Здавалка
Главная | Обратная связь

ЗА ГЕРАКЛОВЫМИ СТОЛПАМИ



 

Вернемся к рассказу Платона.

Платон помещает Атлантиду в Атлантическом океане к западу от Геракловых столбов (Гибралтара). Он же говорит, что владения Атлантиды распространялись на Ливию (т. е. Африку) вплоть до границ Египта, а также на Европу вплоть до Тиррении, то есть до земель этрусков.

Потому Атлантиду либо ее колонии вначале искали в Атлантическом океане. Искали и находили ее также в Африке, Америке, Антарктиде.

А потом, вспомнив, что Платон говорил о том, что Атлантида граничила с Грецией и Египтом, стали искать ее по всему Средиземноморью, а также и на побережье Черного моря.

Да и сами Геракловы столпы не всегда соотносили с Гибралтаром, а помещали в самых разных местах.

Античный мир знал несколько мест, называвшихся Геркулесовыми столпами. Для египетских жрецов таковыми могли считаться столпы в храме Геркулеса в городе Тире (Финикия) на восточном побережье Средиземного моря. Об этих столбах пишет Геродот в IV книге «Истории».

Греческие историки считали, что мифы о Геракле происходят из двух источников и рассказывают о двух разных героях: о Геракле Микенском и Геракле Египетском. Возможно, Геракл, о котором могли говорить египетские жрецы Солону, — это племенной египетский бог. Значит, нельзя быть уверенными в том, что в Египте VI века до н. эпод Геракловыми столпами подразумевали то же, что имел в виду Платон в III веке до н. э., а именно Гибралтарский пролив.

 

В связи с гипотезой о финикийском местонахождении Геракловых столбов нового рассмотрения заслуживает гипотеза о тождественности Атлантиды и Минойского государства на острове Крит, погибшего во II тысячелетии до н. э. после извержения вулкана Санторин в Эгейском море. Эта гипотеза наряду с гипотезой об атлантическом местонахождении Атлантиды ныне имеет большое количество приверженцев.

 

АТЛАНТИДА И КРИТ

 

Извержение Санторина — самая крупная из подобных катастроф исторического времени. Полагают, что она повлияла на историю Средиземноморья и отразилась в греческих мифах, в библейском рассказе о «казнях египетских» и даже в легенде о гибели Атлантиды.

Несколько островов Святой Ирины (Санторин), принадлежащих к Кикладскому архипелагу, лежат в Эгейском море между Критом и Пелопоннесом. Они обрамляют грандиозный подводный кратер вулкана, имеющий глубину несколько сотен метров. Острова Санторина образовались после вулканических извержений. О происхождении самого крупного острова Фера повествует предание из цикла легенд об аргонавтах.

Когда аргонавты плыли из Крита в Грецию, герой Эвфем кинул в море комок волшебной земли, подаренный ему богом Тритоном. Из этого комка образовался остров, которому аргонавты дали имя Каллиста (потомки Эвфема назвали его Ферой). Возможно, в этом мифе сохранилось воспоминание об извержении Санторина середины II тысячелетия до н. э. Правда, сам остров Фера древнее, и та катастрофа лишь изменила очертания его берегов.

Другие острова Санторина образовались позднее и тоже после извержений. Страбон, античный географ и историк (63/64 г. до н. э. — 23/24 г. н. э.), сообщил, что в 196 году до н. э. в Эгейском море произошло извержение вулкана, которое привело к рождению острова Палайя‑Каумени — «Древний горевший». Микра‑Каумени и Неа‑Каумени образовались соответственно в 1573 и 1707 годах.

Но самое крупное извержение было около 1400 года до н. э. Взрыв исполинской силы потряс Эгейское море. Остров, на котором прежде находился вулкан, взлетел в воздух и превратился в пыль. Погибла Цивилизация этого острова. Огромная волна прокатилась по всему Средиземноморью, вызвав многочисленные наводнения.

