Здавалка
Главная | Обратная связь

Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности. Профессиональный скептицизм. Разумная уверенность.



Цель АФО – достоверная оценка имущественного и финансово положения, денежного оборота и результатов деятельности организации. Основной целью обязательного аудита является формирование мнения аудитора о достоверности ФО компании. 4 этапа АФО – 1)сбор информации – обследуется среда, в условиях которой ведет свою деятельность проверяемая фирма 2) планирование – оценка уровня аудиторского риска, разработка общего плана проверки: статей баланса и Главной книги, определение счетов, проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции, работ, услуг, аудит цикла получения доходов и реализации продукции, аудит закупочного цикла, цикла производства и расходования ресурсов, проверка порядка начисления и выплаты з/п, правильности начисления и выплаты налогов в бюджет, формирования и использования капитала, правильности и своевременности погашения обязательств, расчетов с дебиторами и кредиторами, аудит долгосрочных активов, 3) осуществление аудита – сбор и оценка компетентных сведений и фактов, чтобы выразить независимое мнение о состоянии предмета и объектов проверок. Этот этап тесно взаимодействует с предыдущим. При выполнении аудита может возникнуть необходимость в пересмотре и корректировке стратегии, плана и программ проведения проверок. Внимание направляется на выводы, которые руководство исследуемой фирмы сделало на их основе. Устанавливается правильность составления бух.баланса, ОПУ, отчета об изменениях в капитале, отчета о движении денег, достоверность информации об учетной политике и пояснительной записки. После анализа значимости отчетных данных выявляется риск аудиторской ошибки, определяется вероятность того, что вывод аудитора может оказаться ошибочным, т.к. он основывался на данных, значимость которых была определена неверно. 4) представление отчета – обобщаются итоги проверки, выявляются резервы, обосновываются и формулируются выводы, разрабатываются рекомендации по устранению обнаруженных недостатков, оптимизации и повышению эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Особое внимание уделяется выявлению и классификации типичных ошибок по ведению б/у и составлению ФО. Состав и содержание ФО подчинены задаче комплексного удовлетворения информационных потребностей ее пользователей. Поэтому при формировании мнения о достоверности ФО аудитор должен оценить, насколько содержание каждого элемента отчетности соответствует информационной задаче. Бухгалтерский баланс – достоверное отражение имущественного и финансового положения организации на отчетную дату. ОПУ - характеристика финансовых результатов хозяйственной деятельности субъекта за отчетный период. ООДДС– информация, характеризующая наличие, поступление и расходование денежных средств субъекта в отчетном периоде. Отчет об изменениях в капитале -изменения в капитале организации между двумя отчетными периодами отражают увеличение или уменьшение чистых активов в течение отчетного периода в зависимости от конкретного принципа оценки, принятого и раскрытого в ФО за исключением операций с собственниками, таких как вклады в уставный капитал и дивиденды. Общее изменение в капитале представляет собой суммарный доход (убыток), возникший в результате деятельности организации в течение отчетного периода. Пояснительная записка обладает не меньшей информативностью, чем ее основные отчетные формы. Она должна раскрывать учетную политику субъекта и обеспечивать пользователей ФО дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в ее основные формы, но которые необходимы пользователям ФО и по мере развития рыночных отношений ей будет придаваться особое значение. Основные требования, предъявляемые к составлению и представлению ФО, с точки зрения аудитора: ФО должна отражать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении субъекта хозяйствования, а также финансовых результатах ее деятельности. Все части ФО представляют собой единое целое и взаимосвязаны между собой. ФО должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы. Содержание и формы ФО применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. ФО открытая для ознакомления пользователей, организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с финансовой отчетностью. Сущ. 2 подхода к организации процесса аудита: 1) пообъектный – сегменты аудита фактически совпадают с объектами б/у и хозяйственные операции проверяются по отдельным счетам и элементам ФО. 2) циклический - процесс проведения аудита может быть оптимизирован, если в качестве сегментов проверки выделять образующиеся при осуществлении хоз.операций взаимосвязи между отдельными объектами учета – циклы хозяйственных операций – цикл приобретения, производства, реализации и получения доходов, финансово-инвестиционный, цикл оплаты. В соответствии с МСА 240 аудитор должен соблюдать профессиональный скептицизм в ходе всего аудита, признавая возможность существования существенного искажения, вызванного мошенничеством, несмотря на прошлый опыт аудитора в отношении честности руководства субъекта и его лиц, наделенных руководящими полномочиями. Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом ФО не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности - это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в ФО, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита. Аудитор не может достигнуть абсолютной уверенности потому, что существуют ограничения, присущие аудиту и влияющие на возможность обнаружения аудитором существенных искажений ФО. Эти ограничения имеют место в силу следующих причин: а) в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование; б) любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора); в) преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера.

