Здавалка
Главная | Обратная связь

О нравственной культуре современного Башкортостана



Нравственная культура современного Башкортостана — это уровень морально-этического мышления и оценок, ориентиров поведения, реальные нравы людей, соотношение должного и сущего в поступках человека, а также практика


человеческих отношений четырехмиллионного населения многонациональной республики.

Поскольку процессы взаимопроникновения культур в современных условиях становятся все более интенсивными, постольку они требуют к себе пристального внимания. Ведь происходит не только взаимообмен положительных ценностей, но и наблюдается также взаимопроникновение негативных явлений.

Из положительных заимствований, если говорить о башкирах, можно выделить возросшую среди них (особенно под влиянием общения с представителями других народов) коммуникабельность и преодоление в этой связи былой замкнутости, особенно заметной и по сей день среди женщин. Примерно то же самое можно отметить о преодолении такой негативной нравственной установки, как ориентированность личности на запреты и указания «сверху», порождающие безынициативность, закомплексованность человека на мелких делах, случаи неумения мыслить крупномасштабно и творчески.

Из негативных нравственных заимствований от общения с другими народами можно выделить употребление спиртных напитков и курение. Вплоть до второй половины XIX века башкиры, можно сказать, вообще не употребляли спиртных напитков и не курили. Если с алкоголизмом в республике всегда велась бескомпромиссная борьба, то этого не скажешь о борьбе с курением, хотя этот вопрос имеет прямое отношение к культуре здоровья.

Одновременно с указанными процессами взаимообмена продолжают сохраняться некоторые традиционные черты народной нравственности, свойственные трудящимся массам всех национальностей: трудолюбие, скромность, непритязательность в быту, простота в общении.

Показатели современной нравственной культуры определяются адекватностью (соответствием) нравственных оценок существующим социально-политическим проблемам, а также уровнем моральности совершаемых поступков отдельных индивидов. Критерий нравственной культуры характеризуется также способностью личности к моральной рефлексии, тем, в какой мере человек в состоянии анализировать собственное поведение.

Все указанные аспекты современной нравственной культуры общества, класса, этноса, социально-демографической группы требуют специальных исследований. Здесь должна


6*



быть выработана методология научных изысканий и определена методика сбора информации. Моральное сознание должно изучаться комплексно, опираясь на самые различные источники. В первую очередь, ощущается необходимость социологических исследований на основе анкетирования и интервьюирования, использования периодической печати и самого широкого привлечения произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства. Немалый материал могут дать современные формы проведения досуга: праздники, обряды, спортивные состязания, национальные игры и т. д.

Но на какой бы основе ни изучалось нравственное сознание социальной общности, ее нравы и традиционные формы поведения, ученый так или иначе столкнется с личностью человека как носителя моральной культуры. Не зная человека, невозможно знать и мораль общества. Изучение статуса личности в обществе дает незаменимый материал и для этнологических обобщений. Отношение к личности — показатель демократизма общества, характеристика гуманизма политико-правовой системы и зрелости морально-этических представлений.

Изучение нравственной культуры не может обойтись без анализа социально-экономических отношений, которые и определяют нравственное развитие.

Процессы реформирования хозяйственной жизни республики выявляют много негативных явлений в развитии производительных сил, особенно в их региональном размещении. Это связано с неравномерным расположением промышленных предприятий по территории Башкирии. Промышленные предприятия обрабатывающего типа, характеризующие высокий уровень развития производительных сил, размещены в основном в центральных, а также прилегающих к среднему течению реки Белой районах, западе и северо-западе республики. На северо-востоке республики, можно сказать, нет каких-либо промышленных предприятий, а размещенные на востоке (за исключением Белорецка) и юго-востоке промышленные предприятия имеют в основном добывающий характер. Население этих районов, преимущественно башкирское, активно мигрирует в соседние Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую и Оренбургскую области. Отток коренного населения, которого в республике и без того мало (всего 21,9% от общего количества населения РБ), отрицательно сказывается на развитии национальной культуры.


