Здавалка
Главная | Обратная связь

ВОЕННЫЕ УСЛУГИ ИМАМА АЛИ



 

 

На протяжении четырнадцати лет призыва Пророка (да благословит Аллах его и род его!) наставления его светлости, основанные на логике и аргументах, не оказали воздействия на погрязшие в невежестве и идолопоклонничестве арабские племена. Поэтому в нескольких коранических аятах Аллах приказал начать джихад, священную борьбу во имя идеалов Ислама, и со второго года хиджры в течение девяти лет, оставшихся из жизни Пророка, было совершено около восьмидесяти стычек и сражений с еретиками, язычниками и иудеями Аравии, в некоторых из которых принимал участие сам Пророк. Эти сражения называются казве.

Мужество и самоотверженность Али (да будет мир с ним!) в этих битвах не остались скрытыми ни от кого. За свою бесподобную храбрость и героизм он был назван "львом сражений" и "сразителем арабов". Он участвовал во всех сражениях, кроме сражения Табук, когда по приказу Пророка остался в Медине, и знамя победы всегда находилось в его руках.

В числе важных и известных сражений, проведённых Пророком (да благословит Аллах его и род его!) с язычниками и врагами Ислама и в которых Али (да будет мир с ним!) одерживал победы над арабскими богатырями, можно указать на битвы Бадр, Ухуд, Бани Надир, Ахзаб (Хандак), Хейбар, захват Мекки, а также сражения Хунайн и Таиф.

Настоящая глава посвящена героизму и военным услугами Али (да будет мир с ним!), и потому, не указывая причин возникновения битв, мы отметим героизм его светлости на аренах сражения с известными арабскими воинами и богатырями, ибо повесть о жизни имама Али (да будет мир с ним!) без упоминания о его участии в сражениях будет неполной и неинтересной. Дабы ознакомить читателей с изумительной силой и ловкостью Али (да будет мир с ним!), необходимо упомянуть о нескольких важных сражениях.

Битва Бадр:

Хотя до битвы Бадр между мусульманами и их противниками произошло много небольших сражений (сарие), казве Бадр было первым сражением, в котором Аллах проверил мусульман, ибо некоторые из них страшились язычников и не хотели сражаться с ними. Господь в Священном Коране говорит:

"(С дележом добычи обстоит так,) как (обстояло), когда твой Господь велел тебе выступить в поход во имя истины, хотя некоторые из верующих были против этого."[16]

Причиной этого страха было то, что число вражеского войска достигало тысячи человек, которые в полном вооружении под командованием Абу Суфиана двинулись на мусульман, чтобы уничтожить их, в то время как мусульманское войско состояло из 313 человек, большинство из которых не были вооружены. В распоряжении мусульман было не более семидесяти верблюдов и несколько лошадей. Наконец, 17 числа благословенного месяца рамадан второго года хиджры эти два войска предстали друг перед другом в местечке между Меккой и Мединой под названием Бадр (по названию колодца Бадр), и Аллах отправил своих ангелов на помощь правоверным. В Священном Коране приведено:"Прежде Аллах помог вам при Бадре, когда вы были слабы."[17] Вначале на арену борьбы вышли трое язычников Отбе, Шейбе и Валид ибн Отбе) и потребовали противников. Великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) отправил на борьбу с ними Али (да будет мир с ним!) и приказал своему дяде Хамзе и Убайду ибн Харис ибн Абд ал-Муталлибу сражаться с язычниками вместе с Али (да будет мир с ним!). Али (да будет мир с ним!) вскоре расправился с Валидом, своим противником, и затем поспешил на помощь Хамзе и Убайду. Язычников, ставших свидетелями смерти своих соплеменников, охватил страх перед мусульманами. На арену борьбы выступили другие воины языческого войска, большинство которых было убито мечом Али (да будет мир с ним!). Мужество его светлости принесло победу мусульманам в сражении при Бадре. Было убито свыше семидесяти и захвачено в плен семьдесят язычников, в числе которых были Аббас ибн Абд ал-Муталлиб и Агил ибн Абу Талиб, которые, выплатив выкуп, освободились и приняли Ислам. По словам историков, свыше половины убитых пали от меча Али (да будет мир с ним!), а остальные были убиты другими мусульманами и помогавшими им ангелами. В числе знатных курайшитов, убитых от руки Али (да будет мир с ним!) были Ас ибн Сайд, Ханзалат ибн Абу Суфиан (брат Муавие) и Умайр ибн Усман (дядя Талхе).

Таким образом сражение завершилось победой мусульман и поражением язычников. Мусульмане с гордостью возвратились в Медину, а Али (да будет мир с ним!) прославился среди арабов как удивительно храбрый человек, одержать победу над которым никто не мог даже в мыслях.

Битва Ухуд:

Ухуд - это название большой известной горы, находящейся приблизительно в шести километрах от Медины. Сражение Ухуд произошло в месяце шаввале третьего года хиджры у подножья этой горы.

Позорное поражение Курайша в битве Бадр, в которой были убиты многие курайшиты, подготовило почву для другого сражения, так как семьи убитых, в том числе Икрамат ибн Абу Джахл и Сафван ибн Умайе соблюдали траур в Мекке и с целью отмщения за кровь своих родных поощряли жителей Мекки проучить мусульман. Абу Суфиан ибн Хараб, возглавлявший язычников Курайша, собрал людей и стал готовить их к сражению, дабы восстановить свою репутацию. Он даже предоставил им своё личное имущество, чтобы они использовали его в военных целях.

Дочь Отбе и жена Абу Суфиана Хенд вместе с несколькими другими женщинами призывала людей отомстить за кровь своих родных. Таким образом, Абу Суфиан собрал и оснастил войско в пять тысяч пеших и конных воинов и повёл его на Медину.

Узнав об этом, Пророк (да благословит Аллах его и род его!) немедленно собрал своих соратников. Некоторые предложили остаться в городе и обороняться. Другие были убеждены, что необходимо выйти из города и атаковать вражеское войско. Наконец, мусульмане подготовились к битве. Сам Пророк (да благословит Аллах его и род его!) облачился в военные доспехи и во главе группы в семьдесят человек подготовился к сражению с врагами. Знамя Ислама он доверил Али (да будет мир с ним!), как это было во всех битвах. Когда Пророк доехал до горы Ухуд, он приказал Абдулле ибн Джобейру во главе отряда из пятьдесяти воинов находиться у ущелья, чтобы не подвергнуться нападению врага с тыла. Эта предусмотрительность Пророка была весьма своевременна, ибо Абу Суфиан отправил Халида ибн Валид с отрядом, вчетверо превышающим своей численностью отряд Абдуллы, в засаду в это ущелье, чтобы во время сражения они напали на мусульман с тыла.

