Здавалка
Главная | Обратная связь

О СТАТУСЕ ЭТИКИ КАК ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ



Д. Ж. Валеев

I Путь к истине


УДК 17 ББК 87.7 В 15

Ответственная за выпуск М. Г. Валеева

ВалеевД. Ж.

В 15 Путь к истине. — Уфа: Китап, 2007 — 168 с.

ISBN 978-5-295-04354-3

Данная книга представляет собой попытку рассмотреть проблемы этики с современных позиций, когда мораль исследуется как сущностная сила человека, как проявление духовно-практического отношения к миру. Впервые выявлены парадигмы этического мышления, модели поведения человека в различных сферах его деятельности, рассмотрена национально-региональная специфика морали.

Книга предназначена для всех, кто интересуется проблемами этики и морали.


OCR: ihtika.net

ТП097/07

ISBN 978-5-295-04354-3

 


УДК 17 ББК 87.7


© М. Г. Валеева, 2007

 


ВКЛАД Д. Ж. ВАЛЕЕВА В РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Дамир Жаватович Валеев (1940—2002) — доктор философских наук, действительный член Академии социальных наук, член-корреспондент Академии наук Республики Башкортостан, профессор, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан, почетный гражданин Аргаяшского района Челябинской области. Награжден Почетной грамотой Республики Башкортостан и знаком «Почетный работник высшего профессионального образования России».

Родился Дамир Жаватович в д. Сатлыково Аргаяшского района Челябинской области. В сложные послевоенные десятилетия будущий ученый прошел все университеты жизни: в 1955—1959 гг. — учеба в Челябинском энергомеханическом техникуме, в 1959—1960 гг. — служба в рядах Советской армии, в 1960—1963 гг. — труд на Аргаяшской ТЭЦ, Челябинском заводе им. С. Орджоникидзе и в Челябинском филиале Всесоюзного теплотехнического института. Одновременно, начиная с 1961 г., он учился заочно в Уфимском филиале Всесоюзного заочного юридического института.

В 1963—1965 гг. Дамир Жаватович был студентом дневного отделения Свердловского юридического института. Став дипломированным специалистом, он переезжает в Уфу, где его приглашают на работу в Министерство социального обеспечения БАССР заместителем начальника отдела. В 1966—1967 гг. работал инструктором Башкирского обкома ВЛКСМ.


В 1967 г., имея солидный трудовой стаж, обладая опытом общественной работы и немалым жизненным опытом, Дамир Жаватович поступает в аспирантуру Уральского государственного университета. В 1970 г., досрочно закончив обучение в аспирантуре, успешно защитив кандидатскую диссертацию на тему «Проблема императивности в этике», он становится кандидатом философских наук.

С 1972 г. судьба Дамира Жаватовича неразрывно связана с Башкирским государственным университетом. Здесь он проходит все этапы преподавательской деятельности: от старшего преподавателя и доцента кафедры философии (1972—1982) до докторанта той же кафедры. Докторантура завершается в 1984 г. блестящей защитой докторской диссертации на тему «Происхождение морали как социального явления». Д. Ж. Валеев в своей диссертационной работе опровергает устоявшиеся в этической науке взгляды на генезис морали. Долгое время считалось, что первые нравственные нормы возникали исключительно из запретов на определенные действия. Однако Дамир Жаватович убедительно доказывает, что нравственные нормы носили синкретический характер и имели вид не только запретов на те или иные действия, но также были призывами к активному поведению. Сам факт недеяния зла, по мнению Д. Ж. Ва-леева, еще не являлся предпосылкой к формированию морального поведения. Именно активная жизненная установка, призывающая остановить соплеменника, творящего зло, и стала первой моральной нормой. Дамир Жаватович в своей диссертации раскрыл сложный характер эволюции морали, доказав, что зачатки нравственного поведения начали складываться еще до выделения человека разумного из животного мира. Моральные нормы имели, таким образом, не только социальные, но и биологические предпосылки, сложились из инстинктивных форм поведения, являясь одним из важнейших условий выживания предков человека в первобытном мире.

