Здавалка
Главная | Обратная связь

Независимая рука всадника



Решающую роль при определении ква­лификации всадника играет оценка по­ложения и действия его рук. Одной из самых грубых ошибок, на которые могут указать всаднику, является грубая и же­сткая рука. При этом всадники со време­нем понимают, что команды, подаваемые лошади при помощи повода, являются


наименее важными и всегда применяют­ся только во взаимодействии с уклона­ми корпуса и действием шенкелей. По­чему же так важно, чтобы всадник имел «мягкую» руку?

Необходимо подчеркнуть, что для хоро­шего всадника рот лошади является предметом особого отношения, по­скольку лошадь, рот которой хоть раз был поврежден, уже никогда не возьмет трензель спокойно и безбоязненно.

Хорошего всадника всегда можно узнать по свободной руке. Как только корпус ез­дока по какой-то причине теряет равно­весие, в конечностях происходят реакции, позволяющие его восстановить. При по­мощи рук можно особенно быстро вновь обрести потерянное равновесие. Поэто­му можно сделать и обратное заключе­ние: всадник с независимой рукой легко обретает и удерживает равновесие. В уче­нии о верховой езде мягкую и постоянную связь руки и рта лошади принято называть упором в повод. Это означает, что рука всадника должна как бы настроиться на рот лошади, а не просто лежать на каком-либо определенном месте и действовать сама по себе. Если такая хорошая рука остается в покое, действует мягко, то это объясняется тем, что и лошадь подстро­илась под всадника, он сам стал частью ее движения. Но при этом рука столь же мало остается неподвижной, как и сам всадник! Поэтому замечание тренера: «Не двигайте руками!» — звучит, как правило, парадоксально и приводит к прямо про­тивоположному результату.

Вот почему распространенные упражне­ния для выработки правильной посадки, когда от учеников требуют держать руки свободно и как можно более спокойно на холке лошади, совершенно никуда не го­дятся. В этом случае даже у тренирован-




ного всадника колени будут поднимать­ся вверх, а рука не научится чувствовать контакт со ртом лошади.

Мне хотелось бы предложить вам опре­деленные этапы обучения и возможнос­ти проверки независимого положения руки, которые имеют значение не толь­ко для начинающих. Иногда именно опытному всаднику нужна помощь, что­бы в экстремальных ситуациях он не по­терял головы и сумел сохранить спокой­ное положение рук.

Хорошо зарекомендовал себя неболь­шой ремешок впереди седла, который известен как страховочный ремень (рис. 5.25 и 5.26). Но маленькие кольца впере­ди седла оказываются недостаточно ста­бильными; если за них крепко ухватить­ся в действительно опасной ситуации, то можно быстро очутиться с ними в руках на опилках манежа. Так что если для тре­нировки посадки вы регулярно использу­ете одно и то же седло, я советую вам попросить шорника сильнее закрепить этот ремешок на седле.

Теперь я хочу решительно опровергнуть широко распространенное заблуждение, что если держаться рукой за седло, то мож­но научиться правильно держать повод.


Обучение твердой посадке в седле, скорее способствует стабильности верхней части корпуса, чем независимому положению рук. О том, что условием для свободных действий рук всадника является находя­щийся в равновесии корпус, мне уже, на­деюсь, не надо объяснять подробно.

Лучше всего ухватиться за страховочный ремешок двумя руками с обеих сторон и держать руки так, как будто бы вы хотите растянуть этот ремешок в стороны.

Вспомните еще раз об описанных мною выше мышечных цепочках и о том, как движение распространяется по ним. При легком предварительном напряжении руки вы задаете для своего тела образец движения растяжения (выпрямления). В результате ваши локти плотнее прилега­ют к корпусу, плечи слегка расправляют­ся, лопатки отводятся назад, а грудная клетка поднимается. Если вы немного потянете ремешок вверх, то ваш корпус не должен отклониться назад, а вы дол­жны почувствовать, как увеличивается давление на ваше основание посадки. Так, при помощи этого ремешка вы мо-




жете добиться правильной нагрузки на таз, который обеспечивает подключение всадника к движению лошади. Когда я ра­ботаю с трудными лошадьми, я подстра­ховываюсь и делаю свою посадку более стабильной при помощи этого ремешка, а когда посадка более устойчива, затра­чивается меньше сил и отпадает необхо­димость в активной работе поводом.

