Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика аудиторской проверки учредительных документов и формирования уставного капитала. Экспертиза учетной политики организации.



Практический аудит обычно начинается с проверки соответствия юридического статуса хозяйствующего субъекта и права осуществ­ления им уставной деятельности, изучения состава учредителей (участников), структуры управления, с общей оценки финансовых возможностей осуществления бизнеса у организации-клиента. Документальная проверкаформирования уставного капитала пред­ставляет собой аудит по данным приходных кассовых документов, выпи­сок банка с текущих счетов в национальной и иностранной валютах, дру­гих первичных и оправдательных документов. Аудитор обязан проверить полноту и своевременность оприходования средств, внесенных участни­ками в счет оплаты уставного капитала. На основе изучения учредительных документов удостоверяется организационно-правовая форма проверяемой организации и его юридический статус, форма собственности, государственная принадлежность, территория функционирования. Важную для аудиторской проверки информацию содержит текст устава проверяемого хозяйствующего субъекта. В нем приво­дятся сведения об организационно-правовой форме, точном на­именовании, местонахождении предприятия, размере его уставно­го капитала, составе, порядке формирования и компетенции орга­нов управления и контроля, порядке распределения прибыли и образования фондов, условиях реорганизации и ликвидации пред­приятия. Учредительный договор должен содержать сведения о наиме­новании организации или фамилии, имени, отчестве учредителей, их юридическом статусе, местонахождении или местожительстве, государственной регистрации (для юридических лиц) или лично­сти предпринимателя (паспортные данные — для физических лиц), размере уставного капитала проверяемой организации, долях уча­стия (паях, количестве акций), принадлежащих каждому учредите­лю, данные о размерах, порядке и способах внесения вкладов или оплаты акций. В учредительном договоре полного товарищества и товарище­ства на вере, кроме вышеперечисленного должны содержаться све­дения о размере и составе складочного капитала, долях и порядке изменения долей каждого из участников, размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, ответственности за нарушение обязательств по внесению вкладов. Проверяя формирование уставного капитала, аудитору следует убе­диться в достоверности его суммы. Ее показывают в балансе и в отчете «Об изменениях в собственном капитале». Аудитор сравнивает ее с дан­ными учредительных документов. Сальдо по «Счетам учета уставного ка­питала» должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксиро­ванного в учредительных документах организации. Чтобы проверить соответствие величины уставного капитала, пока­занной в учредительных документах, необходимо сопоставить данные ба­ланса с данными счетов 5020 «Простые акции», 5010 «Привилегированные акции» и 5030 «Вклады и паи» Главной книги, а также регистров, в которых отражены обороты по кредиту этих счетов. Аудитор должен проверить нормативные сроки взносов вкладов и паев товариществ, полной оплаты уставного капитала ак­ционерных организаций, проверить правильность оценки вкладов всех уча­стников. В ходе ознакомления с учредительными документами необ­ходимо изучить предусмотренный ими порядок распределения прибыли и образования фондов. Здесь есть законодательные ог­раничения и варианты решений, выбор которых предоставлен учредителям. Особое внимание уделяют резервам и резервным фондам организации, влияющим на величину затрат, а через них или непосредственно — на финансовые результаты деятель­ности.Далее для повышения качества проверки уставного капитала аудитору целесообразно организовать проведение инвентаризации имущества и иных имущественных прав, внесенных в качестве взносов в уставный ка­питал организации. Цель аудита учетной политики - составить мнение о достоверности ФО аудируемого субъекта исходя из требований, выполнение которых согласно стандарту бухгалтерского учета 1 «Учетная политика и ее раскрытие» должна обеспечивать учетная политика организации. При формировании учетной политикипредполагается имущественная обособленность и непрерывность деятельности организаций, последовательность применения учетной политики, а также временная определенность фактов хозяйственной деятельности. Информационной базойдля ознакомления с содержанием учетной политики являются: 1) приказ (распоряжение и т.п.) об учетной политике проверяемой организации; 2) рабочий план счетов бухгалтерского учета; 3) перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для финансовой отчетности; 3) правила документооборота и технологии обработки учетной информации; 4) утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике аудируемого субъекта; 5) пояснительная записка, которая раскрывает: сведения, относящиеся к учетной политике организации; избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета; изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей финансовой отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным; дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, прибыли, приходящейся на одну акцию. При проведении аудиторской проверки учетной политики необходимо установить:1) наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;2) соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов; 3) последовательность применения учетной политики; 4) наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты; 5) полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями ФО; соблюдение учетной политики.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.