Итак, битва началась, и многих курайшитов настиг острый меч Али (да будет мир с ним!). Знаменосец Абу Суфиана Талхе ибн Абу Талхе, прозванный за свою необыкновенную силу тараном войска, вызвал Али (да будет мир с ним!) на бой, и его светлость нанёс столь мощный удар по голове противника, что глаза Талхе вышли из орбит и он, заревев, замертво упал на землю. Затем брат Талхе взял знамя и был убит. Хамзе мужественно рубил курайшитов. Потеряв своих самых сильных воинов, курайшиты стали проигрывать битву. Мусульмане, несмотря на то, что уступали в численности своим противникам, стали одерживать победу. Язычники обратились в бегство и группа мусульман стала преследовать их, а остальные принялись собирать трофеи.

В это время отряд мусульман, стороживший ущелье, проявил недисциплинированность и, нарушив приказ Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и Абдуллы, оставил свой пост, полагая, что мусульмане полностью победили язычников и оставаться на посту не имеет никакого смысла. У ущелья осталось всего лишь несколько человек.

Халид ибн Валид, ожидавший подобную возможность, направил свой отряд в ущелье и, перебив кучку оставшихся на посту воинов, напал на мусульман с тыла. Бежавшие курайшиты, услышав возгласы Халида, повернули обратно. Таким образом, язычники мощно атаковали мусульман с двух сторон. Мусульмане потерпели поражение, ибо уступали противнику численностью и сражались разрозненно. В этой битве погиб Хамзе ибн Абд ал-Муталлиб. Хенд (мать Муавие) приказала рассечь грудь Хамзе и вынуть его печень. Затем эта проклятая женщина откусила кусок печени Хамзе и стала жевать его. С того дня её стали называть Хенд - пожирательница печени. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) получил ранение в лоб и сломал зуб. Его охраняли лишь Али (да будет мир с ним!) и двое других мусульман.

Али (да будет мир с ним!) с храбростью льва отражал атаки язычников, со всех сторон нападавших на Пророка, и подобно бабочке кружился вокруг своей свечи, т.е. Пророка Ислама.

Преданность Али (да будет мир с ним!) в битве Ухуд открыла блестящую страницу в истории его жизни, украшенную золотыми строчками слов Джибриила, говорившего: (пропущено, на арабском, без перевода)

Шейх Мофид в книге "Акраме" пишет, что сам Али (да будет мир с ним!) сказал: "Когда в битве Ухуд мусульмане оставили Пророка (да благословит Аллах его и род его!) в одиночестве, я как никогда сильно переживал за его светлость. Я загородил его и рубил мечом врагов. Оглянувшись, я не увидел Пророка. Тогда я подумал: божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) не мог обратиться в бегство, а среди убитых его нет. Я подумал, что он вознёсся на небо. Тогда я переломал ножны своего меча и сказал себе: этим мечом я буду сражаться до тех пор, пока не умру. Затем я атаковал врагов. Они расступались перед моим мечом, и вдруг я увидел Пророка, лежавшего на земле без сознания. Я подбежал к нему. Он открыл свои глаза, посмотрел на меня и спросил: "О, Али! Что сделали люди?"

Я ответил: "О, божий Пророк! Они предали свою веру и показали спину врагу и оставили тебя." Пророк посмотрел по сторонам и увидел группу вражеских воинов, направлявшихся к нам. Он сказал мне: "О, Али, отдали их от меня." Я набросился на них и стал беспощадно рубить их, пока не перебил одних и не обратил в бегство других. Пророк сказал: "О, Али, слышишь ли ты, как восхваляют тебя небеса, и ангел по имени Резван говорит "(на арабском, без перевода)"?" Я заплакал от радости и возблагодарил Аллаха за эту милость."

Стойкость и сопротивление Али (да будет мир с ним!) и нескольких других мусульман вынудили язычников отказаться, от мысли захватить Медину и вернуться в Мекку. Али (да будет мир с ним!), несмотря на то, что был тяжело ранен, заботился о Пророке и принёс для него воду в своей кольчуге, чтобы божий Пророк вымыл лицо и руки. Умывшись, Пророк сказал: "Божий гнев обратится против тех, кто обагрил кровью лицо своего Пророка."

Битва завершилась. Семьдесят воинов мусульманской армии было убито, а остальные обратились в бегство. Единственным героем этого сражения, вырвавшим победу из вражеских рук благодаря своей бесконечной преданности, был Али (да будет мир с ним!). Он получил несколько тяжёлых ран, способных повалить с ног любого богатыря. Многочисленность ран и следов от сабельных ударов на теле его светлости привели всех в изумление. Люди удивлялись, как мог остаться в живых этот двадцатишестилетний юноша, истекающий кровью. Они не знали, что в этом израненном теле царит великий дух и прочная и искренняя вера, которая помогла ему с радостью перенести все трудности и страдания.

Великий Пророк возвратился в Медину. Его встретила её светлость Захра (да будет мир с ней!), держа в руках чашу с водой, которую она принесла для того, чтобы умыть лицо отца. Затем прибыл и Али (да будет мир с ним!) с окровавленными по локти руками. Он отдал свой меч Фатиме и сказал: " Возьми этот меч, который подтвердил сегодня мою веру и храбрость." Затем он сказал:"О, Фатима, возьми этот меч. Он не осуждён, а я не дрожу от страха и не упрекаю себя (я не отлынивал от выполнения своей обязанности, чтобы упрекать себя). Клянусь своей жизнью, что я помогал Пророку и подчинялся Аллаху, который знает о деяниях своих рабов. Вытри кровь с этого меча. Этот меч преподнёс семействам курайшитов чашу крови."

Великий Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) также обратился к Фатиме и сказал:

"О, Фатима, возьми этот меч, ибо твой муж сегодня выполнил свой долг, и Аллах его мечом уничтожил глав Курайша."

Поражение мусульман в этом сражении было результатом недисциплинированности и невнимательности мусульман при выполнении военного приказа Пророка (да благословит Аллах его и род его!). В то же время это поражение стало для мусульман горьким уроком, которого они больше не позабыли. Священный Коран указывает на это событие и говорит:[18]

"Аллах исполнил своё обещание, когда вы поражали неверных по Его велению, пока вы не оробели, не стали оспаривать приказа (Пророка) и не ослушались, после того как Он явил вам то, что вы любите. Среди вас были приверженцы этого мира и были приверженцы мира будущего. Потом Аллах обратил вас в бегство от неверных, чтобы испытать вас, и Он простил вас, ибо Аллах милостив к верующим."

Битва Бани Надир:

После сражения Ухуд некоторые жители окрестностей Медины, подобно иудейским племенам Бани Надир и Бани Курайза обрадовались поражению мусульман, и даже некоторые племена, заключившие с Пророком (да благословит Аллах его и род его!) договор о дружбе или ненападении, нарушили свой договор.

Таким образом, мусульманам было необходимо до сражения с курайшитами восстановить своё влияние и установить в Медине полную безопасность. Поэтому в четвёртом году хиджры, между битвами Ухуд и Хандак, мусульмане приготовились сразиться с племенем Бани Надир и в месяце раби ал-аввал этого года покинули Медину.

Командующим этого отряда был Али (да будет мир с ним!). Благодаря его мужеству и бесподобному героизму племя Бани Надир было вынуждено сдаться и заключило договор о том, что если Пророк (да благословит Аллах его и род его!) простит их, они покинут окрестности Медины и отправятся в Дамаск.

Божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) принял это условие и приказал, чтобы каждые три человека взяли одного верблюда и увезли своё имущество на этом верблюде. После того как племя Бани Надир покинуло окрестности Медины, всё оставшееся имущество, а также посевные поля перешли в руки мусульман.

Это событие, происшедшее после битвы Ухуд, укрепило положение мусульман, и Пророк (да благословит Аллах его и род его!) смог искусно за короткий срок восстановить своё утерянное влияние, а также расширить находившиеся под его руководством земли и подавить врагов религии.

Битва Ахзаб или Хандак:

Изгнание некоторых иудейских племён, подобно Бани Надир и Бани Курайза с окрестностей Медины настроило их против мусульман, в частности Пророка (да благословит Аллах его и род его!). Некоторые из глав этих племён отправились в Мекку и объявили о своей готовности содействовать курайшитам в борьбе с Пророком. Их предложение было принято главами Курайша, в результате чего в пятом году хиджры сплотились все языческие племена Мекки и иудейские племена, и десятитысячное войско под командованием Абу Суфиана при поддержке группы иудеев отправилось в Медину для того, чтобы с корнем вырвать саженец Ислама.

Когда весть об этом дошла до Пророка (да благословит А л ах его и род его!), он собрал мусульман и стал советоваться с ними, каким образом отразить атаку врагов. Салман Фарси предложил вырыть хандак (ров) вокруг Медины и установить в нём искусственные препятствия, чтобы сделать проход врага сложным и невозможным. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) принял предложение Салмана Фарси и приказал немедленно приготовиться для рытья рва. Мусульмане взялись за дело, и сам Пророк (да благословит Аллах его и род его!) присоединился к ним. Ров был вырыт до прибытия вражеского войска, и язычники удивились, увидев его, так как подобного рода оборонное приспособление ранее не применялось в Аравии. Поэтому они сказали: " Клянусь Богом, это не арабская хитрость. Арабы не используют подобную хитрость."

Язычники, численность которых достигала трёх тысяч человек, разбили лагерь вокруг рва. Несколько дней два войска находились друг против друга по обе стороны рва и иногда бросали друг в друга камни и пускали стрелы. Наконец, Амро ибн Абдовад с несколькими воинами перенёсся на коне через наиболее узкую часть рва и оказался на другой его стороне.

Амро немедленно потребовал себе соперника. Когда в лагере мусульман раздался мощный и внушавший ужас голос Амро, все сердца перестали биться и лица побледнели. Почему?

Потому что Амро был известен всем. Перс по происхождению, он был известен среди арабов своей храбростью. Он не имел себе подобных во всей Аравии. Он был опытным и видавшим многие битвы героем и в одиночку стоил тысячи воинов!

Возглас Амро (кто выйдет сражаться со мной? -прим. перев.) во второй раз раздался в ушах мусульман. В это время среди войска Медины воцарилась тишина удивления и страха. Никто не посмел произнести ни слова. Амро сказал: "Вы же говорите, что каждый из вас, кто умрёт, попадёт в рай. Разве среди вас нет желающих попасть в рай?"

Наконец, Пророк (да благословит Аллах его и род его!) нарушил тишину и спросил: "Кто избавит мусульман от этого язычника?" Все затаили дыхание, и никто не издал ни звука. Али (да будет мир с ним!) встал и сказал: "Я, о божий Пророк!" Пророк сказал: "Подожди. Может быть, найдётся другой желающий." Однако никто не мог быть противником арабского богатыря. Пророк повторил свой вопрос, и вновь Али (да будет мир с ним!) выразил свою готовность сразиться с врагом. Пророк сказал: "О, Али! Это Амро ибн Абдовад!" Али (да будет мир с ним!) ответил: "А я - Али ибн Абу Талиб." Божий Пророк повязал голову Али чалмой и привязал меч к его поясу и сказал: "Иди и да хранит тебя Аллах!" Затем он поднял голову к небу и растроганно сказал: "Господи! Не оставь сына моего дяди на поле битвы!"

Амро восхвалял себя и призывал мусульман сразиться с ним:

"Я столько кричал и требовал противника, что охрип. Я мужественно стоял там, где храбрецов охватывает страх. Подобным образом я всегда иду навстречу опасностям и трудностям, ведь храбрость - наилучшее качество юноши."

В это время Али (да будет мир с ним!) подобно рассерженному льву, который бросается из засады на свою жертву, прервал монолог Амро и ответил ему в стихотворной форме:

"Эй, Амро, не спеши в военных делах, ибо идёт к тебе тот, кто ответит на твои слова и в битве с тобой не будет бессильным. Он имеет добрые побуждения, и глаза его ясны на пути истины, а истина спасает и приносит счастье. Я надеюсь собрать вокруг твоего бездыханного тела женщин, которые будут оплакивать тебя. Я убью тебя мощным ударом, который и после битвы останется в памяти людей."

Амро, считавший себя самым отважным из всех арабов, бросил насмешливый взгляд на Али и сказал: "Никто, кроме тебя, не пожелал отправиться в рай? Я знал твоего отца Абу Талиба и дружил с ним. Я не хочу видеть тебя в своих руках в смертельной агонии как птицу, обломавшую крылья. Разве ты не знаешь, что я - Амро ибн Абдовад, персидский богатырь и арабский герой?"

Али (да будет мир с ним!) ответил: "Прежде всего я призываю тебя к монотеизму и Исламу. А если не хочешь принять Ислам, возвращайся по тому пути, по которому пришёл, и откажись от борьбы с Пророком."

Амро сказал: "Я не откажусь от убеждений своих предков (идолопоклонничества), а если возвращусь без битвы, подвергнусь насмешкам женщин Курайша." Тогда Али (да будет мир с ним!) сказал: "В таком случае спешись и давай драться, ибо я хочу убить тебя на пути Аллаха."

Амро рассердился и спешился. Когда он предстал перед Али (да будет мир с ним!), Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: "Вся вера встала на борьбу со всем язычеством." И вправу, Али (да будет мир с ним!) был олицетворением полной и искренней веры, и если бы в тот день не было Али (да будет мир с ним!), от Ислама и мусульман не осталось бы и следа. Амро был олицетворением язычества и считался надеждой Курайша.

Наконец, двое богатырей начали сражаться. Вокруг них поднялась такая пыль, что воины двух войск не могли отчётливо видеть их. Между тем противники обменялись ударами мечей. Удар Амро рассёк кольчугу его светлости Али и задел его голову. Али (да будет мир с ним!) ловко нанёс мощный удар, повергший противника наземь, и издал возглас единобожия. Услышав победный возглас Али (да будет мир с ним!), все поняли, что Амро убит, а это значит, что поражение Курайша будет неминуемым. Сестра Амро сказала об этой битве несколько строк:

"Они были храбры как львы. На поле битвы они набросились друг на друга, и оба мужественно сражались. О, Али, уходи, ибо до сих пор ты не одерживал победу над таким, как он. Эти мои слова истинны и нет в них преувеличения."

