Здавалка
Главная | Обратная связь

Род и материнская любовь



 

В настоящее время значение родовых отношений и роль семьи во многих странах снижены. Дети не стремятся поддерживать родственные отношения. Объяснять это динамикой жизни и другими внешними факторами сегодняшнего дня – значит не видеть большей глубины: нарушенную систему ценностей, избыточную опёку детей родителями, неравное отношение к детям…

 

Сегодня мы часто видим проявления недостаточно уважительного отношения к родителям и старшим родственникам.

 

И это не случайно – родители получают адекватную реакцию молодого поколения на свою жизнь, на отношения друг с другом и с детьми. И как бы ни было сложно принять такую точку зрения, это приходится признать. Я сам родитель, у меня уже есть внуки, поэтому я ведаю, что говорю. Почему же родители и старшие родственники не пользуются особым уважением у молодёжи? Часто даже те из них, кто всю жизнь посвятил своим детям, оказываются не в милости у следующих поколений.

 

Причина не в том, что родители мало вкладывают в своих детей, а в том, что вкладывают не то!

 

 

Что же должны были родители дать детям, чтобы иметь постоянный почёт и уважение к себе? Ответ очень простой – счастье!

 

Многие родители с возмущением скажут, что они постоянно желают своим детям счастья. Причём не только желают, но и всячески помогают, чтобы они были счастливы, готовы отдать всё, что у них есть, лишь бы дети были счастливы. Но это первая эмоция, говорящая о недостаточно развитом сознании. Давайте посмотрим глубже… Рассмотрим основные претензии к молодёжи.

Старшее поколение зачастую сетует, что молодёжь делает много ошибок, не слушает старших, не уважает их.

 

Уважение зарабатывается не прожитыми годами, не делами, а качеством собственной жизни! Собственное счастье родителей – вот истинное богатство!

 

Чем может похвастаться старшее поколение в России? Тем, что выиграли войну, положив на полях более двадцати миллионов человек? Построили много заводов и фабрик, большинство из которых опять же работали на военные заказы и сейчас никому не нужны? Бесхозяйственно добывали сырьевые ресурсы и стали сырьевым придатком Европы? Первыми вышли в космос, потратив на это огромные средства, которые можно было применить на благо людей? Строили социализм и коммунизм, а люди в это время были бесправными и жили очень бедно? Но разве молодому поколению это нужно? Разве это вызывает уважение?

 

Молодёжь задаёт правомерные вопросы: вы вывели страну на тот уровень богатства, который она заслуживает по своим ресурсам? вы оставили потомкам экологически здоровое пространство? вы сами прожили счастливую жизнь? вы создали счастливые семьи? у вас хорошее здоровье и обеспеченная старость? ваша жизнь наполнена любовью? у вас замечательные отношения с родственниками? вы много путешествовали по миру, видели много красивого и интересного на своём веку? благодаря своему самоотверженному труду имеете прекрасное жильё и всё необходимое для счастливой и беззаботной старости?

Это вопросы, на которые старшему поколению ответить непросто. А ведь именно положительные ответы на поставленные вопросы и заставят молодёжь прислушаться к мнению старших, принять их советы и делать меньше ошибок.

Какое наследство мы оставили своим детям в общественном и социальном плане? Развалившийся Советский Союз и множество границ. Сложные отношения и даже военные конфликты внутри страны и с братскими республиками. Непредсказуемую экономику и низкий материальный уровень. Расслоение общества и отсутствие моральных ориентиров…

Что дети и внуки видят в семьях родителей? За редким исключением – отсутствие любви и счастья, огромное количество разводов, после которых родители становятся врагами и делят имущество. А разве в полных семьях счастье бьёт ключом? Здесь чаще всего дети видят нереализованных отцов, стареющих и болеющих матерей…

Что испытывают дети в свой адрес? Чаще всего не любовь, а чувство собственности, доходящее до крепостного права. Настоящая любовь проявляется только при наличии свободы, а её у детей нет. Они вынуждены жить по правилам и планам родителей. Дети пришли, чтобы учить родителей, а те стараются учить детей. А чему может научить несчастный, нереализованный, больной родитель?

Прочтите максимально честно эти абзацы ещё раз и посмотрите, нет ли здесь вашего собственного портрета? Теперь понимаете, почему дети относятся плохо, а нередко и агрессивно к своим родственникам, почему их не слушают и совершают много ошибок, почему не хотят жить вместе с родителями одной большой семьёй, всем родом?

 

Родителям пора быть честными с собой, только тогда можно будет что-то изменить в жизни. И в своей, и в жизни детей.

