Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОСЛЕ КОНЧИНЫ ПРОРОКА



 

1 - Кончина Пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его!).

2 - Событие в Сакифе.

3 - Правление Абу Бакра.

4 - Шестичленный совет Умара.

5 - Потребность халифов в советах имама Али.


(на арабском)

(Сура "Семейство Имрана", аят 144)

 

 

1 - КОНЧИНА ПРОРОКА ИСЛАМА (ДА БЛАГОСЛОВИТ АЛЛАХ ЕГО И РОД ЕГО!)

 

 

Великий Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) после завершения "хаджат ал-вида'" и возвращения в Медину оснастил войско под командованием Оссаме ибн Зейда и приказал ему отправиться в Дамаск для борьбы с врагами. Зная, что вскоре он покинет этот мир и предстанет перед своим Господом, Пророк для того, чтобы после его кончины некоторые противники не помешали Али (да будет мир с ним!) стать его преемником, о чём он объявил мусульманам в Кадир Хоме, приказал группе мухаджиров и ансаров, в том числе Абу Бакру, Умару и Абу Убайду отправиться в Дамаск вместе с войском Оссаме, чтобы во время кончины его светлости эти люди не находились в Медине. Однако, как пишут историки, они игнорировали этот приказ Пророка.

В тот же день Пророк заболел и находился вначале в доме Омме Саламе, а затем - в доме Аиши. Мусульмане навещали Пророка (да благословит Аллах его и род его!), и его светлость давал им наставления, в частности касательно своего семейства.

В один из дней, когда Пророк, будучи больным, пошёл в мечеть для совершения намаза, он увидел Абу Бакра и Умара и спросил их, почему они не отправились вместе с Оссаме. Абу Бакр ответил: "Я был в отряде Оссаме и вернулся, чтобы справиться о Вашем здоровье!" Умар сказал: "Я не пошёл потому, что не хотел расспрашивать приезжающих из Медины людей о Вашем здоровье. Я хотел остаться вблизи Вас!" Пророк (да благословит Аллах его и род его!) приказал им примкнуть к войску Оссаме и трижды повторил свой приказ (однако они не подчинились).

Самочувствие его светлости ухудшалось с каждым днём, и мусульмане беспокоились за Пророка. Однажды, когда у Пророка находились некоторые из его соратников, он сказал: "Принесите мне бумагу и чернила. Я напишу вам то, благодаря чему вы не впадёте в заблуждение." Умар сказал: "Этот человек бредит и не осознаёт своих слов. Для нас достаточно иметь Божье Писание!" Тогда присутствовавшие стали спорить, и великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: "Уходите отсюда. Вы не должны спорить в моём присутствии."

Несомненно, Умар знал, что его светлость желал подчеркнуть важность события в Кадир Хоме и вновь написать о халифате Али (да будет мир с ним!). Поэтому он воспрепятствовал тому, чтобы Пророку (да благословит Аллах его и род его!) были принесены бумага и чернила. В хадисе со слов Ибн Аббаса говорится, что сам Умар признаётся: "Я понял, что Пророк желает документировать халифат Али, и помешал этому во благо людей."

В тот день надо было спросить Умара, во-первых, как посмел он утверждать, что Пророк бредит, в то время как Аллах наделил его светлость таким качеством как непорочность, и он передавал слова Аллаха. В Священном Коране Господь говорит: « И речи он ведёт не по прихоти (своей). Они (т.е. речи) - лишь откровение внушённое.» Во-вторых, каким образом он может лучше Пророка знать благо людей, чтобы помешать исполнению приказа Пророка? Именно из этих слов Умара можно сделать вывод, что он не имел правильного представления о священном и духовном значении Пророка и поэтому не подчинялся его приказам. Кутб ад-Дин Шафэи Ширази, один из величайших суннитских учёных, в книге "Кашф ал-Уйуб" пишет: "Несомненно, нельзя пройти путь без проводника. Я удивляюсь словам халифа Умара, да будет доволен им Аллах, сказавшего: "С нами Коран, и мы не нуждаемся в проводнике." Эти слова подобны словам человека, который утверждает, что пока с нами книга о врачевании, мы не нуждаемся во враче. Вполне ясно, что эти слова неприемлемы и являются абсолютной ошибкой, ибо каждый, кто не сможет понять книгу врачевания, непременно должен обратиться к врачу, знакомому с этой наукой.

