Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблемы и перспективы современного менеджмента



Существуют следующие наиболее важных фактора влияния на управление, которые могут прояснить, каким мы можем представить управление в будущем.

Во-первых, это фактор, связанный с тем, как мы понимаем и описываем управление, как мы его измеряем. Управленческая методология постоянно упирается во что-то новое, что как бы отрицает достижения предыдущего шага. В связи с этим каждый раз возникает новая проблема, совершенно отличная от решаемой. В XXI веке наиболее актуальной будет идея дифференциации. Если сейчас управленческая теория учит тому, как сравнивать свое управление с управлением в других организациях (так называемый бенчмаркинг) и как измерять это сравнение, то управленческие теории XXI века будут направлены на то, как не быть таким, как все остальные. Если до этого управление учило тому, как правильно работать и создавать правильные системы, то в XXI веке встанет вопрос: как уйти от стандартов, как уйти от принятых систем, как быть другим. Управленческие концепции будут связаны с тем, как разработать методологию управления, используя которую организации могли бы найти способ отличаться отд других.

Второй фактор, имеющий принципиальное значение, – это то, как соединяется человек со средствами труда. В связи с развитием информатизации наиболее важной станет проблема информационной совместимости. Необходимо будет решать две задачи:

1. Как сделать так, чтобы не пропадала нужная информация;

2. Как сделать так, чтобы не появлялась ненужная информация.

Изменятся коммуникации между людьми, значительно ослабнет эмоциональный фон. Еще одно важное изменение, которого следует ждать, – это изменение баланса интересов стейкхолдеров – людей, так или иначе заинтересованных в работе организации и результатах ее деятельности.

Третьим очень важным фактором является продукт. В XXI веке основным продуктом станет здоровье человека, продление его жизни, устранение болезней. Производство будет очень сильно ориентировано на создание новых лекарственных препаратов, а также на создание всевозможных приборов и машин, которые будут позволять людям делать свое тело более здоровым, а свою душу более стрессоустойчивой. Т.е. производство будет подчинено интересам создания здорового человека.

Четвертый фактор – это культура. Сейчас разворачивается мощный процесс глобализации, бизнес становится интернациональным, но люди, в нем участвующие, продолжают сохранять национальные культурные черты. В XXI веке очень большой акцент будет делаться на управлении разнообразием. Остро проявится потребность сохранения разнообразия и использования его преимуществ наилучшим образом.

Можно выделить основные изменения, которые происходят в настоящее время в управлении организацией.

1.От функционального к процессному управлению.

Традиционно управление организациями строилось через выделение и обособление отдельных функций управления. В 80-е годы прошлого века появились идеи перехода к принципиально новому построению бизнес-организаций – управлению через бизнес-процессы. Процессное управление строится на выделении в организации ключевых бизнес-процессов, обеспечивающих удовлетворение тех или иных потребностей потребителей и последующий их реинжиниринг. Такой подход позволяет не только упорядочить и по-новому организовать взаимодействие рабочих групп, но и существенно сократить численность персонала.

2.От работы групп к групповой работе.

Работа группы как способ взаимодействия людей в целях получения количества результатов по мере усложнения деловой активности людей исчерпала себя. На смену ей в конце XX века пришла концепция групповой работы, дающая принципиально другое качество результата, т.к. конкуренция в XXI веке преимущественно будет вестись не вокруг количества, а вокруг качества. В основе групповой работы лежит лидерское и ролевое поведение. «Идеологическим» стержнем групповой работы является такой образец поведения, как доверие. Группа формируется из людей, каждый из которых обладает лучшей ролью, необходимой для выполнения данной работы. Таким образом, создается некий совокупный работник, которого как личности в природе не существует. Без групповой работы невозможен переход к процессному управлению.

3.От принятия решений к поиску проблем.