В наше время большинство исследователей согласны с тем что извержение Санторина может объяснить некоторые легенды' Например, библейский рассказ о «казнях египетских». Выпадением токсичного пепла можно объяснить превращение речных вод в кровь, описанное в Библии. Вулканический пепел часто имеет кровавый оттенок из‑за наличия в нем соединений железа. Токсичность пепла приводит к отравлению питьевой воды — этим и объясняется случившаяся после выпадения пепла (и превращения воды в кровь) моровая язва. Также выносом пепла и вулканической пыли в верхние слои атмосферы можно объяснить и град, так как частицы пепла, попавшие в облака, могут служить центрами, вокруг которых потом нарастают слои льда. Это приводит к образованию градин. «Тьма египетская» также может быть следствием затемнения, начавшегося после выноса вулканической пыли в верхние слои атмосферы. Представление о боге, «шествующем в столпе облачном» и «в столпе огненном», возможно, навеяно рассказами о вулканических выбросах, об огненном и пылевом столбе, поднявшемся над вулканом. Волны, обрушившиеся на острова и побережье Средиземного моря после извержения, привели к появлению рассказа об отступлении вод последующем затоплении войск фараона.

Правда, нет ни одного другого свидетельства об этом бедствии, кроме текста Священного Писания. Молчат надписи египетских царей. Одно можно сказать с уверенностью: ни один фараон не погибал так, как это описано в Библии. Тогда, в] середине II тысячелетия до н. э., обширные территории Передней Азии, в том числе Палестина, были под властью египетских фараонов. Катастрофа приходится на годы правления знаменитого фараона‑реформатора Аменхотепа IV Эхнатона (1424 — 1388 гг. до н. э.) и царицы Нефертити. Естественно, в сохранившихся документах того времени нет упоминания об исходе евреев и Моисее.

События, послужившие материалом для библейского рассказа, были слишком незначительны, чтобы удостоиться упоминания. Лишь в надписи на стеле в Карнаке времен Тутанхамона (1354 — 1345 гг. до н. э.), наследника Эхнатона, говорится о неких неудачных походах войск Эхнатона на границах Палестины: «Была страна в упадке. Отвернулись боги от этой страны. Если посылали войско в Палестину, чтобы расширить границы Египта, то не выпадал ему на долю какой‑либо успех».

Позднее Палестина была ослаблена длительными войнами, 0 рЖ ением «народов моря», а в XII — • XIII веках попала под власть иудеев. К этому времени относится и первое упоминание о государстве Израиль в надписи за 1243 год до н. э. фараона Мер‑непта, сына Рамзеса П. Так что книга Исход рассказывает о событиях, значительно разнесенных по времени. Если «казни египетские» происходили около 1400 года до н. э., то странствование иудеев по пустыне продолжалось не 40, а более 100 лет, в течение которых шла борьба между древней религией и новой верой.

Вполне возможно, что сама идея реформирования веры относится к периоду реформ Эхнатона. Культ Золотого Тельца, с которым боролся Моисей, напоминает культ тельца‑Амона, с которым боролся Эхнатон. Моисей‑реформатор — египтянин (имя его обычно переводят с египетского как «сын», «рожденный», египетские имена носят и его родственники). А значит, его реформа порождена религиозным брожением в Египте того времени.

 

Эхнатон поклоняется Солнцу

 

Впрочем, имеется и иное толкование тех событий. Согласно ведической традиции, иудеи просочились на землю Палестины и смешались с хиберами («благими ариями») и «народами моря», которые покорили эту землю незадолго до этого. Сам же Моисей был не египтянином, а одним из вождей ариев‑хиберов (соответственно его имя переводится как «мудрый»), а потом предания хиберов и иудеев соединились. И в образе Моисея слились предания о некоем неизвестном вожде иудеев (Аврааме?) и вожде хиберов, известном также Ведам, где он именуется родовичем Мосем.