Открытия Д. Ж. Валеева в области этики получили свое дальнейшее развитие в конце 90-х гг. в изданных им монографиях «Потенциал морали», «Введение в этику. О нравственном потенциале культуры», «Этика» (учебное пособие для вузов). Основная идея этих работ — показать, что этика является философской наукой. С этой целью раскрывается ее статус как философской науки, показываются ее познавательная и нормотворческая функции. Исходя из пред-


ставлений об общем благе как глубинном мотиве поведения, которое осмысливается в сознании человека, Дамир Жаватович выводит основной категориальный строй этики (добро и зло, долг, совесть и стыд, честь и достоинство, смысл жизни, счастье). Такой подход, т. е. отношение личности к общему благу, позволил сформулировать центральный тезис указанных работ: мораль — сущностная сила человека. Последующее раскрытие содержания этого тезиса осуществляется на фоне более общего положения, а именно: мораль как квинтэссенция культуры. Такой культурологический подход характерен для стиля мышления Д. Ж. Валеева.

Раскрыв признаки морали, ее структуру и функции, Дамир Жаватович предлагает «двенадцать парадигм этического мышления». Это нововведение основано на следующей идее: «Раз существуют природные задатки (психологический момент) способностей человека к нравственной жизни, значит, смело можно вести разговор об этическом мышлении и его парадигмах».

Д. Ж. Валеев считает, что этическое мышление опирается на ряд основоположений — отправных постулатов, которые он называет парадигмами:

1. Служение общему делу возвышает личность.

2. Помни, мораль имеет глубоко личностную природу.

3. Чего не пожелаешь самому себе, не пожелай другому («золотое правило» нравственности).

4. Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе (категорический императив Канта).

 

5. Исходи из того, что человек является целью и не может быть средством (практический закон Канта).

6. Исходи из того, что «человек есть мера всех вещей» (тезис Протагора).

7. Будь терпимым к инаковости другого человека (прин
цип толерантности).

8. Верь в победу добра.

9. Знай, что мораль является экологией духовной культуры.

 

10. Помни, моральная деградация — главная опасность для общества.

11. Знай, что без моральности нет истинности.

12. Будь располагающим к взаимопониманию.

Большой интерес представляют и модели этического поведения человека, где рассмотрены моральные аспекты различных видов деятельности человека: экономической


(качество труда, бережливость и расточительность, предприимчивость, распределение), политической (разделение властей, политическая свобода, федерализм, общественное мнение), правовой (верховенство права, его легитимность, законность, права человека, приоритет международного права, презумпция невиновности); этический аспект философствования (аксиологическая функция философии, ее деидеологизация).

В 1984—1986 гг. Дамир Жаватович Валеев работал заведующим кафедрой теории и истории государства и права на юридическом факультете БашГУ. С 1986 по 1987 г. он — декан исторического факультета БашГУ. В 1986 г. по его инициативе была создана кафедра этики, эстетики и культурологии в Башкирском государственном университете.

Возглавляемая профессором Д. Ж. Валеевым кафедра сформировалась как многопредметная, где были подготовлены и изданы учебно-методические пособия и программы по этике и истории общественной мысли Башкортостана. За время своего существования кафедра этики, эстетики и культурологии стала не просто вузовским подразделением, но и превратилась в центр подготовки научно-исследовательских кадров. Под руководством профессора Д. Ж. Валеева защищены 15 кандидатских и 1 докторская диссертация.

В начале 90-х гг. Дамир Жаватович принимает активное участие в государственном строительстве новой России и Республики Башкортостан. Так, выступая в Конституционной комиссии (Москва, июнь 1993), он делает основной акцент на том, что Конституция обновленной Российской Федерации должна быть окончательным выражением законодательств всех ее субъектов. Еще в самом начале становления суверенного Башкортостана (1992) он заявил, что каждый субъект Российской Федерации должен иметь собственную законодательную базу, в частности гражданский и уголовный кодексы. В этот период Д. Ж. Валеевым была издана одна из лучших его работ — «Национальный суверенитет и национальное возрождение». Автор утверждает, что башкирский народ и его культура могут возродиться только при достижении национального суверенитета, т. е. при национально-территориальном самоопределении. Дамир Жаватович Валеев смело предлагает многонациональной России стать конфедеративным государством, находя в Российской Федерации экономические, политические и нравственные предпосылки для такого устройства.


