Здавалка
Главная | Обратная связь

Ситуации — наши учителя.



Другой, очень изощренный способ передать свою силу, потерять свободу и стать зависимым — это стремиться развить или заполучить любыми способами сверхъестественные способности или силы — такая желанная и сладостная цель. Если вы нашли у себя это желание, то, заглянув за него, вы обнаружите чувство слабости, которое пытаетесь прикрыть приобретением таких возможностей. Это еще один вид бегства.

Наш организм напоминает собой семиструнную гитару. Семь струн — семь чакр, отвечающих за определенные силы, а дека — это тело. В каждый момент времени организм идеально настроен для решения стоящих перед нами задач. В этом смысле каждый человек издает самую совершенную мелодию, на которую способен. Теперь представьте себе, что вы начинаете натягивать какую-нибудь струну, потому что вам этого хочется. Обычно такой струной является вторая — шестая чакра, третий глаз. Что произойдет со звуком, если перетянуть вторую струну? Он исказится, и вы не сможете играть свою мелодию.

Открывая искусственно чакры, чтобы получить соответствующие силы, человек открывается поступлению новых энергий — высших вибраций, к которым его организм не приспособлен. В результате это чревато либо психическими заболеваниями, либо, благодаря полученным силам, чрезмерно раздуваются эго и гордыня и вместо роста происходит деградация, а силы все равно уходят.

Если вы поставите целью деньги, они возьмут вас, вы потеряете себя; если вы поставите целью славу, она возьмет вас; если вы поставите целью власть, вы станете ее заложником; если вы поставите целью приобретение сил, они возьмут вас, вы потеряете себя.

Деньги, власть, слава, силы — все это ПОБОЧНЫЙ результат вашего развития, а не цель. Уважайте их, не придавая им значения, и вы останетесь свободным и спокойно дойдете до конца Пути. И люди, окружающие вас, также сохранят свободу — они не будут ослеплены «блеском» ваших сил, следовательно, не будут преклоняться перед авторитетом и не попадут, таким образом, в рабство собственных суждений о своей никчемности. Они сохранят способность развиваться.

Обратите внимание, ни один по-настоящему великий Учитель никогда не демонстрировал свои способности. Да, они применяли их иногда, очень редко, в силу необходимости, но никогда для того, чтобы поразить чье-то воображение или завоевать внимание или авторитет.

Один Учитель на вопрос ученика, почему они тащатся под дождем уже который день, не разгоняя туч, ответил: «Все искусство заключается не в том, чтобы разогнать облака, а в том, чтобы идти под дождем, справляться с тем, что посылает нам этот мир, и иметь дело с тем, что есть». Потому что разгон облаков — это бегство, а когда мы имеем дело с тем, что есть, мы открываем в себе и в мире дополнительные, неизвестные нам грани.

Обратите внимание, как вы прочитали эту часть текста. Вы проскользнули, пробежали ее беглым взглядом, как бы читая и одновременно находясь где-то еще. По сути дела, когда такое происходит, это знак вашего несогласия. С чем? У вас пытаются отобрать вашу сладкую, такую заманчивую мечту — делаете вы подсознательный вывод. А вы не хотите с ней расставаться.

Почему вы стремитесь к силе?

Как правило, люди стремятся к силе, чтобы приобрести власть над другими людьми и манипулировать ими.

Почему вы стремитесь к силе?

Вы можете ответить сейчас, что собираетесь принести пользу людям и миру. Но «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Почему вы стремитесь к силе?

Я давлю на вас, да? В таких случаях люди, почувствовав раздражение, обычно отключают свое внимание. Высшее искусство заключается в том, чтобы быть здесь и сейчас, ну а вы вольны следовать своему выбору. Ваше священное право от рождения, которое, как говорят, никто не может нарушить в этой Вселенной, даже Господь Бог, — свобода воли.

Независимость — это когда человек может полностью обеспечить свою жизнь, не полагаясь на помощь других и не манипулируя ими, чтобы эту помощь получить (часто люди даже не подозревают, что они делают это). Это замечательный вариант, но он ущербен тем, что человек может полностью закрыться от мира. Он, как правило, и добивается такой самостоятельности, чтобы стать независимым от мира, потому что у него самые нелестные мнения о нем и о людях, живущих в нем.

Но в этом мире процветают открытые системы. Сравните озеро, в которое втекают и из которого вытекают реки, и болото. Поэтому «высшим пилотажем» является способность к сотрудничеству. А это включает в себя тысячи вещей, в том числе уметь просить и принимать помощь, не садясь на голову, уметь дарить и уметь получать.

Вы это умеете?

Это также включает в себя умение испытывать благодарность. Редко можно встретить людей, способных на это чувство. Благодарность, благо-вест, благодарить, благо-дать, благо-деяние. Это совершенно конкретная энергия. Это высшее, что человек может дать человеку. Никакое сокровище материального мира не сравнится с высшей энергией блага, потому что оно остается с человеком навечно, а все материальное рано или поздно разрушается.

А вы умеете испытывать благодарность?

Что вы предпочитаете получить: благодарность или деньги, к примеру?

А вообще, что такое благодарность?

Будьте внимательны, отвечая на эти вопросы. Чтобы честно на них ответить, необходимо проанализировать, как вы относитесь к этому миру и к людям.

Ну а напоследок я расскажу вам одну историю о силах, которая началась вот уже более десяти лет назад и длится до сих пор.

Один мужчина увлекался Агни-Йогой. Одновременно он постоянно занимался поисками Учителя на земном плане. Он сменил нескольких, пока не остановился на одном из них, ясновидящем. После этого, прежде чем сделать очередной шаг, он всегда просил совета у этого человека — он ездил к нему в соседний город по каждому удобному поводу и без повода и просил его, чтобы тот справился у уже его Учителя с тонкого плана (иначе ангела-хранителя), как ему поступать в том или ином случае.

