Здавалка
Главная | Обратная связь

Пусковой механизм делинквентности



В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме. Когда его оценка другими постоянна низка в сравнение с самооценкой, когда блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей – потребность в уважении, - развивается резкого ощущения личностного дискомфорта. Личность не может постоянно пребывать в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемой является переход подростка в такую группу, где оценка окружающими личности подростка адекватна самооценке или даже превосходит ее. В данной группе подростка ценят (это постоянно подтверждается вербально и невербально), что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а, следовательно, и к состоянию удовлетворенности, комфорта от принадлежности к группе.

Самооценка подростка, таким образом, наконец, получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности. Группа, в которую приходит подросток, может иметь различную ориентацию, различные ценности. К сожалению, очень часто в новой информационной группе, в которой подросток находит необходимую социальную опору, доминирующей является контронормативная шкала ценностей. Как показывают исследования (Валицкас, Гиппенрейтер, 1989), контронормативность ценностей характерна для групп подростков-делинквентов.

Однако описанный путь противоречия между самооценкой и оценкой может и не приводить к негативным последствиям. Это происходит в том случае, когда подросток включается в нормальную группу, ориентированную на нормативную шкалу ценностей.

Предлагаемый здесь механизм, или концепция пускового механизма делинквентности, позволяет объяснить и то, почему терпят провал отчаянные попытки педагогов и родителей вырвать подростка из «нехорошей компании». По существу такие попытки обречены на провал априорно, т. к. за ними стоит негативное психологическое следствие для личности – подростка снова пытаются лишить социальной опоры, включив в неприемлемую и отторгаемую им (а также, и даже может быть в первую очередь, отторгающую его) группу.

Существует, следовательно, лишь один эффективный путь решить это психологическое противоречие. Необходимо не просто пытаться вырвать подростка из одной группы, но надо «подставить» ему вместо этой асоциальной группы другую группу – просоциальной ориентации. Очевидно, излишне напоминать при этом, что данная новая группа должна быть такой, чтобы самооценка подростка находила бы в ней адекватную опору в виде социальной оценки его личности.

Вышеизложенный подход объясняет и те парадоксальные факты, когда подросток упорно держится за некоторую асоциальную группу, хотя и занимает в ней очень низкое положение. В таких случаях, действительно, переход туда не сопровождался повышением оценки личности данной группой. Однако в это случае принадлежность к асоциальной группе позволяет удовлетворить потребность во внешнем подтверждении самооценки за подростков, не входящих в группу. Работает модель: внутри группы – «шестерка», но для посторонних подростков – «авторитет». В крайних вариантах такое удовлетворение может достигаться и путем проявления агрессии, унижающей и подчиняющей других подростков – не членов группы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.