 

Когда вы честно посмотрите на свою жизнь и увидите множество ошибок и сломанные судьбы следующих поколений, то не пугайтесь и не отчаивайтесь – многое можно изменить, даже находясь на смертном одре! А у вас впереди большая жизнь, и ваши возможности безграничны…

В этой главе я желаю показать родителям, которые уже потеряли надежду на возврат к активной жизни, чувствуют свою ненужность, тот путь, благодаря которому они могут обрести совершенно новое состояние, которого ещё не испытывали в своей жизни!

 

Жить так, чтобы дети и внуки относились к вам с большим уважением и любовью, чтобы у них жизнь была счастливой, – вот задача, которую надо решать родителям и старшим родственникам.

 

И решать её никогда не поздно! И «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», можно и сейчас наверстать упущенное, самим психически родиться, восстановить естественную систему ценностей, стать счастливым и таким образом приобрести уважение и любовь к себе со стороны детей и внуков.

 

Найти смысл в жизни, когда кажется, что она уже заканчивается, открыть второе её дыхание – великая задача! И её можно решить.

 

В пожилом возрасте, когда проявляется мудрость, нет суеты, можно подумать над тем, как устранить заблуждения и недостатки в своей жизни, построить другие отношениях с детьми.

Мы с вами уже говорили о психической зрелости. Понятие «зрелый человек» очень объёмно, охватывает большой возрастной период, имеет широкий спектр качеств. Поэтому по поведению людей можно понять их уровень зрелости, который зачастую не соответствует возрасту. И это довольно распространённое явление. Действительность постоянно показывает примеры взрослых людей, которые остановились на уровне развития капризного ребёнка, агрессивного подростка, юноши-максималиста и т. п., сочетая в себе, таким образом, качества разных возрастов.

 

Состояние психической зрелости напрямую связано с состоянием родового дерева и качеством родовых отношений.

 

Поэтому для старшего поколения так важно соответствовать современному мировоззрению. Психологи, как правило, рассматривают следующие уровни зрелости человека: ребёнок, подросток, юноша и взрослый (зрелый) и старый человек. На каждом этапе жизни человек решает задачи своего уровня, а если какие-то из них не решены, то переходят в другой возраст, накапливаются и начинают проявляться в виде различных комплексов, выливаются в жизненные проблемы.

Взрослая жизнь занимает основной период жизни, и вот здесь-то нерешённые задачи предыдущих этапов и проявляются во всей красе. В результате возникает парадоксальная ситуация: человек по возрасту взрослый, а личность незрелая. Далее уровни зрелости трактуются по-разному.

 

Период жизни, следующий за зрелостью, по-моему, лучше назвать не «старостью» и даже не «поздней зрелостью», а «второй зрелостью».

 

Именно так я назвал период жизни с 60 и до 85 лет. Этот этап не менее важный и не менее интересный, чем другие. Многие ждут не дождутся выхода на пенсию: «Вот тогда я отдохну! Вот тогда я займусь своим любимым делом!» Но ожидания часто не реализуются. Как правило, на этом этапе обнаруживаются отсутствие цели и привычного уклада жизни (работы), болезни, одиночество, сложные отношения с детьми, материальные ограничения – пенсия на самом деле смешная… Очень многие именно по этим причинам уходят из жизни! В возрасте 60–85 лет умирает большинство, выбирают жизнь менее 5 процентов людей.

 

Основная причина их ухода из жизни не по старости, а из-за потери смысла жизни, потери статуса человека, нужного детям и обществу.

 

Введя термин «вторая зрелость», я предлагаю посмотреть на этот этап жизни по-другому, заложить в него определённый смысл и открыть счёт следующим этапам!

 

Определение «вторая зрелость» позволяет увидеть в перспективе и третью, и четвёртую… Таким образом, исчезает конечность жизни и человек действительно становится творцом своей судьбы!

 

Вот такой путь открывает качественно новую жизнь детям и всем следующим поколениям. Как я уже говорил, переход во вторую зрелость должен происходить в возрасте 60–65 лет (если к этому времени человек сформировался в действительно взрослого и зрелого). А большая часть людей воспринимает период после шестидесяти как старость и поэтому, так и не достигнув зрелости, сразу переходят в старость и уходят из жизни. Мало тех, кто видит в этом этапе жизни возможность своей новой реализации, достижения неведомых доселе высот, выход поистине во вторую, более глубокую зрелость. Такой жизненный путь возможен, есть люди, которые так живут и уже подошли к третьей зрелости. И это не предел…

 

Возможности человека, заложенные природой, позволяют многократно продлевать состояние зрелости и выходить на всё новые уровни своей реализации.

