Тема 1. Труд как сфера жизнедеятельности и ведущий фактор производства
Основные понятия и категории: труд, деятельность, работа, содержание и характер труда, удовлетворенность трудом, гуманизация труда.
Начиная изучение этой темы, прежде всего, следует уяснить основные понятия о труде. Современные ученые характеризуют труд как осознанную, целенаправленную и легитимную деятельность людей (человека) по производству (созданию) материальных и духовных благ (товаров, услуг, работ, произведений искусства, науки), накоплению и передаче информации, которые удовлетворяют определенные потребности людей и пользуются спросом. Особенности труда как объекта исследования состоят в том, что, во-первых, труд как целесообразная деятельность людей, должен быть эффективно, рационально и экономично организован. Во-вторых, труд является основным условием жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и коллектива, и общества в целом. В-третьих, труд не может рассматриваться как товар, поскольку товаром является не он сам, а услуги рабочей силы. В четвертых, в процессе труда формируется система социально-трудовых отношений, направленных на регулирование качества трудовой жизни. Студент должен знать, что предметом дисциплины «ЭТ и СТО» является труд, как целесообразная деятельность человека, которая всегда и одновременно является взаимодействием между человеком и природой с целью получения определенных потребительских благ и отношениями между людьми в процессе и по поводу производства. Во время изучения этой темы следует исходить из того, что любой процесс труда состоит из таких элементов: предметов труда; средств труда; технологии деятельности, предусматривающей наличия определенных профессиональных знаний и умений для выполнения работы; организации труда, т.е. упорядочение процесса труда в пространстве и во времени; самого труда как процесса осознанного влияния на предметы труда с целью изготовления определенных продуктов труда. “Труд” как категорию и понятие необходимо отличать от других понятий, которые характеризуют жизнедеятельность человека: деятельность, функционирование, действие, работа и др. Для уяснения различий в понятиях труд и деятельность следует изучить схему на рис. 1. Следует понимать, что с точки зрения потребностей общества трудом может быть лишь легитимная, целенаправленная, созидающая и востребованная деятельность. Требуют разграничения и понятия «работа» и «труд». С точки зрения экономики труда, осознанная, целесообразная и востребованная деятельность человека –это труд, а не работа, потому, что в рыночных отношениях только такая деятельность человека создает конкурентоспособные продукты, которые признаются рынком. Применять же термин «работа» целесообразно для характеристики механических действий животных, машин, механизмов, сил природы (ветра, солнца др.), а также для изучения трудовой деятельности человека с точки зрения ее психофизиологических аспектов (темп, ритм работы, утомляемость, работоспособность и др.).
Виды деятельности: 1- запрещенная; 2- бесцельная; 3- разрушающая; 4- невостребованная.
Рисунок 1. Взаимосвязь понятий “Труд - деятельность”
Условные определения: - синонимы Рисунок 2. Сферы применения понятий «труд» и «работа». В трудовой деятельности человека выделяют такие аспекты: общественный, экономический, социальный, психофизиологический, технико-технологический, правовой. Практически в любой сфере трудовой деятельности социально-трудовые отношения охватывают почти все или большинство выше перечисленных аспектов. Это свидетельствует о сложности решения проблем в сфере труда. Для понимания многих проблем экономики труда, которые будут рассматриваться во время дальнейшего изучения курса, необходимо усвоить такие категории труда, как его «содержание» и «характер». Опираясь на эти категории, осуществляется построение справочников квалификационных характеристик профессий работников, разрабатываются системы мотивации и стимулирования труда, проводится дифференциация оплаты труда, определяют режимы труда и отдыха и др. Содержание труда – это функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, которые обусловлены предметами труда, средствами производства и формой организации производственного процесса, отражающие профессиональную направленность труда. Содержание труда характеризуется такими признаками: сложностью труда, профессиональной пригодностью труда, степенью самостоятельности работника. Следует уметь раскрыть содержание этих признаков. Характер труда – это качественные характеристики труда, которые выделяют особенности его функционирования независимо от содержания. Характер труда определяется системой производственных отношений и зависит от развития материально-технического базиса производства. Характер труда обусловливают такие факторы производства: формы собственности, отношение к труду, отношения распределения произведенного продукта, социальные отличия в процессе труда др. Разнообразие видов труда требует их классификации. Выделяют следующие критерии классификации: характер и содержание труда; предмет и продукт труда; средства и способы труда; условия труда; виды деятельности; уровень