Активировать каталог, где находится программа BP.exe. Выделить ее и нажать клавишу Enter.
После загрузки редактора можно в рабочем поле набирать программу или корректировать ее с помощью клавиатуры или пунктов меню. Строка главного меню расположена в верхней части экрана: Турбо-среда предоставляет удобные средства работы с программой: ее хранение, запуск на счет, отладку и т. д. Доступ к этим средствам осуществляется через главное меню, которое состоит из следующих опций:
Для перехода в верхнее меню нужно нажать клавишу F10. Выйти из подчиненного меню можно, нажав клавишу [ESC]. Выход из Турбо-среды осуществляется нажатием Alt+X. Удобным способом создания новых программ является модификация ранее созданных. Основной формой хранения текста программы являются файлы. Для этого необходимо научиться записывать программы в файлы, читать из файлов и т. д. Для этого необходимо пользоваться опциями подменюFile:
Текстовый редактор Ввод программы в компьютер представляет собой ввод текста в компьютер. При наборе текста программы полезно пользоваться следующими «горячими» клавишами:
Выполнение программы Турбо-Паскаль позволяет выводить на экран несколько окон с программами одновременно. Выполнять можно программу, которая находится в активном (текущем) окне. Признак активного окна — двойная рамка вокруг него. Для выполнения программы надо выйти в меню и в пункте Run выполнить команду Run (или одновременно нажать клавиши Ctrl + F9. Система сначала запускает транслятор (интерпретатор), который переводит программу с Паскаля на язык машинных кодов и ищет синтаксические ошибки в программе. Если ошибки найдены, то программа не будет выполняться, произойдет возврат в редактор. Поверх текста программы появляется красная строка с сообщением об ошибке. После нажатия Esc окно исчезает, курсор устанавливается в строку с ошибкой. Для получения информации об ошибке надо нажать Ctrl+F1. Когда все ошибки исправлены, программа начинает выполняться. Просмотреть результаты работы можно, нажав Alt+F5 (выводится окно пользователя). Возврат обратно в окно редактора – нажатие любой клавиши. Прерывание работы «зацикленной» программы - Ctrl +Break. Основные понятия: алфавит TurboPascal: ü латинские буквы отAдоZ ü арабские цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ü знаки препинания. , : ; .. ü знаки арифметических операций + – * / ü знаки логических операций >< = >= <= <> ü специальные символы( ) { } [ ] ' := (* *)
Основные элементы Паскаля: Идентификатор – последовательность латинских букв, арабских цифр, знаков подчёркивания. Начинается с латинской буквы. Длина до 127 символов. Используется в качестве имён переменных, меток, программ и подпрограмм. Нельзя в качестве идентификаторов использовать зарезервированные слова. Зарезервированные слова – слова, используемые в операторах, названиях операций, функций и т. п. Всего их около 80. Например, begin, sin, while. Константы – это величины, которые не могут менять своего значения в процессе выполнения программы. В качестве констант могут использоваться числа, логические константы, символы и строки символов. Целые числа записываются со знаком или без него по обычным правилам и могут иметь значение от –2147483648 до +2147483647. Вещественные числа записываются со знаком или без него с использованием десятичной точки и/или экспоненциальной части. Экспоненциальная часть начинается символом е или Е, за которым могут следовать знаки «+» или «-» и десятичный порядок. Символ е (Е) означает десятичный порядок и смысл «умножить на 10 в степени». Например, запись 3.14Е5 означает 3,14 × 105 ,а запись -17е-2 – это -17× 10-2. Логическая константа – это либо слово FALSE (ложь) либо слово TRUE (истина). Символьная константа – это любой символ, заключенный в апострофы: 'z' – символ z; 'ф' – символ ф. Строковая константа – последовательность символов, заключенная в апострофы. Если в строке нужно указать сам символ апострофа, он удваивается, например: ' Это - строка символов '; ' That''s string'. Описание констант начинается со служебного слова const. Далее пишется имя, которое мы дали данной величине и после знака равенства пишется конкретное значение данной величины. Const <Имя константы>=<значение константы>; Переменные – это величины, которые могут менять свое значение в процессе выполнения программы или их конкретное значение изначально не определено. Выражение – последовательность переменных и числовых констант, объединённых знаками арифметических (арифметическое выражение, например, Pi*r+1/2.5, Х/5 + 2.5 0) или арифметических и логических операций (логические выражения, например, Х + 2.5 = 0, x+1>=12). Выражения всегда записываются в строчку, указывая все арифметические операции, включая знак умножения (например, математическое выражение записывается – (X+Y)/2.5-3*Sqrt(X*X-Y*Y)). Комментарии – это пояснения, вставляемые в текст программы. Комментарий - любой текст, заключённый в { } или (* *). Комментарии не выполняются программой. Оператор – это инструкция, которую должен выполнить TurboPascal. Программа состоит из последовательности операторов. На языке Паскаль операторы делятся на простые и составные. Простыми операторами называются те операторы, в состав которых не входят другие операторы (присваивания, безусловного перехода, вызова процедур). Составные операторы состоят из нескольких операторов. К ними относятся условные операторы, операторы вывода и операторы повторения. Классификация операторов относительно выполняемых фукнций изображена на рисунке.
Рис.1. Классификация операторов Исполняемые операторы должны заканчиваться знаком «;» Существует несколько типов операторов: Оператор присваивания – это последовательность из переменной, знака присваивания (:=) и арифметического выражения. Например, x:=x+1; Структурный оператор – это оператор, состоящий из нескольких зарезервированных слов и логических проверок. К ним относятся операторы циклов и условные операторы. Нестандартные операторы – это подпрограммы, оформленные стандартным образом и записанные в библиотеки (модули). Вызываются при указании имени и параметров. Составной оператор – это группа операторов, заключённая между begin … end; Begin Оператор 1; Оператор 2; … Оператор n; End; Пустой оператор – оператор BeginEnd;, не выполняющий никакого действия. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|