого ей не надо. И брак её был благодатным, подобно сосуду, в котором собрано всякое благо.

Анас рассказывал, что когда Абу Тальха посватался к Умм Сулейм, она сказала: «Клянусь Аллахом, о Абу Тальха, подобным тебе не отказывают… Однако ты неверующий, а я — мусульманка, и мне не дозволено выходить за тебя. Если ты примешь ислам, то это и будет моим брачным даром. Ни о чём другом я не прошу». И он принял ислам, и это стало её брачным даром.

Сабит ибн Аслям (да помилует его Аллах), один из товарищей Анаса передававший от него хадисы, сказал: «Мне никогда не доводилось слышать о женщине, получившей лучший брачный дар, чем Умм Сулейм. Это ислам… И (на основе этого брачного дара) он вошёл к ней, и она родила ему детей» [Ан-Насаи; Ибн Хиббан; Абду-р-Раззак].

Случалось, что женщина становилась причиной принятия ислама всеми её соплеменниками.

‘Имран ибн Хусайн d передаёт: «Как-то мы отправились в путь вместе с Пророком r. Мы передвигались ночью, пока в конце её мы упали без сил, а для путника нет ничего слаще этого. Нас разбудил только жар солнца[64]. Первым проснулся такой-то, потом такой-то, потом такой-то, а четвёртым был ‘Умар ибн аль-Хаттаб. Что же касается Пророка r, то, когда он засыпал, мы не будили его, пока он не проснётся сам, поскольку не знали, что происходит с ним во сне. Когда ‘Умар, который был выносливым человеком, проснулся и увидел, что случилось с людьми, он громко воскликнул: “Аллах велик”, и продолжал восклицать до тех пор, пока от его голоса не проснулся Пророк r. Люди стали жаловаться на то, что их постигло. Он сказал: “Не беда [или это не повредит вам], отправляйтесь в путь”. И они двинулись в путь. Проехав совсем немного, Пророк r спешился, велел принести воды и совершил омовение, после чего прозвучал призыв к молитве, и он совершил молитву вместе с людьми. Завершив молитву, Пророк r увидел в стороне человека, который не молился со всеми, и спросил его: “О такой-то, что помешало тебе совершить молитву вместе с людьми?” Тот ответил: “Я осквернился, а воды у меня нет”. Пророк r сказал: “Тебе следует использовать чистую землю, этого будет достаточно”. Потом Пророк r отправился в путь. Позже люди стали жаловаться ему на мучившую их жажду. Тогда он спешился, подозвал к себе одного человека и ‘Али d и велел: “Отправляйтесь на поиски воды”. Они двинулись в путь и повстречали какую-то женщину, сидевшую на своём верблюде между двумя бурдюками с водой, и спросили её: “Откуда эта вода?” Она ответила: “Я была у воды вчера в такое же время, а мои соплеменники едут следом за мной”. Тогда они сказали ей: “Поезжай!” Она спросила: “Куда?” Они ответили: “К Посланнику Аллахаr ”. Женщина спросила: “К тому, кого называют отступником[65]?” Они ответили: “Да, это тот, кого ты имеешь в виду, отправляйся же!” И они привели её к Пророку r и рассказали ему обо всём».

Передатчик хадиса сказал: «И ей помогли спуститься с верблюда, а потом Пророк r велел принести ему сосуд и налил в него воды из верхних отверстий бурдюков. Затем он завязал верхние отверстия этих бурдюков и открыл нижние, после чего людям было сказано: “Поите животных и набирайте воду для себя”. И одни стали поить животных, другие набрали воду для себя, а под конец Пророк r, дал сосуд с водой осквернившемуся и велел ему: “Иди и облейся”. А женщина стояла и наблюдала за тем, что происходит с её водой, и, клянусь Аллахом, нам показалось, что в бурдюках её стало больше, чем прежде. А Пророк r велел: “Соберите для неё что-нибудь”. Люди собрали для неё финики, муку и савик и сложили всю эту еду в расстеленную одежду, а затем её подсадили на верблюда и положили перед ней тюк с едой. Пророк r сказал ей: “Знай, что из-за нас у тебя воды меньше не стало, ибо это Аллах напоил нас!”[66] После этой задержки женщина вернулась к своим родным, и они спросили: “Что задержало тебя, о такая-то?” Она ответила: “Нечто удивительное! В пути меня повстречали два человека и отвели к тому, кого называют отступником. И он сделал то-то и то-то… Поистине, он либо величайший колдун из живущих между тем и этим, — и она подняла средний и указательный пальцы к небу, имея в виду небеса и землю, — либо истинный посланник Аллаха!” После этого мусульмане стали совершать набеги на живших поблизости от неё многобожников, но обходили стороной её селение, и однажды она сказала своим соплеменникам: “Я думаю, что эти люди не трогают вас не случайно, так, может быть, вам принять ислам?” И они послушались её и приняли ислам» [Аль-Бухари; Муслим].

Это благодать, которую дарует Всевышний Аллах Своим верующим рабам. Вспомним также историю о том, что произошло с бану аль-Мусталик после того как Пророк r женился на Джувайрие. Когда Посланник Аллаха r напал на её соплеменников, она вместе с остальными попала в плен. А потом Посланник Аллаха r избрал её для себя. После этого людям было объявлено, что Посланник Аллаха r женится на Джувайрие бинт аль-Харис. Они сказали друг другу: «Верните этим людям их имущество и освободите их самих, ибо теперь они родственники Посланника Аллаха r по браку». Не было женщины благословеннее для своих соплеменников, чем Джувайрия бинт аль-Харис. После этого сто человек из бану аль-Мусталик получили свободу.

‘Аиша g рассказывает: «Джувайрия бинт аль-Харис из бану аль-Мусталик досталась Сабиту ибн Кайсу ибн Шаммасу или его двоюродному брату. Она договорилась с ним о выкупе. А она была красивой женщиной, привлекающей взоры».

