Здавалка
Главная | Обратная связь

Сферы обучения. Этапы обучения. Факторы, способствующие эффективному обучению.



Обучение пациентов

Важной функцией сестринского персонала является обучение пациентов, членов их семей по вопросам, касающимся их здоровья. В одних случаях – это обучение конкретным навыкам самоухода или ухода, в других – подготовка к тому или иному исследованию, приёму лекарственных средств, в третьих – рациональному (диетическому) питанию. Обучая пациентов, медсестра помогает им адаптироваться, чтобы сохранить максимально возможный для них комфортабельный уровень жизни.

Обучение может проходить в формальной обстановке (ЛПУ) или в неформальной (медсестра, выполняя повседневные обязанности, предоставляет пациенту информацию, необходимую для ведения ЗОЖ).

Сферы, в которых проходит обучение

1) познавательная – получение пациентом новой информации, её анализ и систематизация по значимости;

2) эмоциональная – оценка человеком полученной информации и выражение своего отношения к ней с помощью мыслей, чувств, изменения поведения (вербальная или невербальная реакция человека на полученную информацию);

3) психомоторная – овладение знаниями благодаря умственной и мышечной деятельности (обучение новым типам движения практически, т.е. выполняя необходимые действия; готовность выполнить часть действий психологически, физически, эмоционально).

Условия эффективности обучения

1) наличие четкой цели получения знаний;

2) наличие мотивации к обучению (желание и готовность); поддерживание интереса к обучению;

3) определённое отношение медсестры к пациентам: доброжелательность, терпение, похвала за успехи, внимание к задаваемым вопросам, внимание к физическому и психологическому состоянию пациентов во время обучения (процессу обучения могут мешать беспокойство, боль, усталость, голод, жажда пациентов, поэтому необходим перерыв, если они плохо себя чувствуют или чем-то расстроены)…;

4) создание в процессе обучения ассоциативных связей между новой информацией и прошлым опытом и знаниями;

5) обязательная практическая отработка полученных знаний (т.е. проверка их усвояемости);

6) умственные способности к обучению (зависят от стадии, уровня развития, возраста…); умение сосредоточить внимание (если пациент не способен сосредоточиться, то обучение должно быть отложено или отменено);

7) окружающая обстановка (количество обучаемых, необходимость в уединении, toC воздуха, освещение, шумы, вентиляция, мебель…).

Этапы обучения

1) Оценка исходного уровня знаний(пациента и его родственников)

Прежде чем планировать и начинать обучение, медсестра должна оценить:

ü желание и готовность пациента к обучению; отношение к информации, которую ему предстоит узнать;

ü исходный уровень знаний пациента и его родственников, образование, уровень развития познавательных способностей (для выбора соответствующего способа общения);

ü врачебный D/s, физическое состояние пациента, самочувствие(слабость, истощение и т.д.);

ü возраст;

ü окружающую обстановку (должна быть удобной и комфортной)…

2) Определение целей, планирование содержания, методы и сферы обучения

Цель – достижение пациентом желаемого результата при обучении. Цели должны быть измеримыми.

Цель включает в себя:

ü действия, которые необходимо будет сделать пациенту;

ü указание временных рамок достижения желаемого результата;

ü определение «помощников» для выполнения конкретных действий (напр., “на костылях”, “самостоятельно” и т.д.);или постановка каких-либо условий обучения.

План обучения включает в себя:

ü выбранное время для обучения, когда пациента лучше усваивает информацию (утро, день и т.д.);

ü продолжительность обучения;

ü индивидуальную направленность обучения.

Для определения методов и сфер обучения необходимо учитывать:

ü принцип «от простого к сложному»;

ü равномерное и разумное распределение информации на период обучения;

ü условия эффективности обучения…

3) Реализация плана обучения

4) Оценка результатов обучения

Определяется проверкой приобретенных знаний. Следует обязательно сообщить пациенту результат сестринской оценки (он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей, и можно ли считать обучение завершенным).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.