Сегодня мир полон решений, ищущих свои проблемы. Поэтому XXI век нацеливает менеджмент на поиск проблем, своевременное их признание и последующее их правильное формулирование. Только после этого можно «брать с полки» готовые решения и применять их к выявленной проблеме. Такой подход является основой высокоэффективного превентивного управления, где приоритетом становится решение важных и несрочных проблем.

4.От власти над людьми к власти от людей.

Власть как возможность влиять на людей в целях изменения их поведения имеет две основы: организационную (должностную) и личностную. Предыдущие столетия культивировали в основном власть должностную. Такая власть зависела от степени лояльности начальству и могла быть отнята в любое время. Конец XX века привнес новое – теорию лидерства, где получение власти основано на личности – ее носителе. Данная власть является результатом уважительного, хорошего и преданного отношения со стороны подчиненных. Она основана на близости целей руководителя и подчиненных. Сила и эффективность такой власти значительно выше организационной, особенно в условиях информационного общества и развития творчества у подчиненных как ключевых условий XXI века.

5.К глобализации через местную специфику.

Конец XX века был ознаменован устойчивой тенденцией к глобальному управлению бизнесов. Действительно, глобализация позволила перейти к новому этапу расширения влияния того или иного бизнеса, сначала через рынки, а затем и через производство. XXI век предъявляет особые требования к учету местной специфики в процессе эффективной реализации глобального управления. Важную роль в этом случае приобретает изучение влияния национальной культуры на управление бизнесом и применение результатов этого изучения на практике.

6.От знаний для управления к управлению знаниями.

Информационное общество отличается от доинформационного тем, что в последнем каждый знал только часть общего, а все вместе знали все. В информационном обществе каждый должен знать все. Появившаяся в канун XXI века концепция «управления знаниями» (knowledge management) предоставила организациям-лидерам такую возможность. Управление знаниями, превращая информацию в знания, заключается в способности и умении организации побудить всех своих сотрудников «складывать в корзину знаний» организации все, что им известно о своей и ее работе, и получить оттуда, когда необходимо, нужную для дела информацию, не «изобретая велосипеда». Такой управляемый обмен знаниями в организации, бесспорно, повышает эффективность ее деятельности и создает условия для завоевания лидерских позиций в бизнесе.

7.От обучающейся к научающейся организации.

Постиндустриальное общество характеризовалось преимуществом индивидуального обучения как средства повышения качества работы и успеха в бизнесе. Однако высокая динамика изменений внешней среды в условиях конца XX века и переход к информационному обществу потребовали более быстрого приспособления организаций к такой ситуации. На вооружение бизнесом была взята концепция «научающейся организации» (learning organization). К качествам такой организации обычно относят способность сотрудников к системному мышлению, т.к. бизнес представляет собой некую систему, в которой, что-то меняя, необходимо понимать, как это повлияет на другие его части. Развитие личности как качество научающейся организации основано на том, что люди с высоким уровнем личного мастерства добиваются более высоких результатов. Развитие организации – это развитие ее работников. К качествам научающейся организации также относят способность к изменению мышления. Переход к такому типу организации требует наличия в ней общего видения, общей для всех картины будущего. Если таковое имеется, то люди учатся и обретают необходимые качества не потому, что им так велели, а потому что им этого хочется. Все это должно происходить в условиях группового обучения – еще одного важного качества научающейся организации. Команды единомышленников способны учиться. Общий интеллект команды выше, чем у каждого из ее участников. Если группа не способна учиться, то этого не сможет сделать и организация.

Таким образом, все семь изменений в управлении организацией тесно связаны между собой: одно невозможно без другого. Желание руководителя провести только часть этих изменений вряд ли принесет пользу организации. Только систематическая работа по всем указанным направлениям может стать залогом успеха в бизнесе.

 

Вопросы для контроля

1. Общие понятия о менеджменте. Его место в общей теории управления?

2. Что такое управление? Объект и предмет изучения теории управления?

3. Соотнесите категории «Предпринимательство и менеджмент» и «Руководитель, бизнесмен и менеджер»?