Потоп, вызванный цунами после извержения Санторина, какполагают, нашел также отзвук и в греческих мифах. В частности, вмифе о Девкалионе и Пирре и, возможно, в легенде об Атлантиде.

Волна от Санторина пробежала более 100 километров и достигла Крита — острова, на котором в то время расцветала Ми‑нойская культура (эту цивилизацию многие ученые связывают сцивилизацией атлантов). Были потоплены корабли — слава и силаКносса (столицы Крита), разрушены здания и храмы. Потом пепел, покрывший поля Крита метровым слоем, довершил начатое. Ослабленный Крит не смог противостоять вторжению ахейцев и был завоеван.

Согласно мифу о Девкалионе и Пирре, в Потопе погиблилюди «медного века», которые понесли кару за человеческиежертвоприношения. Но относится ли этот миф к Криту?

Варварские обычаи во времена «золотого века» Крита уже изживались. Впрочем, легенда о Минотавре, которому приносили в жертву иноземцев, свидетельствует, что иногда и на Крите отступали от правил. Во время стихийных бедствий жрецы старались умилостивить богов человеческими жертвами. При раскопках храма, разрушившегося во время извержения, нашли останки жреца и жертвы на жертвенном столе. Катастрофа застигла их во время жертвоприношения.

В Греции искоренение человеческих жертвоприношений связывали с именем Геракла. В Азии — с именем Авраама. Аврааму явился ангел, запретивший приносить в жертву Исаака — его первенца. Возможно, библейский ангел Гавриил, один из сыновей Бога, отменивший принесение в жертву людей, является тем же, что и Геракл: оба они — сыновья богов, запрещавшие человеческие жертвоприношения.

Однако многое заставляет думать, что первичный иудейский миф имел иную концовку. К этому же выводу приводят и археологические данные (найденные в одной из пещер Палестины кувшины с останками первенцев), подтверждающие, что обряд человеческого жертвоприношения, особенно жертвоприношения первенцев, был распространен в Передней Азии. Есть об этом упоминания и в Библии: «Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они» (Исх.13, 2). Потом под освящением стало пониматься непринесение в жертву, аисполнение определенного обряда.

Итак, все реалии легенд о потопах в Греции и Палестине сходны. Икатастрофа Санторина всамом деле запечатлеласьв мифах Средиземноморья, но была ли онаидентична катастрофе,погубившей Атлантиду?

 

Вверху: образ Атлантиды, согласно рассказу Платона. Внизу: укрепления Микен, столицы Крита. II тыс. до н. э.

 

Предположение обидентичности Атлантидыи Крита — одно из многих. Подтверждением егосчитается тот факт, что Платон, описывая столицу Атлантиды, дворец иирригационные сооружения, имел в виду сооружения Крита, как, впрочем, и других мест. Но этоговорит лишь о том, каксоздавался образ Атлантиды в рассказе Платона.

Но Крит не погрузился в море, он лишь пережил кратковременное затопление. Подобные катастрофы нередко случались и в других районах Средиземноморья. Наконец, мифологический портрет Крита вполне определен. Он не похож на портрет Атлантиды. Жители Крита не считали своим родоначальником Атланта. В мифах также рассказано о путешествиях, совершаемых от земли Атланта к Криту. К тому же государство атлантов находилось где‑то на окраине известного мира, а не в самом его центре.

Атлантида не идентична и погибшему острову Фера на месте вулкана Санторин. Это предположение опровергается результатами исследования мифа об аргонавтах. Согласно мифу, аргонавты вначале побывали в земле Атланта, потом — на Крите, и только после этого герой Эвфем уронил в море комок волшебной земли, что привело к образованию острова Фера.

Мы приходим к выводу, что Атлантиду греки помещали далеко от Крита и Санторина. Где же находилась Атлантида? Конечно, в Атлантическом океане. Но не только.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.