Так продолжалось довольно долгое время, пока он однажды, медитируя на особом знаке, связанном с этим Учением, не испытал озарения и не прорвался в некую реальность. У него появилась способность к сверхзнанию. Он заранее знал, куда идти, что делать и кому и что говорить. Деньги полились на него рекой. Началась, сами понимаете, райская жизнь. Прошло некоторое время, и он расстался со своим Учителем. Потом куда-то все исчезло — я имею в виду сверхзнание. И с тех пор он постоянно думает о том, как прекрасно было состояние сверхзнания, как он входил в десятку самых сильных йогов города, как у него все получалось... Сейчас он мечтает только о том, как бы ему вернуть это состояние назад, и при возникновении малейшей проблемы у всех спрашивает совета, какой шаг предпринять следующим.

Когда-то, оказавшись в похожей ситуации, я обратился к своему учителю по Дзену, рассказав, что вот, дескать, испытал необычайное и прекрасное чувство любви, единения и всемогущества. И он ответил мне: «Не цепляйся, отпусти его и забудь. Имей дело с тем, что есть здесь и сейчас». Я всегда вспоминаю его слова с благодарностью.

Здесь и сейчас

Все люди стремятся к счастью. Счастье — это когда мы здесь и сейчас, когда мы соучаствуем с тем, что происходит в данное мгновение, не оценивая его никак, а просто переживая (обратите внимание на сходство слов сейчас, счастье и соучастие). Тогда мы переживаем самые глубокие и разнообразные по своим оттенкам чувства, тогда мы едины с бытием, тогда мы по-настоящему счастливы.

Откуда берется у человека чувство дискомфорта? От разделенности с бытием, с реальным миром. Как это происходит? Из-за убеждения, что этот мир враждебен. Что мы делаем, когда нам где-то что-то не нравится, когда мы боимся чего-то? Мы уходим из этого места или сбегаем. Этот же прием мы применяем в отношении всей жизни.

И, как вы думаете, это помогает вам?

Одна женщина с некоторых пор перестала бояться ходить по улицам поздно ночью. «Я иду с любой суммой денег, где угодно, мимо любой компании, будь это пьяные или вызывающе ведущие себя подростки. Ко мне они никогда не пристают, они пристают к тем, кто идет либо впереди меня, либо сзади, — рассказывала она. — Это происходит, потому что, когда я иду мимо них, я стараюсь быть здесь и сейчас. Тогда они меня не видят».

По сути дела, она смотрит в этот момент прямо на свой страх быть в этом мире — и страх отступает, лишается своей силы притягивать ситуации.

Как вы думаете, почему еще они ее не видят?

Поскольку подавляющее большинство людей живут где угодно — в прошлом, будущем, в своих проблемах и страхах и так далее, но только не здесь и не сейчас, то и этих мазуриков это также касается. Когда она переходит в режим здесь и сейчас, она просто переходит в другую реальность, в другие пространственно-временные границы. Она их может видеть, а они ее — нет, они просто скользят по ней взглядом, как по пустому месту, потому что там, где они находятся в данный момент, — в мире страха — ее нет.

Мыслеформа «этот мир враждебен» носит тотальный характер. Она пронизывает буквально все сферы жизни, определяя наше поведение от начала до конца. Основываясь на этом убеждении, мы составили себе множество определений, как должно быть и как не должно, как действовать в той или иной ситуации. Поэтому вы имеете дело не с реальным миром, а со своими определениями о том, как должен выглядеть этот мир, чтобы в нем было безопаснее жить. Если представить себе состоящую из этого убеждения стену, которой человек отгораживается от внешнего мира (каждый из людей может легко ее почувствовать), то ваши определения будут кирпичиками, из которых состоит эта стена.

Каков же этот мир,от которого вы так старательно отгораживаетесь?

Иногда мне приходит на ум образ улитки. Человек подобен улитке, но только с единственным отличием: у улитки есть выход наружу, а у человека его нет — он полностью запечатал себя в своей раковине и не хочет иметь никакого дела с тем, что снаружи, полагая — опять определяя! — что все-таки он враждебен, этот нехороший, мягко говоря, мир.

Как же создается скорлупа? Сотнями и тысячами поколений. Опыт отгораживания передается из поколения в поколение, из рождения в рождение, и люди с удовольствием делятся друг с другом методами, как избегать сложных ситуаций. Но чем толще становится наша скорлупа, тем большее давление создается внутри, потому что нашей программой все-таки является соединение с внешним миром, с Первоисточником. И, наконец, она взрывается.

Может быть, и вам пришло время сломать свою скорлупу, ане ждать, пока она взорвется, разрушая все вокруг?

Существует прекрасное упражнение как преодолеть эту тенденцию отгораживаться, все время куда-то сбегать и как научиться находиться здесь и сейчас. Я буду называть его Ходьбой. Оно помогает спуститься на землю, почувствовать себя в физическом мире. Оно также помогает соединиться со своим физическим телом. Итак, упражнение Ходьба:

Станьте прямо, позвоночник занимает естественное положение — не сгибается назад и не выпячивается вперед. Вы расслаблены. Руки сложены на животе, подбородок немного втянут. Начинайте движение по кругу.

Вдыхая, медленно перенесите вес на одну из ног и начинайте медленно выдвигать вперед другую ногу. Вы присутствуете каждое мгновение при вдохе, при перенесении веса и при выдвижении другой ноги вперед. В этом заключается весь секрет этого упражнения — всегда присутствовать при том, что вы делаете, никуда не торопясь.

Когда ставите ногу на пол, медленно выдыхайте. Вы видите, вы чувствуете каждое мгновение — сначала касаетесь пола пяткой, потом перекатываете ее на носок, перенося вес тела на нее, и тут начинает другая нога отрываться от пола. Начинается новый вдох, новое движение ноги вперед. Так вы ходите по кругу, все время находясь здесь и сейчас.