 

Я лично знаю людей, вышедших уже на этап третьей зрелости. Их жизнь подтверждает, что наличие смысла жизни является определяющим. Даже в том случае, когда смысл существования – не жизни, а именно существования – немощного человека трудно увидеть, он всё-таки есть. Смысл жизни старшего родственника, больного, немощного, часто уже не понимающего самой жизни, заключается в тех уроках, которые он даёт своему роду, следующим поколениям. И он живёт и живёт, доставляя множество проблем родственникам, которые никак не могут усвоить необходимые уроки… А уроки в действительности очень простые: отсутствие смысла в их собственной жизни, нарушенная система ценностей, избыточное родительское чувство…

 

Пришло время по-другому взглянуть на жизнь старшего поколения, увидеть огромные ресурсы и реализовать их в семье, роду и обществе.

 

Общество недооценивает необходимость и важность людей старшего поколения. Считается, что, отработав положенное время, они свою основную задачу выполнили. В лучшем случае им поручается иногда заниматься внуками. А на самом деле с выходом на пенсию решение основной задачи жизни только начинается!

До этого была суета жизни, решалось множество «важных» задач, которые, как потом оказывается, не столь уж важны и не выдерживают проверки временем. Лет до сорока – пятидесяти идёт только набор знаний, опыта и лишь затем начинается полноценная реализация всего накопленного. А я не раз слышал, как сорокалетние говорят о себе, что уже приближается старость. А достигли ли они зрелости, стали ли они взрослыми? Скорее всего – нет, иначе так не говорили бы. Ведь зачастую можно встретить незрелого человека и в шестьдесят лет, и в восемьдесят!

Когда видишь пожилого человека, у которого наблюдается обидчивость, крикливость, тиранство, догматичность или прижимистость, то можно смело утверждать, что он ещё не созрел и не достиг уровня первой зрелости.

Если же человек в зрелом возрасте, а ещё лучше – в молодости, начнёт задумываться об этих вещах, сделает усилие и устремится к поиску ответов на вопросы, которые ставит перед ним жизнь, то для него откроются новые этапы развития. Он сможет подойти к пенсии в другом психическом состоянии, с другим сознанием и своевременно перейти во вторую зрелость.

 

Вторая зрелость наступает тогда, когда человек выполнил задачи зрелого человека, осознал задачи второй зрелости и готов их выполнять.

 

Давайте рассмотрим качества, присущие второй зрелости. Эти качества стоят на плечах качеств первой зрелости, которые мы рассматривали в главе «Психическое рождение», и развивают их дальше. На этапе второй зрелости очень важно уменьшить количество монотонного физического труда и всех действий со словом «надо». Подумайте, сколько в жизни вы делали того, что надо! И если честно оцените все эти «надо», окажется, что, по большому счёту, они не так уж и важны! И вот теперь ваше зрелое состояние позволяет более мудро подойти к словам «надо» и «должен».

 

Вторая зрелость – это период приобретения наибольшего духовного опыта и мудрости.

 

Прекращается гонка за сиюминутными ценностями, человек более взвешенно подходит к оценке ситуации своих поступков. Появляются условия для сознательного развития личности, самосовершенствования, самореализации в тех сферах, где человек по причине занятости основной деятельностью не мог действовать активно. Вторая зрелость – время личностного роста, освоения духовных сфер, возможность заняться любимым делом, период раскрытия тех своих талантов, которые по разным причинам были не раскрыты в предыдущие годы.

В этом возрасте человек всё больше проявляет такие качества, как созерцательность, познание себя. Основные усилия по изучению Мира он направляет не вовне, а внутрь себя.

 

Во второй зрелости человек осознаёт и реализует цель данного этапа жизни – стать мудростью рода.

 

Сейчас намечается хорошая тенденция. Меня радует то, что я знаю тридцатилетних, которые уже вышли на уровень зрелости и становятся мудрыми! И количество их растёт. Время сейчас удивительное! Знаю я и тех, кто в течение всей своей жизни не раскрыл и половины перечисленных качеств, а находясь в преклонном возрасте, успешно решает не решённые до этого задачи, догоняя свой поезд. И таких людей тоже становится всё больше.

Я вижу много замечательных примеров, когда люди, прожив большую часть жизни ценностями «обычного советского человека», уже в зрелом возрасте коренным образом изменили своё мировоззрение.

 

Никогда не поздно стать взрослым, здоровым и счастливым!

