Уровни, типы, элементы эффективного общения. Значимость использования элементов в сестринской практике.
Общение – способы поведения, которые человек использует сознательно и бессознательно для воздействия на другого человека как с помощью устной речи или письменной речи, так и с помощью жестов, мимики и символов. Виды (уровни) общения: 4. внутриличностное (мысленное; разговор человека с самим собой; выработка каких-либо планов, идей, подготовка к общению с кем-либо…); 5. межличностное (между двумя и более людьми; обмен мыслями, идеями, общением, опытом); 6. общественное (общение человека с большой аудиторией). Каналы общения: вербальный (сообщение, информация передаются в устной форме); невербальный (сообщение, информация передаются мимикой и жестами: осанка, позы… вместо слов); письменный (слова, символы…). Вербальное общение эффективно при следующих условиях: 6. медленный темп речи с хорошим чистым произношением, спокойной интонацией, достаточной громкостью (нельзя кричать); 7. простые фразы и незлоупотребление специальной терминологией (без специальной необходимости); 8. правильный выбор времени для общения; 9. убеждение в том, что пациент понял вас; 10. уверенная убедительная манера общения, помогающая достичь желаемых результатов (без агрессивности и грубости). Если пациенту сообщили о неизлечимом заболевании, нельзя сразу начинать с ним беседовать… Письменное общение эффективно при следующих условиях: 5. аккуратный почерк (если нет, то писать печатными буквами); крупные буквы; ясно читаемые чернила; 6. изложение всей необходимой информации; 7. грамотно и просто написанное сообщение; 8. обязательная подпись автора сообщения. Убедитесь, что человек умеет читать (если не умеет, то нарисовать сообщение), знает язык письменного сообщения, видит и понимает написанное. Е с л и п а ц и е н т а г р е с с и в е н: 7. не воспринимать его слова и действия, как личное оскорбление; 8. глубоко подышать, посчитать до 10-20, пока не наступит успокоение; 9. выйти из комнаты (при условии, что пациент находится в безопасности, и с ним ничего не случится); 10. сделать небольшой глоток воды; 11. рассказать о случившимся тому, кто пользуется вашим авторитетом и уважением; 12. вновь поговорить с человеком, проявившим неуважение к медсестре, т.е. дать понять человеку, что медсестра будет выполнять свои обязанности. Е с л и с л о ж и л а с ь н е л о в к а я с и т у а ц и я с п а ц и е н т о м: 4. сделать паузу на несколько секунд, чтобы успокоиться; 5. перестать думать о своих личных чувствах и сконцентрироваться на сообщении пациента; 6. проявить интерес к собеседнику, используя мимику, жест, соприкосновение (при внимании и заинтересованности медсестры к пациенту её молчаливая поддержка оказывается эффективнее слов). Эффективное общение состоит из 5-ти элементов (как телеграмма): 1. отправитель (тот, кто передаёт информацию); 2. сообщение (посылаемая информация); 3. канал (форма отправки информации); 4. получатель (пациент или его родственник); 5. подтверждение (способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено). Навыки общения необходимы медсетсры для взаимодействия с пациентами, его родственниками, врачами, другими специалистами, участвующими в лечебном процессе. Эффективное общение может оказать большую роль при социальной поддержке, изменить отношение человека к каким-либо событиям, помогает закрепить определённое поведение человека… Факторы, способствующие и препятствующие эффективному общению: - владение навыками эффективного общения вызывает доверие со стороны пациентов и их родственников; - эффективность и неэффективность задаваемых вопросов зависит от правильно или неправильно выбранного канала общения (напр., пациент плохо слышит или не понимает написанное); - имеет значение внешний вид, выражение лица медсестры и т.п.; - роль «зоны комфорта» при общении… ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|