Это крайне эффективное упражнение для того, чтобы опуститься на землю и научиться присутствовать при том, что вы делаете. Лучше всего выполнять его в медленном темпе, чтобы успевать следить за каждой фазой дыхания и за движением и постановкой ног, ничего не пропуская.

Делайте его столько времени и столько раз в день, в неделю, пока получаете удовольствие. Начинать, наверное, лучше с пяти минут. И никуда не торопитесь, не стремитесь сразу овладеть всем. Если вы перезанимаетесь в первый раз, это надолго отобьет у вас охоту заниматься дальше. И запомните, здесь все решают регулярность выполнения и время.

Вы можете проделывать Ходьбу, когда идете на работу или с работы или когда просто гуляете на воздухе.

И последнее. Когда вы выполняете это упражнение (как, впрочем, и следующие, которые я приведу), у вас не должно возникать никаких мыслей. Как только у вас появляется какая-нибудь мысль, вы ушли, вы не здесь и не сейчас. Следовательно, необходимо проявлять ВНИМАНИЕ и БДИТЕЛЬНОСТЬ. Замечайте эти моменты и снова возвращайтесь к упражнению, только ни в коем случае не ругайте себя, иначе упражнение, вместо того чтобы оказать целительный эффект, будет способствовать дальнейшему развитию стены или, говоря медицинским языком, невроза.

Другая разновидность упражнения, нацеленного на то, чтобы научиться быть здесь и сейчас и не сопротивляться жизни в физической реальности — это ваши действия в быту. Вы можете точно так же отслеживать каждое мгновение своих движений — когда чистите зубы, едите или моете посуду. Видьте, как вы подносите ложку ко рту, как прожевываете, как проглатываете пищу, как снова зачерпываете ложкой суп. Видьте, как вы берете тарелку, как подносите ее к крану, как открываете воду, как берете мочалку и моете, делая движение за движением, как протираете тарелку, как кладете на полку, присутствуя в этих движениях каждое мгновение, осознавая их.

Точно так же вы можете действовать, например, в магазине при какой-нибудь покупке. Видьте и чувствуйте, как вы вынимаете кошелек, достаете деньги, отсчитываете их, получаете покупку и кладете ее в сумку, пересчитываете сдачу, убираете ее в кошелек, опускаете кошелек в карман или сумку, поворачиваетесь и уходите. Кстати, это упражнение может помочь преодолеть страх перед деньгами или неприятие их. Ведь именно поэтому у людей не бывает денег.

У одной женщины постоянно обнаруживалась одинаково небольшая недостача, когда она сдавала деньги за проданный товар. Причем обычно ей звонили через час или два, чтобы сообщить, что не хватает такой-то суммы. Она смотрела на эту ситуацию и никак не могла понять, в чем дело. В тот день, когда она решила все-таки до конца разобраться, ей опять позвонили, чтобы сообщить все то же известие.

Когда начали выяснять причину недостач, оказалось, что женщина сдает деньги, не пересчитывая их. Ей, конечно же, дали совет пересчитывать сдаваемые деньги и составлять списки продуктов, которые она продала за день, чтобы поймать концы неведомо куда исчезающих денег, потому что те, кому она сдавала их, были честными людьми и не могли присваивать их себе. Как только она осознала свою ошибку, ей буквально через несколько секунд позвонили и сказали, что деньги нашлись.

Таким образом, вы можете все время учить себя находиться здесь и сейчас, не выделяя этому упражнению особое время. Выполняя упражнение регулярно, не торопясь, вы очень скоро почувствуете результаты. Я не буду ничего описывать вам, вы сами все увидите и поймете.

Главное — это присутствовать при том, что делаете, осознавать, тогда этот мир начнет раскрывать вам свои секреты, разворачивать истинную реальность. Это похоже на цветок, раскрывающийся навстречу солнцу. Вы и есть это солнце, и мир с удовольствием раскроется вам навстречу. Поверьте, в нем нет ничего опасного, все опасности создаетевысами, следуя ошибочным убеждениям.

Но теперь настала пора возвратиться к главе «Оценки», ведь мы ее так и не закончили.

Еще одно средство разобраться с оценками —этоперестать оценивать то, что находится перед вами. Попытайтесь понять: нет ни плохого, ни хорошего, есть только жизнь в ее бесконечном разнообразии,и,присваивая какому-то явлению ту или иную оценку, вы имеете дело не с самим, явлением, а со своей оценкой, то есть с иллюзией.

Однажды одна супружеская пара пошла на нудистский пляж. Надо сказать, что супруг с большой неохотой последовал этой затее, потому что у него было не самое лестное мнение о своих данных. Едва ступив на пляж, им навстречу повстречался мужчина, при взгляде на размеры которого муж начал кашлять и спотыкаться на каждом шагу. «Боже мой, — подумал он, — я-то что тут делаю со своей пиписькой?» Жена тут же подхватила его под руку — собой он больше не владел, ноги у него подкашивались.

Так добрели они до подходящего места. Муж постоянно бормотал что-то себе под нос, взгляд его потух и блуждал по сторонам, ничего не видя, язык заплетался.

Но у этого мужчины, судя по всему, была — и есть! — хорошая карма — ему попалась умная жена. Понаблюдав некоторое время за ним и послушав его стенания на злую судьбу и бедную долю, она, сохраняя полное хладнокровие, сказала: «Кто сравнивает, тот проигрывает. Вместо тебя всегда будут выбирать другого, если ты и дальше будешь заниматься сравнениями».

Что-то подсказывало ему, что к ее словам надо прислушаться, она говорит правду! Немного успокоившись, он стал размышлять. Время шло, жена молчала, пляж вокруг как будто вымер. Все затаили дыхание. И тут его озарило! Он понял, что она действительно права! Довольствуйся тем, что у тебя есть, будь благодарен за это, и счастье никогда не оставит тебя!

Через мгновение, как из-под земли, объявился тот самый человек, которого они встретили при входе на пляж. Он проходил мимо, был одет, и вид его был понурый. При взгляде на него можно было держать пари, что у него больше нет будущего.

