Здавалка
Главная | Обратная связь

Влияние экономического кризиса.

Государственные расходы.

Последствия финансового кризиса: увеличение бюджетных расходов, ослабление денежно-кредитной политики и уровень бедности

Накануне кризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. Вместе с тем в последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики. Так, в 2007 г. расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9%, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования. Естественным результатом стал «перегрев» экономики. С одной стороны, это способствовало усилению инфляционного давления, а с другой - быстрому наращиванию внешних заимствований. Всего за три года (2005-2007) внешний долг негосударственного сектора увеличился почти в четыре раза.

Бюджетная ситуация принципиально трансформировалась в ходе кризиса — видимость благополучия сменилась серьезной болезнью государственных финансов. Переворот был предсказуемым, поскольку в эйфории от многолетнего повышения цен на нефть и другие сырьевые товары российского экспорта был утрачен контроль за государственными расходами. Ответственная бюджетная политика проводилась государством в 2004—2006 годах, когда удавалось удерживать расходы федерального бюджета на уровне, близком к 16% ВВП, а расходы расширенного правительства довести в 2006 году до 31,2% ВВП. Цены на углеводороды позволяли обеспечивать профицит бюджета с 2000 года и поднять его в 2006 году до 7,4% ВВП по федеральному бюджету и до 8,1% ВВП по бюджету расширенного правительства, хотя, если исключить нефтегазовые доходы, то бюджет оставался дефицитным. Но в 2007 году произошло существенное смягчение бюджетной политики, и расходы федерального бюджета были увеличены за год на 2,1% ВВП, а бюджета расширенного правительства — на 2,6% (при этом принятый Государственной Думой уточненный закон о федеральном бюджете вообще предусматривал увеличение расходов на 4,5%, что выходит за какие-либо мыслимые рамки). Расплата не заставила себя долго ждать. Кризис привел к резкому сокращению доходов бюджета и образованию значительного дефицита. Доходы федерального бюджета упали с 23,4% ВВП в 2007 году до 18,9% в 2009 году, бюджета расширенного правительства — с 39,8 до 35,1%. Расходы же выросли соответственно с 18 до 24,9% и с 33,8 до 41,4%. Дефицит составил 6 и 6,3%, при том что допустимым его уровень считается (во всяком случае в рамках ЕС) в пределах 3%.

Относительный рост расходов в год пика кризиса определялся и затратными антикризисными мерами (по оценке ИЭП, в размере 2,7% ВВП), и снижением ВВП. Вместе с тем, несмотря на форс-мажорные обстоятельства, было принято решение выполнить ранее взятые на себя государством обязательства по повышению пенсий. И если антикризисные расходы носили временный характер, то повышенный размер средств, выделяемых на социальные нужды, становится постоянным. Конечно, заботу о благосостоянии населения, особенно поддержку бедных его слоев, можно только приветствовать, но при условии, если она увязана с реальными возможностями государства и не приведет в дальнейшем к осложнениям, которые могут свести на нет этот выигрыш. Опыт разных стран показывает, что за политику популизма, которая поначалу воспринимается «на ура», в конечном счете каждый раз приходится расплачиваться населению. А поскольку получение доходов бюджета за счет благоприятной конъюнктуры мирового рынка вовсе не является гарантированным, то любая неосторожность в государственных расходах может обойтись стране очень дорого.

В 2010 году суммарные расходы бюджета на неоднократное повышение пенсий выросли по сравнению с 2009 годом на 1,3 трлн руб., или на 2,4 п.п. ВВП, что привело к увеличению дефицита пенсионной системы в 2010 году до 5,2% ВВП. Это свидетельствует о кризисном состоянии бюджетной системы страны, которое может продолжаться довольно долго. Для снижения указанного дефицита с начала 2011 году уже были повышены тарифы страховых взносов (заменивших в 2010 году единый социальный налог) — с 26 до 34%. Однако последствия этого шага могут быть противоречивыми — например торможение экономического роста и перетекание зарплат в теневую сферу. Не случайно необходимость вернуться к прежнему уровню тарифов выделена президентом Медведевым в числе основных задач улучшения инвестиционного климата. Хотя у этой задачи нет простого решения.

