Здавалка
Главная | Обратная связь

Прежде чем приносить себя в жертву, надо самому перестать быть жертвой.



Прежде чем жертвовать, надо иметь то, чем вы хотите пожертвовать.

Жертва-палач

Недавно, будучи в деревне, я убил змею. Я убил ее, повинуясь, во-первых, чувству собственного страха, а во-вторых, повинуясь стадному инстинкту, когда все вокруг — дети и женщины — в панике кричали и требовали от меня решительных действий. И я поступил решительно — как настоящий мужчина. Я убил.

Потом я раскаялся. Змея не выходила у меня из головы несколько дней, ее изогнутое в боли тело и открытый в немом крике рот. И я понял, что действительно сильный человек не может убивать, ему вообще незачем убивать. Он может убивать только тогда, когда ему или его близким грозит непосредственная, но не воображаемая опасность.

А еще я увидел, как люди, особенно близкие, и животные сознательно подставляются под мой удар, чтобы я прожил роль палача и понял ее. Они жертвуют собой ради меня, ради моего вразумления. Лучше поздно, чем никогда.

Это событие стало последним в цепочке похожих друг на друга случаев, когда я проявлял жестокость и причинял боль, страдания живым созданиям или людям, особенно близким. Благодаря ему перед моим взглядом поднялась во всей своей красе дуальная пара «жертва-палач». Я увидел, как позиция жертвы пронизывала буквально каждое мгновение моей жизни.

Я также увидел, как играл роль палача, — опять-таки в каждый момент своей жизни. Я играл роль палача по отношению к внешнему миру, потому что считал себя его жертвой, и я был палачом по отношению к самому себе, потому что внутри считал себя жертвой неведомой мне и неизвестно по каким законам работающей системы под названием «тело и душа».

Если следовать линейному образу мышления, то процесс перехода из роли жертвы в роль палача и обратно очень легко увидеть. Когда вы находитесь в позиции жертвы, в вас начинают нарастать протест, гнев и злость. Когда этот процесс достигает высшей точки, вы перекидываетесь в позицию палача и начинаете выплескивать на окружающий мир все, что накопилось в вас. Потом, когда ваши силы истощаются, вы вновь перемещаетесь в позицию жертвы. И так вы качаетесь до бесконечности.

Если следовать нелинейному образу мышления — одномоментному, так сказать, — тогда позиции жертвы и палача сливаются. Вы видите, что, будучи жертвой, одновременно являетесь и палачом. Когда вы увидели все это, такие понятия и роли, как жертва и палач, перестают существовать для вас. Вы выходите за пределы дуального мышления. Принимаете в себе обе эти энергии — и энергию жертвы, и энергию палача. Вы становитесь свободными. А это означает, что вы берете ответственность за свою жизнь на себя. Полностью. Наконец-то.

Истина

Иметь дело с правдой достаточно хлопотное и трудоемкое дело, но вам ничего другого не остается, кроме как начать открывать для себя истину. Либо вы продолжаете дурачить себя и других всевозможными утверждениями о том, какие вы хорошие, сострадательные, всепонимающие, какие продвинутые, создавая сусальный, пахнущий благовониями образ, который денно и нощно холите и лелеете, либо заглядываете за маски, чтобы увидеть свое истинное лицо.

Готовы ли вы к этому? Если да, тогда заранее приготовьтесь к тому, что встретитесь с очень неприятными для себя вещами, а точнее, чертами характера, которые всегда порицались обществом и жестко преследовались им. Эти так называемые плохие черты есть в каждом человеке, в том числе и в вас, и в этом нет ничего страшного. Страшное начинается, когда человек не хочет иметь никаких дел с тем, что находится у него внутри.

Если вы соглашаетесь иметь дело с тем, что находится внутри вас, если примете это, то понемногу начнете знакомиться с тем, что вы в себе отрицаете. Эти черты характера начнут показывать себя.

Когда вы не пытаетесь убежать от них, когда вы переживаете их до конца, они навсегда уходят из вашей жизни. То, что вы отрицаете, стараетесь подавить, то, чему вы присваиваете отрицательную оценку, начинает расти, набирать силу и в конце концов проявляется вовне в том или ином виде.

