Здавалка
Главная | Обратная связь

Стандарты аудита и профессиональное поведение. Аудит как профессия. Кодекс профессиональной этики. Концепции профессионализма, независимости и конфиденциальности аудитора.



Под стандартами в теории и практике аудита понимают основные правила или основополагающие принципы аудиторских процедур. Данный минимум правил помогает аудитору определить масштаб аудиторских процедур и методику их проведения, является критерием оценки результатов аудиторской проверки. Они состоят из четырех взаимозависимых последовательных частей: основных постулатов, общих стандартов, рабочих стандартов и стандартов отчетности. Эти стандарты являются скелетной схемой, которой следует придерживаться при проведении аудиторской проверки, в том числе и автоматизированных систем. Существуют следующие виды аудиторских стандартов: международные; внутренние (стандарты общественных аудиторских организаций и стандарты аудиторских фирм – внутрифирменные стандарты). Стандарты обеспечивают: 1) единство принципов аудита (единство требований к качеству и надежности); 2) унификацию аудита в вопросах методологии; 3) единство подходов к проведению аудита и к составлению аудиторской отчетности. Международные стандарты аудита (МСА) призваны унифицировать подход к аудиту в международном масштабе. МСА не являются нормативными документами и имеют рекомендательный характер. Разработкой их занимается Международный комитет по аудиторской практике (IАРС), действующий в рамках Международной федерации бухгалтеров (IFАС). Профессиональные этические принципы аудита - это независимость, честность, объективность, профессио­нальная компетентность, добросовестность, конфиденциаль­ность, профессиональное поведение. 1)Независимость — принцип аудита, заключающийся в обяза­тельности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору на осуществ­ление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. 2)Честность — принцип аудита, заключающийся в обязатель­ной приверженности аудитора профессиональному долгу, а так­же следовании общим нормам морали. 3) Объективность — принцип аудита, заключающийся в обяза­тельности применения аудитором непредвзятого, беспристра­стного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо вли­янием, подхода к рассмотрению любых профессиональных воп­росов и формированию суждений, выводов и заключений. 4) Профессиональная компетентность — принцип аудита, заклю­чающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объе­мом знаний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квали­фицированное, качественное, отвечающее современным требо­ваниям оказание профессиональных услуг. 5) Добросовестность — принцип аудита, заключающийся в обя­зательности оказания аудитором профессиональных услуг с дол­жной тщательностью, внимательностью, оперативностью и над­лежащим использованием своих способностей. 6) Конфиденциальность — принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита. 7) Профессиональное поведение — принцип аудита, заключаю­щийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию про­фессии и воздерживаться от совершения поступков, несовмес­тимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу. Отличительной чертой профессии аудитора является осознание им своей ответственности перед обществом. Поэтому аудиторские стандарты прежде всего определяются общественным интересом, а не только удовлетворением потребности индивидуального клиента. Он должен работать во имя коллективного общественного благосостояния. Цель профессии аудиторов - оказание аудиторских услуг на самом высоком профессиональном уровне. Это невозможно без соблюдения профессиональной этики (гр. ethike, ethos - нрав, обычай), под которой следует понимать систему норм нравственного поведения человека, определенной профессии, общественной или профессиональной группы. Кодекс этики аудиторов Республики Казахстан состоит из 13 разделов и вобрал в себя почти все важные нормы зарубежной этики. Вместе с тем, в него были включены и те нормы, которые сложились именно в наших условиях и порождены национальными, историческими и социально-политическими условиями, нашим менталитетом. Он устанавливает стандарты поведения аудиторов и фундаментальные принципы, которые должны соблюдаться аудиторами для того, чтобы добиться общих целей. В июле 1995 года на внеочередной конференции Палаты аудиторов принят Кодекс этики аудиторов Республики Казахстан. Они разработаны акционерной компанией "Казахстанаудит" при поддержке программы ЮСАИД "Рынки капитала", являющийся официальным спонсором консультантов "Прайс Уотерхаус ЛЛП".Совет Палаты аудиторов отмечает, что данный Кодекс имеет силу нормативных актов и обязателен для исполнения всеми аудиторскими фирмами и аудиторами на территории Казахстана. Этика – это область философии, которая занимается систематическим изучением проблемы человеческого выбора, стандартов хорошего и плохого, которыми человек руководствуется, и добра, к которому он в конечном итоге будет стремиться. Три элемента этики: проблемы выбора решений; моральные принципы; последствия решений. Принятый в Казахстане Кодекс этики устанавливает: Стандарты поведения аудиторов; Фундаментальные принципы, которые должны соблюдаться аудиторами для достижения общих целей.

