Здавалка
Главная | Обратная связь

Несколько часов Смена- сутки Рабочая неделя Месяц



Асу ( автоматизированные системы управления ).

 

В настоящее время мы наблюдаем стремительное развитие автоматизированных систем управления (АСУ) различных типов.

Увеличение масштабов и повышение эффективности общественного производства в настоящее время сопровождается ростом сложности процесса управления. Это обусловлено в основном увеличением количества предприятий и организаций, ростом числа производительных связей между отдельными предприятиями, большой сложностью самих выпускаемых изделий и технологического процесса их производства, ускорением сменяемости изделий, большим количеством элементов системы (люди, оборудование, технологические операции ) их взаимосвязанностью в процессе производственно-хозяйственной деятельности, неопределенностью результатов выполнения многих процессов (брак, сбои, несвоевременные поставки, нерегулярность спроса) и т. д.

Сложности возникают еще и потому, что предприятия постоянно изменяются, развиваются как системы (являются самоориентирующимися системами ), в задачи управления ими входят и проектирование, и управление процессами этого изменения и развития. Увеличение объема информации, охватывающей все стороны производства, с ростом самого производства приводит к значительному усложнению задач управления, вызывает неудержимый рост управленческого аппарата.

По оценкам экспертов в настоящее время в сфере управления экономикой в масштабах страны обрабатывается в год порядка 1011...1012 байт информации. Примем, что в среднем для обработки одного байта экономической информации необходимо выполнить около 1500вычислительных операций. Тогда требуемый объем вычислительных работ, связанных с управлением экономикой страны, составляет в год 1014-1015 операций. Допустим, что в среднем человек выполняет одну арифметическую или логическую операции в секунду или около 107 операций в год. Тогда численность аппарата управления не использующего вычислительную технику, превысила бы 107-108 человек, что составляет все взрослое население страны.

Для решения проблемы растущей сложности управления необходимо коренным образом усовершенствовать саму систему управления на основе использования новейших достижений в области экономико-математических методов, современных технических средств сбора, передачи и обработки информации, а также специально подготовленных кадров.

 

Основные понятия и определения.

 

Под управлением будем понимать всю совокупность управляемых процессов, регулирующих общественное производство и распределение, начиная от централизованного планирования и кончая процессами равновесия между спросом и предложением.

Совокупность структурных органов, методов и объектов, объединенных единством цели и общими целенаправленными правилами взаимоотношений, составляет систему управления.

Если в системе управления используются средства автоматизации, прежде всего ЭВМ и экономико-математические методы, система становится автоматизированной системой управления ( АСУ ) .

В соответствии с ГОСТ 19675-74 ” Автоматизированные системы управления. Основные положения “. Автоматизированная система управления - это человеко-машинная система, обеспечивающая сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления в различных сферах человеческой деятельности.

Различают автоматические и автоматизированные системы управления. В системах автоматического управления ( САУ ), состоящих из объектов управления и управляющего устройства, человек непосредственного участия не принимает.

В отличии от САУ в автоматизированных системах управления ( АСУ) предполагается обязательное участие людей в процессах управления.

Принципиальное отличие АСУ от традиционной системы управления состоит в том, что в АСУ часть управленческих работ, а именно сбор, анализ и переработка информации, выполняется с помощью вычислительной техники. АСУ представляет собой иерархическую структуру.

Под иерархичностью структуры управления понимается многоступенчатый пирамидальный принцип ее построения с подчинением низших ступеней высшим, функции контроля и управления при этом распределяются на несколько уровней с приоритетом управляющих сигналов старших уровней. Иерархическое строение сложной системы обеспечивает ее повышенную устойчивость к внешним возмущениям, позволяет локализировать конфликты, возникающие внутри системы, является основным условием согласования локальных элементов системы с ее глобальными целями.

Так как период обмена информацией на каждом уровне неодинаков, то вводиться понятие шаг управления. Ту ( период между двумя соседними управляющими воздействиями ). Существует примерно такое соотношение между шагами управления

Ту1 < Ту2 < Ту3 < Ту4

Несколько часов Смена- сутки Рабочая неделя Месяц

 

Одной из количественных оценок иерархической структуры является коэффициент иерархии, который определяется отношением числа управляющих подсистем или объектов низшего уровня к числу управляющих устройств следующего, более высокого уровня. Этот показатель может быть постоянным для всех рангов системы или выбираться в зависимости от сложности процессов управления для каждого уровня отдельно.

Наиболее рациональной с точки зрения качества принятия решения следует считать такую структуру системы, когда на каждом организационном уровне решаются вопросы соответствующей компетенции и автоматически отсеиваются и передаются на следующую ступень те из них, которые связаны с необходимостью решения на высшем уровне.

Важное значение при управлении иерархической системой имеет проблема координации.

Координация как функция управления представляет собой процесс, направленный на обеспечение пропорционального и гармонического развития совокупности различных сторон объекта ( технической, производственной и др.) при оптимальных для данных условий трудовых, денежных и материальных затрат.

Координирование подсистем означает такое воздействие на подсистемы, которое заставляет их действовать согласованно.

В общем случае координация осуществляется в связи с определенной целью или задачей. Например, деятельность отдельных подразделений организации координируется таким образом, чтобы вся организация в целом достигла поставленной цели. Так как нижестоящие системы стремятся достичь своих собственных локальных целей, то, вообще говоря, между ними возникает конфликт, который приводит к тому, что глобальная цель скорее не будет достигнута. И действия координатора направлены как раз на преодоление такого внутриорганизационного конфликта, который должен быть если не полностью устранен, то по крайне мере смягчен.

Проблема координации в значительной степени связана с определением степени самостоятельности элементов организации, выражающихся в понятии централизации и децентрализации.

Централизация - это концентрация принятия решения на высшем уровне.

Децентрализация - делегирование ответственности за ряд основных решений на более низшие уровни иерархии.

Централизация непосредственно решает проблему координации и управления деятельностью подразделений, помогает устранить дублирование функций и нежелательное соперничество между руководителями подразделений при принятии решений.

Децентрализация целесообразна тогда, когда требуется быстрая реакция организации в смысле перестройки ее локальных и глобальных приоритетов деятельности. Децентрализация способствует принятию решения на том уровне, где легче всего выработать наилучшее решения и получить необходимую информацию.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.