 

И это действительно так. В любом возрасте, в любом состоянии даже небольшие изменения качеств у одного из членов рода влияют на весь род, на все последующие поколения. Особенно сильное влияние оказывают изменения тех, кто стоит у истоков рода. Старшее поколение, сделав всего несколько шагов для решения своей основной задачи, может радикально изменить жизнь своих потомков! Идя верным путём, эти люди увеличивают радость и свою, и своих близких. Вот в этом я и вижу основную ценность старшего поколения!

 

Мудрые, осознающие своё предназначение пожилые люди – это золотой фонд нации!

 

Они имеют для этого всё необходимое: жизненный опыт, который как минимум иллюстрирует то, как не надо жить; достаточно времени, чтобы наконец-то заняться собой; доступность любой информации, необходимой для развития. Да и новая эпоха способствует изменению жизни. Дело за малым – нужно не лениться и начать новую жизнь, тем самым реально помогая своим детям.

На слове «реально» я хочу остановиться. Часто от родителей можно услышать, как они любят своих детей, как много они для них сделали и делают. Не будем сомневаться в их искренности, но чаще всего они по-настоящему заблуждаются.

Всё проверяется просто: здоровы и счастливы ли дети? Если это действительно так, то не надо слов, доказывающих любовь к детям. Если нет, то не стоит лукавить и обманывать в первую очередь себя, надо искать причины, открывать резервы настоящей любви, и тогда многое реально изменится.

 

Помните второе золотое правило счастья – хотите, чтобы были счастливы дети, будьте счастливы сами. Детям можно дать только то, что имеете сами.

 

 

А первое золотое правило счастья гласит: хочешь быть счастливым – будь им!

 

И вот после жизненной гонки создаются условия для выполнения этих правил. Наконец-то! Так давайте использовать эти возможности и реально помогать детям, занявшись собой.

Обычно после выхода на пенсию родители сосредоточивают на детях и внуках ещё больше внимания, направив на них всю нерастраченную любовь и посвятив им все свободное время. Это как раз тот сложный вариант, когда у всех членов рода проблемы только нарастают как снежный ком.

Часто случается, что одинокая мать (муж или умер, или ушёл от неё) и взрослые одинокие сын или дочь живут вместе. Это, пожалуй, самая сложная ситуация. Мать не смогла построить своё счастье (дети у неё были на первом месте) и, естественно, тем самым не позволила создать счастливую семью ребёнку. И вот судьба свела их вместе, чтобы они наконец-то разобрались в причинах и решили этот вопрос. Но чаще всего истинного понимания нет, и вот они живут вместе, пока кто-то кого-то из них не похоронит.

Иногда и взрослые дети держатся за родителей, испытывая бытовой комфорт от соседства с ними. Они просто не понимают того, что удобства могут перевесить счастье семьи. Вот классический пример. Дочь, выйдя замуж, постаралась купить квартиру рядом с матерью, чтобы та помогала ухаживать за ребёнком. А у матери не было никаких других интересов, она всё время проводила у дочери. К тому же она недолюбливала зятя. В результате семья распалась.

Как видите, очень важно в зрелом возрасте избавиться от заблуждений, наконец-то отпустить детей и расставить приоритеты в системе ценностей. Тогда появляется возможность изменить ситуацию к лучшему.

 

Ещё раз напоминаю, в старшем возрасте особенно важно сосредоточить основное внимание на себе и на своём пространстве и не вмешиваться в жизнь детей и внуков.

 

На этапе второй зрелости нужно постараться улучшить отношения с родственниками, восстановить потерянные связи с ними, более тесно объединить все поколения своего рода. Этим будет оказана огромная помощь детям и внукам. В это время появляется возможность писать письма, ездить в гости, направлять усилия на построение добрых отношений со всеми.

 

Одна из важнейших задач этого возраста – стать объединяющей силой рода.

 

Мудрых родителей дети захотят иметь в своём пространстве, и тогда станет возможным объединение нескольких поколений, создание родового поместья. Старшему поколению, обладающему мудростью, можно доверить воспитание детей. Род во все времена так решал задачу воспитания молодого поколения. Ведь дети, как правило, появляются тогда, когда родители сами ещё далеки от взрослого, зрелого состояния.

 

Пик зрелости наступает годам к сорока, к пятидесяти. Получается, что детей воспитывают недостаточно зрелые, негармоничные родители.

