Здавалка
Главная | Обратная связь

Возможные ошибки и злоупотребления в аудируемой финансовой отчетности



Ошибки, связанные с методикой ведения бухгалтерского учета, довольно часто встречаются при проведении аудиторских проверок. Нахождение ошибок и их исправление, корректировка - очень сложная аналитическая процедура, требующая высокой профессиональной компетентности аудитора. Наиболее часто встречаются ошибки:1)при ведении документации. Неправильно оформленные первичные документы (не заполнены все реквизиты, предусмотренные стандартами). Требования к документальному оформлению хозяйственных операций изложены в законе РК О бухгалтерском учете и фин. отчетности. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается; 2) при проведении инвентаризаций. Правила проведения инвентаризаций регулируется Приказом Минфина РК Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств) Часто встречаемая ошибка - несоблюдение сроков проведения инвентаризаций. Ошибки в самой процедуре проведения инвентаризации; 3)при составлении корреспонденции счетов. Ошибки в хронологии: хозяйственные операции отражены, не соблюдается последовательность их совершения; хозяйственные операции отражены в зависимости от их содержания; 4)при составлении и ведении баланса. Не проведен анализ финансового состояния и платежеспособности организации, анализ степени изношенности основных средств. В ходе проверки аудитор выполняет определенные процедуры для получения гарантии, что ФО правильно отражает реальное экономическое положение клиента. Любое подозрение аудитора о возможной ошибке, ведущей к материальным искажениям отчетности, заставляет расширить процедуры подтверждения, т. е. рассеять или подтвердить подозрения. Ответственность за выявление и обоснование ошибки несет аудитор. Ответственность по факту ошибки возлагается на виновных и на руководство предприятия. Искажение ФО — это неверное отражение и представление данных в ФО в связи с нарушением установленных правил ведения и организации бухгалтерского учета и подготовки ФО. Искажения могут быть двух видов: преднамеренное и непреднамеренное. Преднамеренноеискажение ФО является результатом действий (или бездействий) персонала заказчика (клиента). Оно совершается в корыстных целях для введения в заблуждение пользователей ФО. При этом аудитор должен знать, что вывод о преднамеренных действиях (или бездействии) персонала заказчика (клиента), ведущих к появлению искажений в ФО, может быть следствием арифметических или логических ошибок в учетных записях и расчетах, неполного и (или) неправильного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества. Непреднамеренноеискажение ФО является результатом непреднамеренных действий (или бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта. Оно может быть следствием арифметических или логических ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в полноте учета, неправильного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества. Искажения ФО могут быть следствием мошенничества или ошибок. Ошибкамисчитаются непреднамеренные искажения, в том числе пропуск сумм или показателей отчетности, например, ошибки в сборе и обработке информации, на основе которой составляется ФО, ошибки в определении оценочных значений вследствие неверной интерпретации фактов или их упущения, неверное применение принципов учета, касающихся признания, измерения, классификации, представления и раскрытия фактов хозяйственной деятельности. В качестве ошибки классифицируются отклонения: 1 )от действующего законодательства; 2)от нормативных актов, определяющих организацию и методологию учета; 3)вследствие несоблюдения в течение отчетного года принятой учетной политики отражения в бухгалтерском учете; 4)из-за нарушения принципа отнесения доходов и расходов к отчетным периодам; 5)в результате несоблюдения единства и разграничения учета затрат, относимых на издержки производства и сбыта, в прибыль и специальные источники покрытия. Мошенничеством считаются преднамеренные действия или бездействие одного или нескольких лиц из числа руководства, работников, третьих лиц, являющиеся жульническими и направленные на извлечение незаконных выгод. Существуют два вида преднамеренных искажений: мошенническое составление ФО и сокрытие незаконного присвоения активов. При незначительном величине ошибки целесообразнее ее проигнорировать. Некоторые ошибки можно исправить не в отчетном периоде, а в следующем. Однако есть ошибки и незаконные действия, установив которые аудитор не может предоставить положительное заключение – нарушения порядка гос. регистрации, ведение деятельности без лицензии, нарушение сроков и порядка оплаты выпущенного капитала, существенные ошибки в ведении б/у, проведены по счетам не все совершенные хоз.операции. Выявленные в процессе аудита факты искажений ФО аудиторской организации следует подробно отразить в своей рабочей документации, оформленной в установленном порядке. Аудиторская организация должна включить сведения о выявленных искажениях ФО в аудиторское заключение о ФО при проведении обязательного аудита или в отчет аудитора при проведении инициативного аудита различной целевой направленности.

Возникновение и становление аудита в Казахстане. Современное состояние рынка аудиторских услуг в Республике Казахстан. Структура и функции органов, регулирующие аудиторскую деятельность в РК.

