Здавалка
Главная | Обратная связь

Тайна напряжения крестца



Во всех предыдущих анатомических опи­саниях вы ничего не прочли о «мышце кре­стца», которая ответственна за его напря­жение, и, возможно, уже неоднократно спрашивали себя, почему я так долго мед­лила с рассказом об этом важном участ­ке. Но такой мышцы не существует. Поня­тие «напряжение крестца» подразумева­ет такой комплекс обстоятельств, что тре­бует долгих предварительных объясне­ний, которые могли бы сделать мои разъяснения понятными. Рассмотрите еще раз внимательно рисунок анатоми­ческого строения таза и повторите для


себя прекатывающие движения вперед и назад. Седалищные бугры остаются при этом на месте, а тазовый гребень движет­ся над ними вперед или назад. Если вы стоите на слегка согнутых в коленях но­гах, то сможете перемещать и седалищ­ные бугры вперед или назад, притом, что тазовый гребень будет оставаться на ме­сте (рис. 7.5). Вы также можете двигать тазом вперед и назад, сохраняя непод­вижное положение бедер. При этом тазо­вый гребень идет вперед, а седалищные бугры сдвигаются назад, и наоборот. Я хочу объяснить вам, что одно и то же дви­жение может выглядеть совершенно по-разному, в зависимости от того, вокруг какой оси оно осуществляется, какая часть позвоночника остается стабильной, а какая становится мобильной.

Какое же из трех этих движений важно для напряжения крестца (рис. 7.5)?

Если мы хотим дать лошади толчок впе­ред, напрягая крестец, то первая версия



полностью исключается. В этом случае вес перемещается назад (вы ведь хоти­те двигаться вперед!), а седалищные бугры остаются на месте. В результате обратного движения тазового гребня округляется поясничный отдел позво­ночника, его пятый позвонок блокирует­ся, а грудная клетка, как правило, опус­кается. Это значит, что ни одно движе­ние не может быть воспринято правиль­но, а туловище не может удерживать основной тонус, не говоря уже о том, чтобы его повысить. К сожалению, слишком многие всадники считают, что они напрягают таким образом свою по­ясницу. При этом их осанка мешкооб­разна, лошадь получает в лучшем случае один удар по спине и выводится из со­стояния равновесия назад.

Во втором варианте тазовый гребень ос­тается на месте, а седалищные бугры выдвигаются вперед — лошадь получа­ет ощутимый толчок по направлению вперед. Впрочем, рычаг таза оказывает­ся слишком длинным и требует приме­нения больших усилий. Кроме того, при таком движении пятый поясничный по­звонок вновь оказывается заблокирован­ным, что влияет на подвижность всего позвоночника и туловища в целом.

Оптимальной представляется третья возможность, когда ось вращения прохо­дит через тазобедренные суставы. По­нятно, что для этого движения, при кото­ром существуют верхнее и нижнее пле­чи рычага, необходимо самое небольшое усилие. Седалищные бугры сдвигаются вперед, и движение в поясничном отде­ле позвоночника гораздо меньшее, так что пятый позвонок еще остается сво­бодным. Встаньте спокойно боком перед зеркалом попробуйте все три возможно­сти, чтобы научиться чувствовать разни­цу между этими движениями. Обхватите


 

себя руками, чтобы держать таз и тазо­бедренные суставы в покое. Туловище должно при этом быть максимально спо­койным.

Какими же участками тела вы двигаете при этом? Какие мышцы должны рабо­тать? По сути, речь снова идет о взаимо­действии двух групп мышц — живота и нижней части спины.

Мышцы живота стараются поднять пере­дний край таза наверх, тогда как мышцы спины работают на растяжение. Вы мо­жете легко ощутить, что работа на рас­тяжение — более тяжелая, она требует больших усилий. Этим объясняется, по­чему у многих всадников нижняя часть спины мокрая от пота, когда они слеза­ют с лошади.

При описанном выше движении вы как бы сдвигаетесь на своих седалищных буграх по направлению вперед. Но поскольку вы, как приклееный, сидите в седле, дав­ление седалищных бугров через седло будет передаваться спине лошади. И если седалищные бугры слишком плот­но прилегают к седлу, то велика опас­ность, что вы выполните первый вариант движения тазом, при котором седалищ­ные бугры стабильны, а тазовый гребень является мобильной частью. Чтобы из-за этого мобильного гребня не отклонить­ся назад, нужно обеспечить устойчивый противовес в туловище. Помните, в гла­ве о верхней части корпуса я разделила его на функционльные отделы — таз был потенциально подвижен, а грудная клет­ка — стабильна. Грудная клетка должна быть стабильно обращена вперед. Это происходит благодаря усиленному вып­рямлению грудного отдела позвоночни­ка и выдвижению грудины вперед. При этом должны работать глубокие мышцы лопаток и спины (сокращение), а также

 

 



верхние мышцы живота (растяжение) (рис. 7.6).