‘Аиша g также рассказывает: «Она пришла к Посланнику Аллаха r помочь ей выкупить свою свободу, и когда она встала у двери, я почувствовала неприязнь к ней, потому что поняла, что Посланник Аллаха r увидит в ней то же, что вижу я. Она сказала: “Посланник Аллаха! Я Джувайрия, дочь аль-Хариса. Тебе известно, какое испытание постигло меня. Я досталась Сабиту ибн Кайсу ибн Шаммасу и договорилась с ним об освобождении за выкуп. И я пришла к тебе, чтобы попросить тебя помочь мне с выкупом”. Посланник Аллаха r сказал: “Я могу предложить тебе нечто лучшее”. Она спросила: “Что же это, о Посланник Аллаха?” Он ответил: “Я заплачу за тебя выкуп и женюсь на тебе”. Она сказала: “Хорошо, о Посланник Аллаха r, я согласна”».

После этого людям было объявлено, что Посланник Аллаха r женится на Джувайрие бинт аль-Харис. Услышав об этом, они сказали друг другу: “Верните этим людям их имущество и освободите их самих, ибо теперь они родственники Посланника Аллаха r по браку”. Не было женщины благословеннее для своих соплеменников, чем Джувайрия бинт аль-Харис. Благодаря ей сто человек из бану аль-Мусталик получили свободу» [Ахмад; Абу Дауд].

Также следует вспомнить историю, случившуюся с Аишей, и слова ‘Имрана ибн Хусайна: «О семейство Абу Бакра! Это не первое ваше благословение!»

‘Аиша g сказала: «Однажды мы вместе с Посланником Аллаха r отправились в путь и достигли уже Байды (или Зат аль-Джейша), и у меня порвалось ожерелье. Посланник Аллаха r остановился, чтобы найти его, и некоторые люди отправились искать ожерелье. Воды в этих местах не было, и некоторые люди пришли к Абу Бакру ас-Сыддику и сказали ему: “Разве ты не видишь, что сделала ‘Аиша? Она заставила Посланника Аллаха r и остальных людей, у которых не было с собой воды, задержаться в безводной местности!” Абу Бакр пришёл ко мне, когда Посланник Аллаха r уже заснул, положив голову мне на ногу. Абу Бакр воскликнул: “Ты задержала Посланника Аллаха r и других людей, у которых не было воды, там, где её нет!”» ‘Аиша сказала: «И Абу Бакр принялся упрекать меня, высказав всё, что было угодно Аллаху, а потом стал тыкать меня рукой в бок. Мне же мешало двинуться с места лишь то, что голова Посланника Аллаха r покоилась у меня на бедре. Посланник Аллаха r проспал до утра. А когда утром он проснулся, оказалось, что ни у кого нет воды. Тогда Аллах ниспослал аят об очищении песком, после чего люди совершили такое очищение. А Усайд ибн Худайр воскликнул: “О семейство Абу Бакра! Это не первое ваше благословение!”» ‘Аиша сказала: «А потом мы подняли верблюда, на котором я ехала, и нашли под ним ожерелье» [Аль-Бухари; Муслим].

Это благодать, которую Всевышний Аллах даёт Своим праведным рабам. Вспомним слова пророка ‘Исы u: «И сделал меня благодатным, где бы я ни был» (сура 19 «Марьям», аят 31).

Аль-Куртуби (да помилует его Аллах) сказал: «“И сделал меня благодатным”. То есть обладателем благодати и пользы в религии, призывающим к ней и обучающим ей. Ат-Тустари сказал: “И сделал меня таким, что я побуждаю к одобряемому, удерживаю от порицаемого, указываю правильный путь заблудившемуся, помогаю притесняемому и нуждающемуся в помощи”».

Ибн Джарир ат-Табари (да помилует его Аллах) передаёт, что подобное толкование этому аяту дала группа толкователей.

К благодати, которая может быть дарована женщине Всевышним Аллахом, относится благодать в здоровье и детях. Благодать может выражаться и в сохранении для неё её религии, счастья и дома. И Всевышний Аллах может одарить её Своей милостью.

К проявлениям благодати, которые могут быть дарованы женщине, относится и сохранение её времени и сил от напрасной траты, то есть Всевышний Аллах уберегает женщину от того, чтобы она бесполезно проводила свои дни.

Благодать может выражаться и в том, что Всевышний Аллах наделит женщину какой-нибудь особенностью, которая требуется людям, что обеспечит ей достойное положение среди них, уважение и заботу со стороны людей.

В качестве примера можно привести способность давать фетвы. Обладатель такой способности всегда нужен людям, потому что религия — главная из всех потребностей, учитывая её важность в жизни людей.

Приведём ещё одну историю. Это хадис ‘Убайдуллаха ибн ‘Абдуллаха ибн ‘Утбы ибн Мас‘уда о том, что его отец написал ‘Умару ибн ‘Абдуллаху ибн аль-Аркаму аз-Зухри, веля ему зайти к Субайе бинт аль-Харис аль-Аслямийе и спросить её о её истории. И ‘Умар ибн ‘Абдуллах написал ‘Абдуллаху ибн ‘Утбе, сообщая ему, что Субайя рассказала ему следующее.

Она была женой Са‘да ибн Хаули из бану ‘Амир ибн Люай. Он принимал участие в битве при Бадре и умер во время прощального хаджа. Она в это время была беременна и родила почти сразу после его кончины. Очистившись от послеродового кровотечения, она приготовилась встречать женихов. Тогда к ней пришёл Абу ас-Санабиль ибн Бакак из бану ‘Абду-д-Дар и сказал: «Я вижу, ты приготовилась встречать женихов и собираешься выйти замуж… Но ты не имеешь права выходить замуж, пока не пройдёт четыре месяца и десять дней со дня смерти твоего мужа!» Субайя сказала: «Когда он сказал мне это, я тем же вечером оделась и пошла к Посланнику Аллаха r. Я спросила его об этом, и он сказал, что моя ‘идда закончилась с рождением ребёнка, и велел мне выходить замуж, если я этого хочу» [Аль-Бухари; Муслим].