Каждый раз, когда вы присваиваете оценки, когда вы определяете что-то, вы усиливаете свое эго, свое «я» и удаляетесь от истины, потому что «я» развивается и утончается за счет оценок и определений. Конечно, значительно легче иметь дело с событием, когдавы его определили, но так вы никогда не сможете узнать, что есть истинная реальность. Перестав давать оценки, вы лишаете эго подпитки, оно перестает развиваться.

Если хотите, можете представить себе эго в виде сложных, переплетенных друг с другом полевых структур — это наши убеждения, внутри которых спрятана жемчужина — мудрость, или истинная реальность, которую нельзя открыть, пока не разберетесь со своими привязанностями, оценками, убеждениями и с эго. Мудрость не надо искать вовне, она — внутри нас, потому что Внешнее Равно Внутреннему. Все, что нужно, это проявить терпение и довериться своему Пути.

И все-таки ее можно открыть, не прикладывая никаких усилий, в одно мгновение, потому что внутри мы знаем, что это такое.

Что такое истинная реальность?

 


Глава 3 Эго

Прежде всего вам надо ясно ощутить свое «я», потому что в нормальном состоянии мы если и можем ощутить его, то только как что-то очень неясное и расплывчатое, а чаще всего не можем вообще. Очень интересная получается картина: «я» вроде бы существует, но просто так его не почувствовать.

А теперь представьте себе, что вас только что оскорбили, обозвав так, что это вас проняло. В момент оскорбления вы можете очень четко ощутить это неуловимое «я» — вы чувствуете себя так, будто вам нанесли удар. В этот момент «я» как будто конденсируется, и вы можете ощутить обиду, боль от оскорбления или другие негативные чувства. «Я» приобретает ясные и четкие очертания. Когда же мы переживаем приятные чувства, «я» ощущается не так ясно, поэтому оскорбление в данном случае более функционально.

Дальнейший ход мыслей весьма прост. Раз «я»порождает все мысли и образы, раз оно порождает все оценки, раз именно из «я» вышли первая дуальная пара — «плохо — хорошо» — и первое деление на «это я, а это ты, это я, а это мир», — значит, в первую очередь следует иметь дело именно с «я», то есть с эго. Еще раз подчеркиваю, что «я» — это тот самый источник, который разделяет внешнее и внутреннее, как, кстати, левое и правое, верх и низ. Оно мешает их соединению, то есть сущность «я» — разделение, отделение от целого.

Как иметь дело с «я»? Убедиться в том, что «я» как такового не существует, что это иллюзия, просто очередная иллюзия, которыми морочит нас наш ум.

Конечно, первой реакцией на такие слова является страх: если «я» уничтожится, что останется? Будет ли человек продолжать существовать как личность? «Буду ли я существовать как личность, не перестану ли чувствовать, любить?» — спросите вы себя. Как вы думаете, откуда идет этот страх? Конечно же, от «я», которое таким образом защищает себя. И что же делать в этом случае? Положиться на себя и не суетиться. Понимание придет в свое время. Давайте посмотрим, что мы стремимся защитить и существует ли «я» на самом деле.

Возьмем такое понятие, как машина. Если мы посмотрим вокруг, то увидим множество машин. Они реальны, их можно потрогать, понюхать, ощутить на вкус — они существуют! Теперь давайте разберемся, существует ли машина в абсолютном, безусловном смысле этого слова.

Что такое машина? Это набор определенных деталей. Мы между собой условились называть машиной определенный набор деталей. То есть это всего лишь слово, звук, рождающий определенные ассоциации.

Странное дело, как только мы что-то называем, это принимает самостоятельное, независимое бытие. Но это же не так, это мы думаем, что предметы обладают самостоятельным бытием. Ничто не существует независимо друг от друга. Именно в этом смысле машины не существует, а существует набор компонентов, а «машина» — всего лишь слово, обозначающее набор деталей. И передвигается по дороге, если быть точными, не машина, а колеса. Вы понимаете, в какие игры играют с нами слова? Мы придумываем слово или определение для обозначения какого-то понятия, а потом имеем с ним дело как с абсолютно существующим, имеющим независимое бытие.

Так существует машина или нет? Ведь мы же ее видим, обоняем, осязаем! Да, она существует,но УСЛОВНО. Необходимо помнить, что это условное наименование для определенного набора деталей. Это всего лишь название, созданное нашим умом. Существует слово, и существует соответствующий объект снаружи. Внешнее отразило внутреннее. Мы видим снаружи машину.

Проделав тот же самый анализ относительно двигателя, колес и прочего, вы убедитесь, что все это также существует условно, но ни в коем случае не имеет самостоятельного бытия. Все это — лишь совокупность элементов, не более. Что бы мы ни рассматривали, какой бы мелкой ни была деталь, она также состоит из элементов. И так далее, до бесконечности, в сторону уменьшения объектов.

Если мы будем увеличивать фокус ума, мы тоже увидим, как генерируем и генерируем понятия, создавая очередные иллюзии-мысли, которые заслоняют от нас истинную природу вещей. То есть при создании мыслей, заслоняющих от нас реальность, наш ум работает в обе стороны. Это и имеется в виду, когда говорят, что все вокруг иллюзия.

Благодаря подобному мыслетворчеству, наши ум и чувства настраиваются в каждый момент времени только на один фокус. Это означает, что мы видим только ту мысль, которая возникает в данный момент, и теряем из виду все остальное! Мы привязываемся к тому, что у нас на уме; далее следует принцип: «Внешнее отражает внутреннее» — и все в порядке, мы в ловушке своего убеждения, которое отразилось вовне.

Глядя на машину, мы не видим ни деталей, из которых она состоит, ни того, что окружает ее. Мы зафиксировались на ней. Это и называется видеть, слышать и чувствовать то, что хочешь видеть, слышать и чувствовать. Это и есть иллюзия.