Со смертью своего сильнейшего воина курайшиты были опозорены, и этот позор уничтожил их. Когда Али (да будет мир с ним!) принёс Пророку голову Амро, Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал:

(на арабском без перевода)

По некоторым преданиям он сказал:

"Награда Али (да будет мир с ним!) за удар мечом, который он нанёс Амро в день Хандака, затмевает награду ангелов и демонов за их богослужения и превосходит награду моей уммы (всех мусульман - прим. перев.) до Судного Дня."

Именно меч Али (да будет мир с ним!) сразил Амро и избавил мусульман от язычников. Если бы в тот день не было Али, Амро мог бы в одиночку перебить всех мусульман и, как он сам говорил, стереть имя Ислама со страниц истории.

Таким образом, все деяния исламской уммы до Судного Дня будут совершаться благодаря удару того божьего меча, убившего Амро и заставившего бежать Акраме и других воинов, которые вместе с Амро перешли ров. Со смертью Амро и бегством сопровождавших его воинов язычников охватил ужас, полностью уничтоживший их боевой дух. К тому же по божьей волне внезапно подул сильный ветер, ещё более напугавший курайшитов. Поэтому Абу Суфиан, недолго думая, в сопровождении нескольких людей под покровом ночи вернулся в Мекку.

Шейх Узри в своих касидах о смерти Амро от меча Али (да будет мир с ним!) говорит:

"Какой удар может сравниться с тем прекрасным и великим ударом, награда за который не сравнима с наградой ангелов и демонов? Этот шедевр - пример его величия, и на этом примере суди о других его деяниях."

После битвы Хандак Пророк (да благословит Аллах его и род его!) счёл необходимым проучить племя Бани Курайза, которое нарушило договор и оказало содействие язычникам. Пророк отправил Али (да будет мир с ним!) во главе отряда на борьбу с этим племенем. После двадцатипятидневной блокады и сражений мужчины этого племени были убиты, женщины взяты в плен, а имущество перешло в распоряжение мусульман. Таким образом, Али (да будет мир с ним!) уничтожил племя Бани Курайза и избавил мусульман от иудеев, проживавших в окрестностях Медины.

Битва Хейбар:

"Хейбар" - древнееврейское слово и означает оно "прочная башня и крепость".

В 120 километрах к северу от Медины находилось село с иудейским населением. Жители этого села жили в нескольких прочных башнях, и поэтому это место называлось Хейбар. В этом селе были плодородные посевные поля, пальмовые плантации и водные источники, а также семь крепостей, каждая, из которых имела своё название. Самыми известными из этих крепостей были Наим и Камус.

Историки расходятся во мнениях по поводу численности населения Хейбара. Одни пишут, что в селе проживало двадцать тысяч, другие - десять тысяч, а третьи - четыре тысячи человек. Однако несомненным фактом является то, что своей численностью иудеи значительно превышали мусульман, так как число мусульман достигало в те времена тысячи , четыреста, а по некоторым преданиям тысячи шестисот человек.

В седьмом году хиджры по приказу Пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его!) мусульмане двинулись в сторону Хейбара и после двух или трёх дней достигли окрестностей этого села. Они разбили лагерь рядом с крепостями и таким образом установили контакт с врагом.

Проснувшись утром, жители крепостей увидели мусульман вблизи Хейбара.

Увидев исламское войско, жители Хейбара незамедлительно укрылись в крепостях и прочно закрыли ворота. Божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) вместе со своими соратниками 25 дней продолжал блокаду крепостей. В один из дней он дал знамя Абу Бакру, а в другой день - Умару и поручил им открыть ворота крепостей Хейбара, однако им не удалось этого сделать. Увидев иудейских воинов, в частности Мархаба Хейбари, они испугались и обратились в бегство.

Ибн Абу ал-Хадид по поводу бегства этих двух шейхов говорит:

"Я могу забыть что угодно, но никогда не забуду бегства тех двоих, которые знали, что бежать с поля битвы - большой грех."

На приступ крепостей Хейбара отправлялись и другие командиры, но всегда возвращались ни с чем, бессильные сопротивляться иудейским воинам. Ввиду того, что командиры, отправленные Пророком на приступ крепостей, не выполнили своего задания и тем самым ослабили боевой дух мусульман, Пророк сказал:

"Завтра я дам знамя человеку, которого любят Аллах и Его Пророк и который любит Аллаха и Его Пророка. Он всегда атакует и никогда не убегает. Он не вернётся с поля битвы, пока Аллах не откроет его руками (крепости Хейбара)." Эти слова Пророка всех удивили. Кто же завтра одержит победу?

Каждый толковал слова его светлости по-своему и некоторые считали себя избранниками Пророка. Никто не предполагал, что Пророк подразумевал Али, и небесная рука лишь для него вытянула этот счастливый жребий. Может быть, они были и правы в своих предположениях, ибо на то существовали свои причины. Али (да будет мир с ним!) испытывал глазную боль и никто не думал, что этот сложный узел будет развязан его могучими руками.

Когда наступил обещанный день, Пророк (да благословит Аллах его и род его!) спросил: "Где Али?"

Ему ответили, что у него болят глаза. Пророк приказал позвать его. Один из мусульман отправился в шатёр Али (да будет мир .с ним!) и передал ему приказ Пророка.

Али (да будет мир с ним!) немедленно поднялся и поспешил явиться к Пророку. Его светлость справился о его здоровье. Али (да будет мир с ним!) ответил: "Я испытываю головную и глазную боль и вижу с трудом." Пророк обнял его и провёл своей слюной по его глазам. Боль Али прошла, и он до конца своих дней не испытывал головной и глазной боли.

Хассан ибн Сабит Ансари по этому поводу говорит:

"В тот день у Али болели глаза. Он искал лекарство от этой боли, но ничего не находил.

Божий Пророк исцелил его своей слюной. Да здравствует тот, кто исцелился, и да здравствует тот, кто исцелил. И сказал он, что сегодня даст знамя храбрецу, любящему Пророка.

Он любит моего Аллаха, и Аллах любит его. Его руками Аллах откроет врата прочных крепостей.

На это дело из всех людей он выбрал Али и назвал его своим визирем и братом."

Итак, после исцеления глаз Али (да будет мир с ним!) божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: "О, Али! Наши командиры не смогли добиться успеха и открыть врата крепостей Хейбара. Это важное дело по силам только тебе."

Али (да будет мир с ним!) повиновался и спросил: "До каких пор мне драться с ними?"

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) ответил: "До тех пор, пока не признают единство Аллаха и моё пророчество."

Али (да будет мир с ним!) подобно храброму льву, который с безразличием приближается к своей жертве, подошёл к стене Хейбарской крепости, ударил знаменем по земле и подготовил свой отряд для взятия крепости. В это время из крепости вышла группа храбрых воинов Хейбара, и сражение началось. Али (да будет мир с ним!) совершил несколько мощных атак, в результате которых некоторые иудеи пали замертво, а остальные были вынуждены бежать и скрыться в крепости. Али (да будет мир с ним!) захотел войти в крепость вслед за ними, однако начальник крепости, известный воин по имени Харис, попытался преградить Али (да будет мир с ним!) путь и был убит ударом меча его светлости. В это время брат Хариса, самый известный и храбрый воин крепости по имени Мархаб Хейбари вышел из крепости, чтобы отомстить за кровь брата.