Немало нравственно-этической информации дают труды литературоведов. Специальный анализ моральных проблем в башкирской литературе содержится в посмертно изданной книге К. А. Ахметьянова «Прекрасное и героическое в поэзии». В данном исследовании этической и эстетической характеристике подвергаются все значительные произведения современной башкирской советской литературы. В своей книге К. Ахметьянов пытается обосновать новую категорию — категорию искренности (ихласлык), которую он располагает на стыке этики и эстетики и именует этико-эстетической категорией1. Под искренностью автор понимает «верность истине и верность самому себе»2.

В научной литературе известно существование подобных категорий. К таким категориям обычно относят дружбу и любовь.

0 приведенном случае можно было бы, конечно, рас
суждать и так. Поскольку в этике существуют категории
справедливости, правдивости, моральной истины, постольку
феномен искренности вполне охватывается названными по
нятиями. Однако при внимательном взгляде обнаружива
ется, что искренность как черта поведения человека не ох
ватывается в полном объеме не только ни одной из форм
сознания, но ее нельзя назвать также и чисто психологиче
ским явлением. Искренность — такой феномен сознания
человека, в котором выражен момент открытости духовного
мира человека, чистота его помыслов, бесхитростность; ис
кренность противостоит двуличию, формализму и бюро
кратизму. Воспитание искренности — это дело и этики, и
эстетики, и педагогики, и художественной литературы.

Выдвинув необходимость научного обоснования стыковой этико-эстетической категории искренности, башкирский литературовед Ахметьянов уже этим внес свой вклад в развитие научных представлений в области этики и эстетики. Само собой разумеется, что вопрос этот требует специального научного обсуждения и обоснования. Введение категории искренности позволяет несколько по-иному взглянуть на современного человека, полнее раскрыть мир его нравственных чувств, ибо искренность — это прежде всего эмоциональный мир личности, соединенный с моральными переживаниями. Это, если можно так выразиться, область психологии морали.

1 Ахметьянов К. А. Прекрасное и героическое в поэзии. Уфа, 1982.
Башк.

2 Там же. С. 59.


В чисто этическом аспекте искренность — инобытие добра и справедливости, поэтому искренность и ложь берут свое начало там же, где добро и зло, справедливость и несправедливость.

В современной башкирской литературе и искусстве уделяется немало внимания поискам истоков добра и зла; в этом плане осмысливается и историческое прошлое башкирского народа, на фоне которого выявляется ценность сегодняшних достижений материальной и духовной культуры.

В драматургии, прозе и поэзии народного поэта Башкортостана, лауреата Государственной и Ленинской премии Му-стая Карима нравственная проблематика тонко вплетается в сюжет творений, выступает как сама жизнь во всей ее полноте и противоречивости. Особенно это относится к таким его произведениям, как «В ночь лунного затмения», «Не бросай огонь, Прометей!», «Салават», «Помилование» и др.

Отличительной чертой творчества Мустая Карима является социально-этическая направленность его произведений. В своих драмах, повестях и стихотворениях писатель обращается к сокровенным истокам нравственного бытия человека, вскрывает в моральной проблематике общечеловеческое содержание. Поэтому он и снискал всеобщее признание у читателей и вышел за рамки национальной культуры, а его творчество обрело интернациональный характер.

В драме «В ночь лунного затмения» Мустай Карим, подвергая осмыслению власть обычаев и традиций при феодализме, показывает пагубность слепого преклонения перед ними для судеб людей и морального климата общества.

Хотя в произведении дан сюжет из феодальной эпохи, однако автор с помощью художественных средств достигает такой степени обобщения, когда читатель и зритель начинают ощутимо представлять всю мерзость любых форм косности мысли и догматизма, приводящих человека к духовному убожеству и слепоте.

В трагедии «Салават» Мустай Карим заново открывает национального героя башкирского народа. Салават в новом осмыслении не только бесстрашный воин, не боящийся опасностей, тягот и лишений, самой смерти во имя свободы народа. Для Салавата не было проблемы «быть или не быть». Салават в понимании Мустая Карима также и мыслитель, осознавший не только необходимость борьбы, но и понимающий ее обреченность на поражение. Но военное поражение означало для Салавата и его сподвижников победу


.

