Здавалка
Главная | Обратная связь

Госпитальная информационная система (ГИС), как пример АСУ.



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

 

О. Н. ВАСИЛЬКОВА, Е. В. ГАРЕЛЬСКАЯ,

Т. М. ШАРШАКОВА

Автоматизированные системы управления в здравоохранении

 

 

Учебно-методическое пособие

для студентов по общественному здоровью и здравоохранению

5 курса медико-диагностического факультета по специальности «медико-диагностическое дело», 6 курса лечебного, медико-диагностического факультетов и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран по специальностям «лечебное дело»

и «медико-профилактическое дело»

Гомель

ГоГМУ

УДК 614.2:681.3.01

ББК 51.1

В 19

 

Рецензенты:

доктор медицинских наук, декан медико-диагностического факультета учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»

А.Л. Калинин

Василькова, О. Н.

В 19 Автоматизированные системы управления в здравоохранении: Учебно-методическое пособие для студентов по общественному здоровью и здравоохранению 5 курса медико-диагностического факультета по специальности «медико-диагностическое дело», 6 курса лечебного, медико-диагностического факультетов и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран по специальностям «лечебное дело» и «медико-профилактическое дело»/ О. Н. Василькова, Е. В. Гарельская, Т. М. Шаршакова.― Гомель: учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2009. ― 20 с.

ISBN

 

 

В данном учебном пособии обобщен и систематизирован материал с использованием современных представлений по вопросам применения АСУ в различных областях здравоохранения. Предназначено для проведения практических занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по данной теме. Соответствует учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

 

Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 2009 г., протокол №

 

 

УДК 614.2:681.3.01

ББК 51.1

 

ISBN

© Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

Перечень используемых сокращений.............................................. 4

Введение........................................................................................... 5

Учебный материал............................................................................ 5

Алгоритм решения ситуационных задач по экспертизе стойкой нетрудоспособности ................................................................................................................... 16

Задачи для самостоятельной работы студентов по реализации программных целей занятия...................................................................................................... 18

Литература........................................................................................ 19

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ

 

АСУ ― Автоматизированные системы управления

ГИС ― Госпитальная информационная система

АРМ ― Автоматизированное рабочее место

 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение темы «Автоматизированные системы управления в здравоохранении» осуществляется в течение 5 часового занятия и состоит из 3 частей.

1. Определение исходного уровня знаний студентов, разбор и обсуждение основных вопросов темы.

2. Выполнение индивидуальных заданий студентами.

3. Контроль полученных знаний и практических навыков, подведение итогов занятия.

 

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

АСУ в здравоохранении ― это система управления медицинским учреждением, отраслью, основанная на регулярном применении современных математических методов и технических средств обработки данных в учете, анализе, планировании, организации.

Задачи АСУ в здравоохранении:

1. Повышения эффективности функционирования медицинской организации.

2. Повышение эффективности профилактических мероприятий.

3. Повышение качества лечебно-диагностического процесса, за счет снижения времени требуемого на процессы сбора, обработки и получения запрашиваемой информации медицинского характера.

4. Оптимизация ресурсной политики в здравоохранении.

5. Интенсификация научных исследований и разработка новых медицинских технологий.

Основные функции АСУ в здравоохранении:

1. Моделирование деятельности управления отраслью здравоохранения.

2. Выработка рекомендаций для принятия решений.

3. Контроль эффективности применения решений.

4. Анализ динамики показателей состояния здоровья.

5. Управление оказанием лечебно-профилактической помощи населению.

6. Прогнозирования тенденций развития здравоохранения отдельных регионов.

Цели АСУ в здравоохранении:

1. сбор, хранение, обработка и оперативная выдача информации о ходе лечебно-диагностического процесса;

2. повышение эффективности управления за счет оперативности принятия и повышения качества управленческих решений;

3. повышение эффективности деятельности структурных подразделений медицинского учреждения при использовании иерархической системы сбора, хранения, передачи и централизованной обработки информации, содержащейся в амбулаторной карте и истории болезни, с оперативным доступом к информации рабочих мест;

4. повышение эффективности труда медицинского персонала, всех сотрудников медицинского учреждения за счет автоматизации трудоемких, рутинных операций (подготовке многочисленных выписок, справок, отчетов, дублирования результатов анализов и т.д.),

5. повышение достоверности данных и оперативности информационного обслуживания;

6. организация информационного взаимодействия различных врачей-специалистов с возможностью более полного обеспечения преемственности в оказании медицинской помощи на всех этапах медицинского обслуживания (диспансерного, стационарного, реабилитационного);

7. повышение качества принятия решений в процессе диагностики, лечения, реабилитации за счет использования экспертной поддержки;

8. повышение эффективности диагностики и лечения за счет создания медицинской базы данных;

9. на основе полученной базы данных проведение сравнительной оценки эффективности различных методов, схем лечения и реабилитации;

10. анализ стоимости, контроль полноты и качества диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий;

11. рационализация использования медицинских ресурсов (персонала, аппаратуры, оснащения и т.д.);

12. предоставление сотрудникам необходимой справочной информации по основным видам медицинской помощи с использованием Internet.

Основные этапы создания АСУ:

1. Предпроектное обследование объекта автоматизации с целью определения объема работ.

2. Написание технико-экономического обоснования (целесообразность создания АСУ с учетом затрат и ожидаемой эффективности).

3. Разработка технического задания (определение целей, задач, расчет эффективности АСУ, построение моделей и методов управления).

4. Разработка технического проекта:

― разработка информационного обеспечения ― структура баз данных: исходная информация (карта выбывшего из стационара, талон амбулаторного пациента и др.), справочная информация (международная классификация болезней и др.), выходная информация (макеты таблиц и т.д.);

― разработка программного и математического обеспечения;

― разработка организационного обеспечения;

― разработка технического обеспечения.

5. Ввод АСУ в действие (монтаж, наладка, обучение персонала, организация баз данных).

Основные проблемы внедрения АСУ в здравоохранении:

1. Технические проблемы (установление, наладка средств вычислительной техники, разработка программного обеспечения).

2. Организационные проблемы (организация процесса управления, создание службы по обеспечению функционирования автоматизированной системы).

3. Социально-психологические проблемы (адаптация сотрудников к новым условиям работы, их обучение и т.д.).

4. Проблемы обновления основных фондов (обновление технической базы программного обеспечения).

5. Финансовые проблемы.

Практическое применение АСУ:

1. Службы скорой помощи.

2. Поликлиники.

3. Стационары.

4. Клинико-диагностические лаборатории.

5. Санитарно-эпидемиологические учреждения.

6. Специализированные диспансеры.

7. Учреждения охраны материнства и детства.

8. Санаторно-оздоровительные учреждения.

9. Патолого-анатомические бюро.

10. Службы медицинских экспертиз.

Госпитальная информационная система (ГИС), как пример АСУ.

В Беларуси компания БелСофт проводит разработку и внедрение госпитальных информационных систем (ГИС) для медицинских учреждений.

ГИС представляет собой не отдельные, разрозненные рабочие места, а единую взаимосвязанную вычислительную сеть на базе компьютерного оборудования, функционирующую в реальном масштабе времени.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.