Это относится и к Священному Корану. Каждый, кто не сможет своим умом понять это Писание, должен обратиться к человеку, осведомлённому в этом деле. Так, Всевышний Аллах в Коране (сура "Корова", аят 83) говорит:

"Истинная книга заложена в сердцах тех, кто знаком с этой наукой." Так, Аллах в 48 аяте суры "Паук" говорит: «» "Напротив, оно (Писание, т.е. Коран) - ясные знамения в сердцах тех, кому даровано знание, и не признают Наши значения только нечестивцы." Поэтому его светлость Али (да возвеличит Аллах его значение!) сказал: " Я - говорящая книга Аллаха, и этот Коран - безмолвная книга."

Итак, болезнь Пророка (да благословит Аллах его и род его!) осложнилась, и в конце месяца сафар 11 года хиджры, а по некоторым преданиям, 12 раби ал-авваля того же года Пророк после наполненной борьбой за веру жизни скончался в шестидесятитрёхлетнем возрасте. Али (да будет мир с ним!) вместе с Аббасом и другими членами семейства Хашемидов обмыл труп его светлости. Пророк был похоронен там же, где скончался.


(без перевода)

(Али, да будет мир с ним!)

 

 

СОБЫТИЕ В САКИФЕ

 

 

В то время как Али (да будет мир с ним!) вместе с другими членами семейства Хашемидов был занят похоронами Пророка, группа ансаров и мухаджиров собралась в беседке принадлежащего семейству Бани Саэд сада в одном из кварталов Медины. Это место, изменившее в тот день ход истории мусульманского общество, до того времени не имело особого значений.

Один из ораторов ансаров Сабит ибн Кейс пригласил Са'да ибн Ибадат и нескольких знатных представителей двух племён Оус и Хазрадж в Сакифе Бани Саэд, где между этими двумя племенами возникло разногласие по поводу выбора халифа, решившееся в конечном итоге в пользу мухаджиров.

С другой стороны, один из мухаджиров сообщил Умару о собрании ансаров, и Умар поспешил к Абу Бакру и в свою очередь сообщил ему эту новость. Абу Бакр отправил нескольких людей к Абу Убайду, чтобы осведомить его об этом собрании. Наконец, эти трое в сопровождении других мухаджиров поспешили в Сакифе и присоединились к группе ансаров Са'да ибн Ибадат, приветствуя её по традиции периода невежества.

Здесь уместно более подробно рассказать о собрании в Сакифе, ставшим основным критерием убеждений суннитов, а затем продолжить повествование.

В числе участников этого собрания можно назвать следующих известных лиц: Абу Бакр, Умар, Абу Убайд, Абд ал-Рахман ибн Оуф, Са'д ибн Ибадат, Сабит ибн Кейс, Усман ибн Аффан, Харис ибн Хошшам, Хассан ибн Сабит, Башар ибн Са'д, Хубаб ибн Манзар, Мокайрат ибн Шоубе, Асид ибн Хазир. После того как собрались перечисленные лица, Сабит ибн Кейс поднялся со своего места и, обратившись к мухаджирам, сказал:

- Наш Пророк, который был Божьей милостью и лучшим из Пророков, покинул нас, и мы должны избрать для себя халифа. Этот халиф должен быть ансаром, так как ансары были более верными соратниками для Пророка (да благословит Аллах его и род его!), нежели мухаджиры. Его светлость начал свою миссию в Мекке, а вы, мухаджиры, даже будучи свидетелями его чудес и божественного величия, постоянно мучали и преследовали его, так что его светлость был вынужден переселиться в Медину. Как только Пророк вошёл в Медину, мы, ансары, стали поддерживать его и горячо приветствовали его. Священный Коран свидетельствует, что мы предоставили свой город и свои дома в распоряжение мухаджиров. Если у вас есть свои доводы, приведите их, а если нет, склоните головы перед нашими добродениями и самоотверженностью и не допустите уничтожения нашего единства.