Как вы помните, человеческая природа двойственна, и другой она просто быть не может, поскольку мы живем в дуальном мире. Это означает, что, как только вы говорите себе: «Я буду хорошим», внутри вас автоматически формируется тенденция быть плохим. Если вы решаете для себя, что станете жить честно, внутри вас автоматически формируется желание обманывать. Если вы постоянно твердите себе, что с понедельника перестанете лениться, начнете работать, вести активный образ жизни, внутри вас формируется подавляемая составляющая, которая будет «подставлять» вас, лишая сил и повергая в еще большую лень.

Если человек старается быть хорошим, вести положительный образ жизни, у него внутри обязательно проявляется подавляемая составляющая, имеющая противоположную направленность. Если человек считает себя — без всякой игры, конечно же, — плохим/плохой, низменным/низменной, падшим/падшей и т.п., внутри обязательно появляется очень светлое и чистое существо.

В данном случае, как мне кажется, я не говорю ничего нового. Все мы не раз встречались с ситуациями, когда за маской благообразия обнаруживали зверя, а в человеке, ведущем внешне дурной образ жизни, находили прекрасные человеческие качества. Трагедия заключается в том, что к себе люди практически никогда не применяют этих знаний. И вы не исключение.

Как обнаруживать в себе всевозможные составляющие, с которыми мы не хотим иметь никаких дел? Это очень просто.

Дуальность истины

1. Что бы вы ни говорили положительного о своих качествах, в вас обязательно присутствует их противоположность.

2. Если у вас есть какие-то правила поведения, внутри вас существует одно из ваших «я», которое хотело бы поступать полностью наоборот. Вы тратите огромное количество сил, чтобы удерживать его внутри.

Зачем?

3. То, что вам не нравится в других людях, обязательно присутствует в вас — в подсознании, как правило, тогда как снаружи вы пытаетесь вести себя наоборот.

Например, вы можете проделать небольшое упражнение. Выберите любых общественных деятелей, эстрадных певцов, артистов, журналистов, которые вам по каким-либо причинам не нравятся, и выпишите те черты, которые вас раздражают в них. Выписали? Именно эти черты присутствуют в вас, но вы их подавляете, вы не любите себя за их наличие и тщательно маскируете их. Вам самим хотелось бы вести себя так же и проживать жизнь подобным образом. Это так называемые отрицаемые или подавляемые «я». О них мы подробнее поговорим позднее. На данный момент вам важно, заглянув в себя, начать знакомиться с ними.

Вы приложили немало сил, чтобы выработать противоположные правила поведения и создать качества, которыми вы, по вашему мнению, должны обладать, чтобы выжить в этом мире и понравиться людям. Но если вы внимательно присмотритесь к своей жизни, то обнаружите, что качества, которые вы так старательно подавляете, все равно время от времени выходят наружу, как бы вы ни старались скрыть их от людей.

Самое интересное, как бы вы ни старались спрятать их от постороннего и, конечно же, своего глаза, люди все равно их замечают. Я лично понял, что от людей вообще бесполезно что-либо скрывать, они все равно замечают или чувствуют это.

4. Если в вас присутствуют какие-то стремления или правила поведения, в подсознании обязательно присутствует их противоположность. Поэтому не удивляйтесь, когда вас «заносит». Это действуют те подавляемые составляющие, периодически берущие бразды правления в свои руки. Ну и конечно же, это происходит в самые неподходящие моменты, когда вам важнее всего получить положительный результат. Это будет происходить всегда, пока вы не повернетесь к подавляемым составляющим лицом, чтобы принять их как часть своего общего «я».

5. Если в вас присутствует желание заниматься духовными практиками, значит, внутри живет очень земной человек, для которого земные радости и ценности превыше всего. Чем сильнее вы стремитесь на небо, тем сильнее он вас притягивает к земле. Если вы не прислушиваетесь к этой своей составляющей, если вы не удовлетворяете ее, то есть свои земные потребности, она начинает вредить вашему духовному развитию.

6. Чем больше вы стремитесь, тем больше отдаляетесь, потому что внутри вас присутствует противоположная составляющая.

7. Чем больше вы стараетесь быть благородными и сострадательными, тем больше подлости и черствости формируется внутри.