В некотором смысле это очень удобно. Наше «я» создает слова и определения и живет во вселенной, в которой чувствует себя безопасно. Это оно думает, что живет в безопасном мире. Но как вы можете видеть из своей жизни, подобная безопасность та же иллюзия, потому что такая тактика ни к чему не приводит, — вы продолжаете переживать неприятные моменты. Следовательно, необходимо менять тактику, переставать искать «безопасность» для себя. Потому что «я», ища безопасность, боится внутри. А раз оно боится, то будет притягивать к себе ситуации, связанные со страхами.

Но что означает «перестать искать безопасность»? Это означает быть здесь и сейчас, переживать ту ситуацию, в которую вы попали. Если же вы не можете этого сделать, тогда убегайте, но видьте, слышьте, чувствуйте, как вы делаете это.

Если в вас поднимается страх или боль, дайте им течь, отпустите их. Если же не можете этого сделать, видьте, как вы уходите, сбегаете. Тогда рано или поздно вы все-таки выйдете на них, и страх и боль покинут вас навсегда.

Весь фокус заключается в том, что, когда мы называем, определяем предметы, мы сразу же относим их к категории опасных или безопасных, полезных или бесполезных. Далее, когда мы видим уже знакомые предметы, мы знаем, как они ведут себя, как вести себя с ними, то есть эго создало безопасную для собственного существования вселенную. Именно поэтому эго так противится переменам. Оно не будет знать что делать, если встретится с предметом или ситуацией, под которые у него нет ассоциаций. Поэтому оно стремится к стабильности, но, стремясь как можно дольше сохранить окружение в неизменном порядке, оно провоцирует еще более резкие и жесткие перемены — маятник не может долго находиться в крайнем положении. Оно испытывает шок, еще больше закрывается, стремясь усилить контроль и не впускать никаких перемен, это опять приводит к срыву, и дальше круг начинается заново.

Теперь проанализируйте «я» так же, как недавно анализировали машину и ее детали. С самого начала можно увидеть, что «я» — это собирательное понятие, но здесь очень важно провести анализ самостоятельно, шаг за шагом, чтобы, в конце концов, убедиться, что никакого «я» нет, в абсолютном смысле. Его нет ни внутри, ни снаружи, ни слева, ни справа, ни сверху, ни снизу. Оно существует лишь УСЛОВНО. Мастера утверждают, что понимание того, что «я» не имеет субстанции, не обладает никакой материальной основой, означает достичь мудрости. Если вы поняли, о чем идет речь, тогда к вам вопрос:

Вы попадаете в ситуацию, где вас продвинули по службе, похвалили, признали лучшим, показали по телевизору или избили, обругали, оболгали, обманули, предали и т.п.

Кого продвинули, повысили, похвалили, признали, показали, избили, обругали, оболгали, обманули, предали и т.п.?

Если у вас есть ответ на этот вопрос, следовательно, ваше «я» существует, а раз существует, значит, все еще разделяет. Ни о каком единстве не может идти речи, потому что природа «я» — это обособляться, отделять себя от всех и вся.

Вообще, начав работать со своим «я», вы удивитесь, насколько оно хитро и изобретательно в вопросах выживания. Практически каждый ваш шаг оно может обратить себе на пользу, на укрепление себя. Например, оно может подкидывать вам такие мысли, как: я правильно иду по пути; я духовно развиваюсь; я готов предстать перед Богом/услышать глас Божий, потому что сделал много добра людям; я заслуживаю хорошей кармы; если буду следовать этому учению, то духовно разовьюсь. Так оно может водить вас за нос, а вы ничего не будете знать об этом. Наблюдайте, как оно генерирует понятия, связанные с безопасностью, пользой, выигрышем, продвижением по пути, духовным ростом и опасностью, вредом, проигрышем, деградацией.

Однажды один Учитель сказал: «Если у вас есть хоть малейшее различие между высшим и низшим, это может низвергнуть вас в самые пучины ада».

Как вы думаете, что он имел в виду?

Хотите ли вы быть выше или думаете о себе в уничижительном смысле? Чем выше стремится подняться человек, тем больше у него ощущение собственной слабости, неудовлетворенности, нереализованности.

Кстати, как вы смотрите на бомжей, алкоголиков, неудачников, которых каждый день видите на улицах? Отметьте характер этого чувства. Оно носит оттенок превосходства и оценку-убеждение: «Я так не хочу проводить свою жизнь, я буду лучше» или «Уж я-то лучше».

Что имел в виду Учитель?

Сравнение

Этот мир полярен, в нем все разбивается на противоположности. Чтобы появилось напряжение и потек ток, нужно установить полюса, создать разность потенциалов, тогда появится энергия. В жизни все происходит точно также. США и СССР сравнивали себя друг с другом и за этот счет развивались, и весь остальной мир тоже пользовался этой энергией.

В коллективе обязательно выделяют козла отпущения, чтобы развиваться за его счет. У вас обязательно есть кто-то, про кого вы думаете примерно так: «Я обязательно докажу ему/ей, что я права/прав. Он/она сделал/сделала мне плохо, что ж, посмотрим теперь, как они у меня запоют. В меня не верят, я все равно добьюсь своего». Когда из вашей жизни уходит один противник или враг, обязательно появляется другой, чтобы установить разность потенциалов и черпать энергию за ее счет. Заметьте, как вы попеременно ссоритесь — мысленно или наяву — то с одним своим знакомым или коллегой, то с другим, то с третьим. Потом у вас вновь устанавливаются хорошие отношения, но вскоре вы выбираете новую кандидатуру, чтобы противопоставить себя ей. Я называю это «позиционным переключением».

