Здавалка
Главная | Обратная связь

Механизм внедрения этических норм



 

Для того чтобы этические принципы, нормы, правила и стандарты превратились в реалии деловой жизни, они должны быть включены в процесс принятия решений на всех уровнях управления, а также в практику работы всех сотрудников, т.е. быть частью реальной кадровой политики.

Наиболее часто применяемым механизмом является этический кодекс. Около 90% зарубежных компаний внедряло этические принципы посредством таких кодексов. Они могут быть разработаны для компании в целом и содержать общие для всех этические правила. Поскольку этические кодексы распространены более, чем другие инструменты внедрения этики в жизнь корпораций, рассмот­рим их подробнее. Этический кодекс, как правило, разрабатывается специально созданным органом - комитетом, комиссией.

Комитет по этике корпорации имеет определенный набор функций, к которым относятся следующие:

•вынесение этических вопросов для обсуждения правлением или топ-менеджерами;

•доведение основных требований этического кодекса до сведения менеджеров всех уровней и рядовых сотрудников;

•разработка мер, поддерживающих кодекс;

•анализ и пересмотр кодекса на основе ежегодных внутрикорпоративных отчетов и в зависимости от изменений внешней среды организации, особенно системы духовных ценностей и мнения общественности;

•составление отчетов о деятельности комитета для совета директоров;

•обеспечение высшего уровня менеджмента консультациями специалистов по этическим вопросам.

Большая часть этических кодексов компаний была разработана и внедрена в 70-х годах. Объем их весьма различен - от кодекса "Формулировка деловой этики" на одну страницу компании "Эксон Корпорейшн" до "Этического стандарта компании "Ситикорп", объемом более чем 60 страниц.

По своему содержанию эти кодексы разнообразны, что является иллюстрацией наличия существенных разногласий между представителями высшего менеджмента относительно предмета этического кодекса. Разнообразие кодексов может быть также следствием попыток менеджмента приспособить их к частным потребностям компании в условиях усложнившейся в последние десятилетия национальных хозяйств и мировой экономики.

Характерной особенностью современных кодексов этики является то, что разделы, содержащие рекомендации по устранению этических проблем, возникающих в связи с конфликтами интересов, разработаны более подробно и тщательно, чем прочие разделы. При этом акцент делается на столкновении интересов корпорации: а) с правительственными органами; б) с сотрудниками или акционерами корпорации; в) с правительствами иностранных государств.

Большинство кодексов базируется на внутреннем корпоративном контроле за его соблюдением. Публичный (внешний) - со стороны общественных организаций - и государственный контроль за соблюдением кодекса требует создания соответствующей государственной структуры, достаточно дорогой, что обременительно для бюджета любой страны.

Конечно, невозможно охарактеризовать и рассмотреть в кодексе любую этическую проблему, с которой могут столкнуться сотрудники. Вместе с тем письменные инструкции могут помочь разрешению этических вопросов, встречающихся наиболее часто.

Можно указать на ряд преимуществ, которые дает корпорации в целом и ее сотрудникам создание этического кодекса:

1. Кодексы представляют собой более обоснованные, собранные воедино "путеводители" к правильному поведению, чем советы и рекомендации отдельных личностей. Когда отдельным работникам приходится в повседневной практике определять уровень этичности служебного поведения, их суждения часто оказываются слишком субъективными, зависящими не только от уровня этического воспитания данного сотрудника, но и от уровня его образования, культуры, информированности о положении дел в корпорации, степени социальной ответственности, патриотичности и многих-многих других факторов.

Этические кодексы, вобрав в себя все перечисленное, предлагают менеджерам сфокусировать свое внимание на основном, пер­востепенном и подсказывают самые логичные решения.

2. Само существование этического кодекса корпорации как коллективного этического стандарта помогает менеджерам корпорации проникнуться пониманием этичности своих деловых решений. И письменная форма придает кодексам еще большую значимость.

3. Кодекс дает общий ориентир в тех ситуациях, когда трудно однозначно определить, что этично, а что неэтично в действиях менеджмента корпорации, т.е. когда в противоречие приходят универсальная этика и профессиональная этика.

4. Этические кодексы могут помочь контролировать власть тех менеджеров, которые иногда просят, даже приказывают своим подчиненным совершать не только неэтичные, но даже незаконные поступки. Кодексы могут обеспечить определенный уровень юридической защиты как компании в целом, так и каждому сотруднику в отдельности.

- Однако у этических кодексов есть ряд недостатков:

- Они требуют значительных затрат времени и денег.

- Они требуют высокой квалификации тех, кто их составляет.

- Иногда их рекомендации слишком расплывчаты, и с их помощью с трудом можно решить конкретную этическую проблему.

- Своим существованием кодексы предполагают необходи­мость применения наказаний для нарушителей.

- Вместе с тем все то, о чем в кодексе не говорится, можно оценить как допустимые действия.

Этические кодексы не гарантируют менеджерам ни контроля над внешними (по отношению к корпорациям) влияниями на деловую этику, ни способов решения глобальных этических проблем.

Перечисленные выше недостатки этических кодексов не умаляют их значения. Особенно большую пользу они приносят в корпорациях, где менеджеры осознают недопустимость неэтичной практики.

Вопросы для повторения

1. Дайте характеристику социофакторам в менеджменте.

2. В чем суть этики деловых отношений?

3. Как связаны между собой общечеловеческая и профессиональная этика?

4. Назовите основные этапы деловой беседы.

5. Назовите критерии переговоров.

6. Как влияет общественная среда (культура, политика, научно-технический прогресс, демография, особенности исторического раз­вития) на формирование принципов этики деловых отношений?

7. Назовите основной механизм внедрения этических принципов и норм деловых отношений.

8. Каковы Ваши прогнозы на развитие документационного обеспечения (кодексы, правила внутреннего распорядка и пр.) этических требований в организациях?

9. Каковы современные нравственные эталоны и образцы поведения в менеджменте?

10. Какова основная идея создания этических нормативов менеджмента в организации?

 

Резюме по теме

В основе позитивного влияния социофакторов в менеджменте лежат вопросы этики, представляющие собой учение о морали и нравственности.

Социальная ответственность менеджера (менеджмента) предполагает выполнение его организацией определенных обязанностей перед обществом, необходимость добровольно участвовать в решении социальных проблем населения той страны, в которой он работает.

Существует четыре уровня в системе регулирования деловой этики в организации: этические принципы (императивы), нормативные акты, коллективы сотрудников компании, индивидуальные мотивы.

Меры по повышению этичности сотрудников, принятых в практике ведущих компаний мира: разработка этических нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий, обучение сотрудников этичному поведению, личный пример руководителя.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.