Госпитальная информационная система (ГИС), как пример АСУ.Стр 1 из 4Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
О. Н. ВАСИЛЬКОВА, Е. В. ГАРЕЛЬСКАЯ, Т. М. ШАРШАКОВА Автоматизированные системы управления в здравоохранении
Учебно-методическое пособие для студентов по общественному здоровью и здравоохранению 5 курса медико-диагностического факультета по специальности «медико-диагностическое дело», 6 курса лечебного, медико-диагностического факультетов и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран по специальностям «лечебное дело» и «медико-профилактическое дело» Гомель ГоГМУ УДК 614.2:681.3.01 ББК 51.1 В 19
Рецензенты: доктор медицинских наук, декан медико-диагностического факультета учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» А.Л. Калинин Василькова, О. Н. В 19 Автоматизированные системы управления в здравоохранении: Учебно-методическое пособие для студентов по общественному здоровью и здравоохранению 5 курса медико-диагностического факультета по специальности «медико-диагностическое дело», 6 курса лечебного, медико-диагностического факультетов и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран по специальностям «лечебное дело» и «медико-профилактическое дело»/ О. Н. Василькова, Е. В. Гарельская, Т. М. Шаршакова.― Гомель: учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2009. ― 20 с. ISBN
В данном учебном пособии обобщен и систематизирован материал с использованием современных представлений по вопросам применения АСУ в различных областях здравоохранения. Предназначено для проведения практических занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по данной теме. Соответствует учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 2009 г., протокол №
УДК 614.2:681.3.01 ББК 51.1
ISBN © Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2009 СОДЕРЖАНИЕ
Перечень используемых сокращений.............................................. 4 Введение........................................................................................... 5 Учебный материал............................................................................ 5 Алгоритм решения ситуационных задач по экспертизе стойкой нетрудоспособности ................................................................................................................... 16 Задачи для самостоятельной работы студентов по реализации программных целей занятия...................................................................................................... 18 Литература........................................................................................ 19
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
АСУ ― Автоматизированные системы управления ГИС ― Госпитальная информационная система АРМ ― Автоматизированное рабочее место
ВВЕДЕНИЕ Изучение темы «Автоматизированные системы управления в здравоохранении» осуществляется в течение 5 часового занятия и состоит из 3 частей. 1. Определение исходного уровня знаний студентов, разбор и обсуждение основных вопросов темы. 2. Выполнение индивидуальных заданий студентами. 3. Контроль полученных знаний и практических навыков, подведение итогов занятия.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ АСУ в здравоохранении ― это система управления медицинским учреждением, отраслью, основанная на регулярном применении современных математических методов и технических средств обработки данных в учете, анализе, планировании, организации. Задачи АСУ в здравоохранении: 1. Повышения эффективности функционирования медицинской организации. 2. Повышение эффективности профилактических мероприятий. 3. Повышение качества лечебно-диагностического процесса, за счет снижения времени требуемого на процессы сбора, обработки и получения запрашиваемой информации медицинского характера. 4. Оптимизация ресурсной политики в здравоохранении. 5. Интенсификация научных исследований и разработка новых медицинских технологий. Основные функции АСУ в здравоохранении: 1. Моделирование деятельности управления отраслью здравоохранения. 2. Выработка рекомендаций для принятия решений. 3. Контроль эффективности применения решений. 4. Анализ динамики показателей состояния здоровья. 5. Управление оказанием лечебно-профилактической помощи населению. 6. Прогнозирования тенденций развития здравоохранения отдельных регионов. Цели АСУ в здравоохранении: 1. сбор, хранение, обработка и оперативная выдача информации о ходе лечебно-диагностического процесса; 2. повышение эффективности управления за счет оперативности принятия и повышения качества управленческих решений; 3. повышение эффективности деятельности структурных подразделений медицинского учреждения при использовании иерархической системы сбора, хранения, передачи и централизованной обработки информации, содержащейся в амбулаторной карте и истории болезни, с оперативным доступом к информации рабочих мест; 4. повышение эффективности труда медицинского персонала, всех сотрудников медицинского учреждения за счет автоматизации трудоемких, рутинных операций (подготовке многочисленных выписок, справок, отчетов, дублирования результатов анализов и т.д.), 5. повышение достоверности данных и оперативности информационного обслуживания; 6. организация информационного взаимодействия различных врачей-специалистов с возможностью более полного обеспечения преемственности в оказании медицинской помощи на всех этапах медицинского обслуживания (диспансерного, стационарного, реабилитационного); 7. повышение качества принятия решений в процессе диагностики, лечения, реабилитации за счет использования экспертной поддержки; 8. повышение эффективности диагностики и лечения за счет создания медицинской базы данных; 9. на основе полученной базы данных проведение сравнительной оценки эффективности различных методов, схем лечения и реабилитации; 10. анализ стоимости, контроль полноты и качества диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий; 11. рационализация использования медицинских ресурсов (персонала, аппаратуры, оснащения и т.д.); 12. предоставление сотрудникам необходимой справочной информации по основным видам медицинской помощи с использованием Internet. Основные этапы создания АСУ: 1. Предпроектное обследование объекта автоматизации с целью определения объема работ. 2. Написание технико-экономического обоснования (целесообразность создания АСУ с учетом затрат и ожидаемой эффективности). 3. Разработка технического задания (определение целей, задач, расчет эффективности АСУ, построение моделей и методов управления). 4. Разработка технического проекта: ― разработка информационного обеспечения ― структура баз данных: исходная информация (карта выбывшего из стационара, талон амбулаторного пациента и др.), справочная информация (международная классификация болезней и др.), выходная информация (макеты таблиц и т.д.); ― разработка программного и математического обеспечения; ― разработка организационного обеспечения; ― разработка технического обеспечения. 5. Ввод АСУ в действие (монтаж, наладка, обучение персонала, организация баз данных). Основные проблемы внедрения АСУ в здравоохранении: 1. Технические проблемы (установление, наладка средств вычислительной техники, разработка программного обеспечения). 2. Организационные проблемы (организация процесса управления, создание службы по обеспечению функционирования автоматизированной системы). 3. Социально-психологические проблемы (адаптация сотрудников к новым условиям работы, их обучение и т.д.). 4. Проблемы обновления основных фондов (обновление технической базы программного обеспечения). 5. Финансовые проблемы. Практическое применение АСУ: 1. Службы скорой помощи. 2. Поликлиники. 3. Стационары. 4. Клинико-диагностические лаборатории. 5. Санитарно-эпидемиологические учреждения. 6. Специализированные диспансеры. 7. Учреждения охраны материнства и детства. 8. Санаторно-оздоровительные учреждения. 9. Патолого-анатомические бюро. 10. Службы медицинских экспертиз. Госпитальная информационная система (ГИС), как пример АСУ. В Беларуси компания БелСофт проводит разработку и внедрение госпитальных информационных систем (ГИС) для медицинских учреждений. ГИС представляет собой не отдельные, разрозненные рабочие места, а единую взаимосвязанную вычислительную сеть на базе компьютерного оборудования, функционирующую в реальном масштабе времени. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|