Тема 10. Управленческие решения в организации
Цель и задачи изучения темы – изучить модели ситуаций и управленческих решений, методологию моделирования ситуаций и разработки управленческих решений, процесс и методы принятия управленческих решений.
Основы принятия управленческих решений
Принятие решений является неотъемлемой частью любой управленческой деятельности. Он присутствует в планировании (относительно выбора целей, задач и средств их достижения), в организации (распределение ресурсов), оперативном управлении, мотивации, контроле. Менеджерам приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы выбрать правильное решение. Большая часть времени менеджера связана с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений. Процесс принятия решений достаточно сложен, а ответственность за принятое решение – велика. Управленческие решения являются результатом управленческой деятельности менеджера. Управленческое решение (УР) – это предварительно обдуманный выбор из нескольких вариантов возможного поведения, которые направлены на достижение одной или нескольких целей и приводят к практическим результатам. Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели. Управленческие решения - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Принятие управленческого решения – это деятельность управляющей системы, которая связана с выбором альтернативного варианта решения проблемы. Принятие управленческого решения – это способность осуществить анализ важнейшей информации и сделать оптимальный выбор. Процесс принятия решений– циклический процесс, в рамках которого последовательно и непрерывно реализуются этапы подготовки, принятия и реализации УР, направленных на устранение проблемной ситуации, результатом которого является система готовых к реализации УР. Сущность процесса принятия управленческих решений заключается в выборе из множества альтернатив наиболее рационального варианта, исходя из заданного критерия эффективности или предпочтения ЛПР. Глобальной целью разработки и принятия любого УР является обеспечение реализуемого и наиболее эффективного варианта движения к поставленным перед организацией целям. Основные понятия в теории принятия управленческих решений. Проблема – это несоответствие состояния управляемого объекта целям, поставленным управляющим субъектом (руководителем). Под проблемой при этом будем понимать несоответствие желаемого и действительного, это разрыв между тем что хотим и что имеем. Перевод управляемого объекта в желаемое состояние (управление) производится с целью устранения возникшей проблемы. Если фактическое состояние не соответствует желаемому, то имеет место проблема. Цель - идеальное представление желаемого состояния или результата деятельности. Проблемы могут возникать в следующих случаях: - функционирование системы в данный момент не обеспечивает достижение поставленных целей; - функционирование системы в будущем не обеспечит достижение поставленных целей; - необходимо изменение целей деятельности. Проблема всегда связана с определенными условиями, которые обобщенно называют ситуацией. Совокупность проблемы и ситуации образует проблемную ситуацию. Проблемная ситуация – это условия, в которых будет решаться проблема (условия внешней и внутренней среды, неопределенность и нечеткость целевых параметров) Выявление и описание проблемной ситуации дает исходную информацию для постановки задачи принятия решений. Объект: задачи при решении группируются вокруг условно обособленных сфер деятельности: кадровая работа, рынок, реализация, ценные бумаги, затраты на маркетинг, конкуренты, снабжение и сбыт, бухучет и т.д. Эти сферы деятельности организации называют объектами для УР.
Объект управленческого решения– это, как правило, проблемы, связанные с разрешением теоретических и практических вопросов. Субъект управленческого решения – лицо, принимающее решение (ЛПР). Это может быть одно лицо — индивидуальное ЛПР или группа лиц, вырабатывающих коллективное решение,— групповое ЛПР, эксперты. Альтернатива– один из вариантов достижения поставленных целей, стратегия при помощи которых можно качественно и при минимальных затратах достичь поставленных целей. Нестандартное УР, как правило, имеет значительное множество альтернатив вследствие сочетания большого количества факторов внутренней и внешней среды. В процессе принятия решений формируются альтернативные (взаимоисключающие) варианты решений и оценивается их предпочтительность. Предпочтение — это интегральная оценка качества решений, основанная на объективном анализе (знании, опыте, проведении расчетов и экспериментов) и субъективном понимании ценности, эффективности решений. Критерий– показатель, позволяющий оценивать и выбирать предпочтительный вариант решения из множества альтернатив. Критерии эффективности могут быть количественными и качественными . Решение называется допустимым, если оно удовлетворяет ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим. Решение называется оптимальным (наилучшим), если оно обеспечивает экстремум (максимум или минимум) критерия выбора при индивидуальном ЛПР или удовлетворяет принципу согласования при групповом ЛПР. Эффективное управленческое решение — это, как правило, сплав профессионализма менеджера и его искусства управленца, поскольку, как справедливо считают ведущие специалисты в области принятия управленческих решений, принятие решений одновременно и наука, и искусство. Каждое УР затрагивает экономические, организационные, социальные, правовые и технологические интересы компании. Экономическая сущность УР проявляется в том, что на разработку и реализацию любого УР требуются финансовые, материальные и другие затраты, поэтому каждое УР имеет реальную стоимость. Реализация эффективного УР должна принести доход, а ошибочное решение приводит к убыткам. Организационная сущность УР состоит в том, что к этой работе привлекается персонал компании. Для эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции и положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, обеспечить работников необходимой техникой и технологией, постоянно координировать их работу. Социальная сущность УР заложена в механизме управления персонала, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относятся потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги. Правовая сущность УР заключается в необходимости соблюдения законодательных актов, международных обязательств, уставных и других документов компании. Технологическая сущность УР проявляется в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для разработки и реализации УР. Набор конкретных функцийпроцесса разработки и приянтия УР включает: 1. Стратегическое планирование; 2. Управление управленческой деятельностью; 3. Коммуникации с внешней и внутренней средой; 4. Управление человеческими ресурсами; 5. Управленческое консультирование; 6. Управление производственной и обслуживающей деятельностью; 7. Формирование системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм, техника управления). Особенности и требования к управленческим решениям.