Услышав эти слова, Умар рассердился и встал, чтобы дать ответ, однако Абу Бакр не позволил ему этого сделать и сам ответил ансарам. Он сказал:

- О, сын Кейса! Да удостоит тебя Аллах своей милостью, ибо всё, что ты сказал - правда. Все мы признаём правоту ваших слов, однако послушайте и вы рассказ о добродеяниях мухаджиров и вспомните слова Пророка (да благословит Аллах его и род его!), сказанные в наш адрес. Если вы приютили нас, то мы проявили большую самоотверженность. Ради Пророка и религии Аллаха мы оставили свои дома и переселились в ваш город. Аллах в Своём Писании превозносит нас, и в этом аяте говорится именно о нас: "Это переселившиеся бедняки, изгнанные со своего места и лишившиеся своего имущества ради милости Аллаха и оказавшие помощь своему Аллаху и Его посланнику. Они правдивы."

Таким образом Господь повелел, чтобы и вы подчинялись нам. Кроме того, арабы не склонят свои головы ни перед кем, кроме Курайша. Сам Пророк (да благословит Аллах его и род его!) приказал подчиняться Курайшу и сказал: " Имам должен быть из Курайша."[23] Призывая вас подчиняться курайшитам, я не имею задней мысли и не преследую личных интересов. Я говорю во благо всех мусульман. Здесь присутствуют Умар и Абу Убайд, присягните в верности одному из них.

Услышав эти слова, Сабит ибн Кейс вновь обратился к мухаджирам и сказал: "Согласны ли вы с мнением Абу Бакра о присяге в верности одному из них (Умару и Абу Убайду) или же выбираете халифом самого Абу Бакра?"

Мухаджиры в один голос ответили: "Мы согласны со всем, что говорит правдивый Абу Бакр, и принимаем его решение."

Сабит ибн Кейс воспользовался этими словами и сказал: "Вы говорите, что Пророк (да благословит Аллах его и род его!) назначил Абу Бакра халифом для мусульман и в дни своей болезни отправлял его в мечеть для совершения намаза. В таком случае по какому законному праву Абу Бакр нарушает приказ Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и передаёт бразды правления Умару и Абу Убайду? А если Пророк не определил халифа, почему вы клевещете на его светлость?"

Этими несколькими словами Сабит ибн Кейс нанёс сокрушительный удар Абу Бакру и отверг слова мухаджиров. Ансары, ещё более возбуждённые этими словами Сабита, стали настаивать на своём мнении.

В это время один из ансаров, Хубаб ибн Манзар, поднялся со своего места и сказал: "Всем известны услуги ансар Исламу. Они не нуждаются в разъяснении. Если мухаджиры не признают нас, а мы не желаем подчиняться им, в таком случае (один правитель от нас и один от вас)." Са'д ибн Ибадат (глава племени Хазрадж) воскликнул: "Неразумно и нелогично, чтобы одна религия и одно общество возглавлялось двумя правителями!"

Между двумя племенами ансаров (Оус и Хазрадж) возникло разногласие, и племя Оус, в частности Башар ибн Са'д принял сторону мухаджиров, чтобы не допустить халифата Са'да ибн Ибадат. Племя Хазрадж продолжало возражать, в результате чего атмосфера накалилась и руки потянулись за мечами. Вот вот должна была начаться кровавая бойня. Асид ибн Хазир, предводитель племени Оус, разорвал свои отношения с племенем Хазрадж.