Приведём также историю ‘Умара ибн аль-Хаттаба и Асмы бинт ‘Умайс.

Абу Муса аль-Аш‘ари d рассказывает: «Известия о том, что Посланник Аллаха r покинул Мекку и перебрался в Медину, дошли до нас, когда мы находились в Йемене, после чего я с двумя своими старшими братьями, одного из которых звали Абу Бурда, а другого — Абу Рухм, отправился к нему в числе пятидесяти трёх (или пятидесяти двух) моих соплеменников. Мы сели на корабль, доставивший нас во владения негуса в Эфиопию, где мы встретили Джа‘фара ибн Абу Талиба с его товарищами, и он сказал: “Поистине, нас направил сюда Посланник Аллаха r, который велел нам жить здесь, оставайтесь же с нами”. И мы жили там вместе с ним, пока не вернулись обратно, и наш приезд совпал с завоеванием Хайбара Посланником Аллаха r. И он выделил нам долю военной добычи, хотя никому из тех, кто не участвовал во взятии Хайбара, он не выделил долю — только тем, кто покорял Хайбар вместе с ним, — кроме тех, кто плыл на корабле вместе с Джа‘фаром и его товарищами. Некоторые люди говорили нам, то есть плывшим на корабле: “Мы переселились раньше вас”, а через некоторое время Асма бинт ‘Умайс, которая приехала с нами, зашла к жене Пророка r Хафсе. В своё время она переселялась к негусу. Когда Асма находилась у Хафсы, к ней зашёл ‘Умар[67], который увидел Асму и спросил: “Кто это?” Она ответила: “Асма бинт ‘Умайс”. ‘Умар спросил: “Та самая, что была в Эфиопии и плыла на корабле?” Асма сказала: “Да”. ‘Умар сказал: “Мы переселились раньше вас и поэтому имеем больше прав на Посланника Аллаха r, чем вы!” Тогда Асма разгневалась и воскликнула: “Клянусь Аллахом, нет! Пока вы были вместе с Посланником Аллаха r, который кормил голодных и учил тех, у кого не было знаний, мы находились в далёкой и ненавистной Эфиопии, и всё это ради Аллаха и Его Посланника r! И, клянусь Аллахом, я не стану ни есть, ни пить, пока не передам Посланнику Аллаха r то, что ты сказал! Там нам наносили обиды, и мы испытывали страх… Я расскажу об этом Посланнику Аллаха r и спрошу его об этом, и, клянусь Аллахом, я не стану лгать и ничего не утаю и ничего не добавлю к этому!” А когда пришёл Пророк r, она сказала: “О Пророк Аллаха, поистине, ‘Умар сказал то-то и то-то!” Пророк r спросил: “И что же ты ему ответила?” Она ответила: “Я сказала ему то-то и то-то”, после чего Посланник Аллаха r сказал: “Он имеет на меня не больше прав, чем вы, ведь он и его товарищи совершили одно переселение, а вы, плывшие на корабле, — два!”»

Абу Бурда передаёт, что Асма бинт ‘Умайс сказала: «И после этого ко мне приходил Абу Муса и остальные плывшие на корабле, чтобы спросить об этом хадисе, и ничто в мире не радовало их так, как то, что сказал им Пророк r» [Аль-Бухари].

Исламская история сохранила для нас свидетельства того, какое достойное положение занимала женщина-мусульманка на заре ислама, а также того, сколь достойными, благородными и искренними были эти женщины, сколь возвышенными были их устремления и какой огромный вклад внесли они в распространение и укрепление ислама. Какими терпеливыми и мудрыми были эти женщины, с каким упорством и усердием творили жизнь!..

Женщина на заре ислама заняла очень важную нишу и продолжала стоять на своём столь нужном посту, не желая оставлять свою религию без поддержки. И за это её ждёт великая награда от Господа, Который знает о каждом благом деле, совершаемом Его рабами, и не оставляет без награды творящих добро.

Многим сегодняшним женщинам очень далеко до их праведных предшественниц. Более того, даже многим современным мужчинам далеко до них. Те достойные женщины были слабыми по своей природе, как и любая женщина, однако с мудростью применяя способности, которыми наделил их Всевышний Аллах, они сумели превзойти в различных областях многих мужчин. Попробуют ли сегодняшние мусульмане и мусульманки повторить подвиг тех женщин или предпочтут этим попыткам бездействие, пассивность и лень?..

Мы уже приводили слова ар-Рафи‘и: «Если ты ничего не добавил к этому миру, — значит, ты сам был лишним в нём».

Каждая женщина и каждый мужчина должен задать себе несколько важных вопросов: правильно ли я живу? Правильные ли дела совершаю? И что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону? Тогда вместо того, чтобы бесцельно и бесполезно дрейфовать, мы, наконец, достигнем безопасного берега, стряхнём с себя сон и перестанем относиться к числу тех, кто заслужил упрёк от Всевышнего за слабость воли и малодушие. И пусть Всевышний Аллах поможет нам в этом!..

Супружеские ссоры

Конфликты и ссоры возникают время от времени в каждой семье, и причины у каждой семьи свои. Разногласия, возникающие порой между супругами, — не преступление, учитывая различия между женской и мужской психикой и пониманием вещей. Однако разногласия не должны приводить к взаимным обвинениям, оскорблениям и скандалам, потому что ни для кого не секрет, что подобное поведение супругов отнюдь не способствует укреплению семьи и её сплочённости. И уж тем более дело не должно доходить до судебных разбирательств, которые в одночасье перечёркивают все прекрасные дни (а возможно и годы), которые были в супружеской жизни пары. А ведь нередко суды используются одним из супругов не для того, чтобы восстановить справедливость, а для того, чтобы за что-то отомстить второму и доставить ему хлопоты и неприятности или отобрать часть имущества. Человек поступает так, движимый накопившейся злобой, негативными эмоциями, которые ослепляют его и мешают адекватно воспринимать собственные действия и задумываться над тем, правильно ли он поступает и имеет ли право делать то, что делает. И он не думает о последствиях своих действий.

