Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 13. Мониторинг социально-трудовой сферы как инструмент регулирования и совершенствования социально-трудовых отношений



 

Основные термины и понятия: мониторинг как система исследования социально-экономических явлений и процессов в сфере труда, внутрипроизводственный мониторинг и основные исследуемые показатели, внешний мониторинг и исследуемые показатели, объекты исследований, социологические исследования в сфере труда, административная статистика, выборочные исследования домохозяйств, переписи населения, выборочные исследования и перепись предприятий.

 

Процессы становления в нашей стране социально-ориентированного рыночного государства ведут к усложнению и многогранности социально-экономических процессов, обусловливают повышение ответственности за управленческие решения, принимаемых на всех уровнях. В этих условиях позитивные изменения в обществе возможны на основе направленности государственной социально-экономической политики на формирование соответствующих условий для повышения качества жизни всего населения за счет эффективного производства во всех формах хозяйствования. А это требует знания реальной ситуации в стране, ее регионах и на предприятиях, своевременного выявления и достоверной оценки возникающих проблем в экономике в целом и в сфере труда в частности. Только владение объективной информацией о последствиях социально-экономического реформирования дает возможность оценивать его эффективность, разрабатывать меры для его корректировки для дальнейшего улучшения ситуации. Для достижения таких целей необходима система мониторинга.

Мониторинг – постоянное, долговременное наблюдение (отслеживание) определенных процессов, направленных на информационное, аналитическое, экспериментальное обеспечение механизма, разработка стратегии и тактики практических действий.

Выделяют три основных принципа, на которых основывается мониторинг: тождественности – соответствие между системой мониторинга и объектом исследования; единства объекта наблюдения – подчинение отдельных исследований общим социально-экономическим заданиям; принцип комплексности – наблюдение за преобразованием не отдельных сторон (сфер, аспектов), а социально-экономической системы в целом.

Мониторинг социально-трудовой сферы – это комплексная государственная система беспрерывного наблюдения за фактическим состоянием дел в социально-трудовой сфере.

Следует знать, что мониторинг основывается на решении трех основных групп задач:

методических, то есть разработка научных основ, структуры и системы показателей мониторинга, методов построения выборки и инструментария, что дает возможность получать надежные результаты исследований;

научных, что предусматривает отслеживание и анализ конкретных изменений в социально-трудовой сфере общества;

информационных, обеспечение достоверной научной, объективной информацией, потребителями которой должен стать широкий круг ученых и руководителей всех уровней.

Концепция мониторинга социально-трудовой сферы включает определение: направлений мониторинга; статистических и социологических показателей, которые характеризуют состояние социально-трудовой сферы; принципов формирования репрезентативной выборки объектов исследования; принципов построения организационно-технологической схемы мониторинга социально-трудовой сферы; перечня организаций, министерств, ведомств, которые должны принимать участие в осуществлении мониторинга социально-трудовой сферы.

Следует уяснить, что к основными источниками информации о занятости и социально-трудовых отношениях являются: административная статистика; выборочные исследования домохозяйств; перепись населения; выборочные исследования и перепись предприятий; социологические исследования. Студент должен изучить сущность этих источников информации и знать как их положительные стороны, так и недостатки.

Система мониторинга содержит стабильную многолетнюю статистическую информацию, метод социологических, выборочных, фрагментарных обследований (опрос представителей домохозяйств, безработных, постоянных респондентов, “эталонных” или “модельных” семей, использование телефонной, компьютерно - модельной системы связи и т.п.), что позволяет предоставить государственным, региональным и местным органам управления возможность оперативно, эффективно с небольшой степенью погрешности вырабатывать, корректировать, прогнозировать и внедрять решения и мероприятия по социальной, экономической, региональной, миграционной политики.

При изучении этой темы особое внимание необходимо уделять сущности таких направлений мониторинговой деятельности: социально-демографические и миграционные процессы; занятость, рынок труда, безработица; социально-трудовые процессы на предприятиях; состояние условий и охрана труда; доходы и уровень жизни населения; социально-психологический климат в трудовых коллективах.

Следует знать, что мониторинг социально-трудовых процессов, который проходит в стране, делится по степени распространения на внутрипроизводственный (на микро - уровне) и внешний (на местном, региональном и государственном уровне). При этом используются контрольно-измерительное, визуальное, информационно-статистическое исследование главных параметров, которые характеризуют деятельность предприятий и управленческих структур относительно трудоиспользования и социальной защиты рабочей силы и населения.

Для внутрипроизводственного мониторинга и решения задач предоставления органам управления текущей и оперативной информации об изменениях основных социально-трудовых показателей, накопление банка данных о разработке прогнозно-аналитических рекомендаций отслеживают такие показатели: объем производственной продукции ее номенклатура и качественные характеристики; производительность, интенсивность труда; потери рабочего времени; уровень скрытой безработицы; половозрастная и квалификационная структура рабочей силы; себестоимость и конкурентоспособность продукции; практика формирования трудовых отношений (социальное партнерство, коллективные договоры).