Умар воспользовался разногласием ансаров и, обратился к ним со следующими словами:

"Башар ибн Са'д и Асид ибн Хазир согласились с тем, что халиф должен быть избран из числа курайшитов, чтобы ему подчинялись различные арабские племена. Слова Хубаба ибн Манзар о выборе двух правителей неразумны и не приведут ни к чему, кроме заговоров и разврата. Так подчинитесь же мухаджирам, чтобы избежать разногласий и не нарушить единства мусульман!"

Несмотря на то, что слова Умара и конфликт двух племён Оус и Хазрадж в некоторой степени ослабили решимость ансаров и дали перевес мухаджирам, некоторые из ансаров стали призывать остальных не поддаваться действию слов Умара.

Умар вновь заговорил о превосходстве мухаджиров, назвал ансаров колеблющимися между страхом и надеждой и стал поучать их. Затем он взял Абу Бакра за руку и сказал: "О люди! Это - друг Пророка (да благословит Аллах его и род его!), который был с его светлостью в пещере и которому Пророк доверял свои тайны. Поспешите присягнуть в верности этому человеку и заслужить милость Аллаха и Его посланника!"[24]

Некоторые из ансаров согласились со словами Умара и сказали своим соплеменникам: "Умар прав. Грех не согласиться с его словами." В этот момент ансары подумали, что птица счастья пролетела над их головами и раскрыла свои крылья над мухаджирами, ибо большинство ансаров были единогласны с мухаджирами в деле выбора халифа.

Концовка:

Наконец, Умар, не мешкая, встал и, взяв Абу Бакра за руку, сказал: "Теперь, когда мусульмане готовы принять тебя своим предводителем, дай мне свою руку, чтобы я присягнул тебе в верности." Абу Бакр в свою очередь предложил халифат Умару, однако тот опередил Абу Бакра и заключил с ним союз. Племя Оус, несмотря на протесты племени Хазрадж, присоединилось к Умару и присягнуло в верности Абу Бакру. Так дело было завершено в пользу Абу Бакра.

Таким образом состоялось собрание, на которое опираются сунниты и согласно которому считают халифат Абу Бакра результатом совещания и хода истории. Собрание, о проведении которого не знали многие члены племени Хазрадж, семейство Хашемидов и такие верные соратники Пророка как Салман, Абу Дар, Мегдад, Аммар, Хазимат ибн Сабит, Сахл ибн Хунайф, Усман ибн Хунайф, Абу Айуб Ансари, а также мусульмане Мекки, Йемена, Наджрана и других городов Аравии.

Умар не умолкал ни на минуту и призывал людей заключить союз с Абу Бакром. Покинув Сакифе, он no-прежнему отправлял встречавшихся ему на улицах и рынках людей в мечеть, чтобы они присягнули в верности Абу Бакру. Не ведая ни о чём, люди группами приходили к Абу Бакру и приносили присягу.

Абу Бакр поднялся на минбар мечети и сказал: "О люди! Моё правление вами не означает моего преимущества над вами. Я старше вас, а не лучше. В любом деле я буду спрашивать вашего совета и просить вашей помощи и буду действовать согласно традициям Пророка (да благословит Аллах его и род его!). Если заметите, что я сошёл с этого пути, можете оставить меня и заключить союз с другим. А если я буду действовать по справедливости, поддерживайте меня."

Согласно закону о причинах, каждая причина имеет свои последствия, и между причиной и её последствиями существует схожесть. Никогда ошибочное предположение не приводит к правильному заключению, ибо:

Коли поставил криво первый ты кирпич,

До самых звёзд кривою выстроишь стену.

Поэтому собрание в Сакифе нанесло удар Исламу, последствиями которого можно смело считать проблемы, возникшие для Али (да будет мир с ним!) и приведшие к его мученической гибели, трагедию в Кербеле и пленение семейства Пророка, а также другие события подобного рода. Ходжатоль-ислам говорит:

Тот, кто разработал план совета,

Там же сделал неизбежным день. Ашуры.

В другом месте Ходжатоль-ислам говорит:

Знаешь ли ты, когда попала в плен дочь Захры?

В тот день, когда собрался тот совет.


(без перевода)

("Путь Красноречия", проповедь Шакшакие)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.