Мархаб был в необыкновенном снаряжении. Он надел две кольчуги, подпоясался двумя мечами, повязал голову несколькими чалмами, а сверху надел стальной шлем, на острие которого красовался камень, похожий на жёрнов, для того, чтобы охранять голову от ударов меча.

Мархаб и Али (да будет мир с ним!) обменялись ударами. Мощная рука исламского богатыря нанесла столь сильный удар по голове Мархаба, что, она рассеклась, несмотря на стальной шлем, жёрнов и другие защитные приспособления. Кольчуга иудейского воина была разорвана, стальной шлем и камень разломаны, чалма разодрана, а голова проломлена мечом Али (да будет мир с ним!) до самых челюстей. Мархаб как подкошенный упал на землю, мусульмане издали возглас единобожия, а иудеи окончательно пали духом от подобного поражения.

После смерти Мархаба из крепости вышел другой воин. Это был Ясир, третий брат двух убитых воинов. Он не уступал в храбрости своим братьям и, не медля, набросился на Али, однако был убит ударом меча его светлости. Иудеи заперли ворота крепости и спрятались в ней.

Али (да будет мир с ним!) сорвал с петель ворота крепости и отбросил их на несколько метров. Таким образом крепости Наим и Камус, прочнейшие крепости Хейбара, были захвачены имамом Али (да будет мир с ним!).

Шейх Мофид со слов Абдуллы Джадали рассказывает: "От эмира правоверных (да будет мир с ним!) я слышал, как он говорил, что, подняв ворота Хейбара, он защищался ими словно щитом в битве с иудеями до тех пор, пока Аллах не заставил их ощутить горечь поражения. Затем он положил ворота на вырытый вокруг крепости ров, чтобы мусульмане смогли перейти через него. Когда мусульмане вошли в крепость, он бросил ворота в ров. По возвращении из Хейбара семьдесят мусульман не смогли сдвинуть ворота с места." Поэт об этом говорит:

"Тот человек (Али, да будет мир с ним!) в день сражения с иудеями сорвал огромные ворота Хейбара силой, данной ему Аллахом.

Он поднял те огромные ворота, охранявшие гору Камус, в то время как вокруг него собрались мусульмане и жители Хейбара.

Он отбросил те ворота, и семьдесят сильных человек напряглись и после неимоверных трудов и усилий и говоря друг другу "ставьте", поставили те ворота на место."

Героизм Али (да будет мир с ним!) в сражении Хейбар, захват крепости и победа над прославленными иудейскими богатырями, и в особенности срыв ворот и поднятие их руками считаются необыкновенными делами его светлости, присущими только ему и никому другому. Этому событию посвящено множество касид. Ибн Абу ал-Хадид в своей касиде говорит:

"О, срыватель ворот, сдвинуть с места которые были бессильны руки сорока и сорока человек."

По завершении битвы Хейбар, когда Пророк (да благословит Аллах его и род его!) по просьбе иудеев заключил с ними перемирие, они предоставили в распоряжение Пророка Фадак, и иудейские жители Фадака отправляли Пророку половину своего урожая. Таким образом, ввиду того, что Фадак был предоставлен его жителями Пророку (да благословит Аллах его и род его!) добровольно и в мирное время, он стал принадлежностью самого Пророка, а земли Хейбара перешли во всеобщее владение мусульман.

При возвращении из Хейбара были проучены и усмирены некоторые иудейские племена. Таким образом, мусульмане избавились от вражеских нападок иудеев, и в городе Медина установилось спокойствие и безопасность.

Захват Мекки:

На восьмом году хиджры, когда исламское войско после бесконечных больших и малых битв стало опытным и многочисленным, великий Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) счёл необходимым захватить Мекку, свой родной город, который он был вынужден покинуть под покровом ночной темноты в результате заговоров Курайша.

Тринадцать лет Пророк (да благословит Аллах его и род его!) призывал язычников Курайша к единобожию, однако не добился никаких результатов. Напротив, курайшиты постоянно преследовали и мучили Пророка и после его переселения в Медину непрестанно враждовали с мусульманами.

Для мусульман-переселенцев, которые из страха перед курайшитами ночью бежали из Мекки в Медину, теперь настало время, уверенно и величественно сопровождая Пророка (да благословит Аллах его и род его!), войти в Мекку.

Некоторые мусульмане задумались над этим и страшились последствий своего поступка, однако божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) заверил их в победе, ибо читал в ниспосланном ему кораническом аяте обещанную Аллахом победу:

"Аллах претворил Своему Посланнику сновидение в явь (и сказал): Вы непременно войдёте в Заповедную мечеть, если это будет угодно Аллаху, без опаски."[19]

Кроме того, сура "Помощь", ниспосланная до захвата Мекки, предвещала это событие и обращение в Ислам жителей Мекки.

Основной целью Пророка (да благословит Аллах его и род его!) было захватить Мекку без кровопролития из уважения к Божьему Храму, находившемуся в этом городе. Поэтому он скрыл от мусульман свой план и время наступления на Мекку, чтобы эта информация ненароком не попала к курайшитам.

Единственным, кого Пророк считал достойным доверия и с кем советовался, был Али (да будет мир с ним!). Однако через некоторое время Пророк сообщил о своём плане нескольким своим соратникам. Один из переселенцев по имени Хатаб, узнав о намерении Пророка, отправил с одной женщиной письмо своим родственникам в Мекке, чтобы таким образом сообщить курайшитам о решении Пророка.

Всевышний Аллах осведомил об этом Пророка (да благословит Аллах его и род его!), и его светлость отправил Али (да будет мир с ним!) и Зобейра, чтобы они забрали письмо у той женщины. Али и Зобейр выполнили приказ Пророка.

Божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) в начале месяца рамадан восьмого года хиджры во главе своего войска, насчитывавшего вместе с мухаджирами (переселенцами Мекки) и ансарами (жителями Медины) двенадцать тысяч человек, покинул Медину с целью захвата Мекки.

Когда войско приблизилось к Мекке, Аббас ибн Абд ал-Муталлиб поспешил к городу, чтобы устрашить Курайш многочисленностью прекрасно оснащённого исламского войска. Жители Мекки были в некоторой степени осведомлены о прибытии войска Пророка. Поэтому Абу Суфиан покинул Мекку, чтобы добыть информацию, и по дороге встретился с Аббасом.

Аббас ибн Абд ал-Муталлиб поведал Абу Суфиану о многочисленности мусульманского войска и в особенности прочной вере и твёрдости духа мусульман и предупредил его о тяжких последствиях сопротивления исламскому войску. Таким образом Аббас убедил Абу Суфиана сдаться.

