ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины является привитие магистрантам более углубленных знаний, касающихся актуальных научных проблем теории и практики криминологии; выработка у магистрантов практических навыков, необходимых для профессионального выполнения выпускниками служебных обязанностей в сфере профессиональной деятельности; подготовка магистрантов к самостоятельному, квалифицированному и компетентному решению профессиональных задач.
1.2. Задачи:
- исследование периодизации развития криминологии; анализ проблем криминологического учения о преступности;
- рассмотрение биологической, юридической и социальной сторон преступности;
- изучение личности преступника;
- исследование механизма формирования преступных наклонностей в микросреде, а также психологии преступления;
- выявление причин, обуславливающих преступность;
- рассмотрение учения о жертве преступления;
- ознакомление с методами виктимологической профилактики преступлений; обозначение проблем предупреждения преступности и развитие навыков профессиональной профилактики преступлений;
- анализ российского криминологического законодательства и выявление ошибок и пробелов, влияющих на эффективность борьбы с преступностью.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1 Цикл (раздел) ОП:М2.В.ОД.2
2.2 Связь с другими дисциплинами учебного плана
Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Перечень действующих и предшествующих дисциплин
|
Актуальные проблемы уголовного права зарубежных стран; Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права; Актуальные проблемы борьбы с преступлениями в сфере экономически; Актуальные проблемы противодействия преступности несовершеннолетних; Криминологические основы девиантного поведения личности; Уголовно-правовые меры противодействия коррупции; Актуальные проблемы виктимологии.
| Актуальные проблемы уголовного права; Актуальные проблемы уголовно-правовой охраны личности; Актуальные проблемы защиты информации.
|
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент должен знать:
- предмет криминологии как науки, ее место в системе правового знания (ОК-4, ПК-12);
- понятия и термины, используемые в криминологии (ОК-4, ПК-12);
- основные детерминанты и причины преступности, меры предупреждение преступности и разрушающего воздействия на преступность (ПК-5, ПК-6);
- основные методы криминологических исследований (ОК-4, ПК-8);
- сущность и основные направления виктимологической профилактики (ОК-4, ПК-5);
- формы, содержание и результаты международного сотрудничества в части борьбы с преступностью (ОК-5, ПК-6);
основную литературу по курсу (ОК-4, ПК-12).
Студент должен уметь:
- прогнозировать тенденции преступности с учетом изменения обстановки в стране и мире (ПК-8);
- владеть основами криминологического мышления (ОК-4, ПК-12);
- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам сущности преступности и воздействия на нее (ПК-5, ПК-6);
- полученные знания при оценке текущих событий современной политической жизни страны и в мире применять на практике (ОК-5, ПК-6);
- работать с научной литературой по криминологии (ОК-4, ПК-12);
- вести дискуссию по проблемам изучаемого курса (ОК-4, ПК-12);
- подготовить научную работу, составить конспект по избранной теме, рецензировать и оппонировать доклады и рефераты сокурсников (ОК-4, ПК-12).
Студент должен владеть:
- знаниями о влиянии исторических событий на развитие отечественной и мировой криминологической теории и практики (ПК-12);
- информацией о роли экономических, социально-политических, нравственных факторов в правовой деятельности (ПК-5);
- о специфике анализа криминологически значимых процессов с позиций системного подхода (ПК-5);
- навыками анализа состояния и тенденций преступности (ОК-5, ПК-8);
- навыками осуществления правовой пропаганды и правового воспитания в сфере борьбы с преступностью (ОК-4, ОК-5, ПК-5, ПК-6);
- информацией о криминологической обоснованности уголовно-правовых норм, предусмотренных законодательством (ОК-5, ПК-8).
У студента должны быть сформированы элементы следующих компетенций:
- способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
- компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5);
- способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
- способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
- способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
- способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12).
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Аудиторные занятия − очная форма обучения
Неделя
| Кол.час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Формируемые компетенции
|
1-8
|
|
| Лекции
|
|
1-7
|
|
| Модуль 1. Общая криминологическая теория
|
|
|
|
| Тема 1: Периоды развития, научные направления, школы и теории криминологии
1. Периодизация истории криминологии: классический, позитивистский, плюралистический и гуманитарный период. Общая характеристика научных направлений, школ и теорий криминологии.
2. Перспективы криминологии.
| ОК-4,
ПК-12
|
|
|
| Тема 2. Актуальные проблемы криминологического учения о преступности
1.Многогранность феномена преступности. Дискуссионные вопросы понятия и признаков преступности.
2.Многообразие проявлений преступности и их отражение в статистике.
3.Статистические данные о преступности в России в Х1Х-ХХ1 веках и проблемы их оценки.
4.Проблема латентной преступности.
5.Мотивационная характеристика, социальная направленность и социально-групповая распространенность преступности.
Социально-территориальная распространенность преступности в России и проблемы ее изучения.
6.Перспективы преступности в мире и в России.
| ОК-4,
ОК-5,
ПК-8,
ПК-12
|
|
|
| Тема 3. Личность преступника: дискуссионные вопросы
1. Проблемы теории личности. Характеристика основных подходов к изучению личности преступника.
2. Формирование личности преступника.
3. Социально-демографическая характеристика лиц, совершающих преступления в России.
4. Психологические черты личности преступника. Нравственные проблемы.
5.Проблема разработки типологии личности преступника.
6. Мотивация и мотивировка преступных действий.
| ОК-4,
ПК-12
|
|
|
| Тема 4. Проблема причин преступности
1. Причинность в криминологии. Общая характеристика криминологической теории причинности.
