Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности Я – концепции при девиантном поведении



Реальная и идеальная Я – концепции

В самом общем виде принято выделять две формы Я – концепции – реальную и идеальную. Однако возможны и более частные виды, например, профессиональная Я - -концепция личности или Я – профессиональное. В свою очередь профессиональная Я – концепция личности также может быть реальной и идеальной.

Понятие «реальная», как справедливо замечает Х. Ремшмидт, отнюдь не предполагает, что это концепция реалистична. Главное здесь – представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная Я – концепция (идеальное «Я») – это представление личности в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

Конечно, реальная и идеальная Я – концепция не только могут не совпадать, но в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальным и идеальным Я – концепцией может приводить к различным, как негативным, так и позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным Я может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я – концепции является источником самосовершенствования личности и стремление к развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также тем, как личность его интерпретирует. В любом случае, ожидание полного совпадения Я – реального и Я – идеального, особенно в подростковом и юношеском возрасте, является мало, на чем основанной иллюзией.

Я – концепция и самооценка

По существу, на представлении о том, что реальная и идеальная Я – концепции в большинстве случаев (статистическая норма) в той или иной мере закономерно не совпадают, построены и не которые методики измерения адекватности самооценки.

Особенности Я – концепции при девиантном поведении

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Понимание этого явилось причиной пристального внимания психологов (особенно социальных, педагогических и персонологов) к проблематике, связанной с самооценкой и самоотношением личности. Значительный вклад в исследовании этой проблемы внесли работы А. В. Захаровой, В. П. Зинченко, Е. Т. Соколовой, В. В. Столина и др. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.

Пограничная личностная структура

Рассматривая вопрос о девиациях в личностном развитии и вводя понятие пограничной личностной структуры, Е. Т. Соколова определяет последнее как сложившийся в патогенных семейных условиях ригидный паттерн (стиль) интра - и интерпсихических связей, системообразующие радикалы которого – психологическая недифференцированностьо и зависимость, характеризуют три взаимосвязанных составляющих его структуры: образ Я, стратегии саморегуляции и коммуникации. При рассмотрении феномена нестабильности самоотношения как системообразующего фактора при пограничных личностных расстройствах (особенно в подростковом возрасте) ею изучалось изменение системы самооценок, степень конфликтности мотивации. Автор делает вывод о том, что мотивационные конфликты и низкая дифференцированность когнитивной и аффективной «образующих» самосознания являются основными источниками нестабильности самоотношения. Одной из важнейших особенностей «пограничного сознания», сознания малодифференцированного является непереносимость амбивалентности и противоречия, невозможность существования в субъективной картине мира и образа Я «хорошего» и «плохого».

Уровень самооценки подростков – делинквентов

Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о самооценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанными являются представления о связи самооценки с асоциальным и делинквентным поведением подростка. Споры же в основном сводятся к выяснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя – завышенный или заниженный. Наиболее распространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, является представление о завышенной самооценке у подростков – делинквентов (С. Н. Хоружий, Е. А. Яновская), да и у взрослых правонарушителей (А. Р. Ратинов, Н. Д. Константинова, Е. М. Собчик). Отмечается в связи с этим. Что неадекватная завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения (А. Р. Ратинов).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.