Здавалка
Главная | Обратная связь

К немецкому изданию



«Тот, кто хочет лучше научиться ездить верхом, должен хорошо изучить свое тело и научиться его понимать, прежде чем он сможет им управлять. В этом кро­ется ключ к тайне так называемого чутья всадника». Эти строчки, написанные ав­тором, проясняют задачу лежащей перед вами книги.

Секрет правильной посадки заключает­ся в ее сочетании с влиянием на тело всадника. При этом целью является дос­тижение гармоничной внешней формы, основанной на глубоко прочувствован­ных, но не бросающихся в глаза согласо­ванных действиях всадника и лошади. Следовательно, под определением «чу­тье всадника» мы понимаем искусные, четко согласованные и по возможности экономные действия, отражающие вза­имное понимание всадника и лошади. Именно оно венчает все навыки верховой езды.

Понятие «чутья» совершенно напрасно соотносят с недоступной для всех обла­стью. В последние годы наука доказала, что чувствам можно и должно учиться. Так, чутье в верховой езде — это не дар, полученный нами от рождения по мило­сти природы. Оно постепенно складыва­ется из всей совокупности чувственных восприятий и соответствующих им реак­ций. Вот почему тренеры, обладающие обостренным чутьем, могут особенно ус­пешно обучать своих учеников.

В своей книге Сюзанна фон Дитце рас­сматривает классическую посадку всад­ника с точки зрения инструктора лечеб­ной физкультуры и тренера верховой езды. При этом автор дает читателю по­нять одну неожиданную и поразительную


вещь, а именно — насколько сложивши­еся в традиционном учении о верховой езде требования к посадке в седле орга­нически подходят телу человека.

Рассуждения автора ни в коем случае не базируются на статичном представлении о внешне идеальной форме. Каждый мо­мент взаимодействия лошади и всадни­ка она понимает как балансирование в движении. Сусанна фон Дитце настойчи­во советует каждому из нас более глубо­ко изучить собственное тело, чтобы на­учиться лучше воспринимать и контроли­ровать его. Необходимо работать над своими чувствами, ощущениями, чтобы чутье всадника, существующее незави­симо от достигнутого им уровня, нашло бы адекватное выражение.

Эта книга дополняет предыдущие изда­ния «Основы верховой езды и выездки» (том 1 и 2), а также «Уроки спорта: уче­ба, обучение и тренировка в верховой езде». Она должна стать настольной книгой как для самих тренеров, так и для опытных всадников, уже достигших определeнного уровня.

Кристоф Хесс

Немецкое объединение всадников,

Отделение «Спорт», раздел «Обучение»




Еще одна книга о верховой езде? Еще одна книга о верховой езде!

Я знаю, что на сегодняшний день суще­ствует достаточное количество книг о вер­ховой езде. К тому же книга представля­ется мне наименее удачным из всех воз­можных средств, которые должны прибли­зить нас к сущности верховой езды. Книга - это застывшая теория, а верховая езда - это движение и динамика.

Необходимое для посадки на лошади рав­новесие немыслимо без движения. Пред­ставьте себе велосипедиста, пытающего­ся остановиться на красный свет светофо­ра и при этом сохранить равновесие. Как только он остановится, ему придется по­ставить одну ногу на землю. Итак, баланс возможен только в движении.

Меня уже давно завораживает движение, особенно его гармония, красота. Разных людей я узнавала уже издалека не по лицу, а по характерным движениям. В моей соб­ственной практике верховой езды важнее успехов на соревнованиях было достиже­ние гармоничной согласованности дви­жения всадника и лошади. В конце кон­цов, моя профессия научила меня анали­зировать и понимать движение, потому что, будучи тренером по лечебной физ­культуре, становишься специалистом в области двигательной терапии.

Вскоре я поняла, насколько тяжело бы­вает выполнить самое простое повсед­невное движение, если по какой-либо причине не функционирует какая-то мышца или сустав. Задача преподавате­ля лечебной физкультуры (ЛФК) заклю­чается в том, чтобы обучить пациента по­сильным для него образом совершать экономное движение. Многие из этих



движений осуществляются непроиз­вольно и неосознанно. Научиться авто­матически управлять новыми движения­ми — задача не из легких. Лечебная гим­настика всегда ориентируется именно на здоровое движение. Оно естественно и функционально для нашего тела, щадит его. Во время моей учебы и практики мой взгляд на самые разные движения посто­янно обновлялся. Так, и верховую езду я стала понимать как движение, по-ново­му заинтересовалась тем, как оно проис­ходит и как ему можно научиться.

Мое обучение в этом виде спорта прохо­дило в самых благоприятных условиях. В нашей семье все ездили верхом и держа­ли собственных лошадей, так что верхом на лошади я оказалась раньше, чем нача­ла ходить. Вот почему у меня было неко­торое преимущество в решении проблем, с которыми часто сталкиваются молодые всадники в процессе обучения: я доволь­но рано научилась ездить верхом, у меня был богатый выбор хороших лошадей и моя учеба протекала под руководством прекрасных педагогов и тренеров. Соб­ственно говоря, из меня должна была по­лучиться хорошая всадница. Но в пере­ходном возрасте я очень резко вытяну­лась и довольно скоро достигла своего почти гвардейского роста — 1,80 м. Это сильно отразилось на верховой езде. Ло­шади, прежде подчинявшиеся мне так ес­тественно, внезапно превратились в не­управляемых жирафов. Я потеряла чув­ство уверенности в седле, чувство равно­весия, легко пугалась и из-за этого часто падала с лошади. Только терпению моих родителей, а также некоторых лошадей и пони я обязана тем, что все-таки не бро­сила верховую езду.