Ситуации бывают разные, но как грустно наблюдать за тем, как женщина — жена и хозяйка, — которая является главным источником тепла в своём доме, превращается в бушующее пламя, в котором дотла сгорает её семья.

Разногласия возникали и в семьях первых мусульманок, и, тем не менее, эти женщины сохраняли свои семьи и оберегали благополучие своих домов. Они не позволяли своим семьям распадаться и не превращали разногласия с супругом в повод для расторжения брака.

Когда между ними и их супругами возникали разногласия, первые мусульманки обращались за помощью к Посланнику Аллаха r, чтобы он рассудил их и поставил точку в этих разногласиях. Они спрашивали Пророка r о своих правах и обязанностях, не слушали сплетников и завистников и неуклонно следовали Шариату, с довольством и покорностью принимая любое его решение.

В некоторых случаях женщина оказывалась права, и Посланник Аллаха r выносил решение в её пользу. А в других случаях прав оказывался её муж, и тогда Посланник Аллаха r выносил решение в его пользу. Как бы там ни было, женщины обращались к Посланнику Аллаха r за решением и безропотно принимали его.

Так, жена одного из сподвижников по имени Рифа‘а, получив от него окончательный развод, вышла замуж за другого сподвижника, по имени ‘Абду-р-Рахман ибн аз-Забир аль-Курази, а через некоторое время пришла к Пророку r и пожаловалась на то, что её новый муж бессилен. Поговорив с ‘Абду-р-Рахманом и увидев двоих его сыновей от предыдущего брака, он понял, что на самом деле с ним всё в порядке и он исполняет свои супружеские обязанности должным образом, просто его жена всё ещё надеется вернуться к своему первому мужу, Рифа‘а, и, поддавшись своему желанию, она и сказала то, что сказала. Разобравшись, в чём дело, Посланник Аллаха r дал ей понять, что ему всё известно, и сказал: «Наверное, ты желаешь вернуться к Рифа‘а… Нет, пока он [новый муж] не вкусит сладость твою…» То есть Посланник Аллаха r сообщил ей о том, что к Рифа‘а она сможет вернуться только в том случае, если её новый брак будет браком в полном смысле этого слова, то есть будет иметь место половая близость между ней и новым супругом, а потом он даст ей развод или она останется вдовой. Только после этого они с Рифа‘а могут вступить в брак по обоюдному согласию[68].

Сказав это, Посланник Аллаха r вернул эту женщину на правильный путь, от которого она отклонилась, выдвинув несправедливое обвинение против своего нового мужа.

Фатыма бинт Кайс g передаёт, что Абу ‘Амр ибн Хафс дал ей окончательный развод в своё отсутствие и послал ей ячмень со своим уполномоченным. Она разгневалась, а он сказал: «Клянусь Аллахом, мы ничего не должны тебе». Тогда она пошла к Посланнику Аллаха r и рассказала ему обо всём. Посланник Аллаха r сказал: «Он не обязан содержать тебя». Он велел ей соблюдать ‘идду в доме Умм Шарик, а потом сказал: «К этой женщине часто заходят мои сподвижники… Лучше соблюдай ‘идду в доме Ибн Умм Мактума. Он слепой, и ты сможешь снимать верхнюю одежду. Сообщи мне, когда ‘идда закончится». Она передаёт: «По окончании ‘идды я сообщила ему об этом и сказала ему также, что ко мне посватались Му‘авия и Абу Джахм. Посланник Аллаха r сказал: “Абу Джахм не снимает палку с плеча[69], а Му‘авия — очень бедный человек … Выходи за Усаму ибн Зейда”. Мне не хотелось выходить за него. Потом Посланник Аллаха r сказал: “Выходи за Усаму ибн Зейда”. Я так и поступила и действительно увидела много блага, и была счастлива».

Это ещё один пример обращения женщины к Посланнику Аллаха r с просьбой поставить точку в разногласиях, возникших между ней и супругом (или бывшим супругом), а также решить определённые вопросы, связанные с вступлением в новый брак и выбором мужа.

Из этого примера видно, что женщина-мусульманка не должна спешить принять или отвергнуть предложение того, кто посватался к ней, и ей следует советоваться с праведным и опытным человеком, известным своей религиозностью, относительно каждого предполагаемого жениха.

‘Аиша g подала всем женщинам-мусульманкам прекрасный пример того, как следует вести себя с мужьями в минуты гнева.

‘Аиша g передаёт: «Посланник Аллаха r сказал мне: “Поистине, я знаю, когда ты довольна мной, а когда сердишься на меня”. Я спросила: “Откуда же ты знаешь это?” Он ответил: «Когда ты мной довольна, ты говоришь: “Нет, клянусь Господом Мухаммада!” — а когда сердишься, говоришь: “Нет, клянусь Господом Ибрахима!”» Я сказала: “Да, но, клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, я не меняю ничего, кроме твоего имени”» [Аль-Бухари; Муслим].

Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: «В хадисе мы видим определение мужчиной состояния жены — склонности к нему или отсутствия таковой — по её словам и делам и извлечение выводов из имеющихся косвенных признаков, потому что Пророк r хорошо знал, когда ‘Аиша довольна им, а когда гневается на него, по тому, произносит она его имя или нет. С этими двумя положениями — упоминанием его имени и отказом от этого упоминания — он связал два состояния — довольство и гнев…» [Фатх Аль-Бари. Т. 9. С. 237].

