Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные термины и определения



 

Термины и определения в области аудита даны в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента» и ГОСТ Р 40.003-2008 «Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008)»

Аудит - систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованныхкритериев аудита.

Критерии аудита - совокупность политики, процедур или требований. Их используют для сопоставления с ними свидетельств аудита.

Свидетельства аудита –записи,изложение фактов или другая информация, которые имеют отношение к критериям аудитаи могут быть проверены. Свидетельства аудита могут быть качественными или количественными.

Выводы аудита - результат оценки собранных свидетельств аудита на соответствие критериям аудита. Выводы аудита могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита или на возможности улучшения.

Заключение по результатам аудита -выходные данные аудита, предоставленные аудиторской группой после рассмотрения целей аудита и всех выводов аудита.

Заказчик аудита (audit client):Организация или лицо, заказавшие аудит. Заказчик может быть проверяемой организацией или любой другой организацией, которая имеет законное право потребовать аудит.

Проверяемая организация -организация, подвергающаяся аудиту.

Аудитор - лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита.

Аудиторская группа - один или несколько аудиторов, проводящих аудит, при необходимости поддерживаемые техническими экспертами. Одного из аудиторов в аудиторской группе, как правило, назначают руководителем группы. Аудиторская группа может включать стажеров.

Технический эксперт -лицо, предоставляющее аудиторской группе свои знания или опыт по специальному вопросу. Знания или опыт по специальному вопросу могут быть отнесены к организации, процессу или деятельности, подвергаемым аудиту, а также к вопросам языка или культуры. Технический эксперт не участвует в аудиторской группе в качестве аудитора.

Программа аудита -совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. Программа аудита включает всю деятельность, необходимую для планирования, организации и проведения аудитов.

План аудита -описание деятельности и мероприятий по проведению аудита.

Область аудита -содержание и границы аудита.Область аудита обычно включает местонахождение, организационную структуру, виды деятельности и процессов, а также охватываемый период времени.

Компетентность - проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки.

Аудит качества продукции -количественная оценка соответствия установленным показателям качества продукта.

Аудит качества процесса -анализ элементов процесса, оценка его полноты, правильности выбора условий проведения и возможной эффективности.

Аудит системы качества -документированная деятельность, осуществляемая для получения путем проверки и оценивания объективных свидетельств того, что применяемые элементы системы качества ей соответствуют, что она развивается, документируется и эффективно используется в соответствии с конкретными требованиями.

Корректирующее воздействие -действие, предпринимаемое для устранения коренной причины (причин) и симптома (симптомов), имеющихся нежелательных отклонений или несоответствий для предотвращения их повторений.

Надзор за деятельностью в области качества -постоянное прослеживание и проверка состояния процедур, методов, условий, изделий, процессов и услуг; анализ отчетов с точки зрения установленных рекомендаций для обеспечения выполнения требований к качеству.

Обследование -испытание с некоторой определенной целью; инспектирование или тщательное рассмотрение; детальный обзор. Некоторые авторитетные специалисты используют термины "аудит" и "обследование" как синонимы. "Аудит" предполагает существование согласованных критериев, по которым можно проверять планы и действия. "Обследование" предполагает включение моментов, которые могут быть не связаны с согласованными критериями.

Объективное свидетельство, доказательство –поддающиеся проверке качественные или количественные наблюдения, информация, показания приборов, установленные факты относительно качества изделия или услуги или наличия и внедрения элемента системы качества.

Основная причина -основной недостаток, вызывающий несоответствие требованиям, который надо исправить для предотвращения его повторений или появления похожих несоответствий.

Отклонение -несоответствие (или отклонение) показателя продукта, процесса или системы установленным требованиям.

Подтверждение, верификация -действия по пересмотру, инспектированию, тестированию, контролю, аудиту или любые иные, устанавливающие и документирующие соответствие изделий, процессов, услуг или документов определенным требованиям.