 

Какой истине могут научить детей родители, если они сами ещё не обрели истину? Поэтому из семей выходят в жизнь негармоничные люди. Это нужно учитывать и максимально использовать бабушек и дедушек в воспитании детей. Но при этом нужно понимать, что не всегда старшее поколение достаточно гармоничное и духовно зрелое для воспитания. Правильно говорится, что воспитание детей нужно начинать с изменения родителей, а в нашей стране – с воспитания родителей родителей, то есть с самого старшего поколения. И даже само общение с внуками может оказаться важным воспитательным моментом для бабушек и дедушек.

 

Вторая зрелость – время ещё более мудрого отношения к своей деятельности.

 

В этом возрасте особенно важно определить направление своей деятельности и её объём. На этом этапе акценты должны быть смещены из сферы физического труда в интеллектуальные, духовные сферы. Это ещё один сложный вопрос при переходе во вторую зрелость. Старшее поколение привыкло работать много, и не просто трудиться, а «пахать». Так приучила их жизнь, и они не могут остановиться даже тогда, когда в интенсивном труде нет необходимости, когда одолевают болезни. Бывает трудно убедить их в том, что в этом возрасте им не нужно так много трудиться. Постоянная занятость не позволяет в полной мере заниматься собой, созерцать жизнь, размышлять о ней, мешает быть мудрым.

 

Часто можно видеть, как люди старшего поколения живут только работой и только работа держит их в жизни.

 

Стоит убрать работу, и человек начинает болеть, а то и умирает. Это говорит о нарушенной системе ценностей, и не стоит этим хвалиться, однако многие с гордостью говорят об этом своём недостатке. Такой человек не знает, зачем он живёт, не любит себя, не любит людей, да и своих детей по-настоящему тоже. Он просто забыл, что здоровье, счастье детям можно дать, только если имеешь всё это сам.

Более внимательно стоит подходить к вопросу допуска таких людей к работе с людьми, особенно с детьми. Ведь такой работоголик – негармоничный человек, у него к пенсионному возрасту накопилось уже много болезней и проблем, у него слабая энергетика. Вот он и рвётся на работу, где в общении с людьми может подпитаться от кого-то (если называть вещи своими именами – повампирить). Пожилой чиновник, «выматывающий нервы» у сотрудников и посетителей, явно из этого числа. Если провести статистику в классах, где классным руководителем является пожилой учитель, то обнаружится, что дети в них болеют чаще…

Часто пожилые люди, даже если они уже не работают на производстве, стремятся активно заниматься общественной деятельностью или огородом, дачей, причём с максимальной отдачей, не оставляя времени и сил на своё здоровье и на духовное развитие. Они живут под лозунгом: «Нам счастья не надо – работу давай!»

 

Деятельность – важная позиция в системе ценностей, и на неё следует обратить серьёзное внимание, особенно при переходе во вторую зрелость.

 

Отрицательные примеры поведения пожилых людей – «зажимание» молодёжи, сварливость, консерватизм – рождают мнение, что старшее поколение должно уступать место молодым. И вот принимается закон, запрещающий людям старше определённого возраста занимать должности, и т. п. Но это не выход! Многие имеют большой потенциал, энергию, опыт, и это нужно использовать на благо общества.

 

С возрастом, с набором опыта человек естественным образом переходит от деятельности, связанной с физическим, интенсивным и монотонным трудом, в сферу более интеллектуальную, духовную, соответствующую приобретённому опыту и знаниям.

 

А для этого необходимо заниматься собой, своим развитием. Тогда и не будет возникать ситуаций, когда молодые «вытесняют». Идущий духовным путём человек, в сочетании с накопленными знаниями и опытом, становится мудрецом. Мудрец – высокое звание, и потребность в них огромная. Возьмите Госдуму, Совет Федерации, правительство, законодательные собрания в регионах – много ли там мудрецов? А они стране очень нужны! Откуда же им появиться, если люди не желают мудреть – ведь для этого нужно потрудиться над собой. Народ достоин своего правительства, поэтому, чтобы мудрецы появились наверху, у власти, они должны появиться как можно в большем количестве в семьях. Поэтому так важно каждое проявление мудрости в жизни.

 

Вторая зрелость может стать этапом смены ведущей деятельности человека.

 

Вторая зрелость не предусматривает простого доживания. И это не просто продолжение периода зрелости. Желательно, чтобы смена деятельности происходила не только под влиянием внешних обстоятельств, но и в силу внутренних причин, в согласии со своей душой. Увлечения, которым в молодости и зрелости человек не мог уделить достаточно времени и сил, могут стать главной стороной жизни. Они выведут человека во вторую зрелость, где могут реализоваться глубинные желания и потенциал.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.