Так называемое законопослушное общество — большинство — устанавливает разность потенциалов за счет бомжей или уголовников, чтобы развиваться за их счет. Каждая семья также стремится выделить у себя «урода» (поговорка: «В семье не без урода»), чтобы отталкиваться от него и расти за его счет. Этот «урод», эти бомжи, алкоголики и неудачники превращаются в «сточную яму», куда сбрасывают собственные «отходы» «удачливые и правильные», говоря себе нечто вроде: «Я лучше, выше, умнее, удачливее, я не хочу быть таким/такой, я сделаю все, чтобы стать лучше».

Но действительно ли ваши «отходы» сбрасываются?

Действительно ли вы растете за счет «урода»?

Действительно ли надо куда-то себя относить, определять, кто кого выше или ниже, чтобы развиваться?

И кто внутри вас это определяет?

За счет этих людей вы стремитесь быть выше, удачливее, умнее, образованнее. И вы чувствуете себя таковыми. Если вы поймете это, не ругайте себя и не корите. Это принцип действия нашего мира, который развивается за счет разделения и борьбы. Просто вы пока по-другомуне можете. Спросите себя:

А как развиваться в единстве и любви?

У одного мужчины был старший брат. Нельзя сказать, чтобы он совсем уж был беспутный, но он пил, вел беспорядочный, в общепринятом смысле этого слова, образ жизни, бомжевал, а поэтому вся семья постоянно пребывала в тревожном ожидании, что еще он выкинет. Этот мужчина стыдился своего брата и стремился не общаться с ним. Брат умер внезапно. Только тогда этот мужчина понял, что для него значил брат и как он «рос» за счет него.

Когда человек уходит, некого больше оценивать, не с кем больше сравнивать себя. Тогда ум очищается от определений и оценок, и проявляется истина. Кстати, из этого можно сделать прекрасное упражнение, которое можно с полной определенностью назвать Упражнением в Безусловной Любви:

Мысленно посмотрите на того, кто вас беспокоит в вашей семье, на того самого «урода». А теперь представьте себе, что его бы не стало (постучав предварительно по деревяшке и поплевав три раза через левое плечо). Что бы вы думали, что бы поняли о нем?

Многие люди боятся максимизировать свои мысли, полагая, что их желания могут осуществиться, — ведь мысль имеет способность проявляться вовне. Не бойтесь этого делать, потому что наличие сослагательного наклонения не даст этому произойти, а вы получите возможность познакомиться с новым состоянием, когда снимаются условия и оценки, которые вы сами на себя наложили. Тогда вы видите действительное лицо человека, с которым себя сравнивали.

У одной женщины пьет мать, давно, с тех пор, как она себя помнит. Сейчас эта женщина — удачливый бизнесмен, у нее хорошая семья, квартира и все, что полагается, но она не хочет иметь с матерью ничего общего, так велика ее обида на нее. Когда мы с ней говорили, она не смогла понять, что этим благополучием она обязана своей матери, что выросла за счет подсознательного соревнования с ней. Она не смогла понять, что мать принесла себя в жертву ради нее.

Люди начинают пить, попадают в тюрьму или уходят из дому по самым разным причинам. У вас есть близкие или друзья. Вспомните, как вы себя чувствуете, когда они вас не понимают, невольно обижают или оскорбляют, тем более если они попадают в больное место. А когда ваш ребенок не обращает на вас внимания, оскорбляет, игнорирует? Но существуют еще и мысли, которые люди думают о вас. Они еще более болезненны и разрушительны, чем слова и поступки. Все это может копить внутри вас стресс, негативные эмоции и желание хоть каким-то образом изменить ситуацию. Теперь вы можете понять, почему эти люди срываются, пьют, покидают дом, становятся «отбросами».

Если вы согласны с тем, что Внешнее Равно Внутреннему, подобное притягивает подобное и что только вы виновны в происходящем с вами, тогда к вам вопрос:

Если в вашей семье есть «урод», какое ваше личное участие в том, что близкий вам человек стал таким?

При ответе на этот вопрос никаких оправданий не принимается. Все это болтовня ума. Принимаются только обнаруженные вами конкретные мысли, несущие в себе негативные оценки, осуждение, негативные эмоции относительно этого человека. Это и есть причина. Что с этим делать? Убирать и любить безусловно.

Мы возвращаемся к главе «Эго», и я опять задаю вам вопрос:

Что имел в виду Учитель, когда говорил о высшем и низшем? Надеюсь, предыдущая информация поможет вам ответить на этот вопрос.

Мы способны создавать мысли в сторону уменьшения и укрупнения объектов, изменяя фокус своего ума. Точно так же мы можем их уничтожать. Тогда мы вплотную подходим к пониманию того, что «Форма — это пустота, а пустота — это форма», — как когда-то сказал Будда.

Чтобы лучше понять это, в Тибете Учителя дают следующее упражнение, своего рода психологический трюк, который дает понимание и заставляет подумать: «А-а! Я вижу». Но тут Ламы отвечают: «Спокойно, в действительности вы еще ничего не видели, потому что на это потребуется еще пятнадцать лет занятий, но, проделывая это упражнение, вы сможете увидеть направление, в котором вам необходимо двигаться. Это — веха».

Посмотрите на нечто, что находится напротив вас, например, на статуэтку Будды. Просто усядьтесь поудобней и смотрите на Будду. Не делайте больше ничего, не задавайтесь вопросом: «А что дальше будет?» Просто смотрите.

А теперь задайтесебе вопрос: «Где находится то, на что я смотрю?»

Если вы как следует подумаете, то обнаружите, что склонны ответить: «Ну, это в нескольких метрах от меня». Или же вы можете ответить: «Это, должно быть, где-то в моей голове». Так что же — это там, вовне? Или все же это в моей голове? Или же — ни то, ни другое? Спросите себя: «А каково мое истинное восприятие того, где это находится?» Вы обнаружите, что ваш опыт глядения на предмет оформляется конструкциями и толкованиями, которые вы ему навязываете.