2. Социальное противоречие как причина преступного поведения.
3. Социально-психологический уровень причинности.
4. Преступность как социальный механизм массовых причин преступлений.
5. Ситуация, способствующая преступлению.
6. Криминологический анализ причинных комплексов.
| ПК-5, ПК-6
|
|
|
| Тема 5. Криминологическая виктимология
1. Понятие и предмет виктимологии.
2. Создание и развитие учения о жертве преступления.
3. Социально-демографическая характеристика жертв преступлений.
4. Социально-психологическая характеристика жертв преступлений.
5. Виктимологическая ситуация: понятие и составляющая механизма преступлений.
6. Виктимологическая профилактика преступлений.
| ОК-4,
ПК-5
|
|
|
| Тема 6. Проблемы предупреждения и профилактики преступности
1. Основные парадигмы к предупреждению преступности.
2. Понятие и цели предупреждения преступности.
3. История законодательного регулирования, теории и практики предупреждения преступлений в России.
4. Современная зарубежная теория и практика предупреждения преступлений.
5. Проблемы совершенствования деятельности по предупреждению преступности на современном этапе.
6. Перспективы предупреждения преступности.
| ОК-4, ОК-5, ПК-5, ПК-6
|
|
|
| Тема 7. Актуальные проблемы криминологического законодательства
1. Криминологическое законодательство: структура и потребность систематизации.
2. Роль криминологической экспертизы в развитии Уголовного законодательства.
3. Проблемы криминологической обоснованности институтов и норм Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации.
4. Проблемы криминологической обоснованности институтов и норм Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
| ОК-5,
ПК-8
|
|
|
| Модуль 2. Криминология социальных подсистем
|
|
|
|
| Тема 8. Новые отрасли криминологии
1. Преступность среди социальных подсистем.
2. Новые отрасли криминологии.
| ОК-4,
ПК-12
|
1-8
|
|
| Практические занятия /семинары
|
|
1-7
|
|
| Модуль 1. Общая криминологическая теория
|
|
|
|
| Тема 1: Периоды развития, научные направления, школы и теории криминологии
1. Периодизация истории криминологии: классический, позитивистский, плюралистический и гуманитарный период. Общая характеристика научных направлений, школ и теорий криминологии.
2. Перспективы криминологии.
| ОК-4,
ПК-12
|
|
|
| Тема 2. Актуальные проблемы криминологического учения о преступности
6.Многогранность феномена преступности. Дискуссионные вопросы понятия и признаков преступности.
7.Многообразие проявлений преступности и их отражение в статистике.
8.Статистические данные о преступности в России в Х1Х-ХХ1 веках и проблемы их оценки.
9.Проблема латентной преступности.
10.Мотивационная характеристика, социальная направленность и социально-групповая распространенность преступности.
Социально-территориальная распространенность преступности в России и проблемы ее изучения.
6.Перспективы преступности в мире и в России.
| ОК-4,
ОК-5,
ПК-8,
ПК-12
|
|
|
| Тема 3. Личность преступника: дискуссионные вопросы
1. Проблемы теории личности. Характеристика основных подходов к изучению личности преступника.
2. Формирование личности преступника.
3. Социально-демографическая характеристика лиц, совершающих преступления в России.
4. Психологические черты личности преступника. Нравственные проблемы.
5.Проблема разработки типологии личности преступника.
6. Мотивация и мотивировка преступных действий.
| ОК-4,
ПК-12
|
|
|
| Тема 4. Проблема причин преступности
1. Причинность в криминологии. Общая характеристика криминологической теории причинности.
2. Социальное противоречие как причина преступного поведения.
3. Социально-психологический уровень причинности.
4. Преступность как социальный механизм массовых причин преступлений.
5. Ситуация, способствующая преступлению.
6. Криминологический анализ причинных комплексов.
| ПК-5, ПК-6
|
|
|
| Тема 5. Криминологическая виктимология
1. Понятие и предмет виктимологии.
2. Создание и развитие учения о жертве преступления.
3. Социально-демографическая характеристика жертв преступлений.
4. Социально-психологическая характеристика жертв преступлений.
5. Виктимологическая ситуация: понятие и составляющая механизма преступлений.
6. Виктимологическая профилактика преступлений.
| ОК-4,
ПК-5
|
|
|
| Тема 6. Проблемы предупреждения и профилактики преступности
1. Основные парадигмы к предупреждению преступности.
2. Понятие и цели предупреждения преступности.
3. История законодательного регулирования, теории и практики предупреждения преступлений в России.
4. Современная зарубежная теория и практика предупреждения преступлений.
5. Проблемы совершенствования деятельности по предупреждению преступности на современном этапе.
6. Перспективы предупреждения преступности.
| ОК-4, ОК-5, ПК-5, ПК-6
|
|
|
| Тема 7. Актуальные проблемы криминологического законодательства
1. Криминологическое законодательство: структура и потребность систематизации.
2. Роль криминологической экспертизы в развитии Уголовного законодательства.
3. Проблемы криминологической обоснованности институтов и норм Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации.
4. Проблемы криминологической обоснованности институтов и норм Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
| ОК-5,
ПК-8
|
|
|
| Модуль 2. Криминология социальных подсистем
|
|
|
|
| Тема 8. Новые отрасли криминологии
1. Преступность среди социальных подсистем.
2. Новые отрасли криминологии.
| ОК-4,
ПК-12
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.