В целом же в 2010 году доходы федерального бюджета относительно ВВП почти не изменились и составили 18,7%, в реальном же выражении они выросли по отношению к сумме 2009 года на 2,6%. Соответствующие данные по расходам: 22,7% (что для нормальных условий составляет очень высокую величину) и снижение на 5,1%. Дефицит сложился на уровне 4,1%. Но о подлинном масштабе угрозы, постоянно нависающей над российским федеральным бюджетом и над всей экономикой страны, сигнализирует ненефтегазовый дефицит (без учета доходов от углеводородов), достигший в 2010 году 12,6%. Доходы бюджета расширенного правительства достигли 35,3% ВВП, реально увеличившись на 4,8%, расходы — 38,9% ВВП (снизились на 2,3%).

На государственном уровне для нормализации ситуации с бюджетом неоднократно провозглашалась необходимость политики снижения бюджетных расходов. Однако реальные темпы реализации этой политики серьезно отстают от насущной потребности. Программа модернизации армии увеличит расходы еще на 1,5% ВВП. Все это усиливает зависимость бюджета от конъюнктуры мировых цен на топливо и сырье, неустойчивость которой может приводить к еще более тяжелым последствиям для страны, чем в условиях последнего кризиса, учитывая, что большая часть Резервного фонда пошла на восполнение дефицита в 2009 и 2010 годах.

Последствия кризиса были для бюджета весьма драматичными. Доходы федерального бюджета снизились в 2009 году на 3,6% ВВП — до 18,9% против 22,5% в 2008 году, расходы же увеличились на 6,6% — до 24,9%, тогда как годом раньше составляли 18,3%. Правда, несколько более половины этих изменений связаны с падением уровня самого ВВП. По бюджету расширенного правительства доходы упали с 38,6 до 35,1% ВВП, расходы выросли с 33,8 до 41,4%. Дефицит федерального бюджета составил 6% против 4,2% профицита в 2008 году, то есть общее ухудшение ситуации было весьма масштабным — более 10% ВВП. Еще более значительным было ухудшение положения дел с бюджетом расширенного правительства, где профицит в 4,8% сменился дефицитом в 6,3%.

Определяющим фактором роста расходов в 2009 году стало финансирование антикризисных мер, которое было временным. Ранее утвержденные на этот год ассигнования из федерального бюджета были урезаны на 2,4% ВВП, а высвобожденные средства вместе с дополнительными (общим размером в 4,1%) направлены на противодействие кризису. По оценкам специалистов Института экономической политики, общий пакет антикризисных мер (включая не только чисто бюджетные ресурсы) составил в 2008 году 1,1 трлн руб. (2,7% ВВП), а в 2009 году — 2,4 трлн руб. (6,2% ВВП). Но помимо временных расходов было принято решение сохранить ранее принятые обязательства об увеличении пенсий, которое становится уже постоянной частью бюджетных ассигнований. Прирост расходов на выплату пенсий пришелся главным образом на 2010 год. Суммарно они увеличились по сравнению с 2009 годом на 1,3 трлн руб., или 2,4 п.п. ВВП, при этом только на январь пришлось 502 млрд руб. (примерно 1,2% ВВП). В итоге дефицит пенсионной системы увеличился в 2010 году до 5,2% ВВП, что определило наиболее острую проблему современного государственного бюджета, на решение которой может потребоваться немало лет.