Продолжайте смотреть на Будду. Кажется, будто там, вовне, что-то все-таки есть. Оно имеет определенные форму, цвет и размер. И вы, такое впечатление, находитесь в противоположной точке от того, на что смотрите. Если бы вы были Буддой, который смотрел бы на вас, вы увидели бы лицо. Но когда вы начнете исследовать это лицо — ваше лицо, которое исследует Будда, — то при истинном восприятии обнаружите, что ваше лицо — это нечто вроде смутно воспринимаемого экрана. Вы — не ваше лицо как таковое. Вы смотрите из-за своего лица. То нечто, которое находится за вашим лицом, смотрит на Будду.

Можете ли вы ощутить/испытать то, что находится за вашим лицом? Начните постепенно входить в это.

Подождите некоторое время, и затем вы можете задать себе вопрос: «То, что находится напротив меня, имеет форму, но имеет ли форму то, что находится за моим лицом?» (Посмотрите, чтобы увидеть, не обсуждайте это в своей голове.) Поместите свое знание в то место, откуда вы смотрите. Есть ли там что-нибудь, что имеет форму?

То, что находится напротив, имеет определенный цвет. А то, что находится за вашим лицом, имеет ли какой-нибудь цвет?

То, что находится напротив вас, имеет определенные размеры. А то, что находится за вашим лицом, имеет ли какие-нибудь размеры?

Существует ли хоть какое-нибудь слово, которое вы можете использовать, чтобы описать то, что находится за вашим лицом, в той точке, откуда вы глядите на Будду? И занимает ли эта точка какое-нибудь место при истинном восприятии?

А теперь, если последуете дальше, что вы найдете в этом месте? Есть ли там слова? Вакуум? Тишина? Протяженность? Полное отсутствие чего-либо? Пустота?

В этот момент вы должны быть очень внимательны, иначе мы опять обратимся к языку и обнаружим ощущения, восприятие, хотение и сознание. Все эти мысли и концепции имеют значение в царстве рассуждений, но сами по себе они представляют собой лишь наименования и названия. Что-то очень странное происходит в момент, когда слова видятся только как имена и названия. Когда вы посмотрите на место, где должны быть эти имена и названия, вы не найдете их как таковых, вы испытаете их таковость. Поэтому, утверждая, что ум пуст, вы не имеете в виду, что там вовсе ничего нет. Он — пустой оттого, что находится там, как имена и названия, казалось, должны бы подразумевать. Описания не есть ЭТО.

Время

Обратите внимание, как вы отнеслись к словам «понадобится еще пятнадцать лет занятий». Тягостно и тоскливо как-то, да? А теперь оглянитесь на прожитые вами годы. Сколько вам? Двадцать, тридцать, сорок, за пятьдесят? Сколько бы ни было, все равно прожитые годы воспринимаются как пролетевшее мгновение, щелчок. Вроде, жизнь и была, а вроде, все это было лишь сном. Пролетит еще пятнадцать лет, и они также превратятся в мгновение.

Теперь оглянитесь назад и вспомните, как вы собирались, например, изучать язык, бегать по утрам, заниматься каким-нибудь спортом, сделать что-то. Прошло время, а вы до сих пор собираетесь, хотя на это надо было тратить минут двадцать в день. Сейчас вы уже понимаете, что спокойно могли выделить это время, но что-то все время вам мешало.

Эта загадка легко разгадывается. Время — это характеристика нашего физического мира. Следовательно, когда творятся какие-то неполадки с выделением на что-либо времени, это говорит о том, что вы не здесь и не сейчас, что вы где-то летаете. Любая физическая субстанция автоматически несет в себе время. Поскольку жить и действовать в этом мире подразумевает под собой то или иное преобразование пространства и материи, в том числе и себя, вы всегда и везде будете сталкиваться со временем. Если вы оторваны от физического мира, у вас не будет и связи со временем — вы будете его терять, вам будет его хронически не хватать, вы будете всюду опаздывать.

Одна женщина рассказала следующий странный, с точки зрения здравого смысла, случай. Такое происходит со многими людьми, но как-то проходит незамеченным. Она выходила на работу в одно и то же время, шла пешком, всегда торопилась, часто бежала, боясь опоздать, — и всегда опаздывала.

Когда она поработала с собой, отпустила некоторые свои блоки, поняла, как сопротивлялась жизни в физической реальности, произошло следующее. Прежде всего она стала отслеживать, как жизнь сбегает от нее. Далее она сказала себе: «Я никуда больше не тороплюсь».

Теперь она выходит на работу в то же самое время, идет не спеша, дышит воздухом и приходит минут на пять—десять раньше положенного.

«Кто тихо ходит, тот густо месит» — не правда ли, замечательная поговорка? И имеет много уровней для понимания.

Ясно, что под оторванностью от физического мира лежит страх или ужас перед пребыванием в нем, неприятие его в той или иной степени. Методы работы с подобными страхами я не буду объяснять, вы уже сами все прекрасно знаете. Я лучше вам покажу, какие ограничения могут существовать относительно времени и чем они подпитываются.

«Я хочу все и прямо сейчас», — одно из убеждений, которое может у вас быть. Если вы начнете внимательно его исследовать, то увидите, что здесь идет речь о вашем неверии в себя и в собственные силы. Его выдает наружу страх, говорящий, что потом вы можете не получить того, чем хотите обладать немедленно. Почему? Потому, что не уверены в своих творческих силах создавать нужные вам вещи, и потому, что не верите в изобилие вселенной и в то, что в ней всего и всем достаточно. Выходом из этого тупика служит понимание, что все в этом мире приходит к нам в нужный момент. Если ваши мысли порождают внешнее, следовательно, когда вы будете готовы иметь желаемое в своей жизни, оно само придет к вам, если оно действительно нужно вам для собственного развития. Стремясь иметь нечто, убедитесь, не является ли ваше желание блажью — может быть, вы хотите обладать этой вещью только потому, что она есть у соседа или обладание ею престижно.