В 1994 г., учитывая огромный вклад в становление философской науки Башкортостана, значительные научные достижения и высокий авторитет у коллег, Академия наук Республики Башкортостан избирает Валеева Дамира Жа-ватовича членом-корреспондентом. С 1997 г. он одновременно возглавлял отдел философии в Институте социально-экономических исследований УНЦ РАН. Под его руководством в отделе были проведены исследования по темам «Своеобразие развития духовного потенциала Республики Башкортостан» (1998—2000) и «Общественная мысль Башкортостана XX столетия» (2001—2002). Целью данных изысканий было выявление основных черт реализации в общественной жизни Республики Башкортостан феноменов сознания, имевших место в истории духовной культуры Башкортостана, путем осмысления новых и переосмысления известных исторических фактов.

Д. Ж. Валеев относится к небольшому числу ученых-энциклопедистов с самым широким крутом научных интересов. Тематика его трудов охватывает исследования в области этики, истории общественной мысли Башкортостана, проблемы политико-правового развития РБ, этнологии, мифологии и фольклора башкирского этноса. Осмысление его творческого наследия — дело непростое, если принять во внимание огромное количество (около 300) научных трудов.

На основе многолетних исследований Дамир Жаватович издал фундаментальную монографию «История башкирской философской и общественно-политической мысли». В данной работе автор утверждает, что башкирскому народу, который сформировался в качестве самостоятельной этнополитической общности на рубеже I и II тысячелетий и создал свои социальные институты, принадлежат достойные внимания философские идеи. Философская и общественно-политическая мысль — сложное и многоплановое явление, формирование и развитие которого основывается на совокупности компонентов духовной жизни общества, где фиксируются характерные для того или иного социума идеи.

Генетические истоки философской и общественно-политической мысли Башкортостана Д. Ж. Валеев видит в башкирских эпических произведениях («Урал-батыр», «Ак-бузат» и др.), народных песнях, преданиях, легендах и др. В качестве источников привлекаются и лингвистические данные, так как «понятия языка и отдельные его выраже-


ния несут богатую информацию о самых отдаленных пластах истории».

Специфика общественной мысли Башкортостана дореволюционного периода заключается в том, что она основывалась на идеях просветителей (М. Бикчурин, М. Уметбаев, Б. Юлуев, М. Баишев, М. Акмулла, Р. Фахретдинов), общественных деятелей (Б. Юнаев, Т. Ишбулатов) и предводителей башкирских восстаний (Б. Алиев, С. Юлаев, К. Арс-ланов и др). Д. Ж. Валеев сумел обосновать систематичность развития философских и социально-политических идей. Им вводится в научный оборот большое количество архивных документов, в которых содержатся основные социальные требования башкир. Например, наказ в Уложенную комиссию (1766) от башкир, составленный Базаргулом Юнаевым и Туктамышем Ишбулатовым. Требования, которые отразились на социально-философской мысли Башкортостана, касались нарушения следующих прав коренного населения: изъятие вотчинных земель, постройка крепостей, увеличение налогов и сборов, насильственная христианизация, злоупотребления местных властей и др. Все это стало причиной башкирских восстаний XVI— XVIII вв., которые подавлялись царизмом с особой жестокостью и привели к массовому геноциду башкирского народа и длительному упадку в социально-экономическом развитии. Таким образом, Д. Ж. Валеев обосновал бедственное положение башкирского этноса колониальной политикой Российской империи.

Борьба, возглавляемая А.-З. Валидовым и Ш. Манато-вым за государственность Башкортостана, стала закономерным явлением в историческом развитии региона. Анализируя общественно-политические воззрения «отцов» башкирской автономии, Д. Ж. Валеев отмечает сложную политическую ситуацию в стране, которая внесла коррективы в их мировоззренческие установки. Так, А.-3. Валидов стал лидером федеративного устройства России, в то время как Ш. Манатов отстаивал идею культурно-национальной автономии. Остерегаясь однозначных оценок, Д. Ж. Валеев аргументирует обоснованность борьбы А.-З. Валидова за национально-территориальную государственность башкир.