Ат-Таййиби сказал о словах ‘Аиши «Да, но, клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, я не меняю ничего, кроме твоего имени»: «Эти слова имеют глубокий смысл и оригинальны, поскольку ‘Аиша показала, что даже в состоянии гнева, когда и разумный человек теряет контроль над собой, её любовь к нему не изменяется, оставаясь постоянной. Как сказал поэт:

Я отворачиваюсь от тебя порой, но сердце

Моё по-прежнему склоняется к тебе…

Она хотела сказать, что отказывается от произнесения определённых слов, однако сердце её продолжает любить его по-прежнему».

‘Аиша выбрала имя Ибрахима u, а не какого-нибудь другого пророка. Это свидетельствует о её сообразительности, потому что Мухаммад r ближе всего к Ибрахиму и имеет больше прав на него, чем кто-либо другой, о чём упоминается в Коране. И если она решала отказаться от произнесения его имени, она заменяла его именем того, кто тесно связан с ним».

Ибн Хаджар сказал, приводя слова ‘Ияда: «Гнев ‘Аиши на Пророка r простителен, несмотря на то, что гневаться на Пророка r — серьёзное ослушание Аллаха, потому что причиной гнева была её ревность, которая является неотъемлемой частью женской натуры, а ревность проявляется вследствие сильной любви. Гнев, который не приводит к ненависти, простителен, поскольку ненависть ведёт к неверию или ослушанию Аллаха. А слова ‘Аиши “я не меняю ничего, кроме твоего имени” свидетельствуют о том, что сердце её было наполнено любовью к нему» [Фатх Аль-Бари. Т. 10. С. 513].

‘Аиша g была очень ревнива и сильно любила Пророка r. И вместе с тем ревность не могла заставить её сделать что-то неугодное Господу. Да от неё и не стоило ожидать ничего подобного, ведь она — мать верующих g. Свой острый ум и сообразительность она использовала как в довольстве, так и в гневе, и не совершала порицаемых поступков, и не произносила порицаемых слов, и Всевышний Аллах был доволен ею.

В наше время разногласия супругов и семейные ссоры стали непреодолимым препятствием на пути многих семей и причиной их разрушения, учитывая, что большинство людей не умеют сглаживать и «обезвреживать» эти разногласия, и вера их чрезвычайно слаба. И, к сожалению, к женщинам это относится в первую очередь…

Сегодня женщины требуют развода и добиваются его самыми разными путями, вплоть до обращения в нешариатские суды, а также в шариатские там, где они есть, по ничтожным причинам.

Общество привыкло к тому, что женщина может ударить мужа, и время от времени мелькают сообщения об убийствах женщинами своих мужей. И уж совсем привычным явлением сделался выход женщины из дома в любое время по собственному желанию[70], и если эти выходы негативным образом сказываются на семейной жизни и приводят к несоблюдению прав мужа, последнему предлагается самостоятельно «латать дыры» в соответствии со способностями и возможностями и ни в коем случае не порицать жену.

И если, в конце концов, муж отказывается терпеть это и мириться с подобным положением вещей, его могут обвинить в несовременности и отсталости, и в глазах многих он попадает в разряд тех мужей, от которых нужно избавляться. Обязательно находятся советчики и «доброжелатели», которые подсказывают женщине скорее «сбрасывать оковы ненавистного брака» и лететь навстречу «свободе», которая в действительности представляет собой вседозволенность и аморальность.

Семьи распадаются, а от их распада неизбежно страдает общество…

Мы уже говорили о том, как первые мусульманки приходили к Пророку r, чтобы посоветоваться с ним по вопросам, имеющим отношение к браку, и как они спрашивали его мнения и просили у него совета относительно тех, кто сватался к ним, и как они спешили к Посланнику Аллаха r, когда между ними и их мужьями возникали разногласия, зная, что Посланник Аллаха r непременно рассудит их и укажет им выход, и подскажет, как правильно вести себя. Они знали, что своим вмешательством он пресечёт любые проявления обычаев времён невежества и поведения, свойственного тем временам, а также предотвратит произнесение порицаемых слов и совершение нежелательных действий.

В те времена мусульманская община наслаждалась благополучием, и от неё веяло чистотой и целомудрием, так что доброжелатели радовались, а враги кусали локти от досады. И слабость постигла эту общину только после того, как стала ослабевать одна из её главных опор — женщины. Это произошло после того, как женщины стали отказываться от исламской нравственности и предпочли скромной одежде обнажение, ошибочно приняв это за свободу.

И сегодня настала очередь праведных женщин, следуя путём первых мусульманок, путём истинным и правильным, снова стать надёжными опорами для общины, стать её сильным, а не слабым местом. Не приличествует женщине-мусульманке, читающей истории наших праведных предшественниц, продолжать сидеть сложа руки, ничего не делая для своей религии и для изменения собственной жизни и жизни мусульманской общины в лучшую сторону.

То же самое можно сказать и о мужчинах. Ответственность нуждается в том, кто мог бы нести её, и послание нуждается в надёжных и искренних посланниках, которые донесли бы его до людей, каким бы трудным ни был путь и сколько бы препятствий ни возникло на нём.

Относишься ли ты к их числу, сестра-мусульманка? Готова ли ты пополнить их ряды? Тогда гони прочь лень и следуй путём праведных, и да благословит тебя Всевышний Аллах, и да окружит Он тебя Своей заботой. Поистине, Он помогает праведным!

«Они отдают им предпочтение перед собой…»

Анас ибн Малик передаёт: «Когда Пророк r хотел выделить для ансаров участки земли в Бахрейне, ансары сказали: “Мы не примем их, пока ты не выделишь для наших братьев из числа мухаджиров такие же”. Тогда Пророк r сказал ансарам: “После моей смерти вы увидите, что предпочтение станут отдавать другим. Терпите же, пока не встретитесь со мной!”» [Аль-Бухари].