Базой наблюдений должны быть представители главных производственных отраслей экономики (2-3 предприятия на отрасль), которые определяются с учетом регионального аспекта, в том числе количество государственных предприятий не должно превышать 30% . Общее количество предприятий, которое будет задействовано в системе мониторинговых исследований, может колебаться от 30 до 45 единиц.

Исполнителями мониторинговых исследований, как на производственном, так и на внешнем уровне, являются: областные управления труда и социальной защиты населения; региональные центры занятости; институты Минтруда Украины; региональные статистические управления; областные центры научно-технической информации.

Особое внимание необходимо обратить на исследование функций центров занятости в мониторинговых исследованиях. Большую нагрузку несут в мониторинговых исследованиях рынка труда региональные центры занятости. Они отслеживают такие показатели:

- количественно-качественные характеристики рынка труда (масштаб рабочей силы, которая входит нерегулярно на рынок труда, профессиональное обучение и трудоустройство, уровень профессиональной мобильности безработных и другое);

- временные характеристики рынка труда (средняя продолжительность трудоустройства, безработица, объем профподготовки, уровень повторной безработицы);

- региональные характеристики фиксированного рынка труда (уровень региональной мобильности, трудовой маятниковой миграции, трудоустройства этой рабочей силы);

- организационные характеристики рынка труда (соотношение затрат на активную и пассивную занятость), затраты из фонда занятости (экономия на переподготовку безработных, использование финансово-материальных резервов и прочее).

- функциональные характеристики процессов, которые происходят на рынке (уровень молодежной, интеллектуальной и женской безработицы, возрастные преимущества, дискриминация на рынке труда).

Следует понимать, что мониторинг в сфере труда достаточно новое явление для украинского общества. В настоящее время накапливается большой статистически-аналитический материал, который нужно использовать наиболее эффективно. Институт социально-трудовых отношений Министерства труда и социальной защиты населения рекомендует результаты мониторинговой деятельности использовать для:

- выявления тенденций экономического и производственного развития предприятий и отраслей;

- характеристики объемов финансовых, производственных затрат и потерь труда;

- формирования маркетинговых моделей спроса на отечественные изделия, схем сопоставления конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности изделий и производств;

- разработки предложений относительно внесения изменений и дополнений к законодательно-нормативной базе, методического обеспечения вопросов трудоустройства и социально-трудовых отношений;

- изучения закономерностей и взаимосвязи между изменениями в производстве, отраслях, регионах, на региональных рынках труда и сроками, объемами и результатами приватизации, реструктуризации отраслей экономики, конверсии ВПК, протекционистской, миграционной, инвестиционной и инновационной политики государства, действенности целевых, региональных программ и т.п.

Необходимо, с помощью всевозможных источников (периодической печати, научной, практической, методической литературы) изучать примеры результатов мониторинговых исследований и их влияние на систему законодательных актов, положений, организационных вопросов. Следует понимать, что с повышением уровня развития производства и завоевания им новых позиций на рынке, проблемы социально-трудовой сферы будут проявляться более остро и болезненней, поэтому значимость мониторинговых исследований в сфере труда будет возрастать.

Следует знать, что в экономически развитых странах мониторинговая деятельность приобрела качество универсальной системы, функционирующей на основе многофакторного анализа, комплексного подхода, разносторонних регионально - отраслевых и общественно-функциональных наблюдений. В международных документах сформулированы две цели статистики и сбора информации о трудовой деятельности населения: а) измерение человеческих и трудовых ресурсов в целях макроэкономического анализа и планирования развития этих ресурсов; б) измерение занятости, доходов и других аспектов трудовой деятельности для разработки и реализации программ в области социальной политики, направленной на регулирование рынка труда.

 

Литература

Основная: 15,16,27,29. Дополнительная: 17.

 

Вопросы и задания для контроля знаний:

Охарактеризуйте сущность, основные принципы и особенности мониторинга социально-трудовой сферы.

Перечислите и дайте характеристику основных источников информации о занятости населения и трудовых отношений.

В чем состоят основные преимущества и недостатки основных источников информации о занятости и трудовых отношениях?

Охарактеризуйте основные направления мониторинга в социально-трудовой сфере.

Какие организации являются исполнителями мониторинга социально-трудовой сферы в Украине? Назовите их функции.

Какие основные показатели рынка труда отслеживаются региональными центрами занятости?

Какие социально-экономические процессы и явления, происходящие в сфере труда, исследуются при помощи социологических исследований?

Дайте ответы на тесты №№ 269 – 281 [25].

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.