К немецкому изданию
«Тот, кто хочет лучше научиться ездить верхом, должен хорошо изучить свое тело и научиться его понимать, прежде чем он сможет им управлять. В этом кроется ключ к тайне так называемого чутья всадника». Эти строчки, написанные автором, проясняют задачу лежащей перед вами книги. Секрет правильной посадки заключается в ее сочетании с влиянием на тело всадника. При этом целью является достижение гармоничной внешней формы, основанной на глубоко прочувствованных, но не бросающихся в глаза согласованных действиях всадника и лошади. Следовательно, под определением «чутье всадника» мы понимаем искусные, четко согласованные и по возможности экономные действия, отражающие взаимное понимание всадника и лошади. Именно оно венчает все навыки верховой езды. Понятие «чутья» совершенно напрасно соотносят с недоступной для всех областью. В последние годы наука доказала, что чувствам можно и должно учиться. Так, чутье в верховой езде — это не дар, полученный нами от рождения по милости природы. Оно постепенно складывается из всей совокупности чувственных восприятий и соответствующих им реакций. Вот почему тренеры, обладающие обостренным чутьем, могут особенно успешно обучать своих учеников. В своей книге Сюзанна фон Дитце рассматривает классическую посадку всадника с точки зрения инструктора лечебной физкультуры и тренера верховой езды. При этом автор дает читателю понять одну неожиданную и поразительную вещь, а именно — насколько сложившиеся в традиционном учении о верховой езде требования к посадке в седле органически подходят телу человека. Рассуждения автора ни в коем случае не базируются на статичном представлении о внешне идеальной форме. Каждый момент взаимодействия лошади и всадника она понимает как балансирование в движении. Сусанна фон Дитце настойчиво советует каждому из нас более глубоко изучить собственное тело, чтобы научиться лучше воспринимать и контролировать его. Необходимо работать над своими чувствами, ощущениями, чтобы чутье всадника, существующее независимо от достигнутого им уровня, нашло бы адекватное выражение. Эта книга дополняет предыдущие издания «Основы верховой езды и выездки» (том 1 и 2), а также «Уроки спорта: учеба, обучение и тренировка в верховой езде». Она должна стать настольной книгой как для самих тренеров, так и для опытных всадников, уже достигших определeнного уровня. Кристоф Хесс Немецкое объединение всадников, Отделение «Спорт», раздел «Обучение» Еще одна книга о верховой езде? Еще одна книга о верховой езде! Я знаю, что на сегодняшний день существует достаточное количество книг о верховой езде. К тому же книга представляется мне наименее удачным из всех возможных средств, которые должны приблизить нас к сущности верховой езды. Книга - это застывшая теория, а верховая езда - это движение и динамика. Необходимое для посадки на лошади равновесие немыслимо без движения. Представьте себе велосипедиста, пытающегося остановиться на красный свет светофора и при этом сохранить равновесие. Как только он остановится, ему придется поставить одну ногу на землю. Итак, баланс возможен только в движении. Меня уже давно завораживает движение, особенно его гармония, красота. Разных людей я узнавала уже издалека не по лицу, а по характерным движениям. В моей собственной практике верховой езды важнее успехов на соревнованиях было достижение гармоничной согласованности движения всадника и лошади. В конце концов, моя профессия научила меня анализировать и понимать движение, потому что, будучи тренером по лечебной физкультуре, становишься специалистом в области двигательной терапии. Вскоре я поняла, насколько тяжело бывает выполнить самое простое повседневное движение, если по какой-либо причине не функционирует какая-то мышца или сустав. Задача преподавателя лечебной физкультуры (ЛФК) заключается в том, чтобы обучить пациента посильным для него образом совершать экономное движение. Многие из этих движений осуществляются непроизвольно и неосознанно. Научиться автоматически управлять новыми движениями — задача не из легких. Лечебная гимнастика всегда ориентируется именно на здоровое движение. Оно естественно и функционально для нашего тела, щадит его. Во время моей учебы и практики мой взгляд на самые разные движения постоянно обновлялся. Так, и верховую езду я стала понимать как движение, по-новому заинтересовалась тем, как оно происходит и как ему можно научиться. Мое обучение в этом виде спорта проходило в самых благоприятных условиях. В нашей семье все ездили верхом и держали собственных лошадей, так что верхом на лошади я оказалась раньше, чем начала ходить. Вот почему у меня было некоторое преимущество в решении проблем, с которыми часто сталкиваются молодые всадники в процессе обучения: я довольно рано научилась ездить верхом, у меня был богатый выбор хороших лошадей и моя учеба протекала под руководством прекрасных педагогов и тренеров. Собственно говоря, из меня должна была получиться хорошая всадница. Но в переходном возрасте я очень резко вытянулась и довольно скоро достигла своего