А в другой версии говорится: «Терпите же, пока не встретите Аллаха и Его Посланника. Я буду у водоёма». Они ответили: «Мы будем терпеть» [Муслим].

Ибн Хаджар сказал: «В хадисе упоминается достоинство ансаров — их альтруизм по отношению к мухаджирам. Всевышний Аллах сказал о них: “Они предпочитают себе других, даже если сами нуждаются” (сура 59 “Сбор”, аят 9). Таким образом, это достоинство, имеющее три степени: альтруизм, то есть предпочтение себе других; утешение других и отказ от мирских благ в их пользу» [Фатх Аль-Бари. Т. 5. С. 49].

Женщины, жившие на заре ислама, заняли достойное место в мусульманской общине. Они доказали искренность своей веры, продемонстрировали благородство натуры, безупречную нравственность и прекрасное поведение. Они не уступали мужчинам в альтруизме и опережали их в усердии и расходовании своих средств на благие дела. Эти женщины заботились о других больше, чем о себе, и никогда не жалели о добре, которое делали кому-либо, и не гордились им.

Первые мусульманки не скупились и не жалели того, что отдавали. Они не цеплялись за преходящие удовольствия этого мира и его недолговечные блага. И у них не было желания оставить их у себя, придержать, не делиться с другими. Наши праведные предшественницы предпочитали быть активными членами мусульманской общины, полноценно участвующими в её жизни. Первые мусульманки давали друг другу свои украшения, помогали друг другу в замешивании теста и выпечке хлеба, помогали соседям, одаривали других тем, что у них было. Случалось, что в доме женщины из их числа не оказывалось ничего, кроме единственного финика. Но и этот финик она отдавала другим, а сама оставалась совсем без запасов.

До нас дошло множество сообщений, подтверждающих сказанное, и на страницах истории остались тысячи блистательных эпизодов из жизни женщин, живших на заре ислама.

Так, ‘Аиша g рассказывает: «Однажды какая-то женщина, просившая подаяния, зашла ко мне с двумя своими дочерьми. У меня не нашлось ничего, кроме одного финика, который я и дала ей. Она разделила этот финик между своими девочками, а сама не отведала ни кусочка…» [Аль-Бухари; Муслим].

К ‘Аише g, жене Пророка r, зашла бедная женщина, и та, движимая желанием сделать добро, отдала ей единственный финик — всё, что смогла найти в своём доме. Она предпочла себе эту бедную женщину, несмотря на скудность собственных запасов. А женщина в свою очередь, движимая тем же чувством, разделила этот единственный финик между своими детьми, не оставив себе ни кусочка, хотя тоже страдала от голода.

По воле Всевышнего Аллаха, подобные истории не забываются, а сохраняются в памяти многих поколений.

Вспомним также историю женщины из числа ансаров и её мужа, которые принимали гостя Посланника Аллаха r.

Абу Хурайра d передаёт, что однажды к Пророку r пришёл какой-то человек, и Пророк r послал к своим жёнам, но все они сказали: «У нас нет ничего, кроме воды!» Тогда Посланник Аллаха r спросил: «Кто примет этого человека у себя?» Один из ансаров откликнулся: «Я». После этого он отвёл его к своей жене и сказал: «Прими как следует гостя Посланника Аллаха r». Она сказала: «У нас нет ничего, кроме еды для детей». Тогда он сказал: «Приготовь свою еду, зажги светильник и уложи детей спать, если они захотят поужинать». И она приготовила еду, зажгла светильник и уложила детей, а потом встала, будто бы для того, чтобы поправить светильник, и погасила его. Затем они стали делать вид, что едят, а на самом деле легли спать голодными. Наутро хозяин дома зашёл к Посланнику Аллаха r, и тот сказал: «Аллаху понравилось то, как вы поступили со своим гостем этой ночью!» А потом Аллах ниспослал: «Они отдают им предпочтение перед собой, даже если сами испытывают нужду. Преуспели те, кто убереглись от собственной скупости» (сура 59 «Сбор», аят 9).

Ан-Навави сказал: «Из этого хадиса можно сделать много полезных выводов. В том числе:

— Равнодушие Пророка r и его домочадцев к мирским благам, терпение, с которым они переносили голод, и стеснённость их материального положения;

— Предводитель людей должен первым предлагать гостеприимство гостю и тому, кто посещает их, и предлагать им что-то из своего имущества в соответствии со своими возможностями, и только потом просить о том же — в качестве взаимопомощи в благочестии и богобоязненности — своих товарищей;

— Следует утешать людей и оказывать им материальную помощь в трудных ситуациях;

— Достоинства оказания гостеприимства людям и альтруизма по отношению к ним;

— Благородство поступка этого ансара и его жены;

— Ухищрения в оказании гостеприимства человеку, когда есть основания полагать, что иначе он откажется от предложенного гостеприимства из жалости к хозяевам дома. Ансар велел жене потушить светильник и сделать вид, что она ест с ними. Ведь если бы гость увидел, что еды очень мало и что они не едят вместе с ним, он отказался бы есть»[71].

Мы уже приводили истории о щедрости первых мусульманок и о том, как они оказывали разнообразную помощь соседям, в том числе и историю о том, что Асма бинт Абу Бакр не умела хорошо печь хлеб и его пекли для неё её соседки из числа ансаров, о которых Асма говорила: «А они были достойными женщинами».

Уместно вспомнить также историю ‘Аиши и ‘Умара (да будет доволен Аллах ими обоими).

‘Аиша желала, чтобы её похоронили рядом с Посланником Аллаха r и её отцом, однако ‘Умар, лёжа на смертном одре, послал к ‘Аише кого-то, чтобы попросить у неё разрешения быть похороненным на том месте, и она сказала: «Я хотела, чтобы это место досталось мне, однако сегодня я предпочту себе его». И она разрешила похоронить ‘Умара рядом с двумя его товарищами — Посланником Аллаха r и Абу Бакром ас-Сыддиком.