Следует обращать внимание на то, чтобы обе руки равномерно натягивали страхо­вочный ремешок. Не должно быть так, что­бы одна рука тянула, а другая дергала, или он был натянут слишком сильно или же, наоборот, болтался. В противном случае необходимо тренировать чувство равно­мерного натяжения повода в руке. Степень необходимости тянуть за этот ремешок за­висит от того, насколько стабилен корпус всадника. Нетренированный всадник без такого натяжения будет держаться напря­женно. Когда всадник совладает с этим, можно потребовать от него, чтобы он на­тягивал ремешки по направлениям вперед и вверх. Это совсем не простое движение, руки должны двигаться вперед, а тулови­ще — не менять своего положения. Очень часто всадники наклоняются вперед вслед за руками и тем самым как бы выдергива­ют себя из седла.

Попробуйте сами спокойно выполнить все эти упражнения. Ведь не всегда следует тренировать посадку на корде; для езды будет полезно, если вы проедете пару кру­гов самостоятельно, сосредоточившись на своих руках. Захватите ремешок вместе с поводьями. Сделайте это либо только ми­зинцами, либо всей рукой. Обычно страхо­вочный ремешок бывает слишком корот­ким. Если это так, то вам следует заранее позаботиться о более длинном ремешке, достать его где-нибудь или сделать самим. А потом опробуйте его не только на разных аллюрах, но и непосредственно в момент

Рис. 5.27. Тренировка независимого положения рук.

перехода на рысь, галоп, перед остановкой и пр. Например, довольно сложно равно­мерно натягивать ремешок по направле­нию вперед и вверх и одновременно под­нимать лошадь в галоп. Очень многие всад­ники перед подъемом в галоп резко дерга­ют внутренний повод, что не имеет ничего общего с предварительной полуодержкой. Такое воздействие поводом сковывает внутреннюю переднюю ногу лошади, и пер­вый темп галопа не может быть непринуж­денным и свободным. В этом случае реме­шок станет хорошей подмогой, поскольку всадник сразу почувствует, с какой силой он тянет повод назад.

Проверять себя при помощи ремешка можно и на облегченной рыси. Если вам удается равномерно натягивать его, то ваше движение на облегченной рыси ос­тается сбалансированным и связанным с движениями лошади. Другая хорошая воз­можность в случае облегченной рыси — это похлопывание лошади в ритме ее дви­жения (рис. 5.27). Похлопайте лошадь од­ной рукой наперекрест, одновременно





 


 


опускаясь в седло. При этом вы не должны нарушать ритм, когда будете менять руки. Вы можете несколько разнообразить это упражнение: положите только одну руку на шею лошади и вместо того, чтобы похло­пывать, опускаясь в седло, слегка сдвигай­те свою руку вниз. Другой рукой вы може­те время от времени держаться за заднюю луку седла, но так, чтобы изменение поло­жения вашего туловища и ног не влияло на движение лошади. Такие упражнения по­зволят вам достичь независимого положе­ния рук относительно корпуса, а значит, в будущем вы сможете управлять лошадью осознанно и целенаправленно.

Итак, ваш корпус стабилен, ваша рука не­зависима от него, и теперь речь пойдет о применении средств управления. К счас­тью, верховая езда представляет собой не застывшую схему, иначе некоторые всад­ники никогда не взяли бы повода в руки. Для следующего упражнения вам потре­буется оголовье, по крайней мере, трен­зель с поводом, а также партнер, который поможет вам уяснить, что чувствует ло-


шадь при воздействии всадника поводом. Ваш партнер должен положить свои руки на трензель, как бы изображая рот лоша­ди. А вы берете повод и устанавливаете мягкий, но постоянный контакт с вообра­жаемым ртом лошади (рис. 5.28).

Немаловажной деталью является ширина повода: она должна быть примерно рав­на ширине нижней фаланги безымянного пальца (рис. 5.29). При этом надо обра-






 


 


Рис. 5.30. Правильный захват хлыста.


Рис. 5.31. Защемленный лучезапяс-тный сустав при неправильном захвате хлыста.


 


тить внимание на то, что сустав пальца расположен ниже, чем линия основания пальца. Вы можете сами легко нащупать этот сустав, сгибая и разгибая палец. Слишком широким поводом можно заще­мить палец, а слишком узкий трудно удер­жать. На это следует обратить особой внимание в случае предрасположеннос­ти к воспалению сухожильного влагалища предплечья (тендовагинит).

Но вернемся к воздействию на рот лоша­ди трензелем. Итак, возьмитесь за повод и установите контакт с вашим партнером. Он наверняка скажет вам, что равномер­ное давление на трензель гораздо при­ятнее, чем постоянные рывки. Такое мяг­кое равномерное предварительное натя-


жение необходимо для того, чтобы ло­шадь могла воспринимать через трен­зель малейшие изменения движения. При верховой езде, конечно, предвари­тельно натягивать повод таким образом должны не вы, а скорее, сама лошадь должна найти контакт с трензелем и опе­реться на него, как это описано в учении о верховой езде (рис. 5.32 и 5.33).