Теперь, если для напряжения поясницы вы начнете это движение в тазобедренных су­ставах, стабилизируя таз по направлению вверх посредством грудной клетки и вниз через седалищные бугры, то фактическое движение окажется очень незначительным. В гораздо большей мере повысится основ­ной мышечный тонус корпуса, и повышен-

ное напряжение перенесется вперед дав­лением/энергией посадки. Если при напря­жении крестца движение становится замет­ным, то основной тонус снижается и не воз­никает толчка, который может передавать­ся лошади. Таким образом, проблема на­пряжения крестца является вопросом лов­кости и плотности посадки в движении, а эффективность не зависит от размеров и веса всадника (рис. 7.7).


 


Рис. 7.6. Мышцы туловища.


Рис. 7.7. Мышцы и возможные направления их движения при напряжении крестца.



Поупражняться в этом можно на стуле. Ваши стопы крепко стоят на полу и вы пробуете подвигать тазом, так чтобы верхняя часть корпуса не сковывала его движения. При этом вы почувствуете, как давление под вашими седалищны­ми буграми будет возрастать по направ­лению вперед, так что выполняя это дви­жение, можете опрокинуть стул. Ноги, упирающиеся в пол, являются вашей опорой. При езде верхом такую опору образуют бедра, действующие как ста­билизаторы, голени же при этом долж­ны оставаться независимыми и свобод­ными.

Лошадь очень тонко чувствует основ­ной тонус всадника и реагирует на него. Она отчетливо ощущает, когда всадник судорожно напряжен и испытывает страх, так же, как чувствует и опытного всадника по его посадке. Например, при переходе в рысь всадник увеличи­вает основной тонус своей мускулату­ры, а лошадь, реагируя на это, перехо­дит в рысь. В такой рабочей ситуации, когда и всадник, и лошадь сосредото­ченны, а команды подаются с очень вы­сокой точностью и тонкостью, это мож­но представить так, что лошадь следу­ет в заданном основным мышечным то­нусом направлении — т.е. вперед, в сто­рону или назад.

Такое повышение основного тонуса мышц происходит автоматически. Отве­чающие за это мышечные цепочки под­ключены к спиному мозгу, и произволь­но влиять на них можно лишь в незначи­тельной степени. Они повышают основ­ной тонус, когда вы встаете или начина­ете бежать, и ведь вы при этом даже не думаете, надо ли повысить его и как это сделать. Вы знаете только, что хотите встать или побежать.


 

Такой автоматизм вам следует перене­сти и на верховую езду. Часто помогает сравнивание движений. Например, можно сравнить переход на рысь или галоп с переходом на бег или бег с прыжками, полную остановку с останов­кой в беге...

Я хорошо помню очень талантливого на­чинающего всадника, который понача­лу все время терзал меня вопросами: «Как мне это сделать? Что я должен при этом почувствовать?» Все мои описания были недостаточны. Наконец, я спас­лась от объяснений, прибегнув к слегка авторитарной отговорке, что это невоз­можно описать, и что когда-нибудь он это почувствует. Ответ был для него ма­лоутешительным, однако моя самоуве-реннось уберегла меня на какое-то вре­мя от дальнейших назойливых вопро­сов. Через некоторое время, занимаясь с ним на корде на очень хорошо натре­нированной и чуткой лошади, я позво­лила ему самому переходить на рысь и галоп, снова останавливаться (при этом я только держала конец корды, не рабо­тая с ней по-настоящему). Я просила его поочередно переходить с шага на рысь или галоп, и вновь останавливаться. Ус­ловие было: воздействовать на лошадь только через посадку, так чтобы я с зем­ли не видела никакого движения. Уже скоро ему это стало хорошо удаваться, и когда он, довольный собой, слез с ло­шади, я спросила его, как он сумел это сделать, и что он при этом чувствовал. К моему удовольствию, я не получила удовлетворительного ответа, он сказал, что это просто чувствуется — и все. Кстати, в этом и состоит большая про­блема моей книги. Некоторые ощуще­ния нельзя описать, их можно только почувствовать.




7.7.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.