духа свободы. Эта мысль высказывается в трагедии устами отца Салавата — Юлая, который, находясь в каземате вместе с сыном, говорит: «Нас победили телесно, но дух наш остался непокорным». Такое понимание героя, на наш взгляд, адекватно его исторической роли, ибо Салават был именно таким и другим не мог быть.

Немало актуальных нравственно-этических проблем поднимает Мустай Карим и в произведениях, посвященных современности. Это — повести «Долгое-долгое детство» и «Помилование».

Повесть «Долгое-долгое детство» автобиографична, в ней показано духовно-нравственное созревание деревенского мальчика. Не приукрашивая, автор правдиво изображает быт и труд односельчан. Казалось бы, на первый взгляд, нет ничего героического в персонажах повести, это — обычные крестьяне со своими недостатками и достоинствами. Но Мустай Карим умеет видеть в каждом человеке своеобразное и неповторимое проявление общественной жизни. Это произведение учит видеть в жизни и людях добро, но для этого ты сам должен быть добрым, ибо носитель зла не может любить людей и вряд ли способен видеть доброе. Говоря образно, повесть «Долгое-долгое детство» — это повесть о доброте.

Идеями гуманизма проникнута также и повесть «Помилование», описывающая сложную судьбу солдата во время Великой Отечественной войны, который, желая встретиться с любимой девушкой, отлучился из расположения воинской части на несколько часов. Он был сурово осужден по законам военного времени как дезертир и расстрелян. Сложность ситуации состоит в том, что Любомир Зух совершает дезертирство не из-за трусости, а во имя любви. Ни один офицер и ни один солдат в повести не испытывают к нему ненависти, но в то же время никто не может предотвратить расстрела, ибо этого требует необходимость строгого соблюдения военной дисциплины во имя победы.

В повести показана тяжелая морально-психологическая проблема, не имеющая однозначного решения по принципу «да» или «нет». Поэтому «Помилование» вызывает неординарные размышления, учит читателя самостоятельно решать нравственно-этические задачи.

Нравственные проблемы в творчестве Мустая Карима особенно ощутимо звучат в его публицистике — статьях в газетах и журналах, которые отражают драматизм и противо-


речивость нравственного развития современного человека. И дело не только в том, что в одном человеке уживаются подчас малосовместимые нравственные позиции, но и в том, что у отдельных наших современников исчезает нравственное видение мира. В статье «Совесть впрок» Мустай Карим с болью пишет о периоде застоя: «Тотальное отрицание прежнего — и обычаев, и нравов, и обрядов, и верований — стало принципом». И далее продолжает: «На поверку оказалось: нравственный устойчивый уклад не меняется, а мало-помалу исчезает»1. И это самое опасное для нравственного климата общества — отчуждение человека от нравственных ценностей, накопленных веками, в результате чего современный человек стал в чем-то менее отзывчивым, менее внимательным, менее уважительным к пожилым, появился феномен женской и подростковой жестокости.

Нравственными исканиями богато также творчество башкирского поэта Равиля Бикбаева. Стихи этого талантливого поэта проникнуты глубокой гражданственностью, в них ощущается неразрывная связь личности поэта с историей народа и страны.

В поэме «Ностальгия» в предельно острой форме дано чувство истории, которое не может быть спокойным, ибо все преходяще, все находится во власти времени. Конечность жизни придает ей неописуемый трагизм, но, с другой стороны, это определяет ее ни с чем не сравнимую ценность. Отсюда и тоска — ностальгия по прошлому, по великим событиям и выдающимся личностям прошлого, которые остались только в памяти людей, в памяти матери-истории.

На родине

По родине тоскую,

Тоскуют губы жаркие,

сухие О чистой

Мягкой влаге родника. О пламя сердца Ностальгия!

Тоска об историческом прошлом не есть нигилизм по отношению к современному, а просто-напросто здоровое историческое чутье, содержание которого — связь и преемственность поколений.

1 Мустай Карим. Совесть впрок // Советская Башкирия. 1988. 16 дек.


В моей Уфе

От родины едали

Томились польские конфедераты.