‘Амр ибн Маймун рассказывает:

Я видел ‘Умара, за несколько дней до его ранения в Медине. Он встретился с Хузайфой ибн аль-Яманом и ‘Усманом ибн Хунайфом. ‘Умар спросил: «Как вы поступили? Я боюсь, что вы возложили на эту землю то, что ей не под силу»[72]. Они сказали: «Мы возложили на неё лишь то, что ей под силу». ‘Умар сказал: «Клянусь Аллахом, если Аллах даст мне ещё пожить, я сделаю так, что вдовы Ирака не будут нуждаться ни в чём!» Однако этому не суждено было случиться. Через четыре дня после этого разговора ‘Умару нанесли смертельную рану.

В тот день, когда ‘Умару d нанесли смертельную рану, я стоял так, что меня отделял от него только ‘Абдуллах ибн ‘Аббас. Проходя между рядами, ‘Умар d обычно говорил: «Ровняйте ряды!» Увидев, что в рядах не осталось промежутков, он выходил вперёд и произносил такбир, после чего читал в первом рак‘ате суру «Юсуф», «Пчёлы» или другую примерно такого же объёма, чтобы люди успели собраться. В этот раз он едва успел произнести такбир, как я услышал его слова: «Этот пёс убил меня!» — когда его ударил Абу Люлюа. Язычник со своим кинжалом бросился на людей, ударяя направо и налево. Он успел ранить тринадцать человек, семь из которых скончались. Увидев это, один мусульманин набросил на него плащ с капюшоном. Поняв, что ему не уйти, язычник заколол себя кинжалом. ‘Умар d тем временем взял за руку ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа, заставив его выйти вперёд. Стоявшие позади ‘Умара d видели то, что видел я, а те, которые стояли дальше, ничего не знали. Не слыша голоса ‘Умара d, они начали говорить: «Пречист Аллах!» ‘Абду-р-Рахман совершил короткую молитву с людьми, а когда все разошлись, ‘Умар d сказал: «О Ибн ‘Аббас! Посмотри, кто убил меня…» Он ушёл ненадолго, потом вернулся и сказал: «Раб аль-Мугиры». ‘Умар спросил: «Ремесленник?» Он ответил: «Да». ‘Умар сказал: «Да погубит его Аллах! Я ведь велел обходиться с ним хорошо! Хвала Аллаху, который не сделал моим убийцей человека, утверждающего, что он мусульманин! Ты и твой отец желали, чтобы в Медине было много язычников». А у аль-‘Аббаса было больше рабов, чем у кого бы то ни было. Ибн ‘Аббас сказал: «Если желаешь, я сделаю…» То есть, если ты пожелаешь, мы убьём их. ‘Умар d сказал: «Теперь это будет неправильным! Как можно убить их после того, как они заговорили на вашем языке, молятся в сторону кыблы и совершают хадж вместе с вами?» Затем его отнесли домой, и мы пошли следом. Люди в тот день вели себя так, словно раньше не постигала их никакая беда. Одни говорили: «Всё обойдётся», другие говорили: «Я боюсь за него». ‘Умару d принесли финиковую воду. Он выпил её, но она вышла из его желудка. Тогда ему принесли молоко, и он выпил его, однако оно вытекло из его раны. Тогда стало ясно, что рана смертельная. Мы вошли к нему. Люди собрались и начали хвалить его. Один молодой мужчина сказал: «Радуйся, о повелитель верующих, потому что ты был сподвижником Посланника Аллаха r и принял ислам одним из первых, о чём тебе известно, затем ты был избран правителем и правил справедливо. А теперь ты умираешь мученической смертью». ‘Умар ответил: «Я надеюсь, что этого будет достаточно, чтобы не осталось ни грехов, ни награды». Когда говоривший повернулся, ‘Умар d увидел, что его изар касается земли, и попросил: «Верните его», а потом сказал ему: «О сын брата моего, подтяни свою одежду, ибо так будет чище для твоей одежды и лучше для тебя пред Аллахом». Затем ‘Умар d сказал: «О ‘Абдуллах ибн ‘Умар, посмотри, сколько у меня долгов». Посчитав, они обнаружили, что он должен около восьмидесяти шести тысяч. ‘Умар d сказал: «Если имущества семьи ‘Умара хватит для того, чтобы погасить этот долг, используй его. В противном случае попроси у бану ‘Ади ибн Ка‘б. Если же и этих средств не хватит, то попроси у курайшитов и не обращайся к другим. Уплати за меня мой долг… А потом иди к ‘Аише g, матери верующих, и скажи ей: “‘Умар d приветствует тебя” — и не говори: “повелитель верующих”, потому что я уже не повелитель верующих, — и скажи, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб d просит разрешения быть похороненным рядом со своими двумя товарищами». Ибн ‘Умар поприветствовал ‘Аишу и попросил разрешения войти. Войдя к ней, он увидел, что она сидит и плачет. Он сказал ей: «‘Умар ибн аль-Хаттаб d приветствует тебя и просит разрешения быть похороненным вместе с двумя своими товарищами». Она ответила: «Я хотела сохранить это место для себя, но я отдам его ему». Когда он вернулся, ‘Умару d сообщили: «Пришёл ‘Абдуллах ибн ‘Умар». Тогда он сказал: «Поднимите меня». Один человек прислонил его к себе, и он спросил: «Что у тебя?» Тот ответил: «То, чего ты желал, о повелитель верующих… Она разрешила». ‘Умар d сказал: «Хвала Аллаху… Не было для меня ничего более важного, чем это… Когда я умру, отнесите меня туда. Поприветствуй ‘Аишу и скажи: “‘Умар ибн аль-Хаттаб d просит разрешения войти”. Если она разрешит, вносите меня, а если нет, то отнесите меня на кладбище мусульман и похороните там.

