Культура Беларуси в XIV — первой половине XVI в.
1. Выдающимися примерами книжного дела являются евангелия — описания «земной» жизни Иисуса Христа. Известны рукописные Лавришевское и Друцкое евангелия XIV в., Жировичское евангелие XV в., содержащие миниатюры (небольшие рисунки). Обложки рукописных книг делали из досок, обтягивали кожей и украшали рисунками, металлическими пластинками, драгоценными камнями. К обложке обычно приделывали пряжки, чтобы книгу удобно было застегивать. 2. Борьба с внешней угрозой активизировала оборонное строительство. Самым древним и крупным являлся Новогрудский замок, в первой половине XIV в. строятся замки в Лиде и Крево. Выдающимся памятником оборонной архитектуры стал Гродненский замок. В замковом строительстве преобладал романский стиль, что придавало сооружениям массивность и суровый вид. 3. Примерами живописи XIV — начала XVI в. являются фрески и иконы. К XIV—XV вв. относится зарождение в Беларуси портретного искусства. 4. Новые явления в культуре в первой половине XVI в. были связаны с распространением Ренессанса — западноевропейской культуры XIV—XV вв. Это было время подъема светской науки и искусства, становления национального языка, литературы и самосознания у европейских народов. В основе Ренессанса лежат идеи гуманизма — системы мировоззрения, согласно которой человек является высшей ценностью. В изобразительном искусстве активно развивается портретный жанр. В живописи создаются образы представителей знаменитых магнатских родов. Важное место в литературе ВКЛ занимает выходец из белорусской земли, представитель латиноязычной поэзии Николай Гусовский. Находясь в Риме, по заказу папы римского он создал на латинском языке настоящий «гимн Отечеству» — свою знаменитую поэму «Песнь о зубре», где описал сцены охоты на зубров в Беловежской пуще, а также воспел время правления великого князя литовского Витовта. Поэма была издана в 1523 г. в Кракове. Среди представителей европейского Возрождения достойное место занимает восточнославянский и белорусский гуманист, первопечатник и просветитель, ученый и писатель, уроженец древнего Полоцка Франциск Скорина (около 1490 — около 1551 гг.). 6 августа 1517 г. Ф. Скорина первым среди восточных славян издал в чешском городе Праге печатную книгу «Псалтырь». Он перевел Библию на церковнославянский язык, приближенный к белорусской письменности и понятный простым людям, и издал ее в 23 книгах. В своих предисловиях и послесловиях, содержащихся в Библии, он изложил собственные взгляды на науку и мироздание. Книгоиздательскую деятельность Ф. Скорина продолжил на территории ВКЛ. В организованной им в столице ВКЛ Вильно типографии в 1522 и 1525 гг. он издал еще две книги: «Малую подорожную книжицу» и «Апостол». 1. Развитие культуры Беларуси в середине XVI — начале XVII в. происходило в условиях расширения влияния европейского Возрождения, связанного с подъемом светской науки и искусства, распространения гуманизма и становления национального языка, литературы и самосознания у европейских народов. 2. Развитие книгопечатания и литературы в ВКЛ было связано с реформационным движением и возникновением деформационных типографий. Первая из них была открыта в Бресте при содействии канцлера ВКЛ Николая Радзивилла Чёрного. Шедевром книгопечатания стала Брестская, или Радзивилловская Библия. Последователем Ф. Скорины в деле книгопечатания стал Сымон Будный. Он в 1562 г. в основанной им Несвижской типографии издал первую на территории Беларуси печатную книгу на старобелорусском литературном языке — «Катехизис», а также книгу «Об оправдании грешного человека перед Богом». Вторым из последователей Скорины был Василий Тяпинский. В своем родовом имении Тяпино (сегодняшний Чашницкий район Витебской области) он перевёл и в 1580 г. на личные средства издал «Евангелие» на церковнославянском и старобелорусском языках с собственным предисловием. В 1564 г. в Москве Иван Федоров и Петр Мстиславец издали книгу «Апостол», Как новый жанр литературы рассматривается историческая хроника, например «Хроника польская, литовская, жемайтская и всея Руси» Матея Стрыйковского, считающегося основоположником исторической науки на территории Беларуси и Литвы. 3. Система образования на территории Беларуси включала начальные школы при православных братствах и протестантских сборах; школы при католических орденах францисканцев, бернардинцев, августинов; иезуитские коллегиумы, а также первое в ВКЛ высшее учебное заведение — Виленскую иезуитскую академию. 4. Давние исторические традиции замкового строительства были использованы при возведении Дворцово-замкового комплекса в Мире. Примером подражания лучшим традициям западноевропейской-культуры стал дворцово-замковый ансамбль Радзивиллов в Несвиже. Замки, возводившиеся ранее как центры обороны, начинают перестраиваться, главным образом, на месте постоянного жительства магнатов. При строительстве церквей и костелов этого периода постепенно проявляются черты архитектурного стиля барокко, пришедшего из Западной Европы. Первым архитектурным памятником этого стиля является костел Божьего Тела в Несвиже. 6. Ярчайшим примером развития театра на землях Беларуси с XVI в. стало распространение кукольного театра — батлейки. Батлейка представляла собой ящик из досок в виде избушки или церкви, внутри которого показывались (водились на горизонтальных рейках) куклы-персонажи из дерева или цветной бумаги. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|