Административно-распорядительные методы управления
- Административно–распорядительные методы занимают особое место в системе управления, что вытекает из большого значения организационных факторов в обеспечении эффективной деятельности экономической системы любого уровня. Административно–распорядительная, организаторская деятельность, направленная на обеспечение выполнения всех необходимых функций управления, предполагает наличие специфических способов, приемов ее выполнения. Административно - распорядительные методы воздействия призваны: 1. Обеспечить организационную четкость, дисциплинированность и эффективность работы управленческого аппарата. 2. Поддерживать необходимый распорядок в работе предприятия, приводить в действие постановления, приказы и решения руководящих лиц. 3. Проводить работу с кадрами, реализовывать принятые решения. Административно-распорядительное воздействие в отличие от экономических методов, действующих на объект управления косвенно, носит директивный характер (приказы, распоряжения), дает однозначное решение проблемы и прямо воздействует на поведение объекта управления. Экономические методы управления - это способы воздействия, имеющие в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей. Экономические интересы делятся на четыре большие группы: • интересы государства; • интересы отрасли; • интересы коллектива (организации); • интересы личности. Между этими интересами всегда существуют диалектические противоречия. Искусство руководителей состоит в разрешении этих противоречий, поиске возможных компромиссов. Возможные экономические рычаги управления включают в себя: • себестоимость; • рентабельность; • прибыль; • фондоотдачу; • цену; • заработную плату и др. Один из важнейших экономических рычагов управления - заработная плата работников. Существует множество различных способов стимулирования труда Социально-психологические методы - это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию, основывающиеся на общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании. Социальные процессы идут на четырех уровнях. Социально-психологические методы управления направлены на высшие потребности человека. К числу высших потребностей относятся потребности в коммуникации (т.е. социальные потребности), потребности в уважении и потребности в самовыражении. Методы управления, основанные на социальных потребностях и потребностях в уважении условно можно отнести к социальной группе методов управления. Так как и общение и уважение со стороны коллег и знакомых человек может получить только находясь в социальной среде (формальной или неформальной группе). Группа оказывает существенное влияние на деятельность работников организации и их удовлетворенность. Причем указанное влияние может быть усилено за счет следующих мероприятий: · Обеспечение единства трудового коллектива за счет организации работы группы как единого целого. · Участие членов группы в формировании и изменении ее состава, т.е. в отборе, обучении и ротации работников. · Формирование формальных и неформальных норм группового поведения. · Распределение ресурсов (заработной платы, премий и т.п.) между членами группы по коллегиальному, а не по единоличному принципу. · Использование межгруппового соперничества для усиления внутригрупповой солидарности. Психологические методы предполагают воздействие на потребности человека высшего уровня. Основу таких потребностей составляют потребности в самовыражении. Для их удовлетворения работнику должна быть предоставлена наиболее полная свобода в принятии решений и выборе наиболее оптимальных вариантов его трудовой деятельности. Только в этом случае работник будет чувствовать себя более раскованно, и результаты его деятельности будут более эффективными. Наряду с возможностью самовыражения важную роль в системе психологической мотивации работника занимают потребности в уважении.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|