Башкир,

Дитя родной земли,

В чужих краях бродил

Тоской объятый.

На Балтике

Томился Салават.

Кобзарь Днепра

В сыпучих песках Арала'.

Поэта удручает невозможность увидеть этих великих человеческих сынов, услышать их голос — голос эпохи, которую они олицетворяли. Единственное утешение, а значит и смысл жизни перед неумолимым ходом всепоглощающего времени, движущимся только в одном направлении, поэт видит в связи с народом, в единстве личного и общего начал.

Когда ты родился? Когда родился мой народ. Какой дорогой идешь? Какой идет народ. За днями дни, За годами год... Менялись царства,

троны,

боги. Бессмертен ты один,

Народ! Я не сверну С твоей дороги2.

В этих патриотических строках, идущих из глубины души поэта, нет ни грана национального бахвальства, спеси и чванства, а, наоборот, здесь во всем богатстве представлено общечеловеческое содержание любви к Родине. Поэтому это стихотворение, удачно названное «Автобиографией», одинаково близко людям всех национальностей. В этом и проявляется единство интернационального (общечеловеческого) и национального в творчестве поэта.

' Бикбаев Р. Поющие скалы. М., 1978. С. 39. 2 Там же. С. 38.


В поэме «Жажду — дайте воды!» Р. Бикбаев подвергает нравственно-этическому осмыслению экологическую проблему, характеризующую движение человечества и к моральному кризису. Стремясь жить лучше, люди транжирили природные богатства, вырубали леса, осушали болота — истоки родников, поворачивали реки, создавали рукотворные моря, разрушали с помощью машин почвы, забывая о восстановлении изъятого у природы. Одновременно с этим человек сам подвергался нравственной эрозии, преодоление которой не менее сложно, чем выход из экологического кризиса.

Поэт выразительно рисует людей, подвергнутых командно-административной системой нравственному отчуждению. Для них нет ничего святого, их не пугает ни совесть, ни стыд, их единственное средство самоутверждения — быть послушным винтиком бюрократической машины. О них-то и написаны следующие строки поэмы:

Он любой приказ исполнить готов, Только прикажи он тут как тут. «Будет приказ я как хвост: Создавать! извольте. Разрушать! — с удовольствием.

Нужна медвежья шкура?

Эта не нравится? найдем другую.

Если захотите, с самой земли

сдерем шкуру

Икногам вашим бросим». Что ни скажешь все он исполнит. Проникнет даже туда, где не гулял ветер. Скажи: сорви с человека шапку, А он вместе с шапкой и голову прихватит1.

Среди проявлений бездуховности и нравственного отчуждения заметное место занимает языковой нигилизм, особенно среди представителей городской молодежи республики, многие из которых не умеют говорить на родном языке. Безразличие к родному языку сродни космополитизму. Ведь подлинная интеллектуальная черта человека определяется знанием не одного, а нескольких языков, среди которых обязательно должен быть и родной язык.

1 Бикбаев Р. ЬыуЬаным — Ьыузар биреге?! /Агидель. 1988. № 7. С.З.


Нельзя не согласиться с Ч. Айтматовым в следующем: «Однообразие не может обеспечить развития. Поэтому важно сохранить как можно дольше разнообразие языков. В наше время информационного взрыва, когда возникли условия, нивелирующие все и вся, языковое иждевенче-ство никому не пойдет на пользу»1.

Почему однообразие не обеспечивает развития? Да потому, что любой язык является средством борьбы с безликостью культуры. Лик культуры определяется неповторимой музыкой звуков языка, словарным его богатством. Известный этнограф К. В. Чистов писал: «...язык — не просто коммуникативное средство, но и одна из форм духовной культуры... Он — накопитель семантических, психологических, стилистических, идеологических и т. п. традиций этнической общности, которая им пользуется и которая их создает в ходе истории»2.

«Каждый язык велик для своего народа, — говорит Ч. Айтматов. — У каждого из нас есть свой сыновний долг перед народом, нас породившим, давшим нам самое большое свое богатство — свой язык: хранить... его, приумножать его богатства»3.

