Здавалка
Главная | Обратная связь

Ступень четвертая: храните свои сокровища, как зеницу ока



Вы ощутили себя в безопасности благодаря близос­ти с людьми, которые верят, что благодать и истина — это хорошо (Ин. 1:17). Теперь ваши ценности начнут меняться. Вы все больше и больше будете убеждаться, что умение отвечать за самого себя — признак душев­ного здоровья, а стремление нести ответственность за других взрослых — разрушительно как для себя, так и для них.

Если с людьми достаточно долго обращаются, как с предметами, они начинают воспринимать себя как собствен­ность кого-то другого. Они не ценят умение распоряжаться своими ресурсами, поскольку относятся к себе так же, как относились к ним близкие люди. Многим людям го­дами внушают, что воспитание, любовное взращивание и поддержка собственной души — занятие эгоистичное и принципиально неправильное. Через некоторое время та­кое внушение приносит свои плоды: у его жертв развива­ется глубокое убеждение, что душа и ее состояние дей­ствительно ничего не значат. С этого момента они начина­ют придавать очень небольшое значение заботе о своих чувствах, склонностях, мыслях, установках. Они не забо­тятся ни о собственном поведении, ни о собственном теле. Они растрачивают Богом данные ресурсы и закапывают свои таланты.

Это яркий (хоть и негативный) пример принципа, ко­торому учит Священное Писание: «Будем любить Его, по­тому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:19). Другими словами, мы можем научиться любить только в том случае, если сначала полюбят нас. Чтобы «из нашего чрева потек­ли потоки воды живой», чтобы нам стать источниками благодати и милости, сначала благодать и милость должны появиться в нас. С другой стороны, не будучи любимыми, мы не можем любить; мы не в состоянии оценить свою душу и относиться к ней, как к сокровищу, если ее не оценили близкие нам люди.

Это ключевой принцип. Наше основополагающее ощу­щение собственной личности, знание того, что в нас ис­тинно и реально, зависит от первичных значимых взаимо­отношений в нашей жизни. Именно поэтому многие люди, которых недостаточно любили в детстве, будучи буквально со всех сторон окруженными заботливыми и чуткими людь­ми, не в состоянии избавиться от чувства, что они ничего не стоят и их не за что любить. При этом никакие доказа­тельства и проявления этих чувств абсолютно ничего не меняют.

Элен в раннем возрасте пострадала от сексуального насилия со стороны отца. Это очень травмировало ее. Но, желая сохранить репутацию семьи и не огорчать остальных родственников, она никому ничего не рассказывала. Од­нако в подростковом возрасте Элен стала, не отдавая себе в этом отчета, «говорить правду» о своей семейной проб­леме. Она это делала невербальным способом. Очень рано она стала неразборчива в связях.

Уже став взрослой, Элен на консультации у психоло­га размышляла о своем подростковом возрасте: «Я не по­мню даже лиц этих ребят. Я знала только, что кто-то чего-то от меня хочет. И мне казалось, что я просто обязана дать это по одной простой причине, что им этого хоте­лось! Мне казалось, что в этом вопросе я не имею права сказать «нет».

Элен не была нужна ни одному их тех людей, которые должны были ценить и беречь ее более других. В резуль­тате она не научилась ценить саму себя. Она предоставля­ла сексуальные услуги чуть ли не всякому, кто обращался к ней с подобной просьбой. У нее не было ощущения, что ее тело и чувства являются «драгоценной жемчужиной» (Мф. 13:46), данной ей Богом, и что эти ценности она должна оберегать и развивать.

Когда христиане начинают ценить возвращение на путь развития и приближения к образу Божьему (а все эти вещи, по сути, являются разными способами выражения одного и того же), происходит некоторый сдвиг. Они начинают желать, чтобы вложение Бога принесло доход (вспомните притчу о талантах в Евангелии от Матфея 25:14-30). Забота о самом себе становится приоритетом.

В один прекрасный день Стив пришел ко мне в радост­ном настроении. Поскольку он не был эмоциональным человеком, я понял, что произошло нечто важное. Он от­крыл Библию и прочитал. Это было 1 Послание к Корин­фянам 8:11: «И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос».

— Со мной что-то происходит, — сказал Стив. — Го­дами, читая этот отрывок, я испытывал чувство вины. Мне казалось, Библия осуждает меня за то, что я ввожу более слабых христиан в грех.

— Ну что ж, здесь действительно об этом говорит­ся, — отвечал я. — Но, похоже, ты заметил что-то еще.

— Да, — сказал Стив. — Теперь я вижу, что ведь и я тоже «брат, за которого умер Христос». А это значит, что мне следует относиться к себе с такой же бережностью и заботой, как я отношусь к другим. Нет никакой разницы между тем, что Бог думает о другом, и тем, что Он думает обо мне.

Стив постиг одну важную богословскую истину. В те­чение многих лет христианам внушали, что защищать свою духовную и эмоциональную собственность — эгоистично. Однако Бог хочет, чтобы люди любили друг друга. А вы не можете любить других до тех пор, пока не примете любовь внутрь себя.

Приходилось ли вам переживать то же, что пережил Стив? Важны ли для вас такие моменты, как получение помощи, умение защищать себя и устанавливать библей­ские барьеры? Если нет, то для вас будет трудно, а может быть, и невозможно проделать нелегкую работу, необхо­димую для формирования хороших личностных ограниче­ний. Возможно, вам необходимо некоторое время по­общаться с людьми, обладающими зрелым пониманием этого вопроса. Понаблюдайте за ними, поучитесь на их примере.

Проповедник иллюстрирует тот же самый принцип, говоря: «Больше всего хранимого храни сердце твое; по­тому что от него источники жизни» (Прит. 4:23). Когда мы оберегаем свое сердце (дом наших сокровищ), мы сохраняем его. Мы должны ценить свои сокровища до такой степени, чтобы это побуждало нас хранить и за­щищать их. То, что мы не ценим, мы и не охраняем. Система охраны банка существенно серьезнее, чем сис­тема охраны свалки!

Составьте список своих «сокровищ»: ваше время, день­ги, чувства и убеждения. Как вы хотите, чтобы другие люди с ними обращались? Как вы хотите, чтобы другие люди с ними не обращались?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.