Культурнае жыцце у сярэдзіне XVII-XVIII ст.
Во второй половине XVIII в. на территорию Беларуси из Европы начинают проникать идеи Просвещения, связанные с приоритетом образования, науки, разума в жизни личности, общества, государства. Общественным идеалом становится образованный человек. Во время распространения идей Просвещения особое значение получило развитие образования и науки. Школьное дело на рубеже XVII—XVIII вв. находилось в руках церкви. Школьное образование было доступно преимущественно шляхетским детям. Преподавание велось на латинском и польском языках. Центром образования и науки по-прежнему оставалась Ви-ленская иезуитская академия, которая начала действовать в 1579 г. С 1781 г. академия называлась Главной школой ВКЛ. Ее ректором был Мартин Почобут-Одляницкий — ученый-природовед, астроном, который изучал планету Меркурий, определил координаты многочисленных населенных пунктов на территории Беларуси. С середины XVIII в. начались изменения в школьном образовании. В 1773 г. была создана Адукационная комиссия (учреждение типа Министерства образования), которая за 20 лет своей деятельности открыла 20 школ средней ступени. Благодаря ее усилиям на территории Беларуси в конце XVIII в. действовало 200 начальных школ. Среди учащихся 30 % составляли крестьянские дети. Система образования стала более доступной и получила светский характер. Руководство делом образования перешло из рук церковных учреждений к государственным органам. 2. Славные традиции книгопечатания продолжались в XVIII в. Книгоизданием в Амстердаме занялся продолжатель дела Ф. Скорины уроженец Мстиславщины Илья Ко-пиевич. По поручению русского царя он подготовил и издал в Амстердаме первое пособие по математике на русском языке. В 1776 г. вышла в свет первая периодическая газета на территории современной Беларуси — «Газета Гродненская» (на польском языке). Среди известных ученых был Казимир Семенович — автор книги «Великое искусство артиллерии», которая была издана в 1650 г. в Амстердаме. Он одним из первых создал проект многоступенчатой ракеты и считается предшественником теории полетов в космическое пространство. Одним из наиболее видных деятелей белорусской и русской культуры стал уроженец Полоцка, поэт, ученый, мыслитель и просветитель Симеон Полоцкий. Он был учителем восьмилетнего Петра I, для которого напечатал «Букварь языка славенска». По его инициативе было создано первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинекая академия. Главным делом жизни уроженца Брестчины Казимира Лыщинского стали размышления о человеке и его божьем начале. В своем трактате «О несуществовании Бога» он писал: «Человек — создатель бога, а бог — создание человека. Таким образом, люди — творцы богов, и бог является не настоящей сущностью, а созданием разума...». 3. В XVIII в. центрами развития искусства становятся магнатские резиденции Радзивиллов в Несвиже, Сапегов — в Ружанах, Огинских — в Слониме, Тизенгаузов — в Гродно и др. Самым ярким явлением в белорусской культуре второй половины XVIII в. стал крепостной театр. Наибольшую известность приобрели театры Радзивиллов в Несвиже и Слуц-ке. Популярными были произведения хозяйки Несвижа писательницы Франтишки Уршули Радзивилл. Театр Михала Казимира Огинского в Слониме был назван «усадьбой муз». В XVIII в. на первый план среди искусств вышла музыка, она заняла господствующее положение во дворцах и замках магнатов. Автором известного полонеза «Прощание с родиной» является Михал Клеофас Огинский — участник восстания 1794 г., направленного против раздела Речи Посполитой. 23. Рэч Паспалітая ў Еўрапейскай геапалітыцы. Войны і наступствы войнаў XVI-XVIII стст для Беларусі ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|