почти гвардейского роста — 1,80 м. Это сильно отразилось на верховой езде. Лошади, прежде подчинявшиеся мне так естественно, внезапно превратились в неуправляемых жирафов. Я потеряла чувство уверенности в седле, чувство равновесия, легко пугалась и из-за этого часто падала с лошади. Только терпению моих родителей, а также некоторых лошадей и пони я обязана тем, что все-таки не бросила верховую езду. В процессе обучения моя мама больше всего внимания уделяла правильной по- садке. В результате я с моими длинными неуклюжими руками и ногами постепенно вновь научилась спокойно сидеть в седле. Но у меня еще долгое время были проблемы с точностью, эффективностью регуляции и координации движений. В то время, когда я училась для получения квалификации тренера ЛФК, качество моей верховой езды поразительным образом резко улучшилось. Изучая анатомию человека, я лучше узнала свое собственное тело, научилась работать над недостатками своих движений и посадки, контролировать их и, наконец, стала лучше ездить верхом. Я была поражена, обнаружив, что знания в области ЛФК можно использовать для совершенствования посадки всадника. После этого я прошла дополнительный курс обучения иппотерапии, т.е. лечения пациента при помощи верховой езды. В этом случае движения лошади используются для обучения естественной, здоровой динамике тела. После любительских курсов желание совершенствовать свои собственные навыки в области верховой езды привело меня на выездковое отделение в качестве берейтора. Не только интенсивный обмен мнениями с профессиональными тренерами и любителями, но и мой собственный опыт показали мне, как мало внимания в нашем обучении уделяется самим проблемам процесса обучения — и все по той простой причине, что об этом мало что известно. Надо сказать, что во мнениях об обучении лошади и всадника царит огромный разрыв. Что касается лошади, то здесь, в основном, господствует единодушие. Главные этапы обучения установлены и выстроены по определенной шкале. Существует достаточно концепций относи-
тельно того, как натренировать мускулатуру лошади или как подкорректировать ее неправильные движения. Ну, а к всаднику всегда применяют только застывший идеальный образ совершенства. При сравнении с этим образом любые отклонения от него фиксируются как ошибки. И вообще, продуманного последовательного дробления учебного процесса на отдельные небольшие шаги просто не существует. Даже сами профессионалы спорят о том, как нужно начинать обучение: со стременами или без них, с облегченной рыси или с учебной, следует ли сначала обращать внимание на прямое положение головы всадника или на то, чтобы он не задирал каблуки. Так как мне было невероятно трудно выбрать между двумя моими профессиями, в конечном итоге я реализовала обе. Полдня я работала в Центре лечебной гимнастики, специализируясь на болезнях позвоночника, а его вторую половину проводи- ла в одном из конно-спортивных союзов, где учила детей и начинающих взрослых, работала в качестве иппотерапевта и много времени уделяла занятиям с достаточно опытными всадниками, имевших проблемы с посадкой. Тем самым я как бы связала в один узел обе мои специальности, на первый взгляд такие разные. И выяснилось: узел оказался крепким! Часто к новому пониманию известных вещей приходишь, посмотрев на них с новой точки зрения. Например, из одного долгого путешествия по Австралии я привезла совершенно особую карту мира. С нашей точки зрения эта карта перевернута вверх ногами, и Австралия расположена на ней в середине. Просто удивительно, насколько другим может выглядеть мир, хотя все географические параметры соблюдены в точности. Просто удивительно, насколько неожиданно смещаются некоторые акценты, если попробовать перевернуть вещи с ног на голову. Так я начала совершенно по-новому воспринимать многие знакомые представления. «Ах, вот в чем дело!» — многие явления стали понятнее бла Верховая езда — это целостный комплексный спорт, все необходимые движения которого всегда остаются естественными. От всадника не требуется совершать каких-то неестественных телодвижений. Здоровые, нормальные движения — вот предпосылка для успешного обу В этой книге я не собираюсь предлагать некую новую теорию обучения верховой езде. Напротив, здесь рассматривается именно общепринятое, традиционное учение, но под несколько иным углом. И для этого необходимо совершить экскурс в историю развития движения человека, а также в его анатомию. Тот, кто хочет лучше научиться ездить верхом, должен хорошо изучить свое тело и научиться его понимать, прежде чем он сможет им управлять. Именно в этом кроется ключ к тайне особого чутья всадника. Конечно, никакая книга не заменит обучения под руководством опытного тренера. Но занятия с квалифицированным преподавателем не освобождают всадника от необходимости самостоятельно развивать у себя чувство тела и стремиться достигнуть лучшего контроля над ним. Именно в этой точке пересекаются задачи современного обучения верховой езде и моей книги. 1. 1. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|