Здавалка
Главная | Обратная связь

Возникновение Космоса и его закон

Античный атомизм (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар).

Демокрит(460-370 до н. э.) — философ, математик, астроном, зо­олог, ботаник, филолог, этик. Вместе со своим учителем — Левкиппом (5 в. до н.э), о котором ничего достоверно не известно, отстаивал атомарную кон­цепцию вещества. Из многочисленных сочинений Демокрита сохранились только отрывки.

В природе должно быть как бытие, так и небытие. Чувственное познание недостоверно, оно порождает лишь субъек­тивные мнения, истина же скрыта от глаз. Только мышлением можно «увидеть» два неуничтожимых начала природы — атомы и пустоту.

Атомы— невидимые элементы бытия. Атомы неделимы, бесконечны по числу и форме, вечно движутся в пустоте, цепляются друг с другом и создают вещи и миры. Пустота — небытие, необходимое для движения атомов; беспре­дельна, все ее направления равноправны.

Возникновение вещей — соединение атомов. Уничтожение вещей — разъединение атомов.

Ничто не возникает беспричинно, все происходит по необходимо­сти, а не по целесообразности. Случайность — «выдумка людей». Атомы и пустоту можно увидеть только умом. Но именно они со­ставляют истинные начала всей природы.

Возникновение Космоса и его закон

Космос образуется благодаря круговороту атомов, стягиванию более тяжелых атомов к центру, вытеснению более легких на периферию. Земля — центр Космоса. Некоторые небесные тела, вращающиеся вокруг нее, раскаляются и начинают светиться. Бесконечно число миров в Космосе, некоторые из которых могут быть абсолютно идентичны нашему. Космос всегда один и тот же, так как число погибающих в нем тел и миров и число возникающих одинаково бесконечно.

Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эпикура (341-270 гг. до н. э.). Эпикур — реформатор философии Демокри­та. Из 300 написанных книг сохранилось лишь несколько отрывков и писем. Детали учения известны из поэмы его римского последо­вателя — Тита Лукреция Кара (95-55 до и. э.) «О природе вещей». (Это единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли античности). Школа Эпикура располагалась в предместье Афин, в деревенской глуши, постройка находилась в саду. Отсюда название - "философы Сада".

Основные положения эпикурейской философии:

1) реальность поддается осмыслению человеческим разумом;

2) в реальности есть место для счастья;

3) счастье - это вытеснение страдания и беспокойства;

4) для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя;

5) для этого также излишни государство, богатство и даже боги.

Следует полагаться только на самого себя, ибо необходимость без­ответственна (слепа), случай непостоянен; порицанию или похвале подлежит только то, что зависит от нас; предопределенности и чуда не существует; только от нас зависит, быть нам счастливыми или нет.

Чтобы не испытывать страха, не бояться нанесения ущерба со сторо­ны других людей, надо всем договориться о непричинении вреда. — Пер­вый в истории человечества проект теории общественного договора.

Представители эпикуреизма исходят из того, что любому ощущению, чувству должна предшествовать "ощутимость" как некое первосвойство. Этим первосвойством являются атомы, которые были мыслительными конструкциями, воплощающими ощутимость бытия. Источник движения атомов находился в них самих.Такой же ощутимостью были и боги, по мнению эпикурейцев. Они ни от чего не могли зависеть, и ничего не зависело от них. Главным принципом эпикурейства выступает следующий: то, что способствует наслаждению, является добром, а то, что приносит страдание, является злом. Теория познания служит основанием гедонистической (от греч. - удовольствие) этики Эпикура. Философия же предназначена для познания путей к наслаждению и счастью. Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью. Человек должен иметь убеждения, ценить любовь и дружбу, всячески избегать отрицательных страстей и ненависти. Независимость человека от внешних обстоятельств — главное ус­ловие обретения душевного спокойствия (цель всех учений эпохи эллинизма).

Учение о человеке

Природа человекав его желаниях.Желания — природные зако­ны, управляющие человеком: их удовлетворение делает его счастли­вым, неудовлетворение — несчастливым. Обладая желаниями, человек стремится к удовольствиям и избега­ет страданий. Но не всякое удовольствие есть благо, а только разумное, нравственное и справедливое.

Желать следует только того, что соответствует природе и необхо­димости; пустые [неприродные] желания следует исключать, не не­обходимые — ограничивать. Наслаждение должно быть соразмерно природе желания. Наслаждение теряет смысл после того, как исчезнет страдание, а вместе с ним и его причина — желание, то есть устранение стра­дания — естественный предел желания. Душевное спокойствие следует ценить выше телесного.

 

Цель изучения философии — изгнание «болезней души» и обрете­ние счастья. Счастье— свобода от телесных страданий, ложных мнений и ду­шевных тревог, ибо все живое избегает страдания. Удовольствие— соединение человека с благом, исполнение жела­ния; страдание — несоединение с благом, неисполнение желания. Во власти человека выбирать желания и тем самым быть счастливым или несчастливым. Три вида страха мешают людям обрести счастье — перед природой, смертью и богами.

Учение о природе

Ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто. Вселен­ная всегда была такою, какова она теперь, и всегда будет такою. Следо­вательно, не надо бояться природы: она всегда одна и та же. Вселенная состоит из тел и пустоты: о существовании тел свиде­тельствуют ощущения, о существовании пустоты — движение. Тела либо неделимы и неизменны, то есть атомы, либо составлены из первых, делимы и изменяемы, то есть тела. Душа человека тоже ма­териальна.

Атомы имеют вес (чего нет у Демокрита), который и выступает при­чиной бесконечного падения вниз. Три вида движения присущи атомам: падение вниз по прямой вследствие тяжести; отклонение от траектории падения вследствие столкновения сдругими атомами; самопроизвольное отклонение.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.