Рассматривая философскую и общественно-политическую мысль Башкортостана советского периода, Д. Ж. Валеев опирается на литературные произведения поэтов и писателей Башкортостана, творчество которых заметно от-


личалось от идеологических установок тоталитарного государства. В них охватывается целый спектр проблем: личность в тоталитарном государстве (Г. Салям, А. Абдуллин), проблема духовности и бездуховности (Р. Бикбаев, М. Карим), проблема деэтнизации культуры в связи с потерей родного языка (Р. Гарипов) и др.

В монографии Дамира Жаватовича уделяется внимание также развитию профессиональных центров по подготовке квалифицированных кадров и проведению философских и социологических исследований в Республике Башкортостан на базе гуманитарных кафедр ведущих вузов — БашГУ, УГАТУ, УГНТУ.

Занимаясь исследованиями в области этики, истории общественной мысли и политико-правового положения Республики Башкортостан, Дамир Жаватович всегда помнил о своей малой Родине — Аргаяшском районе Челябинской области. На протяжении всего своего творческого пути он публиковал как фольклорный материал, так и статьи о социально-экономическом положении аргаяшских башкир, а также изучал творчество своих земляков (А. Инана и др.). Последнее исследование Д. Ж. Валеева «Судьба Аргаяшских башкир: история и современность» вышла в свет после его безвременной кончины в мае 2002 г. В этой работе на основе различных источников прослеживается история башкирского населения Аргаяшского района Челябинской области. Впервые в истории общественно-гуманитарной мысли Башкортостана был дан социально-философский анализ самой большой компактной группы башкирского этноса, проживающего за пределами РБ.

Дамир Жаватович Валеев внес огромный вклад в изучение духовной культуры Республики Башкортостан, истории башкирской философской и общественно-политической мысли, генезиса морали и политико-правового обоснования федерализма и суверенитета РБ. Д. Ж. Валеевым опубликовано 9 монографий. Он принимал участие в работе международных, всероссийских, региональных и республиканских конференций и симпозиумов по проблемам социального развития, духовной культуры, истории общественной мысли, федерализма и суверенитета, по нормативным основам культуры. Его статьи были опубликованы в США, Англии, ГДР и Турции.

Плодотворную научную работу Дамир Жаватович сочетал с активной гражданской позицией. Он был организа-


тором и членом правления Башкирского национального центра «Урал» (1989), членом рабочей группы по выработке текста Конституции Российской Федерации (Москва, 1993), членом Президентского совета Республики Башкортостан (1994—1995), членом бюро исполкома Всемирного курултая башкир (с 1995).

Ученикам Дамира Жаватовича Валеева предстоит огромная работа по изучению и систематизации его творческого наследия. Многие работы Дамира Жаватовича опубликованы в различных журналах, научных сборниках статей и других изданиях. Хочется надеяться, что со временем будет собрано и издано полное собрание сочинений этого ученого с мировым именем, выдающегося общественного деятеля и патриота.

М. Н. Исянбаев

академик АН РБ,

доктор экономических наук,

профессор;

Г. Н. Ишбердина

кандидат философских наук,

старший научный сотрудник ИСЭИ УНЦ РАН

О


           
 
   
 
   
 


ПРЕДИСЛОВИЕ

В данном издании внимание акцентируется на сквозной для всех разделов идее о морали как сущностной силе человека, что предопределяет вездесущность морали и ее основное качество выступать в роли потенциала духовной культуры.

Кроме традиционных вопросов этики (категории этики; структура и функции морали; генезис нравственности), в книге рассматриваются и малоисследованные проблемы, такие, как «Мораль — сущностная сила человека», «Парадигмы этического мышления» и «Модели этического поведения». Без изучения этих тем трудно рассчитывать на более углубленное осмысление современных проблем нравственного бытия человека.

Если в связи со сказанным обратиться к теме «Мораль — сущностная сила человека», можно убедиться в правильности именно такой постановки проблемы, ибо на аналогичную роль, кроме морали, другие феномены сознания вряд ли претендуют, хотя не все могут с этим согласиться. Мораль выступает сущностной силой человека ввиду того, что она возникла вместе с человеком на том этапе антропосоциогенеза, когда выявились противоречия между биологическим и нарождающимся социальным началом.