Цель подготовки рабочих документов. Типы, формы и содержание рабочих документов. МСА 230П «Аудиторская документация».

Согласно МСА 230 аудитор обязан вести документирование доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что сам процесс аудирования проводился в соответствии с МСА. Термин Документация,для целей настоящего Стандарта, предполагает составление аудитором и для него рабочих документов по проводимому аудиту экономического субъекта и которые в дальнейшем хранятся у аудитора. Вся документация аудитора, подготовленная перед началом и в ходе проверки, относится к его рабочим бумагам (документам) и помогает при планировании и выполнении аудита, контроле и обзоре аудиторской работы, она становится доказательством аудиторской работы. Общая цель рабочих документов – помочь аудитору, а не превратить его работу в бездумное их заполнение. Цель подготовки рабочих документов: разработка плана проверки; подтверждение выполнения плана проверки; систематизация информации; оценка адекватности используемых методов аудита по отношению действующему законодат-ву. Документация аудитора м.б. условно классифицирована следующим образом: 1) Копии документов клиента, которые должен хранить аудитор в своих рабочих бумагах: устав предприятия; учредительный договор; свидетельство о регистрации; организационная структура п/п; выдержки из юр.документов; учётная политика клиента. В документации аудитора о клиенте должны содержаться сведения: данные об акционерах, учредителях; основные виды деят-ти; схема организации управления; состав и размещение дочерних и зависимых обществ; данные о директорах, правлении, основном персонале клиента. 2) Документы, составленные аудитором в процессе проверки, представляют собой самую объёмную часть его документации. Форма документов устанавливается внутрифирменными стандартами в каждой аудиторской фирме, это такие документы как: программа аудиторской проверки; результаты изучения и оценки сис-мы бухучёта, внутреннего контроля; анализ остатков по счетам; анализ сделок; график выполнения процедур по аудиторской проверке в целом; оформление аудиторами выполнения аудиторских проверок. 3) Переписка с клиентом по поводу проверки включает: письмо с приглашением на проведения аудита; договор на проведение аудиторской проверки; копию письма-обязат-ва аудитора перед клиентом; план аудиторской проверки; письма, полученные от клиента; копии заключений экспертов, если они участвовали в аудит-кой проверке; информацию руководству; отчёт аудиторской фирмы; протокол исправления ошибок в бух-кой документации; заключение аудиторской фирмы. Подготовка рабочих документов, а также конкретизация их перечня, формы и содержания – это существенная часть аудита. Аудитор должен выявить на каждом объекте такие обстоятельства, при которых возникает потребность в том или ином их перечне. На всех этапах аудиторской проверки существуют док-ты, созданные непосредственно аудитором или аудиторской фирмой, в виде типовых планов проверок, типовых опросных листов, анкет. Рабочая документация должна создаваться на носителях, обеспечивающих сохранность содержащихся в ней сведений, в течение времени, установленного для хранения документации в архиве. Записи должны производится средствами, обеспечивающими сохранность информации.Док-ты, входящие в состав рабочей документации должны иметь обязательные реквизиты: наименование док-та, эконом-го субъекта; период за который проводился аудит; дату выполнения аудиторской процедуры; содержание док-та; личную подпись лица, создавшего док-нт; дату проверки док-та; личную подпись лица, проверившего документ.Если в рабочей документации используются условные обозначения (символы), то они д.б. объяснены. Док-ты, входящие в рабочую документацию аудита, должны, как правило, содержать ссылку на источник сведений, включенных в них. Каждый док-нт, входящий в рабочую документацию аудита, должен иметь идентификационный номер.Документация аудитора содержит абсолютно конфиденциальную информацию и разглашению не подлежит. Порядок хранения, сроки хранения, разграничение доступа к ней д.б. установлены внутрифирменными стандартами. Сроки хранения рабочих бумаг определяется на основе возможных юрид-ких и професс-ых последствий или требований, но не менее 5 лет. Следует отметить, что требования МСА 230 к объему и характеру документирования аудита в новой редакции ISA 230 сильно расширены. В частности, согласно ISA 230 теперь следует документировать: определяющие характеристики проверяемых активов или проводимых в ходе аудита процедур;существенные вопросы, рассмотренные в ходе аудита; сделанные в ходе проверки отступления от предписанных теми или иными МСА основных принципов или процедур;сведения о лицах, составивших и проверивших аудиторскую документацию. При этом под неотъемлемым рискомпонимается возможность искажений как сальдо счета, так и соответствующих им классов операций, которые могут быть существенными как по отдельным, так и в совокупности с возможными искажениями других сальдо счетов или классов операций, в случае отсутствия надлежащих средств внутреннего контроля. Аудитор должен своевременно подготовить аудиторскую документацию, предоставляющую: достаточные и надлежащие записи для обоснования аудиторского отчета (заключения); доказательства того, что аудит был проведен в соответствии с МСА, и применимыми требованиями законодательства и регулирования.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.