Здавалка
Главная | Обратная связь

Франчайзинг в индустрии туризма.



Суть соглашения о франчайзингесостоит в том, что голов­ная фирма заключает договор с организацией о предос­тавлении ей исключительного права на реализацию услуг под торговой маркой головной компании, т. е. небольшая и ма­лоизвестная гостиница включается в сбытовую сеть известной гостиничной цепи, что расширяет возможности последней кон­тролировать рынки с минимальными затратами.

Франчайзинг— вид предпринимательской деятельности, ос­нованный на договоре, согласно которому франчайзер передает франчайзи права на пользование его торговой маркой на плат­ной основе (франчайзинговые платежи).

Франчайзи(пользователь, франшизодержатель, франчайзо-получатель) — компания, получающая права на использование торговой марки франчайзора.

Франчайзер(франшизодатель, франчайзер, правооблада­тель) — компания, имеющая известную торговую марку, пере­дающая плату за ее использование франчайзи.

Франшиза— это, прежде всего контракт, в котором выраже­ны условия ведения бизнеса с правом возмездного использова­ния торгового имени и фирменных технологий франчайзера. Под франшизой также понимается полная бизнес-технология, франчайзинговый пакет.

Франчайзинговые платежи— все отчисления (платежи) фран­чайзи (пользователя) франчайзеру (правообладателю) в соответ­ствии с принятой в России классификацией и правилами бух­галтерского учета можно разделить:

• на разовые, первоначальные единовременные платежи (в ли­тературе по франчайзингу их называют вступительным взносом), которые производятся из собственных (заемных) средств франчайзи (пользователя) и рассматриваются как долгосрочные инвестиции капитального характера в нема­териальные активы, совершаемые, как правило, до начала выпуска и реализации продукции или услуг по договору коммерческой концессии (франшизе);

• на периодические отчисления в зависимости от объемов продаж (оборота, прибыли), которые, в свою очередь, должны рассматриваться как текущие в соответствии с ус­ловиями договора, производственные расходы (платежи), связанные с производством и реализацией продукции, что позволяет соответственно включать эти периодические от­числения в себестоимость производства работ (оказания услуг). Таким образом, взаимодействие франчайзи и франчайзора можно представить в виде схемы (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Взаимодействие франчайзи (франшизополучателя) и франчайзора (франшизодателя)

Если условиями франчайзинга не предусмотрено иное, пра­вообладатель обязан:

• обеспечить регистрацию договора;

• оказывать пользователю постоянное техническое и кон­сультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

• контролировать качество товаров (работ, услуг), производи­мых (выполняемых, оказываемых) пользователем на осно­вании договора коммерческой концессии (ст. 1031 ГК РФ).

С учетом характера и особенностей деятельности, осуществ­ляемой по договору коммерческой концессии, пользователь обязан:

• использовать при осуществлении предусмотренной догово­ром деятельности фирменное наименование и (или) ком­мерческое обозначение правообладателя указанным в дого­воре образом;

• обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказывае­мых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосред­ственно правообладателем;

• соблюдать инструкции и указания правообладателя, на­правленные на обеспечение соответствия характера, спосо­бов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем. Речь идет, в том числе об указаниях, касающихся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, ис­пользуемых пользователем при осуществлении предостав­ленных ему по договору прав;

• оказывать покупателю (заказчику) все дополнительные ус­луги, на которые он мог бы рассчитывать, приобретая (за­казывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правооб­ладателя;

• не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерче­скую информацию;

• предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;

• информировать покупателя (заказчика) о том, что фирмен­ное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуали­зации используется в силу договора коммерческой концес­сии (ст. 1032 ГК РФ).

К основным преимуществам организации деятельности тур­фирмы или гостиницы на основе договора франчайзингас известной компанией с можно отнести следующие:

• экономию средств на продвижении услуг франчайзи (франшизодержателем, франчайзополучателем), поскольку бренд уже известен и признан на рынке;

• гарантию высокого качества услуг благодаря разработан­ным франчайзером (франшизодателем) процедурам и стан­дартам обслуживания;

• гарантию компетентного управления за счет постоянного контроля со стороны франчайзера;

• подключение фирмы к международным системам брониро­вания и включение в директорий франчайзера;

• обучение персонала, общую маркетинговую политику и рекламу и т. д. Выделяют несколько видов франчайзинга..

Флагманом отечественного франчайзинга остается сектор розничной торговли — в нем задействовано свыше 30 % от общего числа франчайзеров в России и более 35 % российских франчайзи. На втором месте — сектор общественного питания (27 % франчайзеров и 22 % франчайзи). Замыкает тройку лидеров сфера услуг — 12 % фран­чайзеров и 16 % франчайзи.

Свыше 97 % операторов работает со стационарных точек. Количе­ство мобильных и надомных франчайзи невелико. Около 60 % фран­чайзеров применяют мастер-франшизу(тип соглашения, при котором права на заключение франшизных соглашений переходят к франчайзи, который в таком случае становится мастер-франчайзи).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.