Возникнув в ответ на это противоречие, зачатки морали развиваются, одновременно оказывая влияние и на биологию человека, и на формирующуюся социальность. Именно поэтому из всех форм сознания мораль больше может претендовать на роль сущностной силы человека. То есть мораль является носителем более сложной информации, чем


предполагалось до сих пор: она отражает не только социальное развитие, но и биологические изменения в развитии предков человека, в зависимости от которых начинается со-циогенез.

В разделе «Парадигмы этического мышления» функционирование морали рассматривается через призму этического мышления, определяемого как умение оперировать понятиями, давать моральные оценки и осуществлять нравственный выбор. Выделение этического мышления дает возможность глубже познать природу морального сознания, а также нагляднее представить деятельно-практическую сторону морали, ее регулятивную функцию.

Благодаря ценностному содержанию, этическое мышление предваряет и сопровождает любую акцию мышления, образует морально-психологический фон, на котором осуществляется общение субъектов нравственных отношений. Предложенные в нашей работе парадигмы этического мышления, знание и понимание которых образует основы нравственной культуры личности, в определенной мере кодируют нравственное сознание человека, охватывая основные его поведенческие ситуации.

Своеобразной новацией выступает раздел книги, посвященный этическим моделям человеческого поведения в различных сферах деятельности. Количество используемых моделей определяется уровнем нравственной культуры личности и социума. В работе подвергнуты анализу экономическая, политическая, правовая и философская модели этического поведения. Каждая модель нуждается в научной разработке со стороны философов, экономистов, социологов, юристов и психологов.

В книгу также включена вызванная современными требованиями тема «Национально-региональный компонент образования и изучение этики». При раскрытии этого вопроса затрагивается другая недостаточно исследованная проблема — этническое своеобразие морали, обусловленное образом жизни народов, их национальной психологией и особенностями религиозно-мифических представлений.

о


Е


             
   
     
 
 
     
 
 


Глава I.

О СТАТУСЕ ЭТИКИ КАК ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ

Большинство исследователей этики относит ее к разряду философских наук. Эта точка зрения, идущая из античности, не получила в философии надлежащего обоснования. Сложность состоит в понимании того, что такое философия. Одни авторы ее считают наукой, другие отказывают ей в этом.

В нашем понимании философия — это мировоззренческая наука об универсальных законах бытия всего сущего. Здесь, вероятно, можно было бы ограничиться гегелевским подходом, называющим философию «наукой о всеобщем».

Этику, в основном, принято считать наукой о морали, а иногда ее именуют философией морали. Последнее будет вернее, ибо этика возникла благодаря деятельности философского сознания. Основателем ее был универсальный мыслитель античности Аристотель.

Наши рассуждения об этике как философской науке облегчает обращение к наследию Канта, который в работе «Основы метафизики нравственности» назвал этику «наукой о законах свободы»1.

Специфика философского сознания как мировоззрения такова, что философское сознание формируется объективно как свободная человеческая деятельность. А наибольшую свободу человеческой деятельности обеспечивает морально-этическое восприятие действительности как опирающееся на добрую волю, на свободное поведение чело-

' Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 1.М., 1965. С. 221.


века, на уважение к человеку, ибо только при таком подходе возможны неотчуждаемые результаты человеческой деятельности, возможны гуманизм, неподдельное добро, красота, справедливость, истина. Без этих феноменов философия становится невозможной, она теряет гуманистический смысл.

Благодаря тому, что морально-этическое восприятие выступает как сторона сущности философии, она обретает аксиологическую функцию. В этой связи диапазоны философии расширяются, она становится в некотором отношении наднаучным образованием. Древние греки были правы, называя философию наукой наук. Был прав и испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, который говорил, что «философия выше науки»1. А выдающийся грузинский философ М. К. Мамардашвили полагал, что философия образует собой «грамоту мысли»2. Поскольку проблема человека в философии всегда была центральной, постольку этика через свой предмет — «мораль», являющуюся выраженной личностной формой общественного сознания, вооружает философию качеством самодостаточности. Здесь уместно сослаться на известное высказывание Канта: «Человек и вообще всякое разумное существо существует как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли...»3. Таким образом, по Канту, человек должен существовать с точки зрения категорического императива как «цель сама по себе». Выполнимость этого требования как принципа поведения, определяется ответом на вопрос: совместим ли поступок человека, решившегося на самоубийство, «с идеей человечества как цели самой по себе». Но поскольку человек рассматривается как цель сама по себе и он не может рассматриваться как средство, постольку «я не могу распоряжаться человеком в моем лице, калечить его, губить или убивать»4. Если ценность человека определяется, исходя из его представления о собственном достоинстве, а не из интересов общности (государство, класс, партия, этнос), то, стало быть, этика Канта является наиболее философской наукой, об-

1 Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1965. С. 70.