Содержание задачи принятия решений позволяет сформулировать ряд утверждений, характеризующих особенности управленческих решений: - принятие решений возможно только при наличии альтернатив (вариантов); - сущностными характеристиками процесса принятия решений являются знания и воля ЛПР, принимаемые решения могут непосредственно затрагивать интересы ЛПР и экспертов. Поэтому мотивы их поведение влияют на выбор решения; - определяющим фактором принятия сложных нестандартных УР, носящих многокритериальный характер, является человек (используется интуиция); - количество неизвестных элементов задачи существенно больше, чем известных (неизвестные элементы задачи: ситуации, цели, ограничения, решения, предпочтения — имеют прежде всего содержательный характер и только частично определяются количественными характеристиками); - нахождение наилучшего решения не могут быть полностью формализованы, поскольку не существует методов и алгоритмов, позволяющих, например, сформулировать цели и варианты решения; - их разработка и, тем более, реализация требуют привлечения большого объема финансовых и материальных ресурсов; - они оказывают важное воздействие на большие коллективы людей, срок их последействия достаточно высок; - каждое из них в значительной мере определяет последующие решения; - ответственность за принимаемые решения очень высока. Первый признак определяет необходимость существования альтернативных решений. Если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения, поскольку отпадает необходимость в мыслительно-волевом акте. Важной особенностью решения является целенаправленность и сознательность выбора. Бесцельный выбор, импульсивное действие не рассматриваются как решение. Последний признак подчеркивает необходимость осуществления волевого акта при выборе решения. Решение должно приводить к действию, поэтому человек, принимающий решение, формирует его через борьбу мотивов и выработку установки — состояния готовности к действию. Требования к управленческим решениям.Чтобы принимаемое решение, было эффективным, менеджер должен соблюдать все требования, предъявляемые к УР: - обоснованность означает, что решения должны приниматься на основе тщательной и достоверной информации о комплексе факторов внутренней и внешней среды, т.к. непродуманные решения влекут за собой серьезные последствия. осуществление его выработки и реализации на основе последних достижений науки, познания и использования объективных законов функционирования и постоянного развития объекта управления; - своевременность - решение должно приниматься не раньше и не позже возникновения ситуации, требующей управляющего воздействия. При этом оно должно соответствовать настоящему и учитывать будущее состояние объекта управления; несвоевременно принятое решение влечет за собой неэффективность; - реальность, т.е. намеченная программа действий должна быть практически осуществимой, сроки выполнения обоснованы, учтены ограничения по ресурсам; - непротиворечивость – согласованность решения с раннее принятыми, принимаемыми в других звеньях и на других уровнях управления; (непоследовательность и противоречивость решений приводит к дезорганизации деятельности предприятия); - правомочность: решения ЛПР или органа должны соответствовать делегированными ему полномочиями (иначе оно может быть не выполнено); - рациональность формы изложения предполагает четкость и ясность формулировки, исключение разночтения и правильное толкование - директивность: решения должны быть обязательными для исполнения, необходимо наладить контроль его исполнения; - целевая направленность: решения должны быть направлены на достижение определенных целей - адресность: решения должны быть ориентированны в пространстве и во времени, т.е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены во времени; - обеспеченность ресурсами: решения должны предусматривать необходимые ресурсы и устанавливать источники их получения.
Классификация управленческих решений:
Стадии процесса принятия решений.Типовые процессы принятия решений, реализуемые в самых различных областях деятельности, имеют много общего, поэтому необходима некоторая универсальная «типовая» схема процесса принятия решения, устанавливающая наиболее целесообразный набор и последовательность действий. Данную схему следует рассматривать не как жесткий алгоритм выработки и принятия управленческого решения, а как логическую и наиболее приемлемую схему действий менеджера в часто встречающихся проблемных ситуациях. Типовой процесс принятия решений включает: 1. предварительное формулирование проблемы; 2. определение целей решения и выбор соответствующих критериев оптимальности; 3. выявление и установление ограничений; 4. составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных; 5. сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем; 6. точное формулирование поставленной задачи; 7. анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма решения; 8. разработку модели решения, позволяющую оценивать эффективность каждой альтернативы; 9. оценку альтернатив и выбор наиболее эффективной; 10. принятие решения; 11. доведение решения до исполнителей; 12. выполнение решения и оценку результата; обратная связь. Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными: 1) метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение; 2) метод, основанный на понятии "здравого смысла", когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт; 3) метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего, электронно-вычислительной техники. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|