Абу Суфиан под защитой Аббаса прошёл через огромное войско мусульман, поражённый его могуществом и величием, предстал перед Пророком и после недолгой беседы принял Ислам.

Абу Суфиан, в течение двадцати одного года оснащавший язычников Курайша и всячески подстрекавший их против Пророка, склонил голову перед его мощью и величием и с изумлением взирал на стройные ряды исламских воинов, моля о прощении за свои прошлые злодеяния.

Как сказано в Священном Коране,[20] великий Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) был чрезвычайно великодушен и милосерден. Он отправил Абу Суфиана в Мекку, чтобы тот сообщил жителям этого города, что те, кто примут Ислам, будут в безопасности.

Божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) передал знамя, которое находилось в руках Са'да ибн Ибада (по той причине, что он, возможно, применит жестокость в отношении жителей Мекки) имаму Али (да будет мир с ним!) и во главе мусульманского войска, величие которого ослепляло глаза мекканцев, вошёл в Мекку. Став перед дверью Каабы, Пророк сказал:

(без перевода на арабском)

В тот день лозунги единобожия были впервые открыто произнесены в Мекке, и чарующие звуки азана, произносимого Балалом с высоты Каабы, отдавались эхом в этом городе. Мусульмане выстроились в ряды за спиной Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и прочли намаз. Затем его светлость обратился к мекканцам, ожидавшим гнева и мести Пророка, и сказал: "Что вы можете сказать о себе и чего ожидаете?"

Жители Мекки ответили: "Скажем добро и ожидаем добра. Великодушный брат и добрый племянник, ты обрёл власть над нами."

Эти слова растрогали великого Пророка (да благословит Аллах его и род его!). Он сказал: "Я скажу то, что сказал мой брат Йусуф, т.е. (без перевода на арабском)"

Затем он сказал: "Идите, все вы свободны."

Это всеобщее помилование оказало сильное воздействие на жителей Мекки, и они невольно ощутили в своих сердцах любовь к его светлости.

После этого Пророк (да благословит Аллах его и род его!) приказал разломать все идолы и, взяв с собой Али (да будет мир с ним!), вошёл в Каабу и уничтожил все идолы и следы язычества.

Одной из характерных черт Али (да будет мир с ним!) является его борьба с язычеством. Он никоим образом не желал видеть людей поклоняющимися идолам. По приказу Пророка Али встал на плечи его светлости и поднялся на Каабу, где были укреплены несколько больших идолов мекканцев, в том числе идол Хабл. Скинув этих идолов, Али (да будет мир с ним!) очистил святую Каабу от признаков язычества.

Битвы Хунайн и Таиф:

После захвата Мекки жители этого города группами обращались в Ислам и присягали в верности Пророку (да благословит Аллах его и род его!). Пророк некоторое время пробыл в Мекке и привёл в порядок дела этого города и после установления безопасности и порядка решил вернуться в Медину вместе со своим войском. При этом он причислил к своему войску двух тысяч новообращённых в Ислам мекканцев, так что численность исламского войска изумляла самих мусульман, и Абу Бакр сказал: "С этим многочисленным войском мы никогда не потерпим поражения." Однако они не знали, что важна не численность войска, а вера воинов в Аллаха и их упование на Всевышнего. Так, например, в сражении Ухуд все мусульмане, в том числе сам Абу Бакр, обратились в бегство при встече с врагом, и рядом с Пророком остались всего лишь девять человек из рода Хашемидов и один воин по имени Имен ибн Умм ал-Имен. В этом сражении Аллах помог истинным мусульманам. Бежавшие воины вернулись и вновь атаковали врага и одержали победу. В этой связи Аллах в Священном Коране говорит:

"Аллах поддержал вас (,верующие,) во многих местах (в том числе) и в день Хунайна, когда вы были обольщены своей многочисленностью, которая нисколько вам не помогла..."[21]

А дело обстояло так.

Когда божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) решил вернуться из Мекки в Медину, два племени Хавазен и Сакиф, не принявшие Ислам, сплотились и решили вступить в борьбу с мусульманами.

Воины этих двух племён под командованием Малика ибн Ауфа, число которых превосходило число мусульман, проведав о том, что Пророк (да благословит Аллах его и род его!) возвращается из Мекки в Медину, устроили засаду в ущельях местечка под названием Хунайн и стали ожидать мусульманское войско.

Авангард исламского войска под командованием Халида ибн Валид был застигнут врасплох, а так как было уже за полночь и вокруг царила непроглядная темнота, этот отряд, не ожидавший внезапной атаки врагов, испугался и стал отступать. Некоторые воины, в том числе Абу Суфиан и его люди, принявшие Ислам из страха за свою жизнь, обрадовались этой возможности и обратились в бегство. Как в битве при Ухуде, вокруг Пророка осталось лишь девять человек из рода Хашемидов, охранявшие его светлость. И в этой битве единственным героем был Али (да будет мир с ним!). Он атаковал врагов, грудью защищал Пророка и не позволял врагам приблизиться к его светлости. Шейх Мофид пишет, что несколько человек из рода Хашемидов остались рядом с Пророком лишь по примеру Али (да будет мир с ним!), и бежавшие мусульмане возвратились и одержали победу исключительно благодаря стойкости его светлости.

Великий Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) сказал своему дяде Аббасу ибн Абд ал-Муталлибу, чтобы он своим зычным голосом собрал всех мухаджиров и ансаров и не допустил расстройства войска. Аббас призвал их собраться и сохранять спокойствие и добавил, что Пророк цел и невредим. Беглецы постепенно вернулись, а так как уже наступило утро, мусульмане мощно атаковали врага. Али (да будет мир с ним!) убил главу племени Хавазен Малика ибн Ауфа, а также знаменосца этого племени Абу Джарула. Со смертью этих воинов вражеские ряды распались. Язычники обратились в бегство, и пустившиеся вслед за ними мусульмане убили одних и захватили в плен других.

По завершении сражения Хунайн мусульмане напали на Таиф, ибо в этом городе проживало племя Сакиф, а Абу Суфиан ибн Харис, отправленный Пророком (да благословит Аллах его и род его!) в Таиф, вернулся, потерпев поражение. Поэтому сам Пророк возглавил войско и повёл его на Таиф. Он окружил этот город. Блокада Таифа продолжалась более двадцати дней.

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) отправил отряд во главе с Али (да будет мир с ним!) для уничтожения идолов, находящихся в окрестностях Таифа. Выполняя это задание, Али рассёк надвое своим мечом храброго воина племени Хусам по имени Шахаб, который попытался загородить Али путь. Али (да будет мир с ним!) уничтожил все идолы, а также одержал победу над Нафе ибн Кайланом, героем племени Сакиф, который в сопровождении отряда вышел из города для борьбы с мусульманами. Таким образом Али (да будет мир с ним!) разбил вражеский отряд. Некоторые обратились в Ислам из страха за свою жизнь, а другие спаслись бегством. Али (да будет мир с ним!) вернулся к Пророку со знаменем победы. Таким образом было завершено сражением с двумя племенами Хавазен и Сакиф.