А потом пришла мать верующих Хафса, и с ней пришли ещё женщины, и увидев её, мы поднялись, и она вошла к нему и плакала у него некоторое время, а потом мужчины попросили разрешения войти, и она ушла внутрь дома, и мы слышали, как она плачет там».

Ему сказали: «О повелитель верующих, дай нам наставление и назначь преемника». ‘Умар d сказал: «Я не знаю никого, кто был бы достоин этого больше, чем эти несколько человек, которыми Посланник Аллаха r был доволен до самой своей смерти». И он назвал ‘Али, ‘Усмана, аз-Зубайра, Са‘да, Тальху и ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа. ‘Умар d сказал: «‘Абдуллах ибн ‘Умар будет свидетелем для вас, однако сам он не должен получать никакой власти. Если к власти придёт Са‘д, это будет хорошо, а если нет, пусть тот из вас, кто станет править, обращается к нему за помощью и советом. Поистине, я не отстранял его по причине слабости или вероломства».

И он сказал: «Я наказываю тому, кто станет халифом после меня, помнить о правах и заслугах мухаджиров и оберегать их. И я завещаю ему хорошо относиться к ансарам, которые жили в этом месте (месте переселения — Медине) раньше них (переселившихся), затем обрели веру. Он должен принимать от творящих добро из их числа и прощать сотворившего дурное из их числа. И я завещаю ему хорошо относиться к жителям областей, ибо, поистине, они — сила и опора ислама, сборщики имущества, ярость врага, и он не должен брать с них ничего, кроме того, что останется у них сверх достаточного им. И я завещаю ему хорошо относиться к бедуинам, ибо они — основа арабов и запас для ислама. Он должен брать из излишков имущества людей и распределять их среди бедных. И я завещаю ему относительно тех, кто под защитой Аллаха и Его Посланника, чтобы он соблюдал заключённый с ними договор, защищал их и не возлагал на них ничего непосильного».

После погребения избранные им шесть человек собрались, и ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф сказал: «Вручите правление собой трём из вас». Аз-Зубайр сказал: «Вручаю себя ‘Али». Тальха сказал: «Вручаю себя ‘Усману». А Са‘д сказал: «Вручаю себя ‘Абду-р-Рахману ибн ‘Ауфу». Таким образом, три кандидата отказались претендовать на пост халифа в пользу остальных трёх кандидатов. Остались ‘Али, ‘Усман и ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф.

‘Абду-р-Рахман сказал ‘Усману и ‘Али: «Кто из вас согласится[73], чтобы мы поручили ему это дело и он отвечал перед Аллахом и исламом?» Они молчали. Тогда ‘Абду-р-Рахман сказал: «Вы хотите поручить это дело мне? Клянусь Аллахом… Я сам постараюсь выбрать лучшего из вас?» Они ответили: «Да». Тогда он взял за руку ‘Али и сказал: «Ты — родственник Посланника Аллаха r и принял ислам среди первых, и тебе об этом известно. Если я выберу тебя, ты обязан перед Аллахом править справедливо. А если я выберу ‘Усмана, ты должен слушать его и подчиняться ему». Потом он остался наедине с ‘Усманом и сказал ему то же самое. Взяв с них это обещание, он сказал: «Подними руку, о ‘Усман!» — и присягнул ему. ‘Али тоже присягнул ему, а потом собрались обитатели дома и присягнули ему[74].

К многочисленным проявлениям альтруизма женщина-мусульманка, жившая на заре ислама, добавила ещё одно. Поднявшись над своей женской природой, пойдя наперекор привычному поведению жён, она пожелала, чтобы её сестра стала ещё одной женой её мужа и обрела посредством этого брака благо, которое уже обрела она.

Умм Хабиба (да будет доволен Аллах ею и её отцом), жена Пророка r, передаёт: «Однажды я сказала Пророку r: “О Посланник Аллаха, возьми в жёны мою сестру, дочь Абу Суфьяна”. Он спросил: “Ты хочешь этого?” Я сказала: “Да, ведь я не единственная твоя жена, и больше всего я хочу, чтобы моя сестра разделила со мной благо”. Тогда Пророк r сказал: “Поистине, мне не дозволено жениться на твоей сестре”. Я сказала: “Но нам говорят, что ты хочешь взять в жёны Дурру, дочь Абу Салямы”. Пророк r спросил: “Ты имеешь в виду дочь Умм Салямы?” Я сказала: “Да”. Тогда Пророк r сказал: “Даже если бы она не была моей падчерицей, мне нельзя было бы жениться на ней, ибо она дочь моего молочного брата. Меня и Абу Саляму кормила своим молоком Сувайба… Поэтому не предлагайте мне ни ваших дочерей, ни ваших сестёр”» [Ан-Насаи].

Умм Хабиба хотела, чтобы её сестра разделила с ней честь быть женой Посланника Аллаха r и сообщила ему о том, что больше всего она желает делить мужа именно с сестрой. Тогда Посланник Аллаха r сообщил ей постановление Шариата относительно подобного случая: не разрешается мужчине быть женатым на двух сёстрах одновременно.

Женщина-мусульманка в те времена служила Всевышнему Господу усердно и искренне. Она жила на пути Аллаха и, не колеблясь, жертвовала своё имущество во имя Него. Демонстрируя благонравие, глубокую веру и благородство натуры, она становилась ещё более прекрасным и достойным членом мусульманской общины. Щедрость и великодушие первых мусульманок не знали предела, и они жертвовали очень многим для своих сестёр — как кровных, так и сестёр по вере, — предпочитая их себе. В своём постепенном возвышении мусульманка преодолела даже свойственное жёнам одного мужчины неприязненное отношение друг к другу и пожелала, чтобы её сестра вошла в её семью, став ещё одной женой её мужа…

И подобное отношение друг к другу в те времена было присуще не только тем женщинам, которых связывало кровное родство. Мы убедились в этом, знакомясь с несколькими примерами, приведёнными в этой книге. А на самом деле подобных примеров было гораздо больше.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.