Эта глубокая мысль требует пояснения. Величие языка определяется самими носителями этого языка, ибо это язык отцов и дедов; это тот язык, на котором человек впервые произнес великие слова: «мать», «отец», «родина». В этом ракурсе все языки велики. Именно поэтому постановка вопроса о «великих» и «невеликих» (второстепенных) языках — это псевдовопрос, он просто антинаучен. Мысль о величии или превосходстве того или иного языка глубоко оскорбительна и антигуманна для других народов. В конечном счете это ведет к шовинизму или национализму, что несовместимо с гуманистическими идеалами современности. Поистине мудры следующие слова Расула Гамзатова о родном языке:

Я за него всегда душой болею. Пусть говорят, что беден мой язык, Пусть не звучит с трибуны ассамблеи, Он мне родной, он для меня велик4.

1 Айтматов Ч. Цена — жизнь /Литературная газета. 1986. 13 авг.

2 Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986. С. 68.

3 Айтматов Ч. Указ. соч.

4 Гамзатов Р. Мой Дагестан. М., 1972. С. 69.


Как бы в унисон звучат слова башкирского поэта Рами Гарипова:

Родной язык это язык правды, Без него нет и народа. Тот, кто в часы невзгод не

с народом, Не вправе быть и человеком'.

Таким образом, в современный период языковая проблема приобретает и глубокий нравственный смысл. Понимая ценностный характер проблемы, не следует забывать о том, что однозначного решения проблемы здесь не может быть, так как современное человечество все больше и больше становится единым, происходит интеграция, взаимопроникновение и взаимообогащение культур. В то же время в современном мире могут происходить и процессы исчезновения тех или иных культур и языков. Но как бы то ни было, судьба многих современных культур и языков перед лицом нивелирующей силы НТР (научно-технической революции) зависит в немалой степени от нравственной энергии носителей данной культуры. Ведь сохраняются же до сих пор язык и культура ассирийцев — народа, цивилизация которого была уничтожена завоевателями еще до новой эры. А вот культура и язык хазар — народа, еще в VII веке создавшего первое государство Восточной Европы, которое просуществовало до XI века, исчезли полностью. Вспомним в связи с этим, что башкиры (IX—XI вв.) были современниками хазар. Современниками хазар были и такие раннефеодальные народности, как печенеги и половцы, которых также не пощадила история.

Нравственная культура современных этносов (народов) нашей страны, имея интернациональное содержание, продолжает сохранять многие прогрессивные традиционные черты, в то же время вытесняя устаревшие обычаи и нравы.

Говоря о соотношении интернационального и национального в нравственной жизни современной Башкирии, отметим, что ведущей тенденцией развития духовной культуры республики выступает интернационализация, которая происходит под влиянием интеграционных процессов в экономике, унификации форм досуга, образования и средств массовой информации (печать, радио, телевидение).

1 Барипов Р. Аманат. Эфе, 1970. 3-се бит.


К идее единства интернационального и национального обращено творчество многих известных художников Башкирии, полотна которых служат нравственному и эстетическому воспитанию трудящихся. Но мы остановимся лишь на творчестве А. Лутфуллина и Б. Домашникова.

В картинах народного художника СССР А. Лутфуллина дух интернационализма заложен в самом национальном, ибо он глубоко чувствует присутствие общего в отдельном. Казалось бы в самых простых штрихах национального он находит общечеловеческое, т. е. то, что близко человеку любой национальности.

В картине «Три женщины» изображены представительницы трех поколений. Они люди разного возраста, разной судьбы. Их объединяет общий стол, хлеб, который лежит перед ними, чай, который они пьют. По их натруженным рукам и узловатым, далеким от изящества, пальцам можно увидеть людей труда, на плечи которых легли и тяжесть военных лет, и трудности послевоенного восстановления. На этих лицах нет мелкой сентиментальности, это серьезные и надежные люди, воспитанные суровой правдой жизни. Нравственная ценность женщин идет от неразрывной связи поколений, объединяющим звеном которой является труд, обеспечивающий и материальное благополучие, и духовное богатство человека. По справедливому утверждению искусствоведа Л. Н. Поповой, картина «Три женщины», несущая в себе общечеловеческое постижение сущности жизни, стала классикой башкирского искусства1.