Битва при Таифе считается последним внутренним сражением мусульман с арабами, ибо после этой битвы никто в Аравии не посмел противостоять Пророку (да благословит Аллах его и род его!), и его светлость распространил свою власть на весь Аравийский полуостров. Для распространения божественной исламской религии было необходимо призвать к Исламу другие страны. Предпосылки этого решения создала битва Табук, последний военный поход Пророка. Али (да будет мир с ним!) не участвовал в этой битве, и поэтому мы не будем повествовать о ней.

Это был краткий обзор военных услуг Али (да будет мир с ним!) при жизни Пророка. Военная доблесть Али установила знамя Ислама над всей Аравией и послужила причиной распространения исламской религии. В этой связи Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) сказал: "Если бы не меч Али, Ислам не победил бы."


(без перевода)

(Хассан ибн Сабит)

 

6 -ПРАВО АЛИ (ДА БУДЕТ МИР С НИМ!) НА ИМАМАТ

 

 

В девятом году хиджры великий Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) покинул Медину и отправился в Мекку для выполнения обряда хаджа (паломничества). Число мусульман, сопровождавших Пророка в эту поездку, сообщается по-разному, однако несомненно то, что за Пророком следовало несколько тысяч человек, принявший участие в обрядах хаджа того года, известного под названием "хаджат ал-вида'" (прощальный хадж - прим. перев.). По завершении обрядов паломничества Пророк (да благословит Аллах его и род его!) на обратном пути из Мекки в Медину восемнадцатого числа месяца зи-хаджа сделал остановку в местечке под названием Кадир Хом, ибо Аллах ниспослал ему важное сообщение, которое его светлость должен был передать всем людям, а именно: руководство и халифат Али (да будет мир с ним!). Указ Аллаха заключался в следующем аяте:

"О Посланник! Поведай (людям) то, что ниспослано тебе Господом. Если ты не сделаешь этого, то ты (тем самым) не передашь (людям) Его послания, а ведь Аллах оберегает тебя от людского (зла)."[22]

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) приказал всем паломникам собраться в этом месте и подождал, пока отставшие не нагонят остальных, а ушедшие вперёд не вернутся.

Что же случилось?

Каждый спрашивал у другого: "Что произошло? Почему божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) собрал нас в такую жару посреди этой безводной пустыни?" Земля была настолько раскалённой, что некоторые, обернув ноги в свои платья, сидели в тени верблюдов. Наконец, ожидание подошло к концу. Собрав паломников, Пророк (да благословит Аллах его и род его!) приказал выстроить минбар из верблюжьих сёдел и поднялся на него, чтобы все могли видеть и слышать его. Он приказал Али (да будет мир с ним!) встать по его правую руку и после нескольких проповедей и наставлений о Коране и своём семействе сказал:

"Разве я для правоверных не превыше их самих?" (Указание на коранический аят (на арабском)) Все ответили: "Да." Он сказал: "Каждый, кто считает меня своим повелителем, пусть считает Али своим повелителем. Господи! Люби его друзей и враждуй с его врагами, помогай тому, кто поможет ему, и опозорь того, кто оставит его!"

Затем Пророк приказал, чтобы мусульмане группами входили к Али (да будет мир с ним!), сидевшему в палатке напротив палатки Пророка (да благословит Аллах его и род его!), и поздравляли его с тем, что он стал преемником божьего Пророка и приветствовали его как эмира. Первым, кто поздравил имама Али (да будет мир с ним!), был Умар ибн Хотаб. Он сказал:

"О, Али, сегодня ты стал моим эмиром и предводителем, а также предводителем каждого правоверного мужчины и каждой правоверной женщины."

Таким образом великий Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) назначил Али (да будет мир с ним!) своим преемником и приказал присутствовавшим рассказать об этом отсутствовавшим.

Хассан ибн Сабит испросил у Пророка (да благословит Аллах его и род его!) разрешения сложить касиду о назначении Али (да будет мир с ним!) в Кадир Хоме преемником Пророка и имамом мусульман. Затем он сказал:

"В день Кадир Хом Пророк созвал мусульман своим зычным голосом (чтобы все услышали). Спросил он: кто распоряжается и руководит вами? Все в один голос ответили:

"Твой Господь руководит, а ты распоряжаешься нами, и сегодня ты не видишь неповиновения с нашей стороны." Тогда он сказал Али: "О Али, встань, ибо я избрал тебя имамом и руководителем (людей) после себя."

Затем он сказал мусульманам: "Каждым, кем распоряжаюсь я, будет руководить Али. Будьте для него верными друзьями."

Там же он помолился: "Господи, люби его друзей и будь врагом для врагов Али.""

Божий Пророк сказал: "О, Хассан, до тех пор, пока ты помогаешь нам своим языком, да поможет тебе святой дух!"

Это событие столь ясно и доказуемо, что не оставляет никаких сомнений, ибо суннитские историки и комментаторы в своих книгах с небольшим различием в словах и выражениях написали, что коранический аят "Послание" (на арабском) был ниспослан восемнадцатого числа месяца зи-хаджа в Кадир Хоме насчёт Али (да будет мир с ним!), и Пророк (да благословит Аллах его и род его!) после проповеди сказал (Каждым, кем повелеваю я, будет повелевать Али). Однако ввиду того, что слово "моула" (повелитель) имеет разные значения, некоторые из этих историков заявили, что в этом хадисе слово "моула" не означает "повелитель и распорядитель , а приведено в смысле друга и помощника. Иначе говоря, его светлость сказал: "Каждый, кто считает меня своим другом, пусть считает Али своим другом." Ибн Саббак Малики в книге "Фусул ал-Мохемме", приведя несколько значений для слова "моула", пишет:

“Хадис означает, что каждый, для кого Пророк является помощником, родственником и другом, Али является для него тем же."

В ответ этим господам, которым пелена фанатизма мешает видеть истину, приведём все упомянутые в словарях значения слова "моула" и посмотрим, какое из них подразумевалось Пророком (да благословит Аллах его и род его!).

Слово "моула" означает "имеющий первостепенное право распоряжаться и полноправный хозяин, раб, освобождённый, освободитель, сосед, союзник, партнёр, зять, сын дяди, родственник, воспитанный в неге, друг и помощник". Некоторые из этих значений использованы в Священном Коране. Например, в суре "Дым" слово "моула" использовано в значении родственника:(на арабском)

В суре "Мухаммад" слово "моула" приведено в значении друга:(на арабском)

В суре "Женщины" слово "моула" означает "союзник": (на арабском)

Наконец, в суре "Сонмы" это слово приведено в значении "освобождённый": (на арабском)

С другой стороны, некоторые из значений слова "моула" не подходят к Пророку, так как его светлость не был рабом и освобождённым, не воспитывался в неге и не был ничьим союзником. О некоторых значениях этого слова и говорить не приходится, ибо было бы нелепо полагать, что божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) собрал людей в пустыне под палящим солнцем, чтобы сказать им "Тот, чьим двоюродным братом я являюсь, будет двоюродным братом Али" или же "Мой сосед будет соседом Али" и т.п. Значение "друг и помощник", на которое опираются большинство суннитов, не подходит к подобному событию, ибо из аята "Послание", в котором говорится "Если ты не сделаешь этого, то ты (тем самым) не передашь (людям) Его послания...", явствует, что послание Пророка обладало огромным значением, и он не мог остановиться в жаркой пустыне, собрать людей и сообщить им лишь то, что его друзья и помощники будут друзьями и помощниками Али. Даже если бы это было и так, вместо обращения к людям Пророк (да благословит Аллах его и род его!) должен был обратиться к Али и сказать ему, что друзья и помощники Пророка будут друзьями и помощниками Али. Однако предложение (на арабском) имеет совершенно иной смысл. Кроме того, в этих словах не было ничего страшного, чтобы Аллах добавил: "Я буду оберегать тебя от людского зла."

