Здавалка
Главная | Обратная связь

Культурнае жыцце у сярэдзіне XVII-XVIII ст.



Во второй половине XVIII в. на территорию Белару­си из Европы начинают проникать идеи Просвещения, свя­занные с приоритетом образования, науки, разума в жизни личности, общества, государства. Общественным идеалом становится образованный человек. Во время распростра­нения идей Просвещения особое значение получило раз­витие образования и науки. Школьное дело на рубеже XVII—XVIII вв. находилось в руках церкви. Школьное об­разование было доступно преимущественно шляхетским де­тям. Преподавание велось на латинском и польском языках. Центром образования и науки по-прежнему оставалась Ви-ленская иезуитская академия, которая начала действовать в 1579 г. С 1781 г. академия называлась Главной школой ВКЛ. Ее ректором был Мартин Почобут-Одляницкий — ученый-природовед, астроном, который изучал планету Мер­курий, определил координаты многочисленных населенных пунктов на территории Беларуси.

С середины XVIII в. начались изменения в школьном об­разовании. В 1773 г. была создана Адукационная комиссия (учреждение типа Министерства образования), которая за 20 лет своей деятельности открыла 20 школ средней ступе­ни. Благодаря ее усилиям на территории Беларуси в конце XVIII в. действовало 200 начальных школ. Среди учащих­ся 30 % составляли крестьянские дети. Система образова­ния стала более доступной и получила светский характер. Руководство делом образования перешло из рук церковных учреждений к государственным органам.

2. Славные традиции книгопечатания продолжались в XVIII в. Книгоизданием в Амстердаме занялся продолжа­тель дела Ф. Скорины уроженец Мстиславщины Илья Ко-пиевич. По поручению русского царя он подготовил и издал в Амстердаме первое пособие по математике на русском язы­ке.

В 1776 г. вышла в свет первая периодическая газета на территории современной Беларуси — «Газета Гродненская» (на польском языке).

Среди известных ученых был Казимир Семенович — ав­тор книги «Великое искусство артиллерии», которая была издана в 1650 г. в Амстердаме. Он одним из первых создал проект многоступенчатой ракеты и считается предшествен­ником теории полетов в космическое пространство.

Одним из наиболее видных деятелей белорусской и рус­ской культуры стал уроженец Полоцка, поэт, ученый, мыс­литель и просветитель Симеон Полоцкий. Он был учителем восьмилетнего Петра I, для которого напечатал «Букварь языка славенска». По его инициативе было создано первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латин­екая академия.

Главным делом жизни уроженца Брестчины Казимира Лыщинского стали размышления о человеке и его божьем начале. В своем трактате «О несуществовании Бога» он пи­сал: «Человек — создатель бога, а бог — создание человека. Таким образом, люди — творцы богов, и бог является не на­стоящей сущностью, а созданием разума...».

3. В XVIII в. центрами развития искусства становятся магнатские резиденции Радзивиллов в Несвиже, Сапегов — в Ружанах, Огинских — в Слониме, Тизенгаузов — в Грод­но и др.

Самым ярким явлением в белорусской культуре второй половины XVIII в. стал крепостной театр. Наибольшую из­вестность приобрели театры Радзивиллов в Несвиже и Слуц-ке. Популярными были произведения хозяйки Несвижа пи­сательницы Франтишки Уршули Радзивилл. Театр Михала Казимира Огинского в Слониме был назван «усадьбой муз».

В XVIII в. на первый план среди искусств вышла музыка, она заняла господствующее положение во дворцах и замках магнатов. Автором известного полонеза «Прощание с роди­ной» является Михал Клеофас Огинский — участник восста­ния 1794 г., направленного против раздела Речи Посполитой.


23. Рэч Паспалітая ў Еўрапейскай геапалітыцы. Войны і наступствы войнаў XVI-XVIII стст для Беларусі








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.