Здавалка
Главная | Обратная связь

Социально-трудовое направление развития эконом. мысли.



Объект, предмет, задачи и информационная база учебной дисциплины «ЭТ и СТО».

Объектомизучения дисциплины явл. система экономич., соц. и организац. отношений м/ду людьми по поводу воспроизводства и эф-ного исп-ия человеч. произв. сил в процессе труда. Предметомявл. совокупность теоретич. и практическ. проблем формирования человекч. потенциала, обесп-ие эф-ного исп-ния его в сфере труда на макро -и микроэкономич. ур-не с целью достижен. высок. качества жизни населения и высок. эф-сти экон. дея-сти. Задачи: 1) привить навыки научн. анализа соц-труд. процессов на всех ур-нях; 2) сформировать научно-обоснов., адекватные, реальные, рациональные знания о процессах, явлениях и тенденциях в соц-труд. сфере (труд. потенциал, челов. капитал, чел. развитие, рынок труда, занятость и безраб., СТО, организац., эконом. и соц-ые компоненты процесса труда); 3) научить использовать получен. знания в конкретн. процессах управления СТО, орг-ции труда и обеспечение его высок. эф-сти; 4) сформир-ть рацион. отнош-е у собствен. труд. потенциалу, уимение накапливать и использовать человеч. капитал, обеспеч-ть собствен. конкурентосп-сть на рынке труда, сознательно достигать реализации своих интересов в СТО. Информац. база: законодат-во Укр. о труде, др. законы и нормативно-правов. акты; статистич. инфо, материалы дея-сти междунар. орг-ции труда, науч. издания.

 

Социально-трудовое направление развития эконом. мысли.

Доиндустр. эпоха не треб. особых методов управления людьми для улучшения эк. результ., т.к. при рабовлад. строе преобл. методы прямого принуд. труда. для эпохи фоеодал. было свойственно отсутствие личн. свободы произ-ля в усл. натур. меткотовар. пр-ва. Основы реалистич. взглядов на процесс обеспечения общих целей в ходе совместн. жизнед-сти людей берут начало еще в античности. Предметн. исслед-ния, в част-сти проблемы природы и орг-ции з/п, начали проводить представители классич. буржуазн. политэкон-и. Так, А. Смит в работе «Богатство нации» (1776) осн. внимание уделил исследованию общих закономерностей рыноч. ээк-ки, обоснованию взаимосвязей мЪду экон. развитием и проц. развит. труда. Он показ. объективн. необх-сть существования и разв-я товарн. рынков, что явл. усл. повышен. пр-сти труда и т.д., исследовал з/п, величина кот. опред. на рыночн. основе в следствие взаимодействия сторон труд. отнош. Сущ-ую роль в науку о проблемах эк-ки труда (ЭТ) внес марксизм: научн. теч-ию удалось развить и аналит.-ски исчерпать на ур-не своего времени трудов. теорию ст-сти, персонифиц-ть всю сист. СТО благодаря выдел. и опис. осн. экон. типов – капиталиста (торговца, финансиста, предприним.), мелкого произ-теля, наем. раб-ка. Проблемы ЭТ были проанализ. Марксом («Капитал», 1867). Развитие ЭТ прошло неск. этапов: 1) 19в. – 20 гг. ХХ ст.. – обособление ЭТ в самост. науку. Появились профсоюзы.(Ф. Тейлор, Э. Гант, Г. Эмерсон, А. Файоль); 2) Сер. 20 г. – нач. 60-х г. ХХ ст. Пол Дуглас начал количеств. исследования в сфере предложения труда, спроса на него и реальн. з/п. Струмилин исследовал проблемы орг-ции и оплаты труда, экон. эф-сти образования на базен кот. экономисты США построили теорию чел. капитала. (А.К. Гастьев, П.М. Терженцев, Эсманский); 3) І пол. 60-х г. – до сер. 70-х г. ХХ ст. – связ. с трансформацией фундамент. основ упраления труд. деят., что явилось следствием роста мобильности рабочей силы, проблемами экологии и защиты окруж. среды, начала глобализации эк-ки, усиления конкуренции на внеш. рынках, расширение инноваций, структурн. перестройки эк-ки; 4)сер. 70-х г. – наст. вроемя – связ. с информац. революцией.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.