Творчество народного художника РСФСР Б. Ф. Домашникова также богато нравственным содержанием. Это можно сказать о любом из его произведений. Обратимся к интересной картине Домашникова «Снег выпал», написанной в 1968 году.

На картине нет ни одного человека, но тем не менее она имеет глубокий нравственный смысл. Она отличается ассоциативностью, вызывает в человеке массу положительных эмоций, добрых чувств. На картине показана часть деревни: на переднем плане сидит собака на снегу, к деревне ведут человеческие следы, нехитрая изгородь огородов, добротные сельские дома, а по ту сторону деревни — хвойный лес.

Художник с помощью сочетания цветов создает ощущение первозданности и свежести. У выходцев из села кар-

' Попова Л. Н. Яркая жизнь в искусстве / Советская Башкирия. 1988. 4февр.


тина вызывает щемящую тоску по деревне, а для потомственных горожан она имеет познавательное содержание, говорит о единстве человека с природой, о неповторимых прелестях сельской жизни.

Картина «Снег выпал» не морализирует, из нее не выпирает какой-нибудь категорический императив, нравственное назидание (как бывает иногда у некоторых художников). Наоборот, само видение деревенского пейзажа освобождает человека от мелкой суеты, от условностей и штампов, обусловленных отчуждением человека от природной среды.

Такими же возможностями выражения общечеловеческих нравственных ценностей, как и живопись, располагают музыкальные произведения, язык которых интернационален. К общечеловеческим проблемам тяготеют произведения башкирских композиторов X. Ахметова, X. Заимова, Т. Каримова, Р. Муртазина, Н. Сабитова, Р. Хасанова и др. Рассмотрим творчество X. Ахметова и X. Заимова.

Композитор X. Займов известен как один из авторов первой башкирской оперы «Акбузат». Созданная в период ожесточенной борьбы советского народа против немецко-фашистских захватчиков и отражающая древний эпический сюжет борьбы башкирских племен против иноземных поработителей, опера «Акбузат» звала советский народ на героическую борьбу за свободу и независимость нашей родины. Как отмечает музыковед Л. П. Атанова: «Поставленная в самое трудное, напряженное время, когда весь советский народ поднимался на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками, опера, несмотря на древний сказочно-эпический сюжет, звучала необычайно современно. Гиперболические образы захватчиков Масем-хана и Шульгана, олицетворяющих зло и насилие, с которыми в опере борется башкирский народ, живо перекликались с событиями жизни»1. Патриотическое содержание оперы протягивает невидимую нить между прошлым и настоящим, человеком и обществом, соединяет национальное и интернациональное в органическое единство.

Для музыкального творчества композитора X. Ахметова характерна философская глубина, связанная с раздумьями о смысле истории, о смысле истории, о смысле жизни человека. В сюите «Гимн солнцу» воспевается жизнь в ее неповторимости. Автор, обращаясь к народным мелодиям и

1 Атанова Л. Халик Займов. Уфа, 1967. С. 5.


цитируя их, приобщает слушателя к истории не только своих предков, но и всего человечества. Только через связь прошлого и настоящего можно увидеть «ход» жизни, понять ее уникальность и драматизм.

В сонате «Утро Урала», также богатой философскими раздумьями, Ахметов средствами музыки утверждает единство человека и природы. Спокойное величие мелодии, отражающей суровую красоту Урала, переходит и на слушателей, обогащая их эмоционально-эстетически и оказывая мощное воздействие на нравственный мир личности.

В данном разделе мы рассмотрели наиболее характерные нравственные мотивы в культуре Башкортостана, опираясь в основном на отдельные произведения художественной литературы и публицистики, живописи и музыки. В то же время мы отдаем себе отчет в том, что этот вопрос можно было бы исследовать с привлечением гораздо большего количества источников (в том числе произведений писателей, композиторов и т. д.), а также на основе анализа реальных нравов, выявленных с помощью социологических методов и статистики. Оставляя все это другому исследователю, мы решили завершить главу разделом о культуре общения башкир, в то же время отмечая неразработанность этой темы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.