С другой стороны, использование слова "моула" из всех его значений в значении "друг и помощник" без наличия аналогии противоречит принципам методологии. Таким образом из всех значений слова "моула" остаётся лишь "имеющий право на захват и полноправный хозяин". Это значение, вопреки мнению суннитов, не лишено аналогии, ибо в этой связи имеются перечисленные ниже доводы.

Во-первых, подтверждением величия и важности этого события является то, что Всевышний Господь, подчёркивая и угрожая, говорит, что если Пророк не передаст людям Его послания, то таким образом он не выполнит своей миссии. Это доказывает, что речь здесь идёт не об обычном правиле шариата, а о важном деле, дополняющем пророческую миссию. В таком случае слово "моула" должно быть применено в значении "властелина и полноправного хозяина", чтобы все мусульмане знали, кто же после Пророка (да благословит Аллах его и род его!) будет управлять обществом. К тому же этот аят был ниспослан в Кадир Хоме вблизи Джохфе, чтобы Пророк смог передать его людям прежде чем они разойдутся в разные стороны, так как после Джохфе мусульмане разъединялись и возвращались в свои города по разным дорогам и собрать их вместе было невозможно. Конечно, этот приказ был дан Пророку (да благословит Аллах его и род его!) несколькими днями раньше, однако не было назначено точной даты его выполнения. Его светлость знал, что многие мусульмане испытывают вражду к Али (да будет мир с ним!) за то, что он убил в сражениях их родственников. Поэтому он опасался того, что люди не подчинятся подобному приказу. Ввиду этого Всевышний Господь приказал Пророку остановиться в Кадир Хоме и сообщить людям весть о наместничестве Али (да будет мир с ним!) и для того, чтобы успокоить Пророка (да благословит Аллах его и род его!), добавил: "Не бойся, ибо Господь будет оберегать тебя от людского зла."

Во-вторых, божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!), прежде чем сказать (на арабском) спросил:

"Разве я не являюсь вашим полноправным хозяином?" .Все ответили: "Да." Тогда он сказал: (на арабском). Аналогия слова "моула" в значении "распорядитель и полноправный хозяин" явствует из первого предложения, и последовательность речи свидетельствует о том, что слово "моула" употреблено в значении "превосходства", т.е. Пророк обладает превосходством над мусульманами, и таким же превосходством будет обладать после Пророка Али (да будет мир с ним!).

В-третьих, великий Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!), передав божье послание о наместничестве Али (да будет мир с ним!), как упоминалось на предыдущих страницах, сказал: т.е. "Приветствуйте Али как предводителя правоверных". Если бы Пророк применил слово "моула" в значении друга и помощника, он сказал бы мусульманам, чтобы они приветствовали Али как друга. Кроме того, слова Умара, сказавшего Али (да будет мир с ним!), что отныне тот стал его предводителем и предводителем каждого правоверного мужчины и каждой правоверной женщины, также подтверждают назначение Али руководителем мусульман.

В-четвёртых, помимо шиитских книг, в большинстве известных книгах суннитских писателей приведено, что после того как Пророк (да благословит Аллах его и род его!) передал божье послание и произнёс молитву (на арабском), Господь ниспослал следующий аят:

"Сегодня Я завершил (ниспослание) вам вашей религии, довёл до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии Ислам." Вполне ясно, что усовершенствованием религии и завершением милости является имамат и руководство Али (да будет мир с ним!), и, как сказал Пророк:

"Аллах велик! Религия усовершенствована, милость завершена, и Аллах доволен моей пророческой миссией и руководством Али после меня."

В-пятых, до аята, в котором говорится о совершенстве религии и завершении милости, Аллах говорит:

"Сегодня те, которые не уверовали, потеряли надежду отклонить вас от вашей веры. Но вы не бойтесь их, а бойтесь Меня." Ибо язычники думали, что после смерти Пророка его религия будет уничтожена, так как у Пророка не было сына, который наследовал бы ему и возглавил исламское общество. Однако в тот день, когда Али (да будет мир с ним!) по божьему приказу был назначен преемником Пророка Аллаха, ожидание язычников не оправдалось и они поняли, что эта религия будет постоянной. Этот аят и его продолжение, в котором говорится о совершенстве религии и завершении милости, является третьим аятом суры "Трапеза". Он связан с 67 аятом (Послание) этой же суры, и отсюда мы делаем вывод, что под словом "моула" Пророк (да благословит Аллах его и род его!) подразумевал руководство и преемничество Али (да будет мир с ним!), а не дружбу и помощь.

В-шестых, из всех различных значений слова "моула" основным значением является "имеющий первостепенное право распоряжаться", а остальные значения вытекают из этого главного смысла, нуждаются в наречии и контексте и с точки зрения методологии, главное предпочтительнее второстепенного. Таким образом, слово "моула" в этом хадисе означает "имеющий первостепенное право распоряжаться и полноправный хозяин".

В-седьмых, как уже было сказано, после этой церемонии Хассан ибн Сабит сложил касиду и полностью разъяснил смысл слова "моула", чтобы впоследствии на этот счёт не осталось и тени сомнения. В частности он сказал:(на арабском)

В этом бейте со слов Пророка он говорит: "О Али, встань, ибо я выбрал тебя в качестве имама и руководителя уммы после себя."

Если бы слово "моула" означало "друг и помощник", Пророк возразил бы Хассану и сказал бы: "Разве я говорил, что Али будет имамом и руководителем? Я сказал, что Али мой друг и помощник." Но, как видим, великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) не только не возразил Хассану, но и сказал ему, чтобы он всегда подтверждал слова святого духа. Касида Хассана и другие сложенные на эту тему стихотворения упомянуты в компетентных книгах суннитских писателей.

Некоторые суннитские учёные, будучи в некоторой степени справедливыми, подтвердили важность события в Кадир Хоме и открыто признали, что в тот день Пророк (да благословит Аллах его и род его!) назначил имама Али своим наместником. Например, Сабт ибн Джоузи, разъяснив значения слова "моула" и выбрав значение "имеющий первостепенное право распоряжаться" со ссылкой на слова Пророка (на арабском), пишет:

"Эти слова ясным образом доказывают имаматство Али и необходимость подчинения ему."


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.