Здавалка
Главная | Обратная связь

Стадии процесса управления



Рис 1 . Связь этапов и стадий управления

 

Управление осуществляется для достижения определенной цели.

Цель в организации — это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых она хочет добиться. В целях определяются перспективы развития организации и главные направления деловых связей. Перспектива развития учитывает научно-технические возможности, возможности мощностей производства и сбыта продукции.

Процесс управления базируется на экономической политике предприятия, которая включает:

- определение целей и задач на дальнюю перспективу;

- выявление сильных и слабых сторон деятельности путем экономического анализа, анализа внешней среды;

- сопоставление доходов и расходов предприятия (фирмы, корпорации).

Итак,введенное американцами в научный и практический оборот понятие «менеджмент» в упрощенном понимании означает способность управляющего добиваться преследуемых целей, планируя, организуя, мотивируя и контролируя деятельность других людей.

В российских условиях понятия «менеджмент» и «предпринимательство» стали широко употребляться в конце 80-х — начале 90-х гг. в связи с начавшейся перестройкой в стране. Переход от административно-командной системы управления к рыночной потребовал изменений как в социально-политической жизни общества, так и во всей экономической сфере. Необходимо было пересмотреть сложившуюся ранее систему управления, в основе которой лежали принципы централизованного директивного планирования, жесткого распределения материальных, людских и финансовых резервов и ресурсов из центра. Нужно было менять всю систему подчинения и контроля, фундаментом которой являлись демократический централизм, народный контроль и т.д.

Рыночные отношения предполагают иной подход к управлению: более демократических методов работы; новых взаимоотношений «руководитель - подчиненный»; следование жестким правилам рынка, конкуренции, частного интереса, а также стремление людей извлечь наибольшую выгоду от предпринятого дела.

К 1993 г. в народном хозяйстве России насчитывалось более 4% населения, занятого предпринимательской деятельностью. Сотни тысяч рабочих, служащих, крестьян, начальников цехов и участков, директоров заводов, партийных и комсомольских работников предприняли попытку организовать свой бизнес. Появилось понятие «малый и средний бизнес», возникли мелкие и крупные банки и соответственно банкиры, биржевики, управляющие крупными компаниями и руководители небольших заводов, магазинов и других коммерческих и некоммерческих организаций.

Финансовый кризис 17 августа 1998 г. подорвал материальную основу ряда предпринимательских организаций и привел к уменьшению их количества, но не приостановил самого процесса движения. Предпринимательство получило право на жизнь и, несомненно, будет развиваться и впредь.

Большие возможности для развития предпринимательства открылись в результате приватизации (при всех ее издержках и злоупотреблениях), которая позволила создать частные предприятия, акционерные общества, ассоциации и союзы в промышленности и других отраслях народного хозяйства. Новые экономические отношения потребовали не только предпринимателей, но и профессиональных управляющих — менеджеров.

Содержание менеджмента можно рассматривать в следующих аспектах:

- важен подход, определяющий менеджмент - как высокопрофессиональную, открытую, независимую, безкоррупционную, прогрессирующую, мобильную управленческую деятельность в конкретной организации, направленную на достижение общей цели организации;

- это управление самостоятельным видом деятельности (есть своя специфика управления, например, совокупность управленческих действий в сфере туризма). Для обывателей в этом подходе важна профессиональная деятельность менеджера - как специалиста умеющего организовать работу и выработать нужные управленческие решения;

- как науку и искусство управления.

Научную основу дисциплины «менеджмент» составляет вся сумма знаний об управлении, представленная в виде концепций, теорий, принципов и форм управления. То есть, управление подчиняется определенным правилам.

Говоря об управлении как об искусстве подразумевают способность применять накопленный опыт на практике.

При управлениями сложными системами необходимо учитывать воздействие многих факторов как внешней, так и внутренней среды и самого главного из них – человеческого, учет которого, требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.

Люди работающие в организации и с организацией обладают своим особенным характером, имеют свою систему ценностей и мотивы к труду.

В постоянном контакте с внутренней и внешней средой менеджер вынужден играть 10 основных «ролей», которые можно объединить в три основные группы; информационные+межличностные+роли, связанные с принятием управленческих решений.

- как вид профессиональной деятельности и процесс принятия управленческих решений;

- как аппарат управления деятельностью организации. Суть – деятельность менеджера никак не укладывается в какую-то одну плоскость и требует от индивида обладания широким кругом знаний и навыков. Поэтому менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, направляя труд людей, используя их интеллект, мотивы и навыки. Аппарат управления: придает организации целостность; помогает во время и быстро осуществить выработанные менеджером управленческие решения; позволяет установить взаимодополняющие и взаимовыгодные взаимосвязи между отдельными структурными элементами организации; четко координирует выполнение всех функций менеджера; помогает эффективно достигать поставленных целей.

Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его структурном составе, на характере связей между звеньями и элементами структуры менеджмента.

- как процесс (это совокупность взаимосвязанных видов деятельности, преобразующих входы в выходы).

Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации. Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренний и внешний аспекты.

На содержание менеджмента оказывают влияние две группы факторов:

- тенденция развития организаций;

- специфические национальные факторы развития экономики.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.