Возникновение Космоса и его закон
Античный атомизм (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар). Демокрит(460-370 до н. э.) — философ, математик, астроном, зоолог, ботаник, филолог, этик. Вместе со своим учителем — Левкиппом (5 в. до н.э), о котором ничего достоверно не известно, отстаивал атомарную концепцию вещества. Из многочисленных сочинений Демокрита сохранились только отрывки. В природе должно быть как бытие, так и небытие. Чувственное познание недостоверно, оно порождает лишь субъективные мнения, истина же скрыта от глаз. Только мышлением можно «увидеть» два неуничтожимых начала природы — атомы и пустоту. Атомы— невидимые элементы бытия. Атомы неделимы, бесконечны по числу и форме, вечно движутся в пустоте, цепляются друг с другом и создают вещи и миры. Пустота — небытие, необходимое для движения атомов; беспредельна, все ее направления равноправны. Возникновение вещей — соединение атомов. Уничтожение вещей — разъединение атомов. Ничто не возникает беспричинно, все происходит по необходимости, а не по целесообразности. Случайность — «выдумка людей». Атомы и пустоту можно увидеть только умом. Но именно они составляют истинные начала всей природы. Возникновение Космоса и его закон Космос образуется благодаря круговороту атомов, стягиванию более тяжелых атомов к центру, вытеснению более легких на периферию. Земля — центр Космоса. Некоторые небесные тела, вращающиеся вокруг нее, раскаляются и начинают светиться. Бесконечно число миров в Космосе, некоторые из которых могут быть абсолютно идентичны нашему. Космос всегда один и тот же, так как число погибающих в нем тел и миров и число возникающих одинаково бесконечно. Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эпикура (341-270 гг. до н. э.). Эпикур — реформатор философии Демокрита. Из 300 написанных книг сохранилось лишь несколько отрывков и писем. Детали учения известны из поэмы его римского последователя — Тита Лукреция Кара (95-55 до и. э.) «О природе вещей». (Это единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли античности). Школа Эпикура располагалась в предместье Афин, в деревенской глуши, постройка находилась в саду. Отсюда название - "философы Сада". Основные положения эпикурейской философии: 1) реальность поддается осмыслению человеческим разумом; 2) в реальности есть место для счастья; 3) счастье - это вытеснение страдания и беспокойства; 4) для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя; 5) для этого также излишни государство, богатство и даже боги. Следует полагаться только на самого себя, ибо необходимость безответственна (слепа), случай непостоянен; порицанию или похвале подлежит только то, что зависит от нас; предопределенности и чуда не существует; только от нас зависит, быть нам счастливыми или нет. Чтобы не испытывать страха, не бояться нанесения ущерба со стороны других людей, надо всем договориться о непричинении вреда. — Первый в истории человечества проект теории общественного договора. Представители эпикуреизма исходят из того, что любому ощущению, чувству должна предшествовать "ощутимость" как некое первосвойство. Этим первосвойством являются атомы, которые были мыслительными конструкциями, воплощающими ощутимость бытия. Источник движения атомов находился в них самих.Такой же ощутимостью были и боги, по мнению эпикурейцев. Они ни от чего не могли зависеть, и ничего не зависело от них. Главным принципом эпикурейства выступает следующий: то, что способствует наслаждению, является добром, а то, что приносит страдание, является злом. Теория познания служит основанием гедонистической (от греч. - удовольствие) этики Эпикура. Философия же предназначена для познания путей к наслаждению и счастью. Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью. Человек должен иметь убеждения, ценить любовь и дружбу, всячески избегать отрицательных страстей и ненависти. Независимость человека от внешних обстоятельств — главное условие обретения душевного спокойствия (цель всех учений эпохи эллинизма). Учение о человеке Природа человека— в его желаниях.Желания — природные законы, управляющие человеком: их удовлетворение делает его счастливым, неудовлетворение — несчастливым. Обладая желаниями, человек стремится к удовольствиям и избегает страданий. Но не всякое удовольствие есть благо, а только разумное, нравственное и справедливое. Желать следует только того, что соответствует природе и необходимости; пустые [неприродные] желания следует исключать, не необходимые — ограничивать. Наслаждение должно быть соразмерно природе желания. Наслаждение теряет смысл после того, как исчезнет страдание, а вместе с ним и его причина — желание, то есть устранение страдания — естественный предел желания. Душевное спокойствие следует ценить выше телесного.
Цель изучения философии — изгнание «болезней души» и обретение счастья. Счастье— свобода от телесных страданий, ложных мнений и душевных тревог, ибо все живое избегает страдания. Удовольствие— соединение человека с благом, исполнение желания; страдание — несоединение с благом, неисполнение желания. Во власти человека выбирать желания и тем самым быть счастливым или несчастливым. Три вида страха мешают людям обрести счастье — перед природой, смертью и богами. Учение о природе Ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто. Вселенная всегда была такою, какова она теперь, и всегда будет такою. Следовательно, не надо бояться природы: она всегда одна и та же. Вселенная состоит из тел и пустоты: о существовании тел свидетельствуют ощущения, о существовании пустоты — движение. Тела либо неделимы и неизменны, то есть атомы, либо составлены из первых, делимы и изменяемы, то есть тела. Душа человека тоже материальна. Атомы имеют вес (чего нет у Демокрита), который и выступает причиной бесконечного падения вниз. Три вида движения присущи атомам: падение вниз по прямой вследствие тяжести; отклонение от траектории падения вследствие столкновения сдругими атомами; самопроизвольное отклонение. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|