Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция № 1 Тема: Введение. Предмет экологии



· Предмет и задачи науки экологии

· История экологии

· Разделы экологии

Литература:

Степановских А.С. Экология: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ - ДАНА,2003.- 703с. (с.5-27).

1.Экология- это наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Термин «экология» ввел известный немецкий зоолог Э.Геккель. Слово «экология» происходит от греч. Oikos, что означает «жилище», «местоприбывание».

Как и большинство наук, экология имеет длительную предысторию. Ее обособление представляет собой естественный этап роста научных знаний о природе. Выделившись в системе других естественных наук, экология и сейчас продолжает развиваться, обогащая свое содержание и расширяя задачи. Современная экология является теоретической основой рационального природопользования, ей принадлежит роль в разработке стратегии взаимоотношений природы и человеческого общества.

Возрастает социальная роль экологических знаний. Основные цели развития фундаментальных исследований в области экологии определяются острыми проблемами: необходимостью интенсифицировать производство и повышать экономическую эффективность использования природных ресурсов, сохраняя при этом состояние окружающей среды. На первый план выдвигаются вопросы биологической продуктивности и стабильности природных и искусственных сообществ. Эти проблемы могут быть решены только совместными усилиями экологов всех стран, поэтому широко реализуется международное сотрудничество в области глобальной экологии. В настоящее время ясно осознана опасность экологического кризиса, возможности катастрофических неравновесных преобразований планетарной системы в связи с широкой экстенсивной хозяйственной деятельностью человека. Возможности предотвращения этого кризиса могут быть найдены только на основе развития экологических знаний. Действенная сила экологических знаний помогает правильно эксплуатировать природные ресурсы, управлять численностью популяций, находить новые решения с/х проблем, новые принципы организации промышленных производств.

Экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали бы выходу из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития. Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии – экосистемы.

Экосистема – это любая совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может осуществляться круговорот веществ.

Термин был предложен в 1935 году англ. экологом Тенсли А.

 

Он рассматривал экосистемы как основные единицы природы на поверхности земли, хотя они и не имеют определенного объема и могут охватывать пространство любой протяженности.

Общетеоретическими задачами являются:

- разработка общей теории устойчивости экологических систем;

- изучение экологических механизмов адаптации к среде;

- исследование регуляции численности популяций;

- моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.