Здавалка
Главная | Обратная связь

Программа обучения всадника



Ни в одном другом вопросе нет такой нео­пределенности и расхождения взглядов как в вопросе о том, какими должны быть этапы обучения верховой езде. Чему учить в первую очередь, а что в этом процессе имеет второстепенное значение? На что обращать особое внимание? Начинать обучение верховой езде со стременами или без них? Надо ли начинать с облегчен­ной посадки или сразу с выездковой? На все эти вопросы существует множество разных ответов. Различие индивидуальных мнений проявляется при проведении ква­лификационных соревнований по верхо­вой езде для молодых всадников. Очень важно рассматривать поведение начина­ющего всадника не как совокупность оши­бок (кивающая в такт движениям лошади голова, неправильное положение ног, «зак­рытые», т.е. лежащие плашмя на холке руки), а как езду начинающего, которому на пути обучения что-то стало уже под силу, а что-то осталось пока недоступным. Для успешного занятия важно, чтобы тренер видел, какой следующий шаг способен освоить ученик. Во всех прочих видах спорта обучение построено таким обра­зом, что оно делится на четкие этапы, и каждый следующий шаг основан на преды­дущем. Обучение верховой езде, которая является комплексным видом спорта, свя­зано с особыми трудностями. В этой об­ласти успех зависит не только от всадника, но и от его окружения и особенно от лошади. Обучение верховой езде нельзя втиснуть в одну четкую схему. Просто не­возможно дать определенный ответ на так часто задаваемые родителями детей или самими начинающими взрослыми вопро­сы: «Сколько потребуется уроков на кор­де, чтобы начать ездить самостоятельно?» или: «За сколько уроков можно научиться ездить верхом?».

Школа верховой езды — это не автошко­ла, где для получения водительских прав обязателен некий минимум занятий, и ученики соревнуются за их сокращение. В верховой езде важную роль играют сама ситуация и лошадь. И ранний переход к работе без корды, т.е. к самостоятельной езде, не всегда оказывается полезным. Ученики, которые долго вырабатыват пра­вильную посадку на корде, впоследствии часто добиваются больших успехов, так как им не приходится учиться справлять­ся со всеми требованиями одновремен­но. Не случайно венская школа верховой езды, выпускники которой так славятся великолепной посадкой, проводит на­чальное обучение всадников в течение многих месяцев исключительно на корде.

Но в то же время с точки зрения психоло­гии самостоятельная езда без корды так­же оказывается весьма эффективной, так как дает начинающим очень сильный сти­мул. Взвесить все эти «за» и «против» — вот сложная задача тренера. Научить ездить верхом по какой-то застывшей методике невозможно. И все же существуют крите­рии, по которым можно определить пер­востепенные и второстепенные задачи. Теория верховой езды выделяет такие комплексные элементы, как посадка, при­менение средств управления, развитие чувства лошади и результативность вер­ховой езды. Читателям этой книги я хочу



представить именно этот путь обучения, причем эти сложные комплексы я разбила на отдельные подразделы. Процесс обуче­ния всадника верховой езде можно срав­нить с некой схемой или последователь­ностью тренировки и обучения лошади.

Контакт

Достижение контакта с лошадью служит важнейшей предпосылкой для обучения верховой езде. Надежный внутренний контакт всадника и лошади позволяет снять страх и создает атмосферу взаим­ного доверия. Нередко такая невидимая внутренняя связь оказывается прочнее технических навыков. Многим, навер­ное, доводилось наблюдать лошадей, преподносящих неприятные сюрпризы взрослым всадникам, но никогда не до­пускающих такое поведение по отноше­нию к детям. И действительно, большие достижения в верховой езде базируют­ся именно на внутреннем контакте, на взаимопонимании всадника и лошади.

Баланс

Первое, что требуется от новичка, сев­шего на лошадь, — это равновесие. Без сохранения равновесия, т.е. без балан­са в движении, он либо упадет с лоша­ди, либо будет удерживаться на ней с большим трудом. Тренировка баланса, особенно верхней части корпуса — это необходимое условие для всего даль­нейшего обучения. Для этого полезно периодически ездить без седла, что по­зволяет непосредственно чувствовать движения лошади и реагировать на них. Первая цель начинающего всадника зак­лючается в сохранении вертикального положения корпуса на всех аллюрах ло­шади, что происходит в результате по-

стоянного совершенствования опреде­ленных движений.

Раскрепощенность

Всаднику, который научился сохранять равновесие в движении, уже не нужно затрачивать больше физических сил, чем этого требует конкретная ситуация. Ни одна мыщца не будет напрягаться слиш­ком долго, ритмичное напряжение и рас­слабление мускулатуры будут происхо­дить одновременно с процессом движе­ния лошади. Раскрепощение не следует путать с понятием слабости и вялостью мускулатуры. При правильном раскрепо­щении мускулатура работает экономно, в оптимальном для тела режиме, и ее ос­новной тонус соответствует требовани­ям ситуации: на сокращенной рыси он, например, выше, чем на шагу со свобод­ным поводом. Только раскрепощенная посадка позволяет контролировать по­ложение конечностей и делает их движе­ния независимыми, что служит основой для точного применения средств управ­ления.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.