Типы и содержание рабочих документов аудитора

В международном нормативе аудита подчеркивается, что аудитор должен документально оформить вопросы, которые важны при предоставлении доказательства выполнения аудита в соответствии с основными принципами. Цель этого норматива – углубить отмеченные основные принципы проведения аудита. Документальное оформление в соответствии с этим нормативом относится к рабочим бумагам, подготовленным или приобретенным аудитором и удерживаемым им в связи с выполнением аудиторской проверки. Рабочие бумаги: помогают в планировании и выполнении аудита; помогают контролю и обзору аудиторской работы; предоставляют доказательства аудиторской работы, выполненной для подтверждения аудиторского мнения. Рабочие документы– это записи аудиторов, соответствующие общепринятым аудиторским стандартам. В них должны содержаться обоснования выбора необходимых в данных условиях процедур и других важных решений, принимаемых в ходе проверки. Хотя юридически аудитор является собственником рабочих документов, профессиональная этика не позволяет ему передавать их кому-либо без согласия клиента, так как в рабочих документах содержится конфиденциальная информация. Рабочая документация должна отражать аудиторское планирование, сущность, время проведения и число выполненных аудиторских процедур, заключение, подготовленное из полученных доказательств. Рабочие бумаги должны быть достаточно полными и подробными для опытного аудитора с тем, чтобы иметь общее понимание аудита. Проверка незавершена, если не подготовлены необходимые рабочие документы. Рабочие бумаги облегчают аудитору процесс планирования, проведения и наблюдения за работой. В рабочих документах документируется следующая информация:- рабочий план проведения аудита; - информацию об отрасли экономической и правовой среде в которой проверяемый объект осуществляющий свою деятельность; - информацию касающуюся организационно правовой формы и организационной структуры объекта аудита; - анализ наиболее важных экономических показателей деятельности объекта и тенденций их изменения; - сведения о характере временных рамках и процедур проведения аудита с указанием их исполнений и результатов выполнения; - заключение и выводы сделанные проверяющими по наиболее важным вопросам аудита; - обзорные аналитические и предварительные отчеты подготавливаемые на всех этапах проведения аудита; - выдержки или копии необходимых юридических документов соглашений протоколов; - копии ФО; - копии переписки по вопросам проверки с руководителем проверяемой организации; - копии сообщений направленных другим организациям, экспертам и третьим лицам и полученных от них. Помимо этого в рабочих бумагах отражается информация, необходимая для составления отчетов для правительственных учреждений, определения суммы налогов. Она также может быть использована в качестве источника информации при проведении последующих аудиторских проверок. Рабочие бумаги являются собственностью аудитора и не могут быть использованы вместо бухгалтерских документов фирмы - клиента. Аудитор должен использовать соответствующие процедуры, обеспечивающие надежное хранение рабочих бумаг в течение продолжительного времени. Рабочие документы можно разделить на три категории: Непрерывно ведущиеся документы. В них содержится информация по вопросам, которые интересовали аудиторов в течение многих лет проверки одного и того же клиента. Эти документы можно использовать из года в год, сохраняя ежегодно необходимую аудиторскую информацию. Документами, которые можно использовать ежегодно являются: копии или выдержки из устава, копии текущих контрактов, заметки об истории компании и другие. Аудиторские административные документы. Сюда входит документация, касающаяся начальных стадий планирования проверки. Обычно это – письмо о приглашении аудиторов, документы о назначении аудиторов для выполнения проверки, а также содержащие информацию о бизнесе клиента, результатах предварительного аналитического обзора, первоначальных оценок риска неэффективности проверки и материальности. Многие бухгалтерские фирмы практикуют сведение этой информации в памятную записку о планировании. Документы аудиторской информации. В этих документах содержится информация по основным вопросам проверки, записи о выполненных процедурах, собранная информация и решения, принятые в ходе проверки. Кроме того рабочие бумаги включают: программы проведения аудиторской проверки, пробные балансы, графики, результаты анализов, меморандумы, подтверждения, анкеты и многие другие формы и средства. Они могут быть написаны от руки, напечатаны на машинке, иметь вид компьютерных распечаток или храниться в памяти электронных носителей. Обычно часть рабочих бумаг готовится сотрудниками фирмы- клиента в соответствии с техническими требованиями аудитора. Аудитор в обязательном порядке должен проверить правильность составления этих рабочих бумаг. Как правило, содержание рабочих бумаг стандартизации не подлежит. Однако некоторые типы рабочих бумаг могут быть стандартизированы, например, форма регистрации и подтверждения поступлений на счета. Рабочие бумаги должны быть легко читаемыми, полными, понятными и иметь структуру, подходящую для условий и нужд аудитора применительно к конкретной аудиторской проверке или вопросу, исследуемому в рамках аудита. Все рабочие бумаги должны иметь заголовок, дату и фамилию того сотрудника, который их подготовил. Они должны содержать разъяснения по использованным процедурам и результатам, полученным при их применении.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.