Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 10. Управленческие решения в организации



 

Цель и задачи изучения темы – изучить модели ситуаций и управленческих решений, методологию моделирования ситуаций и разработки управленческих решений, процесс и методы принятия управленческих решений.

 

Основы принятия управленческих решений

 

Принятие решений является неотъемлемой частью любой управленческой деятельности. Он присутствует в планировании (относительно выбора целей, задач и средств их достижения), в организации (распределение ресурсов), оперативном управлении, мотивации, контроле. Менеджерам приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы выбрать правильное решение. Большая часть времени менеджера связана с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений. Процесс принятия решений достаточно сложен, а ответственность за принятое решение – велика.

Управленческие решения являются результатом управленческой деятельности менеджера.

Управленческое решение (УР) – это предварительно обдуманный выбор из нескольких вариантов возможного поведения, которые направлены на достижение одной или нескольких целей и приводят к практическим результатам.

Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.

Управленческие решения - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Принятие управленческого решения – это деятельность управляющей системы, которая связана с выбором альтернативного варианта решения проблемы.

Принятие управленческого решения – это способность осуществить анализ важнейшей информации и сделать оптимальный выбор.

Процесс принятия решений– циклический процесс, в рамках которого последовательно и непрерывно реализуются этапы подготовки, принятия и реализации УР, направленных на устранение проблемной ситуации, результатом которого является система готовых к реализации УР.

Сущность процесса принятия управленческих решений заключается в выборе из множества альтернатив наиболее рационального варианта, исходя из заданного критерия эффективности или предпочтения ЛПР.

Глобальной целью разработки и принятия любого УР является обеспечение реализуемого и наиболее эффективного варианта движения к поставленным перед организацией целям.

Основные понятия в теории принятия управленческих решений.

Проблема – это несоответствие состояния управляемого объекта целям, поставленным управляющим субъектом (руководителем). Под проблемой при этом будем понимать несоответствие желаемого и действительного, это разрыв между тем что хотим и что имеем. Перевод управляемого объекта в желаемое состояние (управление) производится с целью устранения возникшей проблемы. Если фактическое состояние не соответствует желаемому, то имеет место проблема. Цель - идеальное представление желаемого состояния или результата деятельности.

Проблемы могут возникать в следующих случаях:

- функционирование системы в данный момент не обеспечивает достижение поставленных целей;

- функционирование системы в будущем не обеспечит достижение поставленных целей;

- необходимо изменение целей деятельности.

Проблема всегда связана с определенными условиями, которые обобщенно называют ситуацией. Совокупность проблемы и ситуации образует проблемную ситуацию.

Проблемная ситуация – это условия, в которых будет решаться проблема (условия внешней и внутренней среды, неопределенность и нечеткость целевых параметров) Выявление и описание проблемной ситуации дает исходную информацию для постановки задачи принятия решений.

Объект: задачи при решении группируются вокруг условно обособленных сфер деятельности: кадровая работа, рынок, реализация, ценные бумаги, затраты на маркетинг, конкуренты, снабжение и сбыт, бухучет и т.д. Эти сферы деятельности организации называют объектами для УР.

 

Объект управленческого решения– это, как правило, проблемы, связанные с разрешением теоретических и практических вопросов.

Субъект управленческого решения – лицо, принимающее решение (ЛПР). Это может быть одно лицо — индивидуальное ЛПР или группа лиц, вырабатывающих коллективное решение,— групповое ЛПР, эксперты.

Альтернатива– один из вариантов достижения поставленных целей, стратегия при помощи которых можно качественно и при минимальных затратах достичь поставленных целей. Нестандартное УР, как правило, имеет значительное множество альтернатив вследствие сочетания большого количества факторов внутренней и внешней среды.

В процессе принятия решений формируются альтернативные (взаимоисключающие) варианты решений и оценивается их предпочтительность.

Предпочтение — это интегральная оценка качества решений, основанная на объективном анализе (знании, опыте, проведении расчетов и экспериментов) и субъективном понимании ценности, эффективности решений.

Критерий– показатель, позволяющий оценивать и выбирать предпочтительный вариант решения из множества альтернатив. Критерии эффективности могут быть количественными и качественными .

Решение называется допустимым, если оно удовлетворяет ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим. Решение называется оптимальным (наилучшим), если оно обеспечивает экстремум (максимум или минимум) критерия выбора при индивидуальном ЛПР или удовлетворяет принципу согласования при групповом ЛПР.

Эффективное управленческое решение — это, как правило, сплав профессионализма менеджера и его искусства управленца, поскольку, как справедливо считают ведущие специалисты в области принятия управленческих решений, принятие решений одновременно и наука, и искусство.

Каждое УР затрагивает экономические, организационные, социальные, правовые и технологические интересы компании.

Экономическая сущность УР проявляется в том, что на разработку и реализацию любого УР требуются финансовые, материальные и другие затраты, поэтому каждое УР имеет реальную стоимость. Реализация эффективного УР должна принести доход, а ошибочное решение приводит к убыткам.

Организационная сущность УР состоит в том, что к этой работе привлекается персонал компании. Для эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции и положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, обеспечить работников необходимой техникой и технологией, постоянно координировать их работу.

Социальная сущность УР заложена в механизме управления персонала, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относятся потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги.

Правовая сущность УР заключается в необходимости соблюдения законодательных актов, международных обязательств, уставных и других документов компании.

Технологическая сущность УР проявляется в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для разработки и реализации УР.

Набор конкретных функцийпроцесса разработки и приянтия УР включает:

1. Стратегическое планирование;

2. Управление управленческой деятельностью;

3. Коммуникации с внешней и внутренней средой;

4. Управление человеческими ресурсами;

5. Управленческое консультирование;

6. Управление производственной и обслуживающей деятельно­стью;

7. Формирование системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм, техника управления).