Соответствие: выполнение требований.

Несоответствие: невыполнение требований.

Значительное несоответствие (категория 1)– несоответствие системы менеджмента качества, которое с большой вероятностью может повлечь невыполнение требований потребителей и/или обязательных требований к продукции. К значительным несоответствиям может быть отнесено отсутствие элемента или совокупности элементов и/или отсутствие их результативного функционирования.

Малозначительное несоответствие (категория 2)– отдельное несистематическое упущение, ошибка, недочет.

 

Принципы аудита

 

При подготовке и проведении аудита необходимо руководствоваться определёнными принципами. Приверженность этим принципам является необходимым условием получения достаточной, достоверной и объективной информации по результатам аудита.

К принципам, которыми должны руководствоваться аудиторыотносятся:

1) Этичное поведение – основа профессионализма.

2) Добросовестное изложение – обязательство правдиво и точно представлять отчет.

3) Должное профессиональное внимание – приложение усердия и рассудительности при проведении аудита.

4) Позитивный подход – в ходе определения соответствия, стремление и нацеленность принести заказчику результатами аудита добавленную стоимость в процессе.

Принципы, относящиеся к процессу проверки:

1) Независимость– основа беспристрастности аудита и объективности заключений по результатам аудита.

Для обеспечения объективности результатов аудита аудиторы должны быть независимыми от проверяемой деятельности и свободными от пристрастий и конфликтов интересов.

2) Подход, базирующийся на доказательствах – рациональный метод достижения надежных и воспроизводимых заключений по результатам аудита.

Только проверенная информация может стать свидетельством аудита, поэтому для получения достоверной информации аудитор должен стараться использовать различные методы сбора информации и несколько источников информации.

Кроме вышеуказанных принципов необходимо отметить некоторые организационные принципы аудита:

1) Принцип единообразия. Аудит осуществляется в соответствии с процедурой, официально установленной руководством организации с тем, чтобы обеспечить его объективность, сопоставимость и прослеживаемость. Использование в организации единых форм представления результатов аудита облегчает анализ данных, полученных в ходе серии аудитов.

2) Принцип системности. Планирование и проведение аудитов по различным процессам системы менеджмента должны осуществляться с учетом их взаимосвязи.

3) Принцип документированности. Проведение каждого конкретного аудита строго документируется. Это обеспечивает объективность аудита, сохранность информации о фактическом состоянии объекта аудита, а также возможность дальнейшего анализа результатов аудита.

4) Принцип открытости.Каждый конкретный аудит планируется, и аудитируемое подразделение (должностное лицо) заранее уведомляется о времени проведения аудита. Это исключает возможность уклонения персонала от предоставления требуемых данных или отсутствия сотрудников на рабочих местах в момент проверки.

5) Принцип регулярности.Аудиты проводятся с установленной периодичностью с тем, чтобы все процессы системы менеджмента и все подразделения организации были предметом постоянного анализа и оценивания со стороны руководства. Интервалы между аудитами организация устанавливает сама с учётом статуса и важности проверяемых процессов, результатов предыдущих аудитов, а также динамики развития организации;

6) Принцип предупредительнос­ти. каждая аудиторская проверка пла­нируется,и персонал аудитируемого подразделения заранее уведомляется о цели, объекте, критериях, времени и ме­тодах проведения аудиторской провер­ки с тем, чтобы обеспечить необходи­мый уровень доверия к аудиторам и исключить возможность уклонения персонала от предоставления и де­монстрации всех требуемых данных.

7) Принцип независимости. Проводящие аудиторские проверки лица не несут прямой ответственности за проверяемую деятельность и не должны зависеть от руководителя аудитируемого подразделения с тем, чтобы исключить возможность необъективных и пристрастных вы­водов аудиторских проверок.

8) Принцип доказательности. процедуры и методы, используе­мые в аудиторских проверках, должны обеспечивать надежность за­ключений по результатам этих проверок.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.