Возникновение и становление аудита в Казахстане. Развитие аудита в РК начинается с появления в 1987 году акционерного общества “Инаудит”. Оно образовано согласно специальному постановлению Совета Министров СССР. Значение его создания для дальнейшего развития аудита в РК трудно переоценить. АО являлось юридическим лицом, цель которого состояло в оказании аудиторских и консультационных услуг действующим в СССР и за границей совместным предприятиям.

Сохранить “Инаудит” не удалось, она распалась на несколько самостоятельных аудиторских фирм. Одной из причин оказалось то, что в фирме работало большое количество профессиональных специалистов и настоящих лидеров, у которых появилась возможность создать и возглавить собственные фирмы. В 1989-1993 гг. была предпринята попытка принять законодательный акт об аудиторской деятельности в СССР. В этот период в стране появилось множество коммерческих организаций, в том числе и аудиторских фирм. Последние регистрировались как товарищества с ограниченной ответственностью. В 1989 году при контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов КазССР была создана хозрасчетная ревизионная группа, затем на ее базе в 1990 году решением правительства организована первая аудиторская фирма " Хозрасчетный аудиторский центр" и ее территориальные отделения, которая в 1992 году преобразовалась в независимую акционерную аудиторскую компанию "Казахстанаудит". Она является первой в республике независимой профессиональной компанией по оказанию аудиторских услуг, основанной на частной форме собственности и имеющей лицензию на право проведения аудита от правительства. Заслуга "Казахстанаудит”- основной разработчик проекта закона об аудиторской деятельности в нашей республике и главным консультантом при его обсуждении в министерствах, на правительственном уровне и в парламентских комитетах, а также была автором проекта Устава Палаты аудиторов Казахстана. Начиная с 1990 г. на рынке появилось СП “Эрнест энд Янг Внешаудит”, оно проводило аудиторские проверки на совместных предприятиях по их просьбе, причем вне зависимости от их расположения или принадлежности. Это была крупнейшая межконтинентальная аудиторская фирма, входящая в то время в так называемую «Большую шестерку». Современное состояние рынка аудиторских услуг в Казахстане. В настоящее время в Казахстане развивают свою деятельность крупнейшие международные аудиторские организации и местные аудиторские фирмы, которые оказывают аудиторские услуги. 4 крупные аудиторские организации ТОО «ПрайсуотерхаусКуперс», ТОО «КПМГ Жанат», ТОО «Эрнст энд Янг» «Делойт и Туш», ТОО «ВDO Казахстанаудит», ТОО “Дана-аудит”, ТОО “Айаудит”, ТОО “Сапа-аудит”. Структура и функции органов, регулирующих аудиторскую деятельность в РК состоит из 3 уровней: 1) Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года № 304-I «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.07.2009 г.) – закон регулирует отношения, возникающие между государственными органами, юридическими и физическими лицами, аудиторами и аудиторскими организациями в процессе осуществления аудиторской деятельности 2) МСА – на 5 Республиканской конференции Палаты аудиторов РК, состоявшейся в марте 2000 г., было принято решение о переходе аудита в РК на международные стандарты и принятии их в качестве национальных 3) внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими фирмами на базе практики аудита. Документы этого уровня детализируют документы более высоких уровней. Содержание и формы таких документов совершенствуются по мере становления и расширения рынка аудиторских услуг. В процессе регулирования аудиторской деятельности в Казахстане принимают непосредственное участие следующие государственные органы и организации: 1) Департамент методологии б/у и аудита Минфин РК – основной уполномоченный государственный орган, определенный Правительством РК. Департамент осуществляет контроль над деятельностью аудиторов и аудиторских организаций путем лицензирования аудиторской деятельности, т.е. выдачи, приостановления, отзыва, лицензия. Функции: издание в пределах компетенции Департамента нормативно-правовых актов, регулирующих аудиторских, утверждение стандартов аудиторской деятельности, организация в установленном законодательством РК порядке системы лизензирования аудиторской деятельности, организация системы надзора за соблюдением ауд.организациями и аудиторами лицензионных требований и условий, ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций, публикация в СМИ сведений о выдаче, отзыве и приостановлении действия лицензии. 2) Основной функцией Нацбанка является выдача лицензии на проведении аудита банковской и страховой деятельности. 3) Палата аудиторов РК является некоммерческой профессиональной организацией, осуществляющей регулирование деятельности аудиторов в рамках своих полномочий – содействие развитию аудита, повышение его эффективности, рассмотрение споров аудиторов, обеспечение аудиторских организаций законодательными актами РК. Палата аудиторов объединяет на добровольной основе аудиторов и финансируется за счет членских взносов и иных источников, не запрещенных законодательством РК. 4) Квалификационная комиссия по аттестации аудиторов образуется в организационно-правовой форме учреждения на республиканской конференции палат аудиторов. Функции – определение квалификационного уровня кандидатов в аудиторы посредством проведения экзаменов на основе квалификационных, принятие решения о присвоении квалификации “аудитор” путем выдачи свидетельства о присвоении квалификации “аудитор” и личной печати, принятие решений об аннулировании квалификационного свидетельства “аудитор”.