профессиональной подготовки. Каждый экономист должен знать, какую роль играет труд для личности и для общества. Эта роль раскрывается в функциях труда, к которым относятся следующие: участие труда (вместе с другими факторами производства) в создании продуктов, направленных на удовлетворение потребностей людей; формирование общественного богатства и развитие общества; основа развития всего человечества, общественного прогресса, науки и культуры; формирование самого человека; способ самовыражения личности; дальнейшее безграничное развитие человечества. Следует помнить, что труд выступает самым важным фактором производства. На результаты производства влияют разные факторы: земля, капитал, труд, предпринимательские способности. Но практика развитых стран свидетельствует, что вновь созданная стоимость на 2/3 обусловлена действием труда и на 1/3 другими факторами. Поэтому решающим фактором современного производства является работник. Очень важным фактором раскрытия трудового потенциала работников, а отсюда и фактором повышения производительности и эффективности труда, является удовлетворенность трудом. Она представляет собой состояние сбалансированности требований, которые предъявляются работником к содержанию, характеру и условиям труда и субъективной оценки возможностей реализации этих требований. Удовлетворенность можно рассматривать и как отношение человека или группы людей к собственной трудовой деятельности, к разным ее аспектам, а также как важный показатель адаптированности человека в данной трудовой организации, на данном предприятии. Следует знать факторы, которые обусловливают удовлетворенность трудом и ее структуру. Необходимо понимать, что каждый руководитель в своей работе должен придерживаться курса на гуманизацию труда, который ориентирован на создание более человечных условий труда. Дисциплина «Экономика труда и социально-трудовые отношения» позволяет развивать такие навыки у руководителей. К направлениям гуманизации труда, какими должен руководствоваться в своей повседневной работе руководитель, относятся: § приспособление производства к человеку (а не наоборот, как это имеет место в современных условиях); § обогащение содержания труда; чередование выполняемых работ; расширение перечня выполняемых трудовых функций; § соответствие квалификации работников сложности выполняемых работ; § повышение престижности труда, его ответственности, самостоятельности; развитие систем мотивации и стимулирования труда; § активное участие в решении производственных задач, распространение “производственной демократии”, переход от жестких форм управления к гибким, коллективным формам; § создание возможностей сохранения, развития, самосовершенствования личности работника и др. С учетом этих направлений гуманизации труда в курсе “Экономика труда и СТО” разрабатываются современные системы мотивации труда (в частности, гибкие формы оплаты, оценки заслуг), гибкие формы занятости, обосновывается целесообразная регламентированная продолжительность рабочего времени, эффективные формы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, нормальный уровень интенсивности труда и др. В экономической науке рассматривают следующие проблемы экономики труда: изменение концепции занятости, развитие рынка труда, спрос, предложение, цена труда; формирование рыночных социально-экономических отношений; инвестиции в человеческий капитал и развитие работников; организация и оплата труда, дифференциация заработной платы, доходы населения и социальная защита; мотивация труда, его нормирование, условия труда, производительность и эффективность труда; планирование и анализ трудовых показателей и др. Все эти проблемы условно разделены на три большие группы: а) связанные с функционированием рынка труда; б) связанные со становлением и развитием социально-трудовых отношений; в) связанные с характеристиками трудового процесса. Следует обратить внимание на их сущность и пути их разрешения. Экономика труда тесно связана с различными дисциплинами, которые изучаются в рамках учебных планов, а именно: экономическая теория, политэкономия, макро и микроэкономика, организация и нормирование труда, рынок труда, трудовое право, статистика труда, физиология и психология труда и др.
Литература Основная: 1, 13, 15, 16, 17, 26, 29, 30, 31. Дополнительная: 1, 34.
Вопросы и задания для контроля знаний: 1. Охарактеризуйте сущность труда как объекта и как предмета дисциплины «ЭТ и СТО». 2. Раскройте различные аспекты трудовой деятельности человека. 3. В чем состоят сущность и характер труда? Какое значение имеет изучение этих категорий в экономике труда? 4. Охарактеризуйте взаимосвязь понятий: труд, деятельность, работа. 5. Раскройте функции труда. Какая из них является наиболее значимой? 6. Какие проблемы стоят перед наукой экономика труда? 7. Дайте определения понятия удовлетворенность трудом и раскройте ее структуру. Какое значение имеет удовлетворенность трудом в решении проблем экономики труда? 8. Раскройте место дисциплины «ЭТ и СТО» в системе экономических дисциплин. 9. Дайте ответы на тесты №№ 1 - 22 [39].
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|