Правило «Не убий» подталкивает людей к убийству. Правила «Не укради», «Возлюби ближнего своего» формируют внутри противоположные составляющие, которые подталкивают человека сделать все наоборот.

Особенно интересно правило «Не прелюбодействуй». Как известно, сексуальная энергия — самая мощная энергия земного плана. Именно благодаря ей весь этот мир развивается, постоянно рождая новое и переходя со ступени на ступень.

Как только вы начинаете зажимать эту энергию, невольно рассматривая каждое свое действие и даже мысль, как грязь и прелюбодеяние, присваивая им оценку «плохо», энергия сразу же начинает подталкивать вас делать это как можно чаще. И обретает поистине разрушительную силу.

Как только вы объявляете что-то грехом и начинаете это «что-то» отрицать, «грех» сразу набирает силу и все-таки заставляет вас поступать так, как вы не хотите.

Таковы ключи, которыми вы теперь можете распоряжаться по собственному усмотрению.

Грех

Понятие греха порождает чувство вины; чувство вины всегда порождает желание наказания; наказание порождает боль и страдания. Видимо, предполагается, что, если человеку причинить сильную боль и страдания, он перестанет грешить. Такое вот своеобразное кодирование.

В детстве я никак не мог понять, за что меня бьют и наказывают, если я поступаю так, как считаю нужным. Я и сейчас не понимаю, за что, но я начал понимать почему. Взрослые таким образом пытаются привить ребенку определенные понятия, поставить его в буквальном смысле «в рамки». По-другому-то они не могут, не обучены. А когда человек «в рамках», им очень легко управлять — кому угодно.

Тот, кто придумал понятие греха, был действительно гений. Более изящного хода взять человека под полный контроль просто невозможно придумать — почаще напоминайте ему, что все, что он делает, есть грех и грязь, и все в порядке, он будет в ваших руках. Главное здесь — сделать вид, что вы точно знаете, что такое не-грех, тут уж успех вам обеспечен на сто процентов.

Несколько лет назад я столкнулся с буддийской точкой зрения на грех. Ниже я привожу вам отрывок из беседы с чаньским (чань-буддизм и дзэн-буддизм — это почти одно и то же) Мастером Ши-фу.

«...Сегодня, перед ленчем, я предложил тем членам, которые уже давно находятся в Центре, принять заповеди Бодхисаттвы (человек, достигший просветления и давший обет не становиться буддой, пока все живые существа на земле не освободятся). Это подразумевает клятву соблюдать и придерживаться определенных правил.

Во время ленча ко мне подошел один человек и сказал: «Ши-фу, как вы думаете, может ли такой человек, как я, принять эти заповеди Бодхисаттвы?» Я спросил: «Почему нет?» Он ответил: «Потому что, если я приму эти заповеди, я, конечно же, нарушу их». Я сказал: «Только принимая эти заповеди, ты будешь способен нарушить их. Если бы у тебя не было заповедей, ты не смог бы нарушить их». Шакьямуни Будда сказал, что, когда вы нарушаете заповеди, это путь Бодхисаттвы; когда у вас нет заповедей, чтобы нарушать, это знак внешнего пути — по нему не следует идти.

Идея всего этого заключается в том, что если вы не примете никаких заповедей, то можете подумать, будто способны выйти из положения, не нарушая никаких правил. Но, возможно, в действительности вы делаете много такого, что плохо и вредно, независимо от того, что вы думаете.

С другой стороны, если вы совершили усилие принять заповеди, вполне возможно, вы нарушите какую-то заповедь сегодня же, зато будете знать об этом. Вы, возможно, нарушите еще одну заповедь завтра, но вы также будете знать об этом. В конце концов, такое знание будет подталкивать вас нарушать заповеди все реже и реже. Этот процесс поможет вам стать Бодхисаттвой.

Только потому, что обычные люди являются обычными людьми, для них невозможно сохранять абсолютную чистоту тела, речи и ума. В конце концов, их тела и умы не находятся под их полным контролем. Кроме того, имеются какие-то раздражители, которые мы называем кармическими препятствиями и которые были перенесены в эту жизнь из прошлых жизней. Они беспокоят нас и принуждают действовать определенным образом.