В процессе обучения моя мама больше всего внимания уделяла правильной по-


садке. В результате я с моими длинными неуклюжими руками и ногами постепен­но вновь научилась спокойно сидеть в седле. Но у меня еще долгое время были проблемы с точностью, эффективностью регуляции и координации движений.

В то время, когда я училась для получе­ния квалификации тренера ЛФК, каче­ство моей верховой езды поразитель­ным образом резко улучшилось. Изучая анатомию человека, я лучше узнала свое собственное тело, научилась работать над недостатками своих движений и по­садки, контролировать их и, наконец, стала лучше ездить верхом. Я была по­ражена, обнаружив, что знания в облас­ти ЛФК можно использовать для совер­шенствования посадки всадника. После этого я прошла дополнительный курс обучения иппотерапии, т.е. лечения па­циента при помощи верховой езды. В этом случае движения лошади использу­ются для обучения естественной, здоро­вой динамике тела.

После любительских курсов желание со­вершенствовать свои собственные навы­ки в области верховой езды привело меня на выездковое отделение в каче­стве берейтора. Не только интенсивный обмен мнениями с профессиональными тренерами и любителями, но и мой соб­ственный опыт показали мне, как мало внимания в нашем обучении уделяется самим проблемам процесса обучения — и все по той простой причине, что об этом мало что известно.

Надо сказать, что во мнениях об обуче­нии лошади и всадника царит огромный разрыв. Что касается лошади, то здесь, в основном, господствует единодушие. Главные этапы обучения установлены и выстроены по определенной шкале. Су­ществует достаточно концепций относи-




 


 


тельно того, как натренировать мускула­туру лошади или как подкорректировать ее неправильные движения.

Ну, а к всаднику всегда применяют только застывший идеальный образ совершен­ства. При сравнении с этим образом лю­бые отклонения от него фиксируются как ошибки. И вообще, продуманного после­довательного дробления учебного про­цесса на отдельные небольшие шаги про­сто не существует. Даже сами професси­оналы спорят о том, как нужно начинать обучение: со стременами или без них, с облегченной рыси или с учебной, следу­ет ли сначала обращать внимание на пря­мое положение головы всадника или на то, чтобы он не задирал каблуки. Так как мне было невероятно трудно выбрать между двумя моими профессиями, в ко­нечном итоге я реализовала обе. Полдня я работала в Центре лечебной гимнасти­ки, специализируясь на болезнях позво­ночника, а его вторую половину проводи-


ла в одном из конно-спортивных союзов, где учила детей и начинающих взрослых, работала в качестве иппотерапевта и мно­го времени уделяла занятиям с достаточ­но опытными всадниками, имевших про­блемы с посадкой.

Тем самым я как бы связала в один узел обе мои специальности, на первый взгляд такие разные. И выяснилось: узел оказался крепким!

Часто к новому пониманию известных ве­щей приходишь, посмотрев на них с но­вой точки зрения. Например, из одного долгого путешествия по Австралии я при­везла совершенно особую карту мира. С нашей точки зрения эта карта переверну­та вверх ногами, и Австралия расположе­на на ней в середине. Просто удивитель­но, насколько другим может выглядеть мир, хотя все географические параметры соблюдены в точности.

Просто удивительно, насколько неожи­данно смещаются некоторые акценты,



если попробовать перевернуть вещи с ног на голову. Так я начала совершенно по-новому воспринимать многие знако­мые представления. «Ах, вот в чем дело!»

— многие явления стали понятнее бла­
годаря тому, что на верховую езду, кото­
рой сама обучалась с малых лет по клас­
сической методе, я посмотрела глазами
тренера лечебной гимнастики. Некото­
рые моменты я поняла правильно толь­
ко благодаря такому подходу.

Верховая езда — это целостный комп­лексный спорт, все необходимые движе­ния которого всегда остаются естествен­ными. От всадника не требуется совер­шать каких-то неестественных телодви­жений. Здоровые, нормальные движения

— вот предпосылка для успешного обу­
чения верховой езде. Справедлива и об­
ратная зависимость: в процессе пра­
вильной езды можно научиться здоро­
вым, естественным движениям. В наше
время с его дефицитом движения в по­
вседневной жизни это имеет немаловаж­
ное значение.


В этой книге я не собираюсь предлагать некую новую теорию обучения верховой езде. Напротив, здесь рассматривается именно общепринятое, традиционное учение, но под несколько иным углом. И для этого необходимо совершить экс­курс в историю развития движения чело­века, а также в его анатомию.

Тот, кто хочет лучше научиться ездить верхом, должен хорошо изучить свое тело и научиться его понимать, прежде чем он сможет им управлять. Именно в этом кроется ключ к тайне особого чутья всадника.

Конечно, никакая книга не заменит обу­чения под руководством опытного трене­ра. Но занятия с квалифицированным преподавателем не освобождают всад­ника от необходимости самостоятельно развивать у себя чувство тела и стре­миться достигнуть лучшего контроля над ним. Именно в этой точке пересекаются задачи современного обучения верховой езде и моей книги.



1.


1.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.