2 Мамардашвили М. К. О философии / Вопросы философии. 1991.
№ 5. С. 4.

3 Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 269.

4 Там же. С. 270.


ращенной к фундаментальным проблемам бытия человека. Думается, что отправные идеи этики Канта могли бы стать основой новой этики. Видимо, не случайно общественность всей планеты, а также многие ведущие ученые поднимают этот сакраментальный вопрос. По мысли академика РАН Н. Н. Моисеева, надвигающийся духовный кризис «диктует нам необходимость создания новой морали, новых взаимоотношений между народами, нового отношения к себе и природе»1. В другом своем труде он предложил основные принципы новой инвайронментальной (экологической) этики. Эта этика, по мысли ученого, должна стать новой цивилизационной парадигмой, основой будущей новой цивилизации2. Как видно из приведенных высказываний, предлагается экологическую этику сделать цивилизационной парадигмой всей планеты и решить с ее помощью все проблемы. Однако в мире существуют не только экологические, но и не менее важные социально-экономические и политико-правовые проблемы, и они, естественно, не могут решаться только с помощью инвайронментальной этики.

Здесь нужно нечто другое. Новая этика действительно нужна, но не абстрактно-отвлеченная, а конкретно ориентированная. В контексте сказанного можно вести разговор о создании экономической, политической, правовой, научной и других разновидностей этики. Речь в данном случае не идет о профессиональной этике экономиста, юриста, ученого и так далее, а об этике экономики, об этике политики, об этике права... В этом ракурсе, например, была издана книга немецкого ученого Петера Козловски «Этика капитализма»3, посвященная этике рыночной экономики.

В случае создания названных разновидностей этики, общая этика становится методологической основой для исследований проблем философии морали различных сторон человеческой деятельности. Тогда возрастет возможность создания обобщающего глобального труда под названием «Философия морали».

1 Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. С. 291.

2 Моисеев Н. Н. С мыслями о будущем России. М., 1997. С. 196—
199.

3 Козловски П. Этика капитализма. СПб.: Экономическая школа,
1996. С. 158.


* * *

Этика как наука имеет две важные функции — познавательную и нормотворческую. Познавательная функцияориентирована на изучение морали в целом и ее отдельных структурных элементов, происхождения морали, ее функций. В то же время этика не ограничивается только областью морали, она также исследует условия ее функционирования в различных сферах человеческой деятельности — в экономике, политике, праве, искусстве, религии и науке.

Другой важной функцией этики является нормотвор-ческая.Она извлекает из нравственного опыта человечества оптимальные варианты решения тех социальных проблем, которые требуют нравственного обоснования. Этика участвует также в творчестве новых норм морали, способна рекомендовать новые парадигмы нравственного поведения. Такими парадигмами являются высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей», категорический императив Канта: «Поступай всегда так, чтобы ты относился к человеку не как к средству, а как к цели». Через нормотворческую функцию этика оказывается связанной непосредственно с этическим просвещением и нравственным воспитанием.

Роль нормотворческой функции этики особенно возрастает в периоды крутых общественных преобразований, когда отбрасываются устаревшие нравственные ориентиры, происходит переоценка ценностей. Нежелание считаться с такой необходимостью чревато негативными последствиями, возникновением отчужденных форм поведения, наглядным свидетельством чего является глобальный кризис всех сторон жизни в СССР, а после его распада и в Российской Федерации. Наше общество не было морально подготовлено к крупным переменам, что и отбросило его на многие десятилетия назад по абсолютному большинству показателей, особенно в хозяйственно-экономической сфере.

о


       
 
   
 


Глава II.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.