Здавалка
Главная | Обратная связь

Организация как сложная технико-экономическая и социальная система



Организация - в широком смысле - это социально-экономическая система, созданная для достижения коммерческих или некоммерческих целей, а в узком смысле - это объединение людей, реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Таким образом, можно отметить, что социально-экономическая организация - это обособленное объединение людей для совместного решения экономических задач.

Термин «организация» (от позднелатинского organize - сообщаю, стройный вид, устраиваю) в современном русском языке несет следующий смысл:

а) объединение индивидуумов в единое целое для совместного труда;

б) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

в) внутренняя упорядоченность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением.

Чтобы считаться организацией, группа должна отвечать нескольким обязательным требованиям. Кним относятся:

1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.

2. Наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состоянияили результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Все современные организации – это сложные организации, имеющие набор взаимосвязанных и взаимозависимых целей. Основная причина успеха крупных компаний заключается том, что им удается не только достичь всех целей, но и эффективно взаимоувязать их с наименьшими затратами.

Как управление, так и организации древности сильно отличались от тех, что существуют сейчас.

Свершения крупных организаций в древности ясно указывают, что они имели формальную структуру, в которой можно было выделить уровни управления. Например, пирамиды Египта могли появиться на свет только вследствие координированных организованных усилий. С годами управление организациями становилось все более четким и все более сложным, а сами они становились все более сильными и все более устойчивыми.

В целом, характер и структура управления в древности отличались от современного управления. Например, пропорция между руководителями и неруководителями была гораздо меньшей, было меньше руководителей среднего звена. Прежние организации стремились иметь малочисленную группу руководителей высшего звена, которые сами принимали практически все важные решения. Очень часто руководство осуществлялось одним человеком.

Хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX века вряд ли кто-нибудь задумался над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но не то, как управлятьими.

 

Таблица 1

Сравнение старой и современной организации

Старая организация Современная организация
Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций Большое количество чрезвычайно мощных крупных организаций, как коммерческих, так и не коммерческих
Относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена Большое количество руководителей, большое количество руководителей среднего звена
Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа четко воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности
Занятие руководящих постов в организации и чаще всего по праву рождения или путем захвата силой Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка
Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения
Упор на приказ и интуицию Упор на коллективную работу и рациональность

 

Были в истории примеры организаций, которые управлялись так же, как организации управляются и в наше время. Ярким примером тому является римская католическая церковь. Простая структура (папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходский священник) успешно функционирует и в настоящее время и является более «современной», чем структура многих организаций, появившихся только сегодня.

Можно выделить следующие этапы развития организаций:

1. До 30-х годов. Малоподвижная внешняя среда. Управление на принципах краткосрочных планов и мероприятий текущего контроля.

2. 30-е – 70-е годы. Подвижная внешняя среда, изменения незначительны, но узнаваемы. Управление на принципах долгосрочного планирования, маркетинга, контроля по схеме обратной связи.

3. С 70-х годов. Быстро изменяющаяся внешняя среда, изменения неожиданны и неузнаваемы. Стратегическое управление на принципах стратегического планирования, стратегического маркетинга и опережающего контроля.

Все организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организации характеристики (признаки). Эти общие черты помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией нужно управлять.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.