Особенности и требования к управленческим решениям.Содержание задачи принятия решений позволяет сформулировать ряд утверждений, характеризующих особенности управленческих решений:

- принятие решений возможно только при наличии альтернатив (вариантов);

- сущностными характеристиками процесса принятия решений являются знания и воля ЛПР, принимаемые решения могут непосредственно затрагивать интересы ЛПР и экспертов. Поэтому мотивы их поведение влияют на выбор решения;

- определяющим фактором принятия сложных нестандартных УР, носящих многокритериальный характер, является человек (используется интуиция);

- количество неизвестных элементов задачи существенно больше, чем известных (неизвестные элементы задачи: ситуации, цели, ограничения, решения, предпочтения — имеют прежде всего содержательный характер и только частично определяются количественными характеристиками);

- нахождение наилучшего решения не могут быть полностью формализованы, поскольку не существует методов и алгоритмов, позволяющих, например, сформулировать цели и варианты решения;

- их разработка и, тем более, реализация требуют привлечения большого объема финансовых и материальных ресурсов;

- они оказывают важное воздействие на большие коллективы людей, срок их последействия достаточно высок;

- каждое из них в значительной мере определяет последующие решения;

- ответственность за принимаемые решения очень высока.

Первый признак определяет необходимость существования альтернативных решений. Если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения, поскольку отпадает необходимость в мыслительно-волевом акте. Важной особенностью решения является целенаправленность и сознательность выбора. Бесцельный выбор, импульсивное действие не рассматриваются как решение. Последний признак подчеркивает необходимость осуществления волевого акта при выборе решения. Решение должно приводить к действию, поэтому человек, принимающий решение, формирует его через борьбу мотивов и выработку установки — состояния готовности к действию.

Требования к управленческим решениям.Чтобы принимаемое решение, было эффективным, менеджер должен соблюдать все требования, предъявляемые к УР:

- обоснованность означает, что решения должны приниматься на основе тщательной и достоверной информации о комплексе факторов внутренней и внешней среды, т.к. непродуманные решения влекут за собой серьезные последствия. осуществление его выработки и реализации на основе последних достижений науки, познания и использования объективных законов функционирования и постоянного развития объекта управления;

- своевременность - решение должно приниматься не раньше и не позже возникновения ситуации, требующей управляющего воздействия. При этом оно должно соответствовать настоящему и учитывать будущее состояние объекта управления; несвоевременно принятое решение влечет за собой неэффективность;

- реальность, т.е. намеченная программа действий должна быть практически осуществимой, сроки выполнения обоснованы, учтены ограничения по ресурсам;

- непротиворечивость – согласованность решения с раннее принятыми, принимаемыми в других звеньях и на других уровнях управления; (непоследовательность и противоречивость решений приводит к дезорганизации деятельности предприятия);

- правомочность: решения ЛПР или органа должны соответствовать делегированными ему полномочиями (иначе оно может быть не выполнено);

- рациональность формы изложения предполагает четкость и ясность формулировки, исключение разночтения и правильное толкование

- директивность: решения должны быть обязательными для исполнения, необходимо наладить контроль его исполнения;

- целевая направленность: решения должны быть направлены на достижение определенных целей

- адресность: решения должны быть ориентированны в пространстве и во времени, т.е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены во времени;

- обеспеченность ресурсами: решения должны предусматривать необходимые ресурсы и устанавливать источники их получения.

 

Классификация управленческих решений:

 

Признак классификации Виды управленческих решений
Объект управления Маркетинговые Производственные Финансовые Кадровые
Характер процесса принятия решения Интуитивные Основанные на суждениях Рациональные
Количество альтернатив Стандартные Бинарные Многоальтернативные Инновационные
Сроки действия Постоянные (о технике безопасности) Длительного действия (должностная инструкция) Периодические (ежеквартальные) Краткосрочные (диспетчирование) Разовые (о премировании)
Частота принятия решений Единовременные Циклические Частые
Форма Письменные Устные
Содержание Производственные Социально-политические Экономические Организационные Технические
Возможность автоматизации Программируемые (связаны с большим объемом ин­формации) Поддающиеся частичной автоматизации (когда необхо­димо переработать большой объем информации за ко­роткий срок, автоматизация — в рамках частных задач) Принимаемые на основе только логического обосно­вания Неисследованные (на основе интуиции и опыта работы)

 

Стадии процесса принятия решений.Типовые процессы принятия ре­шений, реализуемые в самых различных областях деятельности, имеют много общего, поэтому необходима некоторая универсальная «типо­вая» схема процесса принятия решения, устанавливающая наиболее це­лесообразный набор и последовательность действий. Данную схему сле­дует рассматривать не как жесткий алгоритм выработки и принятия управленческого решения, а как логическую и наиболее приемлемую схему действий менеджера в часто встречающихся проблемных ситуа­циях.

Типовой процесс принятия решений включает:

1. предварительное формулирование проблемы;

2. определение целей решения и выбор соответствующих критери­ев оптимальности;

3. выявление и установление ограничений;

4. составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных;

5. сбор управленческой информации и прогнозирование измене­ний параметров решения в будущем;

6. точное формулирование поставленной задачи;

7. анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма решения;

8. разработку модели решения, позволяющую оценивать эффектив­ность каждой альтернативы;

9. оценку альтернатив и выбор наиболее эффективной;

10. принятие решения;

11. доведение решения до исполнителей;

12. выполнение решения и оценку результата; обратная связь.

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:

1) метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;

2) метод, основанный на понятии "здравого смысла", когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;

3) метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего, электронно-вычислительной техники.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.