4. Раскройте основные аспекты сущности менеджмента?

5. Основная цель менеджмента?

6. Основная цель менеджера?

 

Резюме по теме

Теория управления, это – 1) комплекс теоретических положений, обобщенных до определенного уровня абстракции, позволяющих дать описание, объяснение и предвидение объективных явлений управления; 2) совокупность категорий, раскрывающих сущность, содержание и специфику управления. В теории управления объектом изучения является социально-экономическая система. Объектом изучения является организация, определение которой соответствует понятию социально-экономической системы. Предмет изучения теории управления — специфическое явление общественной жизни, деятельности человека, которое имеет название «управление». Проблематика теории управления включает методологию и организацию управления, дифференциацию и интеграцию деятельности, социально-экономические и организационно-технические аспекты управления.

Ключевыми понятиями теории управления являются также понятия «система управления», «процесс управления», «механизм управления». Они отражают статику и динамику управления, движущие силы его осуществления, факторы эффективности и развития. Связь теории и практики управления осуществляется посредством разработки принципов практической деятельности, методик решения проблем, моделирования ситуаций и т.д. Теория управления способствует созданию эффективного инструментария управленческой деятельности. Теория управления относится к классу социально-экономических наук. Но в ее структуре занимают довольно значительное место проблемы, связанные с информационным обеспечением управления и технической вооруженностью управленческой деятельности, компьютеризацией управления.

Общеупотребительны три толкования термина «управление»:

1) Воздействие субъекта, направленное на достижение абстрактной (неконкретной), но вынужденно-корректируемой цели (задачи, идеи) в уже сложившихся рамках правил, которые неизбежно совершенствуются когда субъект непротиворечивее познаёт реальность, с которой сосуществует;

2) Действие субъекта, направленное на укрепление сосуществования с реальностью;

3) Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.) обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.

В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто соседствует с понятием бизнес. Бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг.

«Управление бизнесом» (business management) — это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним применяется термин business administration, который можно перевести как «деловое администрирование». Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, более правильно использовать термин public administration — «государственное управление».

Бизнесмен и менеджер — это не одно и тоже. Бизнесмен — это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса — это предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека — предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления.

Менеджер — социально подготовленный профессио­нальный управляющий, являющийся представителем лю­бой профессии и специалистов ее области. Это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по опре­деленным видам деятельности организации, функциони­рующей в рыночных условиях.

Быть менеджером, это:

- достигать результатов через других людей;

- достигать финансовых (либо других специфических материальных) целей;

- вселять в людей и поддерживать уверенность в то, что у Вас есть потенциал руководителя;

- уметь разрабатывать лучшие управленческие решения;

- владеть = стратегическим мышлением+искусством управления+самоменеджментом;

- уметь ориентироваться на людей, так как люди - это самый жизненно важный ресурс организации;

- обладать духом соперничества, то есть умением добиваться успеха в условиях острой конкуренции;

- обладать способностью вступать в союзы и добиваться поддержки извне, в том числе у ключевых фигур;

- уметь решать задачи дирижирования «информационным оркестром»;

- ориентация на будущее;

- презентабельность себя как профессионала и личность и свою фирму.

Менеджеру потребуются ясная голова, внимание как к мелочам, так и к общей картине, и великолепное владение всеми навыками, которые требуются на вашем посту. Нужно уметь быстро принимать решения. Находить альтернативу. Уметь решать управленческие риски.

И помнить – менеджер это управляющий, которого характеризует компетентность, высокопрофессиональность, чувство новизны, умение рисковать, отслеживать инновации появляющиеся на рынке, знать теорию и практику внедрения, инноваций, инновационных проектов, бизнес-планов.

Современный менеджер должен помнить многогранность значения своей деятельности. Каждый будущий управленец должен осознавать, что несмотря на многообразие разработанных путей достижения успеха, предложенных концепций, философий, все должно начинаться с вас самого, с самоменеджмента.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.