Выборочный метод аудиторской проверки. Методы отбора элементов выборки. Факторы, влияющие на объем выборки. МСА 530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования»

Аудиторская выборка - это применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций. Она дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик элементов, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь сформировать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которой произведена выборка. Для рассмотрения выборки в аудите необходимо определиться с применяемой терминологией по данному вопросу в отношении видов ошибок, изучаемой совокупности, риска выборки. В отношении изучаемой совокупности в аудите различают: 1) Генеральная совокупность - полный набор элементов, из которых аудитор проводит выборку для того, чтобы сделать выводы. 2) Элементы выборки: индивидуальные элементы, отражаемые в учете и составляющие генеральную совокупность. Аудитор может подразделить генеральную совокупность на 3) страты, т. е. подмножества. В таком случае каждая страта проверяется отдельно. При определении объема выборки (количества отбираемых для проверки элементов) аудитор должен проанализировать, снижен ли риск, связанный с использованием выборочного метода, до приемлемо низкого уровня. Чем ниже риск, который готов принять аудитор, тем больше необходимый объем выборки. Различают следующие виды выборки: представительная (репрезентативная) - элементы ее генеральной совокупности имеют равную вероятность быть отобранными; непредставительная (нерепрезентативная) - элементы ее генеральной совокупности не имеют равную вероятность быть отобранными. Аудитор полагается на свое профессиональное суждение при отборе элементов. Статистическая выборка требует, чтобы элементы отбирались случайным образом, то есть так, чтобы у каждого элемента была некоторая ненулевая вероятность быть избранным. Элементы выборки могут представлять собой натуральные объекты (такие, как счета-фактуры) или показатели в денежном выражении. При нестатистической выборке аудитор для отбора статей опирается на профессиональное суждение. Основными методами отбора совокупности являются 1) случайный, систематический и бессистемный методы. Выбор метода или сочетания методов зависит от обстоятельств проверки, в частности, аудиторского риска и эффективности аудита; 2) отбор всех элементов (сплошная проверка); отбор специфических (определенных) элементов; отбор отдельных элементов (формирование аудиторской выборки). Факторы, влияющие на объем отобранной совокупности для тестирования средств внутреннего контроля. 1)Степень, в которой аудитор намеревается полагаться на систему б/у и внутреннего контроля. Чем большую уверенность аудитор предполагает получить за счет системы б/у и внутреннего контроля, тем ниже его оценка риска средств внутреннего контроля и тем больше должен быть объем отобранной совокупности 2) Степень отклонения от предписанной процедуры контроля, которую аудитор готов признать допустимой. Чем ниже степень отклонения, которую готов принять аудитор, тем больше должен быть объем выборки. 3) Степень отклонения от предписанной процедуры контроля, которую аудитор предполагает выявить в генеральной совокупности. Чем выше степень отклонения, ожидаемая аудитором, тем больше должен быть объем выборки, чтобы аудитор мог адекватно оценить действительную степень отклонения. 4) Необходимая степень доверия аудитора. Чем больше аудитор должен быть уверен в том, что результаты отобранной совокупности являются реально показательными с точки зрения действительной частоты появления ошибок в генеральной совокупности, тем больше должен быть объем выборки. 5) Число элементов генеральной совокупности. При большой генеральной совокупности действительный ее объем оказывает лишь незначительное влияние на объем отобранной совокупности. При небольшой генеральной совокупности аудиторская выборка нередко является не столь эффективной, как альтернативные методы получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств. Целью МСА 530 является установление стандартов и предоставление руководства по использованию процедур аудиторской выборки, а также других средств отбора статей для проверки с целью сбора аудиторских доказательств. При получении доказательств аудитор должен использовать профессиональное суждение для оценки аудиторского риска и разработки аудиторских процедур, призванных обеспечить снижение такого риска до приемлемо низкого уровня. При организации отбираемой совокупности аудитор должен принимать во внимание цели теста и характеристики генеральной совокупности, из которой отбирается совокупность для проверки. При определении объема выборки аудитор должен проанализировать, снижен ли риск, связанный с использованием выборочного метода, до приемлемо низкого уровня.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.