Обычному человеку трудно не нарушать заповедей. Но Буддхадхарма (путь, ведущий к просветлению) устанавливает ясный путь, чтобы вы узнали, какие действия можно предпринимать, а какие — нет. Вы устанавливаете эти критерии для себя и клянетесь придерживаться их. Но может случиться так, что вы продолжите нарушать заповеди еще очень долгое время.

Фактически Бодхисаттва продолжает нарушать заповеди до того дня, пока он не достигнет Состояния Будды. Часто приводится такая аналогия: заповеди подобны одежде. Когда вы нарушаете заповедь, это подобно тому, как если бы вы проделали в ней дыру. Теперь вам нужно заштопать ее или залатать. Позже появится больше дыр и больше заплаток. Но, наконец, вы достигнете момента, когда одежде не понадобятся заплатки. Вот процесс, через который вы должны пройти. Без заповедей — как без платья; это как если бы вы были голым.

Для нас очень важно понять, что мы обычные люди, что у нас есть свои слабости, что в нас есть какие-то несоответствия, что в нас есть то, за что можно зацепить (раздражители). Самопознание есть начало мудрости, и оно ведет к проявлению сострадания к другим. Сострадание в конце концов будет воздействовать даже на окружающую среду, которая станет лучше и чище...»

Память

Предположим, с вами произошел следующий случай, достаточно обычный и часто встречающийся в жизни каждого человека: вас оскорбили, или с вами повели себя грубо и бесцеремонно, и при этом присутствовали те, чьим мнением о себе вы дорожите. Вы, конечно, запомните этот случай, редко кто может забыть такое.

Прошел год или два, и вы опять встречаетесь с этим же человеком. «С кем вы встретились?» — спрашиваю я вас. Вы можете ответить мне: «Я встретился с человеком, которого я видел год назад и который оскорбил меня при всех». Я опять вас спрашиваю: «С кем вы встретились?!» Вы продолжаете настаивать на своем: «Я увидел человека, с которым мы встретились год назад». А теперь обратите внимание на следующее: вы действительно встретились с тем, с кем встречались год назад. Вы имеете дело не с человеком, который стоит перед вами в данный момент, а с тем, кого вы видели год назад и кто оскорбил вас.

Наш ум устроен так, что, встречаясь с кем-то, он тут же обращается к памяти, вытаскивает нужные сведения наружу и общается уже со своей памятью и мыслями, а не с человеком, который стоит перед вами. То есть вы общаетесь не с человеком, а со своими мыслями о нем. К сожалению, грамматика нашего языка никак не отражает это.

Этот человек, может быть, давно изменился, он наверняка изменился, потому что в природе нет ничего постоянного, даже камни со временем изменяются, но наш ум «подставляет» нас, заставляя общаться с тем, что давно прошло.

Вы много раз оказывались в ситуациях, когда, шагая по улице или будучи в общественном транспорте, вы видели перед собой угрюмые серые лица. А в другой раз — кругом были одни мужчины или одни женщины. В другие моменты вас могли окружать молодые, веселые лица, все очень красивые и светящиеся радостью. Вы также могли узнавать в незнакомых лицах близких вам людей, давно умерших родственников.

Все это игры ума. Просто в каждый момент времени на поверхность вашего сознания поднимаются соответствующие воспоминания и эмоции. Поэтому всегда помните: то, что вы видите в данный момент, может быть совсем не то, что есть на самом деле.

И тут самое время поговорить о тестах, которые можно ввести в себя, чтобы постепенно очистить сознание от того наносного, которое засоряет ваш ум.

Тесты

Первый тест мы назовем «Реальное — Нереальное».

Суть данного теста заключается в том, чтобы всегда помнить: то, что вы видите перед собой в данный момент, не всегда является тем, что есть на самом деле. Можно даже с полной уверенностью утверждать, что это вообще вечная проекция вашего ума на внешний мир. Чтобы увидеть то, что есть на самом деле, нужно остановить ум и выйти за его пределы.

В этом мире нет ничего постоянного — это надо очень хорошо запомнить. Чтобы выживать в этом мире, мы привыкли давать названия вещам и потом иметь дело уже с известной нам вещью. То, что мы назвали, определили, мы относим к уже известному, и эта вещь застывает в данном нами образе. Очень удобно для того, чтобы ориентироваться и выживать в окружающей среде.