На конец 2008 года объемы Резервного фонда составляли 4027,6 млрд руб. (9,8% ВВП), Фонда национального благосостояния — 2584,5 млрд руб. (6,3% ВВП), а общая их величина — 6612,1 млрд руб. (16% ВВП). По сравнению с этим временем к концу 2010 года остаток Резервного фонда сократился более чем в 5 раз. Его может хватить на финансирование менее половины дефицита федерального бюджета, утвержденного на 2011 год. Фонд же национального благосостояния государство старается расходовать в минимальной мере — на некоторое восполнение дефицита Пенсионного фонда.

Выполнение социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала.

Безусловным приоритетом является выполнение социальных обязательств государства перед населением в полном объеме. Общие расходы федерального бюджета на эти цели (включая нормативно-обусловленные расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты, пенсии) составят в 2009 году 4365,4 млрд. рублей, что превышает уровень 2008 года на 30,4 процента. При этом на социальную политику и пенсионное обеспечение в 2009 году из федерального бюджета выделяется 2458,8 млрд. рублей против 1873,6 млрд. рублей в 2008 году.

В 2009 году реализовано решение о повышении среднего размера социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера. Средний размер трудовых пенсий в 2009 году возрастет на 35 процентов, в 2010 году - еще на 45 процентов. Пенсионеры, чья пенсия окажется ниже прожиточного минимума пенсионера в конкретном регионе, будут получать специальную социальную доплату.

В сложившихся условиях особую остроту приобретает необходимость возвращения к введенному ранее порядку распределения и резервирования части нефтегазовых доходов, который был отменен в период кризиса. При имеющейся структуре экономики и поступлений в бюджет жить без резервов означает подвергать страну серьезной опасности.

Для финансирования дефицита в условиях, когда подавляющая часть Резервного фонда уже исчерпана, естественным направлением финансовой политики становится увеличение государственного долга. На него придется основная нагрузка, поскольку из остатков Резервного фонда в 2011 году намечалось использовать 284,4 млрд руб., что способно покрыть лишь немногим более 15% планируемого дефицита. В России по международным меркам государственный долг составляет исключительно малую величину. В 2008 году он достигал всего 6,5% ВВП, из которых 3,6% приходилось на внутренний, а 2,9% — на внешний долг. В 2010 году общая величина его увеличилась до 9,4% — целиком за счет внутреннего долга, поднявшегося до 6,6%. В 2011 году размер государственного долга предполагается довести до 13,7% ВВП, из которых 12,5% придется на внутренний долг и 3,5% — на внешний, а в 2013 году — до 18,2% (соответственно 14,3 и 3,9%). В итоге, несмотря на то, что относительная величина долга увеличится почти вдвое по сравнению с 2010 годом, она останется незначительной.

 

Расходы федерального бюджета.

 

Социальная политика           3128,5 424,5
Здравоохранение             121,8
Национальная экономика 345,0 692,6 1025,0 1650,7 1222,7 1790,2  
Национальная оборона 681,8 831,9 1040,9 1188,2 1276,5 1516,0 120,0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 550,2 667,0 835,6 1004,5 1085,4 1259,8 90,7
Общегосударственные вопросы 533,2 815,7 839,4 853,1 887,9 787,4  
Межбюджетные трансферты 1498,9 1900,1 2674,6 3593,4 4135,9   71,1
Прочие расходы 675,7 1079,3 1155,4 1370,1 1509,1 2453,4 204,3
Всего расходов 4284,8 5986,6 7570,9 9660,1 10117,5 10935,2 1032,4

 

 

 

Расходы федерального бюджета (млрд.руб.)

 

Общегосударственные вопросы 870,3 933,0
Национальная оборона 1016,7 1192,9
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 827,2 1022,5
Национальная экономика 771,3 1931,5
Жилищно –коммунальное хозяйство 64,0 142,2
Охрана окружающей среды 9,9 12,8
Образование 336,1 400,1
Культура 93,7 110,3
Здравоохранение, физическая культура и спорт 230,0 335,8
Социальная политика 275,6 320,4
Межбюджетные трансферты 2527,3 3443,9
Всего 7021,9 945,2

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.