Обратите внимание, когда вы говорите себе: «Есть еще время». В большинстве случаев, если не всегда, эти слова подчеркивают, что у вас нет сил решать данный вопрос прямо сейчас. Как правило, люди дожидаются крайнего срока, чтобы начать действовать. Они черпают силы из того факта, что их уже так прижало, что пора начинать что-то делать. У этого ограничения есть также и другая сторона. Когда вы произносите эти слова, увидьте, как они лишают вас силы действовать прямо сейчас. А теперь попробуйте убрать это ограничение. Все начинает стягиваться в точку, к нынешнему моменту, не правда ли? А сила возрастает подобно цунами.

Когда вы говорите себе: «Ну, на это надо время», — вы также подчеркиваете, что не хотите или у вас нет сил делать это.

Как видите, каждый раз, когда речь идет о нехватке, отсутствии или большом количестве времени, что, собственно, одно и то же, вы подразумеваете нечто иное, как неуверенность в собственных силах, или подчеркиваете веру в их отсутствие.

Это же подтверждает формула из элементарной физики, где сила измеряется массой, умноженной на ускорение. Помните ее? Напишите ее себе и убедитесь, что квадрат времени обратно пропорционален силе. Теперь, когда вы будете себе говорить, что у вас масса времени, есть еще время, надо много времени, вы увидите, что силы у вас нет, что она распыляется прямо на глазах. Все в этом мире просто, дайте себе только время подумать.

Вы, конечно, можете возразить, что данная формула в ходу только в физическом мире. Но я вам напомню, что Внешнее Равно Внутреннему. Следовательно, формула справедлива и для мира энергий, но несколько по-другому интерпретируется. Массой здесь является ваша мысль или запас психической энергии. Приступая к какому-нибудь делу, как следует обдумайте, что и как вам делать, поищите дополнительные ходы и варианты. Таким образом, вы наращиваете массу мысли, которую потом пустите в дело. Но каким бы ни был ваш запас энергии, чем раньше вы начнете действовать и чем меньше времени будете тратить, тем эффективнее будут ваши действия.

Не откладывая на завтра то, что можно сделать сегодня, вы наберете инерцию, которая полностью преобразит вашу жизнь и сделает ее счастливой. Ваши действия станут максимально эффективными в любой момент времени, потому что время в знаменателе будет стремиться к нулю, а это значит, что в вашем распоряжении появится огромная сила.

Чтобы яснее понять это, обратите внимание на действия своего «я» — эго, когда оно стремилось или стремится заполучить желаемое. Особенно характерны примеры с получением наследства, отсуживанием квартиры или комнаты, дележом собственности, продвижением по службе, когда надо кого-то обойти, с присвоением денег, повышением зарплаты. В жизни каждого человека случалось нечто подобное.

Действия «я» в таких случаях точны, целенаправленны и крайне эффективны, потому что они максимально сжаты во времени. Квадрат времени в знаменателе — это вам не хухры-мухры!

С другой стороны, во время действий важно не торопиться, потому что время тогда начинает съедаться. Как это происходит, я вам сейчас покажу. Когда мы начинаем куда-то стремиться, ум лихорадочно просчитывает варианты и заранее рисует себе вожделенную цель. Он отрывается от физической реальности, его связь с телом становится очень слабой. Можно утверждать, что ум начинает жить в своей реальности, а тело — в своей.

В реальности ума все уже сделано, все необходимые действия произведены, хотя зачастую ум даже не знает, какие это должны быть действия, — ум уже обладает тем, к чему стремился. Здесь, в физической реальности, где мы живем и где время течет линейно, все выглядит не так радужно, как это рисует себе ум. Чтобы что-то получить, тело должно совершить определенные действия и приложить строго направленные усилия. Поскольку ум часто не знает, какие действия следует предпринять, пребывая уже в конечной цели и наслаждаясь обладанием, его разрыв с телом становится фатальным. Время в этом случае исчезает просто на глазах.

Если ум все-таки знает, что за действия потребуются, но пребывает в конечной точке, он спорадически то соединяется с телом, отдавая ему команды, то разъединяется с ним, чтобы побывать у цели. В момент, когда ум уходит в конечную точку, команды в тело перестают поступать, и оно, если само не знает, что делать, простаивает или действия его становятся замедленными или суетливыми и беспорядочными. Только человек этого не замечает, потому что он не здесь. Когда он возвращается к действиям, у него создается впечатление, что время ушло, а сделано так мало. Так прямо на глазах утекает время. Понаблюдайте за чьими-нибудь действиями и увидьте, как человек суетится, зря тратит силы, хотя все можно сделать по-другому. В этот момент его здесь нет.

Но, самое интересное, наши мысли влияют не только на наше тело, но и на наше окружение, в частности, на транспорт, в котором мы едем, ускоряя его скорость или замедляя ее. Но вы помните, конечно, что Внешнее Равно Внутреннему, поэтому все это совершенно естественно.

Одна женщина ехала на поезде на мой семинар. Она должна была приехать как раз к началу. Так получилось, что ее поезд задержали на подъезде к городу. Потянулись минуты и часы. Когда она мысленно подгоняла его, он либо медленно тащился, либо вовсе останавливался. При этом время бежало вскачь, когда она сверялась с часами. Она решила расслабиться и быть здесь и сейчас. Поезд пошел быстрее и без остановок. На семинар она практически не опоздала.

Поскольку люди в основе своей мудры, они заметили все эти эффекты и отразили их в языке. В России говорят: «Тише едешь, дальше будешь», «Поспешай не спеша». На Кубе, когда любовники расстаются и один из них спешит, говорят: «Одевай меня помедленней, я спешу».

Когда ум соединен с телом, тогда вы здесь и сейчас. И еще это означает нирвану. Между спешкой и неспешкой существует разрыв, расщелина, в которую надо войти, чтобы ваши действия стали абсолютно эффективными. Подумайте над этим и постарайтесь это сделать.

Мы уже коснулись работы с дуальными парами. Подробнее мы поговорим об этом ниже.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.