Продолжим наше упражнение. Теперь, когда вы уже взяли поводья и наладили предварительный контакт с вашим парт­нером, руки которого изображают рот лошади, попробуйте представить себе, что в одной руке у вас не повод, а губка, которую вы хотите отжать. Вы увидите, какого сильного воздействия можно до-






 


 


Рис. 5.32. Правильное

положение руки:

Вид спереди.


Рис. 5.33. Неправильное положе-ниие рук всадника — одна рука переносится через холку.


 


биться этим незначительным движением — трензель может сместиться пример­но на два сантиметра!

В ходе такой игры вы можете уяснить для себя различные тонкости управления поводьями. Эти варианты простираются от движения, когда вы будто бы выжима­ете губку, до движения, когда вы повора­чиваете лучезапястный сустав. Это ввин­чивающее движение руки следует всегда делать так, чтобы оно совершалось по направлению, противоположному пле­чам и слегка вверх, и чтобы локти при этом не были разведены, поскольку в этом случае увеличенное давление воз­действует не на поводья, т.е. не на ло­шадь, а на самого всадника. Я намерен-


но не употребляю здесь понятие одерж-ки, так как она всегда подразумевает вза­имодействие всех средств управления и ее нельзя выполнить, не сидя верхом на лошади.

В ходе такой тренировки в форме игры вы можете явно почувствовать, что левый и правый повод находятся в тесном взаимо­действии друг с другом. В принципе вы едете верхом с одним поводом, который подобно петле проходит сквозь рот лоша­ди и связывает между собой ваши руки. Как только вы начнете поворачивать одну руку, вы тут же почувствуете изменение натяжения в другой руке. Так должно быть и во время верховой езды! И спросите своего партнера по упражнению, чувству-



ет ли он разницу, когда вы натягиваете повод с наружной стороны или ослабляе­те с внутренней. Это просто поразитель­но, насколько редко всадники обращают внимание на такие вещи! Когда вы едете верхом, помните, что речь, в сущности, идет об одном поводе, и вы держите в руке оба его конца. Тогда вам будет про­ще при выполнении различных поворо­тов, при постановлении или сгибании. В процессе верховой езды одна рука все­гда должна «знать», а точнее, чувствовать, что в этот момент делает другая.

Эта игра позволяет лучше усвоить и дру­гие технические тонкости. Такие упраж­нения, как перехват поводьев, захват их одной рукой, перекладывание хлыста, при которых рот лошади должен быть минимально потревожен, помогут вам научиться правильно пользоваться пово­дом (рис. 5.34).

Пару слов хочу сказать о хлысте (рис. 5.30 и 5.31). Конечно же, хлыст мешает руке, так как вам уже не так просто дер­жать ее в правильном положении. Место воздействия хлыста, являющегося для всадника вспомогательным средством управления, находится прямо за шенке­лем, всадник не должен бить лошадь по крупу или по бокам. Поэтому он должен

держать хлыст у верхней части бедра. У многих всадников есть привычка держать его горизонтально — очень неудачное решение, поскольку при этом лучезапястный сустав оказывается защемлен­ным, так как установлен по направлению вниз. Это препятствует амортизации движений. Если же держать хлыст почти вертикально, то лучезапястный сустав может вращаться, и возможность амор­тизации сохраняется. Сидя в седле, всадник всегда должен видеть кончик хлыста, это способствует лучшему рас­пределению тяжести и облегчает мани­пулирование хлыстом. Большой палец должен захватывать хлыст и лежать в форме крыши на поводе. Чтобы сэконо­мить усилия для удержания хлыста в руке, я надела на него резиновую про­кладку, которая, прилегая к ладони, по­зволяет легко удерживать его.

Итак, садитесь на лошадь и постарайтесь добиться упора в повод; вы должны как бы толкать ее вперед, как если бы у вас в руках были не поводья, а шесты. Будете ли вы себе представлять при этом шес­ты или резиновые упругие ленты, — в сущности, не важно; важно лишь, чтобы у вас было чувство постоянного движе­ния вперед!



Ноги — центр

Равновесия

И раскрепощенности





6.1. Анатомические основы


Особенно примечательна форма верхней части бедра, которое под определенным углом соединяется с тазобедренным сус­тавом (рис. 6.2). Это обеспечивает боль­шую свободу движения. Сам тазобедрен­ный сустав направлен не точно в сторону, а выступает вперед слегка наискосок, что способствует продвижению вперед. Тазо­бедренный сустав является типичным ша­ровидным суставом, его головка глубоко входит в суставную впадину. Хрящевой


 


Ноги для нас — это в первую очередь средство передвижения. Поэтому сус­тавы ног выполняют очень большую дви­гательную работу, чтобы обеспечить как можно большую продолжительность движения. Длинные мышцы, которые часто проходят даже через несколько суставов, служат в качестве двигателей (рис. 6.1).