Представьте себе только на мгновение, что бы с вами произошло, если бы вы все время имели дело с неизвестным, если бы на каждом шагу вы сталкивались с ним нос к носу и вам все время приходилось решать задачи на выживание. Совершенно верно — тут можно было бы очень быстро спятить.

Именно поэтому мы даем вещам названия и оценки. Мир застывает вокруг нас. Все в нем определено, все в нем известно. Раз все определено, следовательно, даже когда перед нами возникает что-то новое, мы этого не видим.

Каждый раз, сталкиваясь с чем-то, помните: это, скорее всего, не то, что есть на самом деле. Установив внутри этот тест, вы постепенно начнете продвигаться к истине. По существу, каждый раз вы будете испытывать сомнения: «А то ли я вижу? А то ли я слышу?», понимая, что может существовать нечто другое, совершенно отличное от вашего видения. Так шаг за шагом ваши шаблоны и стереотипы начнут отсекаться. А время сделает все остальное.

Второй тест мы назовем «Выше — Ниже».

Я в жизни встречал, может быть, всего пару человек, в поведении, в интонациях, в словах которых не читалось бы: «Я выше тебя». Возможно, в тех людях тоже присутствует оценочность, а я слишком мало с ними общался, чтобы увидеть эту защиту.

Это очень сильная защита, которая самым эффективным образом отделяет нас от других людей и искажает ясное видение мира. Прежде чем установить этот тест внутри, вам сначала необходимо увидеть в себе тенденцию считать себя выше других, относиться к другим свысока. Повторяю, она присутствует в каждом человеке. Чаще всего эта черта всплывает на поверхность, когда вы разговариваете с ребенком, с потерпевшим неудачу человеком (вашим знакомым, например), с человеком, принадлежащим к другому классу общества, с каким-нибудь несчастным, вроде пьяницы или бомжа. В этих случаях эта черта проявляет себя очень ясно.

Когда вы ухватили ее, когда прочувствовали, тогда вы сможете увидеть, как она работает при общении с другими людьми, близкими, друзьями, знакомыми. Здесь ее будет меньше, но она обязательно будет, потому что вы — нормальный человек.

Чувствуйте это каждый раз и каждый раз ставьте под сомнение: «А действительно ли я выше? Каждый человек — уникальное творение природы, в каждом человеке есть только ему свойственные таланты, каждый человек занимает свою собственную нишу, и жизнь — это разнообразие, где каждый человек в данный момент времени проходит свои уроки. Действительно ли я выше?»

Постепенно этот вопрос вы начнете задавать себе, когда будете смотреть на свое тело (имеется в виду тот случай, когда вы сравниваете, какая часть тела важнее), на природу, на все живое вокруг. Время и здесь сделает свое дело.

Третий тест мы назовем «Хуже — Лучше».

Он ничем не отличается от предыдущего, за исключением того, что имеет дело с жизненными ситуациями и вещами, которые происходили, происходят или могут происходить с вами.

Как бы вы узнали, что вам плохо, если бы перед этим вам не было хорошо, и наоборот?

Как бы вы узнали, что потеряли, если бы перед этим не приобрели, и наоборот?

Как бы вы узнали, что вам больно, если бы перед этим не было приятно, и наоборот?

Лучшее питает худшее, худшее питает лучшее, поэтому между ними нет никакой разницы. Вы знаете, что что-то лучше, только потому что есть нечто худшее. Лучшее существует Исключительно благодаря худшему. Имея дело с вещами, всегда задавайте себе вопрос: «А где лучше и где хуже?» — и время сделает свое дело.

Если вы введете внутрь себя эти тесты, постепенно все ваши мысли, слова, интонация, жесты, мимика, чувства, позы, действия начнут проходить сквозь них, как сквозь сито. Тогда внутри вас начнется процесс соединения противоположностей.

Обратите внимание на то, как будет действовать нормальный человек. Он скажет себе: «Ага, значит, сравнивать и делать оценки плохо. Тогда я не буду этого делать». Вот именно тогда-то, как вы понимаете, он пустится во все тяжкие и начнет беспрерывно сравнивать и оценивать, причем он будет старательно прятать это от самого себя. Для того чтобы действительно перестать это делать, надо дать себе волю сравнивать и оценивать и видеть, как вы это делаете.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.