слой дополнительно покрывает ее, благо­даря чему она так надежно удерживается во впадине. При отведении ноги головка, вращаясь, очень глубоко входит под кры­шу вертлужной впадины. Это положение особенно важно прежде всего для детей с дисплазией тазобедренных суставов (не­достаточно развитая вертлужная впадина, причем сустав не находится в центре и




подвергается большей боковой нагрузке). Весь сустав дополнительно облегает плот­ная связка — самая стабильная во всем че­ловеческом организме. В сравнении с пле­чом строение тазобедренного сустава бо­лее прочное. Здесь нет угрозы вывиха, и скорее может произойти перелом кости, чем сустава. Тазобедренный сустав осу­ществляет перенос веса на тазовое коль­цо. Тяжесть корпуса переносится на ноги, а двигательные импульсы, исходящие от ног, передаются через таз к позвоночнику (рис. 6.3).

По отношению к колену ось бедра про­ходит не вертикально, а слегка наискось. Это обеспечивает большую устойчи­вость. Основные движения колена — сги­бание и разгибание, кроме того, здесь возможно вращение внутрь и наружу, но только при сгибании, так как при разги­бании боковые и крестовидные связки удерживают сустав (рис. 6.4).

Коленный сустав соединяет бедро и боль­шую берцовую кость. В качестве буфера в коленном суставе есть два клиновидных хрящевых диска. Это мениски. Они помо­гают смягчить давление на коленный су­став и перераспределить нагрузку. Таким


образом, они защищают сустав. Хряще­вой диск лежит внутри сухожилия и может скользить в нем. Малая берцовая кость прилегает к большой берцовой с внешней стороны сбоку. Здесь начинаются некото­рые мышцы, поэтому при перенапряже­нии это место может оказаться очень чув­ствительно к изменению давления.




Большая берцовая и малая берцовая ко­сти образуют внизу развилку для стопы (рис. 6.5). В ней стопа может осуществ­лять движение вверх и вниз. Поскольку стопа впереди шире, эта вилка при подъе­ме плюсны напрягается, а при опускании расслабляется; вот почему слишком глу­бокое положение каблуков при верховой езде делает голеностопный сустав непод­вижным. Снизу стопы возможно такое движение, как подъем внешнего или внут­реннего края стопы. Предплюсна устрое­на столь же сложно, сколь и плюсна руки. Интересно, что здесь мы вновь обнаружи­ваем три точки распределения тяжести: пятка, подушечки большого пальца ноги и мизинца (рис. 6.6).

Как видно на рис. 6.1, мышцы ног тянут­ся длинными цепочками, которые распо­ложены по диагонали вокруг костей и су­ставов. Их можно сгруппировать по фун­кциям, которые они выполняют.

Например, мышцы передней стороны бед­ра обеспечивают сгибание в тазобедренном


суставе и одновременно разгибание в коле­не. Мышцы задней стороны выпрямляют ноги в бедре, сгибают в колене. Действие таких мышц, проходящих через несколько суставов, объясняет нам, почему небольшое движение очень часто автоматически влечет за собой целую цепь других движений. Фун­кции отдельных мышечных цепочек ног в процессе верховой езды я буду подробнее описывать в следующих главах.

6.2. Пропорции тела и индивидуальная конституция

Одинаковых ног не существует, и насколь­ко разнообразны формы ног, сегодня мож-




но хорошо изучить, благодаря моде на шор­ты и юбки «мини». Длинные ноги, короткие ноги, ноги «колесом» и ноги «иксом»...

В общем можно сказать, что длина верх­ней (до колена) и нижней частей ноги должна быть примерно одинаковой; это позволяет достичь самого благоприят­ного рычагового воздействия на суставы (рис. 6.7).

Другое интересное наблюдение — это длина стопы, которая должна быть равна расстоянию от кончика носа до затылка.


Таким образом, ширина головы должна точно соответствовать длине стопы. И только в этом случае тело действитель­но находится в равновесии. Если чело­век, стоя, не держит голову прямо над стопами своих ног, то какой-то участок его тела теряет равновесие (ведь за ста­бильность ответственны определенные мышцы или суставы), что ведет к дли­тельным перенапряжениям, а иногда даже к явлениям изнашивания.

Это относится и к выездковой посадке. Всадник действительно находится в рав­новесии только тогда, когда его голова расположена прямо над стопами.

6.3.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.